Деловая игра «Школа безопасности. Каждый имеет право на уважение»
план-конспект занятия (9 класс)

Аканова Роза Батухановна

Цель: гармоничное развитие личности детей, воспитание уважения к старшим; развитие стремления быть внимательным к окружающим людям.

Задачи:

развитие у обучающихся представлений безопасности;

•          формирование практических навыков решения возникающих проблем

•          развитие продуктивной деятельности детей (рисование, аппликация);

•          развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

•          воспитывать организованность, дисциплинированность, умение и желание самостоятельно объединятся для совместной деятельности, оказывать друг другу помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема: «Школа безопасности. Каждый имеет право на уважение» 

Форма проведения: аудиторное занятие

Продолжительность занятия: 30 минут

Цель: гармоничное развитие личности детей, воспитание уважения к старшим; развитие стремления быть внимательным к окружающим людям.

Задачи: 

развитие у обучающихся представлений безопасности;

•        формирование практических навыков решения возникающих проблем

•        развитие продуктивной деятельности детей (рисование, аппликация);

•        развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

•        воспитывать организованность, дисциплинированность, умение и желание самостоятельно объединятся для совместной деятельности, оказывать друг другу помощь.

Планируемые результаты:

- личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- метапредметные: воспринимать задание на слух, анализ, рассуждение, умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее, мнение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей, умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности, умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации.

- предметные: помочь детям осознать понятие уважение и уважаемый человек, расширить знания о вариативности травли.

Оборудование: проектор, видеоролик, карточки для работы.


  1. Организационный момент.

Учащиеся заходят в кабинет, у входной двери стоит стенд, на котором прикреплены разные стикеры (по цвету, по 5 стикеров на каждую группу), и присаживаются за парту на которой находится такой же стикер, как и у них.

-Ребята, обратите внимание на стенд, на нем размещены стикеры, выберите, который вам наиболее понравился, и садитесь за стол, на котором располагается выбранный вами цвет.

-Здравствуйте, уважаемые ребята, присаживайтесь.

2. Актуализация субъективного опыта учащихся.

Определение темы урока.

Ребята, обратите внимание на экран. Сейчас вам будет представлен ролик, после его просмотра дайте ответ на несколько вопросов: «Увидели ли они себя в этом ролике? С какой стороны вы себя увидели? Нравится ли им это отношение?» Показывается видеоролик.

Сейчас я вам предлагаю выполнить несложное задание: у вас на столах лежит ватман и маркер, разделите ватман на 2 колонки и напишите (по группам) (задание вывести на экран):

  1. В первой колонке: как вы проявляете уважительное отношение к одноклассникам, и во второй колонке: как они проявляют свое отношение к вам
  2. В первой колонке: как вы проявляете уважительное отношение к старшим, в том числе учителям, и во второй колонке: как они проявляют свое отношение к вам
  3. В первой колонке: как вы проявляете уважительное отношение к тем, кто младше, и во второй колонке: как они проявляют свое отношение к вам

Каждая группа зачитывает что получилось.

        На основе ваших высказываний, я полагаю, что всем хочется хорошего и уважительного отношения к себе? Да. Вот сегодня мы с вами как раз и поговорим о том, что «Каждый имеет право на уважение» и как обезопасить себя в школе от травли.

На доске отворачивается тема урока «Школа безопасности. Каждый имеет право на уважение».

Постановка цели занятия.

Опираясь уже на известную тему, кто может сформулировать цель нашего занятия?

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Вы достаточно продвинутые и эрудированные ребята, назовите по 3 фактора вашего психологического комфорта в школе (положительный эмоциональный настрой, отсутствие усталости, отсутствие страха перед уроком, учителем, одноклассниками и т.д). Все верно.

Теперь давайте перечислим что может нарушить наш комфорт. (Обучающиеся перечисляют, я дополняю: травля, оскорбления и т.д.)

Наш мир стремительно развивается и, к сожалению, появляются новые способы нас обижать. Я вам предлагаю сейчас познакомиться еще с некоторыми угрозами, которые могут нас поджидать в мире.

  1. Газлайтинг
  2. Шейминг
  3. Буллинг

Вы знаете, что значат эти слова? Давайте воспользуемся дополнительными источниками информации (интернет). Каждая группа достает телефон и ищет значение своей угрозы.

