Главные вкладки

    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОДБ. 17«Право»
    методическая разработка по праву по теме

    Ракова Вера Михайловна

    Методический материал для организации самостоятельной внеаудиторной ратоты студентов СПО по учебной дисциплине ОДБ17. Право..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл odb_17._pravo.docx54.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    «СЕРОВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ  ТЕХНИКУМ»

    РАССМОТРЕНО:

    на Методическом объединении

    «__» _________ 2014г.

    СОГЛАСОВАНО:                                      УТВЕРЖДАЮ:  

    на Педагогическом Совете                           Директор ГБОУ СПО  СО «СМТ»

    «__» _________ 2014г.                              «__» _________ 2014г.

    ______________________                         _______________________

    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной

    внеаудиторной работы по дисциплине  ОДБ. 17 «Право»

    Разработчик: Ракова В.М.

    Серов,  2014 г.

    Тема 1.  Вопросы теории государства и права

    Содержание работы:  А) Объясните, что такое форма государства.

    Б) Заполните таблицу, используя следующие понятия и определения: демократический, конфедерация, монархия, парламентская, федерация, авторитарный, абсолютная, президентская, унитарное государство, демократическая, военный, смешанная, республика, дуалистическая, парламентарная.

    В) Дайте характеристику понятиям и определениям, включенным в таблицу

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Задание №1.  «Форма государства»

    Задание №2   Напишите эссе «Нравственность и право…: ».

    Содержание работы:  См. рекомендации

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения; соответствие темы; аргументированность; логичность, наличие авторской позиции.

    6

    Тема 2. Конституционное право

    Задание №1: Приведите в соответствие группы и конкретные  права и свободы граждан, провозглашенные в Конституции РФ.

    права и свободы

    группы прав

    1.право участвовать   в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей

    2.каждый имеет право на образование

    3.каждый имеет право на  свободу и  личную неприкосновенность

    4.труд свободен. ..каждый имеет право выбирать род деятельности и профессию

    5.каждый имеет право на жилище

    6.кождый имеет право на жизнь

    7.право частной собственности охраняется законом

    8.каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту …. и в иных случаях предусмотренных законом

    А- гражданские права и свободы Б- политические права и свободы

    В- экономические права и свободы  Г- социальные права и свободы

    Задание №2  Подготовка сообщений по теме:

     «Как обеспечить безопасность свидетелей, дающих в суде показания против преступников»,  «Традиции местного самоуправления в нашем регионе»

    Содержание работы:  см. рекомендации

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения; соответствие темы; аргументированность; логичность

    7

    Тема 3. Гражданское право

    Задание №1  Решите тестовые задания

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   проверка теста

    1. К коммерческим предприятиям относятся:

    А – хозяйственные товарищества и общества; Б – акционерное общество;

    В – производственный кооператив; Г – потребительский кооператив;

    Д – унитарное предприятие; Е – экономические фонды.

    2. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательные права, относятся:

    А – хозяйственные товарищества и общества; Б – производственный кооператив; В – потребительский кооператив; Г – религиозные организации;

    Д – государственные и муниципальные унитарные предприятия; Е – финансируемые собственником учреждения.

    3. К юридическим лицам, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся:

    А – государственные и муниципальные унитарные предприятия;

    Б – финансируемые собственником учреждения;

    В – общественные и религиозные предприятия;  Г – фонды.

    Задание №2.  Решить задачу.

    Содержание работы:  См. рекомендации

    8

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   устный опрос

    ТОО ― «Стимул» объединяется с АО ― «Электрон». Акционерное общество согласно на объединение, однако не хочет отвечать по долгам товарищества. Руководители предложили – объединяясь, не указывать в передаточных ведомостях о долгах, а позже рассчитаться собственными силами с этими долгами. Правомерны ли такие действия?

    9

    Тема 4. Предпринимательское право

    Задание №1 Из личного опыта, СМИ привести примеры нарушения прав потребителей.

    Содержание работы:  См. рекомендации

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   устный опрос

    Задание №2 Проанализировать «Закон о защите прав потребителей» с точки зрения предоставляемых услуг населению.

    Содержание работы:  См. рекомендации

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   устный опрос

    10

    Тема 5.  Основы семейного права

    Задание №1.  Решить задачи.

    Содержание работы:  См. рекомендации

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   совместный разбор

    1) Молодая семья приехала в Россию на работу, по приглашению одной из фирм. Через некоторое  время у них родился ребёнок. Какое гражданство будет у ребенка? Дайте обоснование ответа.

    2) На каникулах папа, с  7-летним  Антоном,  решил сходить в зоопарк. Сын был очень рад, что проведет целый день с отцом. Но оказалось, что папа просто устал и решил отдохнуть за чтением газеты на скамейке, Антон же гулял по зоопарку один. Когда он обратился к отцу показать ему жирафа, отец ответил: « Антон, ты видишь, что я читаю газету? Посмотри жирафа один.» Можно ли назвать поведение папы правильным? Свой ответ обоснуйте.

    Задание №2.  Составьте диаграмму бракоразводных процессов в городе за период последнего десятилетия.

    Содержание работы:  составленная диаграмма

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   защита

    Задание №3.  Подготовить презентацию по теме: «Грубая эксплуатация женщин и детей».

    Содержание работы:  См. рекомендации

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   выступление перед аудиторией

    11

    Тема 6. Трудовое право

    Задание №1. Ответь на вопросы

    Содержание работы:  См. рекомендации

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  соответствие тематике, точность,    последовательность

    1. Каковы основания увольнения работника по инициативе администрации?

    2. Каков порядок заключения коллективного договора?

    Задание №2.  Решите задачу.

    Содержание работы:  См. рекомендации

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   устный опрос

    1. В связи с простоем из-за аварии начальник цеха предложил слесарю шестого разряда Иванову перейти на время простоя на работу по уборке помещений. Считая, что эта работа не соответствует его квалификации, Иванов попросил направить его в бригаду по ремонту станков.

    Вопросы:

    - Может ли простой служить основанием для перевода на другую работу?         - Вправе ли Иванов претендовать на работу более высокой квалификации при переводе в случае простоя?

    Задание №3.  Подготовьте презентацию по теме: «Нарушение трудовых отношений на производстве»

    Содержание работы:  См. рекомендации

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   выступление с презентацией.

    12

    Тема 7. Административное право

    Задание №1. Как соотносятся понятия «Субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений»?

    Содержание работы:  ответ на вопрос

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   устный опрос

    Задание №2.  Решить задачу.

    Содержание работы:  См. рекомендации

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   устный опрос

    1). Какие их нижеперечисленных отношений регулируются нормами административного права:

    - сотрудник ГИБДД оштрафовал водителя автомашины за превышение скорости;

    - на имя ректора института поступило от студента заявление с просьбой допустить его к экзаменам;

    - гражданин потребовал от соседа устранить неисправности трубопровода;

    - санитарный врач оштрафовал продавца коммерческого магазина за нарушение санитарных правил;

    - администрация г. Чебоксары приобрела через базу материально-технического снабжения предметы офисной мебели;

    - государственный инспектор труда выдал предписание работодателю об устранении нарушений трудового законодательства РФ.

    2)Сотрудник ОВД Пихотеев М.А. приказом начальника ГУВД края был      

      13

    уволен из органов внутренних дел за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным и нравственным качествам сотрудника полиции. Пихотеев обратился в суд с заявлением о признании своего увольнения незаконным, так как трудовое законодательство не предусматривает подобного основания для увольнения. Проанализируйте ситуацию с позиции действующего законодательства. О каких правоотношениях идет речь в данном казусе?

    Задание №3.  подготовить сообщение по теме:

     «Штрафы как вид административного взыскания: проблемы и перспективы».

    Содержание работы:  См. рекомендации

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   проверка записей

    14

    Тема 8. Уголовное  право

    Задание №1. Ответь на вопрос.

    Отличие уголовного наказания от иных мер уголовно-правового воздействия.

    Содержание работы:  См. рекомендации

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   устный опрос

    Задание №2.  Решить задачу.

    Содержание работы:  См. рекомендации

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   устный опрос

    1). Директор ресторана «Якорь» Апин и техник ремонтно-строительного управления Гущин организовали в одном из помещений ресторана притон для потребления наркотических средств. Однако их действия были вскоре пресечены благодаря оперативной деятельности следственных органов.

    В соответствии с ч. 2 ст. 232 УК РФ суд приговорил Гущина к пяти годам лишения свободы. Учитывая должностное положение Апина, он был приговорен к трем годам лишения свободы. Обоснован ли приговор суда?