Газлайтинг (от англ. «Газовый свет» «Gas Light» так назывался фильм, в котором присутствовал мотив таких отношений) — способ психологического давления, в котором "газлайтер" пытается выдать мнение о своем поведении у жертвы за сумасшествие или бред, таким образом психологически подавляет жертву, обычно такое происходит в паре. Например, Маша как-то обиделась на Мишу, а он в ответ внушает ей, что это только её фантазии. Либо Миша убеждает Машу, что она слишком "бурно" реагирует на его поступки. Таким образом Миша "газлайтит" Машу.

Сложно подобрать термин, который бы описывал такой процесс среди русских слов, поэтому все чаще используют английские термины.

Шейминг ( от англ. shaming — стыдить)— критика персоны, основанная на ее/его недостатках. Выделяют следующие виды "пристыжения":

  1. Бодишейминг. Критика человека, основанная на недостатках его тела, например, сказать девушке: "не носи короткую юбку, у тебя некрасивые ноги".
  2. Фэтшейминг. Критика человека, основанная на его полноте, сюда относятся все злые шуточки над людьми с избыточным весом.

Буллинг (от англ. bulling —травля, bull —бык, bully — так называют подростка в школе, который травит одноклассников) простыми словами — это систематическая травля, где есть главный зачинщик. Сюда относится систематическая порча портфелей, вещей школьника-жертвы, иногда и выражающееся в рукоприкладстве.

Ребят еще есть такие виды травли: (это дополнительно)

Виктимблейминг— это практика обвинения жертвы в его поведение, которое привлекло к ней неприятности. Например, если ограбили кого-то на окраине, а ему говорят, мол, сам виноват, нечего было ходить в неблагополучном районе.

Сталкинг—это процесс, когда один человек систематически выслеживает интересующую его персону, при этом он может демонстрировать это внимание или нет. Например, мужчина может постоянно наблюдать за девушкой, которая как-то находится в поле его интересов. Или женщина может ходить к дому бывшего мужа и смотреть на окна, чтобы узнать, как там дела.

Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой – либо целью (яркий пример — фильм «Чучело»).  Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами».

  1. Этап обобщения и систематизации

Ребята, а сейчас я вам предлагаю обыграть травлю, которая вам досталась. А также постараться продемонстрировать защиту от нее (на столах лежит памятка с правилами защиты от травли).

Каждая группа представляет свою сценку. И проговаривает варианты защиты.

Ситуация № 1.

1 участник: Я тебе говорю, что это ты рассказала мне эту ситуацию.

2 участник. Это твои фантазии

Ситуация № 2

1 участник. Почему сегодня вы подали неправильную информацию? Вас 21 учащихся, а вы подаете сведения, что 20

2 участник. Я вам говорю, что при подаче информации по списку было 20, а еще один ребенок только подал документы

1 участник. Ну, он же учился у вас уже с утра

2 участник. Нет

Ситуация № 3

Техники защиты от газлайтинга

Правило 1. Старайтесь строить с ним диалог, только по своему сценарию, всё остальное пресекайте в этот момент.  Здесь вы должны быть внутренне готовы к защите и настроены, на то, что на вас сейчас будут нападать. Вы отвечаете - типа "Я тебе сказала, что это так, а остальное это все твои фантазии". Не помогает правило 1, пробуем 2.

Правило 2. В таких случаях шикарно работает техника "Заезженной пластинки". Когда вам говорят, например, "Ты глупая и ничего не понимаешь". Вы говорите: "Ты не имеешь права меня оскорблять" и вы повторяете одну фразу до тех пор, пока человек либо не извиниться и остановиться, если не помогает вы спокойно уходите из ситуации, говоря: "Пока не извинишься разговора не получится". И здесь нужно проявить крепость, чтобы не оправдываться и не объясняться, сказали все, не услышал, говорите столько раз, пока не услышит.

Правило 3. Техника "Паузы". При каких-то элементах давления на вас, вы делаете следующее. Делаете легкую улыбку, держите контакт глазами с газлайтером и считаете молча до 10 - 15 вдохов, наблюдая за своим дыханием. Просто смотрите, молчите и считайте вдохи. Уходите из ситуации говоря фразу, " Я не готова сейчас с тобой разговаривать". Все.

Правило 4. Фраза, которую вы можете прямо дословно записать и воспроизводить в ситуации оказываемого на вас психологического давления. Типа "Я так и думала, что ты будешь сейчас пробовать на меня давить, чего ты хочешь этим добиться и получить". Не услышали с одного раза повторяем еще.