    2) Трусов был осужден сроком на пять лет и оштрафован в размере 120 000 руб. по ст. 153 УК РФ (подмена ребенка). Спустя два года после освобождения результатом его неосторожного обращения с огнем явилось уничтожение автомашины «Жигули», принадлежавшей его другу Батову (ст. 168 УК РФ). Можно ли считать Трусова рецидивистом?

    15

    3).Цаплин, достигший 14-летнего возраста, был осужден Измайловским районным судом г. Москвы по ч. 1 ст. 213 УК РФ за хулиганство. Правомерны ли действия суда?

    Задание №3 Подготовитесь к дебатам: «Способно ли уголовное наказание исправить преступника?», «Какие преступления представляют особую опасность в наше время?».

    Содержание работы:  1. Что такое дебаты

    2. правила ведения дебатов. 3. Подбор аргументов по темам.

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения, соответствие заявленной теме

    Контроль выполнения:   выступление на дебатах.

    16

    Тема 9. Международное право

    Задание №1.  Вставьте слова вместо пропусков, в статьи Конвенции о правах ребёнка.

    Содержание работы:  ответы на вопросы

    Формат выполненной работы:  записи в рабочей тетради

    Критерии оценки:  обоснованность и четкость выполнения

    Контроль выполнения:   проверка записей.

    1)Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое  существо до достижения _________  возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

    2)Государства- участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на ____________ .

    3)Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на _________ и на приобретение ________________, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

    4)__________, при принятии решений, должно наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка и предоставлять детям особую защиту и заботу.

    5)Каждый ребенок имеет право на ___________.  Начальное________________ должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее — доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству.

    6)Государства — участники признают право ребенка на _________ и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься  искусством.

    17

    Введение

    Данная методическая разработка  предназначена для решения следующих целей: 1) закрепления и углубления знаний об основных правовых понятиях и категориях (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

    2) усвоения основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг;

    3) получения четких представлений о взаимосвязи права и других социальных норм;

    4) изучения различных видов судопроизводства, полномочий правоохранительных органов; организационно-правовых форм предпринимательства; порядка рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

    5) развития умений приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

    6) приобретения практических навыков и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

    - поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

    - анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

    - выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов

    3

    реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

    - изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

    - решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

    7) развития стремления и способности к самостоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценки.

    Оценить степень собственной подготовленности к занятию помогут методические рекомендации, которые сформулированы по каждой теме. Большую помощь студентам в освоении учебного курса может оказать подготовка доклада, реферата или эссе по отдельным проблемам курса. Соответствующая тематика содержится в данных методических рекомендациях. Приступая к данному виду учебной работы, студенты должны согласовать с преподавателем тему доклада, реферата или эссе и получить необходимую консультацию и методические рекомендации. При подготовке доклада, реферата или эссе следует придерживаться методических рекомендаций, советов и предложений преподавателя, с тем, чтобы работа оказалась теоретически обоснованной и практически полезной. Подготовленный доклад, реферат или эссе, после его рецензирования преподавателем, может быть использован для выступления на занятии, на заседании научного кружка, а также при подготовке к экзамену. Точно следуя изложенным методическим советам и рекомендациям, а также выполняя все задания, предложенные в данных методических рекомендациях, каждый студент сможет овладеть тем объемом знаний, который предусмотрен рабочей программой, успешно сдать экзамен, а в последствии эффективно использовать полученные знания в своей практической деятельности.

    4

    Методические рекомендации  по подготовке  работ

    Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита рефератов, докладов, проектов, эссе, контрольных и курсовых работ.

    Видами самостоятельной работы при изучении любой дисциплины являются подготовка доклада, реферата или конспекта.

    1) Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.

    Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:

    1. Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.

    2. Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

    3. Составить план доклада.

    4.  Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.

    5.  Прочитать текст и отредактировать его.

    6. Оформить в соответствии с требованиями  к оформлению письменной     работы.

    Примерная структура доклада: 1.   Титульный лист  2.   Текст работы  3.   Список использованной литературы

    2) Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты, называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах,  общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.

    В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

    18

    1.     Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.

    2.     Основной – работа над содержанием и заключением реферата.

    3.     Заключительный - оформление реферата.

    4.     Защита реферата  (на экзамене, студенческой конференции и пр.)

    Структура реферата:

    Ø Титульный лист

    Ø Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов) реферата, указываются страницы.

    Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы.

    Объем введения составляет 2-3 страницы.

    Ø Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью и вниманием.

    Ø Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов.

    Объем заключения 2-3 страницы.

     При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:

    ·        Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать  безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».

    ·        При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией.

    ·        Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.

    19

    Каждая глава начинается с новой страницы.

          3) Конспект - это последовательное, связное изложение материала книги или статьи в соответствии с ее логической структурой. Основную ткань конспекта составляют тезисы, но к ним добавляются и доказательства, факты и выписки, схемы и таблицы, а также заметки самого читателя по поводу прочитанного. Если конспект состоит из одних выписок, он носит название текстуальный конспект. Это самый “не развивающий” вид конспекта, так как при его составлении мысль студента практически выключается из работы, и все дело сводится к механическому переписыванию текста. Если содержание прочитанного представлено в основном в форме изложения, пересказа — это свободный конспект. Если из прочитанного в качестве основных выделяются лишь одна или несколько проблем, относящихся к теме, но не все содержание книги — тематический конспект.

    3. Требования к оформлению и содержанию письменной работы

    Письменная работа (реферат, доклад и т.д.) должна отвечать определенным требованиям.

            Список  использованной литературы оформляется следующим образом:   -    порядковый номер в списке;  -         фамилия и инициалы автора;  -         название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер); -          место и год выпуска.

    Например: Драчева Е.Л. Юликов Л.И. Менеджмент: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия, 2009. 

             При ссылке на источник в тексте приводится порядковый номер и номер страницы использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, также возможно вынесение ссылки в нижнюю левую часть листа.

    Оформление работы

             Письменная работа выполняется на листах А4, на одной стороне листа. Кегль – Times, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5.Рекомендуемый объем: Доклад -   3-5 листов формата А4; Реферат – 10-15 листов формата А4. При написании письменной работы  необходимо соблюдать следующие поля:- сверху 2 см,  - снизу   2 см,  - слева   3 см,  - справа 1,5 см  Абзац должен начинаться с расстояния 3,5 см.

    20

    Все страницы работы  нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.

    Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое приводится после слова Рис.  и  её номера. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту, например:

    Цифровой материал  оформляется в виде таблиц, которые располагаются непосредственно после текста.  Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова «Таблица».  Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных. Высота букв в таблице не должна быть менее 8 мм, например:

    Таблица 1 Характеристика процесса

    Наименование

    Процесса

    Виды деятельности

    Количество

    Единица измерения

    Примечание

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Безусловно, при написании курсовой работы или доклада недопустимо ограничиваться одними только учебниками или пособиями. Следует изучить многие источники, что позволит полнее представить рассматриваемую проблему. Курсовые работы (проекты) следует выполнять в строгом соответствии с методическими указаниями по выполнению курсовой работы (проекта).                       4).Работа с книгой

    Необходимую для учебного процесса и научных исследований информацию Вы черпаете из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий и других источников. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информатики, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения. Официальные документы, учебная научно-методическая и справочная литература, периодические и информационно-библиографические издания, бюллетени, фильмы, плакаты и схемы,  

                  21

    имеющиеся в колледже, составляют учебно-информационный фонд, используемый в учебном процессе. Этот фонд непрерывно пополняется учебниками, учебными пособиями и другой научной и учебной литературой.

    Чтобы быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, Вы должны уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями типа “Экспресс-информация”, “Реферативные журналы”, “Книжная летопись”, а также автоматизированной поисковой системой и интернетом, чтобы быстро найти нужную информацию.

    Каждый студент должен уметь работать с книгой. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом, специальностью и успешно творчески работать после окончания учебы.

    Умение работать с книгой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книгу, журнал, справочник), а в нем — нужные материалы; из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.

    В чем заключается самостоятельная работа студента при работе над источником информации? Ответ очевиден - работать самостоятельно - значит читать рекомендованную литературу и источники и делать записи прочитанного с целью подготовиться к ответам на вопросы семинара, углубить свой знания дисциплине, подготовить реферат, доклад, курсовую работу  по той или иной теме курса.

    Для поиска специальной научной литературы следует использовать:

    — предметные и систематические каталоги библиотек;

    — библиографические указатели “Новая литература по специальным и гуманитарным наукам”;

    — библиографические указатели “Книжная летопись” и “Летопись журнальных статей”;

    — реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам;

    — указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год.