Правило 5.  "Кавычки Эриксона". В ответ на психологическое давление в вашу сторону вы отвечаете: "Ты знаешь, моей подруги муж тоже такое сказал, а ты знаешь, что она сделала, она ему лысину горячим утюгом ошпарила". Звучит угрожающе согласитесь))

Правило 6. Техника "Иронии". Звучит так, типа «Когда ты со мной так разговариваешь у меня сердце из груди выпрыгивает и подмышки потеют". Доводите до абсурда или стебетесь. Если насчёт сердца, ещё что-то может противостоять, то насчёт подмышек любой газлайтер начнёт сливаться))).

Правило 7. Это всем знакомая техника амортизации, которая очень хорошо работает при защите своих психологических границ в отношении газлайтеров. Упрек типа «Ну что ты за хозяйка такая неопрятная, бардак везде один», вы «Я с тобой совершенно согласна, как ты бедный вообще со мной живешь?». Ну если более грубые, типа «Ты дура, да Я не просто дура, я идиотка ещё каких свет не видывал». «Ты что хамишь мне?», «Ты еще не видел, как я хамлю!»

Техники защиты от буллинга и шейминга

  1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
  2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
  3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
  4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

http://animagic.tilda.ws/

  1. Подведение итогов

Хочется отметить плодотворную и качественную работу всех обучающихся. Что мы узнали на занятии?

  1. Рефлексия

Нам остался последний виток сегодняшнего занятия, это ваша оценка своего состояния. Я предлагаю вам разместить свои стики на дереве (которое нарисовано на доске или выведено на экран).

  1. Если вам хорошо, и вы счастливы, то на самый верхние ветки
  2. Если вам было грустно или скучно, где-то в середине, ближе к стволу дерева
  3. И если вы не довольны по разным причинам, то пусть они будут как опавшие листья

 Судя по размещению на дереве наших «листочков» все довольны. Отлично. И на память о нашем занятии, я хочу подарить каждому из вас памятку «Техники защиты от газлайтинга, буллинга, и шейминга».

Ребята, я хочу вам порекомендовать этот социальный проект.

Мы хотим привлечь внимание к проблеме травли (буллинга).

Геймплей игры отражает суть этого явления и призывает не оставаться в стороне, выйти из позиции наблюдателя.

Если вы или ваши знакомые сталкивались с подобным - скачайте игру и зайдите в раздел "Показалось знакомым?" в главном меню игры, чтобы получить подборку полезных материалов.

Игра бесплатна и не содержит встроенных покупок или рекламы.

Это стало возможным, так как игра реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.

 «Анимагия» подойдёт для обсуждения проблемы буллинга на классном часе. Эта игра разработана фондом «Полдень». В «Анимагии» используется знакомая школьникам метафора волшебной академии, где существует негласная иерархия, типичная для подросткового коллектива. Персонажи игры иллюстрируют роли и стратегии детей в ситуации буллинга. Волки — агрессоры, их цель — поддерживать свой авторитет. Крысолюды — жертвы, их выигрышная стратегия — не молчать, а просить помощи. Крылатые — свидетели, они могут игратьь разные роли: быть безразличными или выбрать сторону Волков или Крысолюдов. После игры можно провести классный час и побеседовать о ролях в ситуации травли и о возможных стратегиях преодоления травли из разных ролей — жертвы, агрессора, свидетеля

Всем спасибо. До свиданиеЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс

Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...

Классный час «Каждый имеет право… »

Знакомство учащихся с Конституцией РФ, символами государства, правами человека...

Деловая игра "Школа - правовое пространство"

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе...

Классный час "Каждый имеет право..."

Классный час "Каждый имеет право..."...

Классный час "Каждый имеет право"

Классный час "Каждый имеет право"...

Деловая игра: «Тендер: «Открытый конкурс на право заключения контракта по обслуживанию ПК и сетей образовательных учреждений г.Сургута »»

В последнее время спрос на услуги IT-аутсорсеров (см. Приложение 1), фирм по обслуживанию ПК и сетей, постоянно растет: его двигают увеличивающаяся зависимость бизнеса от  бесперебойной работы ко...

Деловая игра "Финансовая безопасность"

Участники игры на полтора часа смогут почувствовать себя «Юными спасателями от финансовых мошенников». Путешествуя по игровому городу по собственному «финансовому» маршруту, уч...