    Чтение текста

     Общепринятые правила чтения таковы:

    1. Текст необходимо читать внимательно - т.е. возвращаться к непонятным местам. 2. Текст необходимо читать тщательно - т.е. ничего не пропускать. 3.Текст необходимо читать сосредоточенно - т.е. думать о том, что вы

    22

    читаете. 4.Текст необходимо читать до логического конца -  абзаца, параграфа, раздела, главы и т.д. Литературу следует прочитать, осмыслить, законспектировать, проконсультироваться у преподавателя по поводу сложных и непонятных вопросов, продумать план своего выступления на занятии. Продумывание материала в соответствии с поставленными в плане вопросами — главный этап самостоятельной работы и залог успешного выступления.         5).Работа с Интернет ресурсами

    Интернет сегодня – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:

    -представляет ли она факты или является мнением?

    -если информация является мнением, то что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?

    - имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?  - когда возник ее источник?

    -подтверждают ли информацию другие источники?

    В первую очередь нужно обращать внимание на собственно научные труды признанных авторов, которые посоветовали вам преподаватели. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.

    Оформление Интернет-информации:

     Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.

    Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом: Ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на

    23

    страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги.

     Например: 1. http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_480 Молчановский В.В. Межкультурное взаимодействие: диалог внутри национальной культуры.

    Иногда преподаватели просят указывать подобные источники отдельным списком, после «традиционных» источников. Например, под заглавием «Ресурсы Интернет». Разумеется, сайты, где выложены коллекции бесплатных рефератов и готовых студенческих работ, не могут быть вписаны как Интернет-источники. Это вторичная информация, уже переработанная кем-то до вас. Достоверность и актуальность ее под сомнением.

    5). Решение  правовых задач

    Самостоятельно решая задачу, студент должен, прежде всего, уяснить ее содержание, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела. Далее необходимо внимательно проанализировать доводы сторон и дать им оценку с точки зрения действующего законодательства. Если в задаче уже приведено решение суда или иного органа, требуется оценить его обоснованность и законность. Помимо этого, необходимо ответить на теоретические вопросы, поставленные в задаче в связи с предложенной ситуацией.

    Образец решения задачи:

    Условие задачи: Супруги Козловы несколько лет состоят в браке. Козлова занимается бизнесом, Козлов потерял работу и получает пособие по безработице. Козлова предложила мужу заключить договор, закрепив в нем принцип раздельности имущества, нажитого в период брака. Козлов заявил, что если они и заключат такой договор, то юридической силы он иметь не будет. Поскольку супруги к взаимному согласию не пришли, они обратились в юридическую консультацию  Какой ответ им надлежит дать?

    Решение задачи:

    В соответствии со ст. 256 ГК РФ и ст. 40 СК РФ супруги могут своим соглашением изменить законный режим общей совместной собственности. В

    24

    соответствии со ст. 40 СК РФ брачный договор это соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Пункт первый ст. 41 СК устанавливает, что брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. В соответствии с п. 2 указанной статьи, чтобы брачный договор признавался действительным, он обязательно должен быть заключен в письменной форме и нотариально удостоверен. Таким образом, Козлов не прав; супругам следует разъяснить, что закрепить режима раздельности имущества, если они уже состоят в браке, возможно. Для этого необходимо во-первых, их обоюдное согласие; во-вторых, надлежащее оформление брачного договора.

    Решите дело

    Оцените доводы ответчика.      Решение

    В соответствии с абзацем первым пункта 1 ст. 925 ГК РФ гостиница отвечает как хранитель и без особого о то соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату его вещей, внесенных в гостиницу, за исключением денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей. При этом внесенной в гостиницу считается вещь, вверенная работникам гостиницы, либо вещь, помещенная в гостиничном номере или ином предназначенном для этого месте (абзац второй пункта первого ст. 925 ГК РФ). Как видно из условий задачи, Васильев проживал в двухместном номере гостиницы «Волга», то есть являлся ее «постояльцем», что не оспаривается и представителем ответчика. Принадлежащие Васильеву костюм и зонт, которые нельзя отнести к валютным ценностям или драгоценным вещам, находились в гостиничном номере, то есть считаются «внесенными в гостиницу» в смысле статьи 925 ГК РФ. Таким образом, гостиница «Волга» обязана отвечать за несохранность костюма и зонта Васильева. Оцените доводы ответчика. Первый довод ответчика: «Согласно

    25

    распоряжению администрации гостиницы постояльцы должны сдавать свои вещи в камеру хранения, работающую круглосуточно. При этом, при оформлении своего проживания в гостинице, Васильев был специально предупрежден об этих правилах, о чем в книге регистрации имеется его расписка. Тем самым, по мнению представителя гостиницы, в соответствии с принципом свободы договора стороны внесли в договор условие, отличное от предусмотренного пунктом первым ст. 925 ГК РФ, оговорив, что внесенными в гостинцу считаются только те вещи постояльца, которые помещены в камеру хранению».

    Действительно, статья 421 ГК РФ провозглашает свободу договора. Однако в соответствии с абзацем первым пункта 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ). Положение абзаца второго пункта первого ст. 925 ГК РФ может быть квалифицировано в качестве императивной нормы. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна. При этом, по общему правилу, недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей (ст. 180 ГК РФ). Следовательно, условие договора, заключенного между гостиницей и Васильевым, противоречащее императивное норме абзаца второго пункта первого ст. 925 ГК РФ, является недействительным (ничтожным) и не влечет юридических последствий (п. 1 ст. 167 ГК РФ). Второй довод ответчика: «Главой администрации города утверждены Правила проживания в городских гостиницах, в которых сказано, что гостиница не отвечает за утрату вещей, не сданных на хранение. Правила проживания в городских гостиницах, на которые ссылается ответчик, являются актом органа местного

    26

    самоуправления. Положение указанных правил, освобождающее гостиницу от ответственности за утрату вещей, не сданных на хранение, противоречит пункту первому ст. 925 ГК РФ и поэтому не может применяться судом. В этом случае используется такой способ защиты гражданских прав как неприменение акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону (абзац двенадцатый ст. 12 ГК РФ). Более того, согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и является ее исключительной компетенцией. В соответствии с Конституцией РФ статья 3 ГК РФ закрепляет закрытый (исчерпывающий) перечень актов, содержащих нормы гражданского права. Среди таковых нет актов органов местного само управления. Поэтому глава администрации города не может принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, даже если они и соответствуют ГК РФ.

    Окончательный вывод: Исходя из вышеизложенного, иск Васильева подлежит удовлетворению при доказанности им в суде факта утраты вещей, находившихся в гостиничном номере. Доводы ответчика являются необоснованными. Суд должен обязать гостиницу «Волга» возместить Васильеву убытки, причиненные утратой костюма и зонта.                    

    6. Эссе

    План, по которому Вам будет проще писать эссе.

    1. Вступление. Это 2-3 предложения, служащие для последующей формулировки проблемы. Можно начать с риторического вопроса (который не требует ответа, например: Может ли телевидение заменить книгу?) или высказать авторитетное мнение (психологи утверждают, что частый просмотр телевизионных программ приводит к настоящей зависимости). Эссе нельзя начинать с описания текста, например: в данном тексте автор

    27

    говорит о …; текст посвящен…; основной вопрос, поднимающийся в тексте

    2. Формулировка проблемы. Выявите в тексте проблему, которая важна не только для автора, но и для каждого человека. Можно написать следующим образом: Автор заставляет задуматься над проблемой…; Автор рассуждает над такими вечными вопросами, как…; Проблема… волнует человечество вот уже не один век… Если Вы затрудняетесь в выборе проблемы, напишите так: «Автор затрагивает несколько актуальных проблем, одна из которых ».

    3. Комментарии к проблеме. Рассуждайте о проблеме, подумайте, насколько она актуальна в наши дни, в каких случаях приходится сталкивать с такой проблемой. При наличии дополнительных знаний, расскажите, как ранее люди пытались разрешить эту проблему. Ни в коем случае не пересказывайте текст, не говорите о том, что делают герои, а комментируйте их поступки. На что особенно обращает внимание автор? Проследите за этим.

    4. Авторское мнение и аргументация. Совпадает ли Ваше мнение с мнением автора и почему? Если Ваша точка зрения совпадает с авторской, приведите свои 2-3 аргумента в поддержку данного мнения. Ни в коем случае не повторяйте аргументы автора. Ели ваши мнения не совпадают, можно написать так: Автор прав в том, что… Однако я не могу согласиться с тем, что…

    5. Заключение. Сделать вывод, обобщить сказанное. Например: Таким образом, автор, поднимая актуальную проблему, призывает…; Подводя итог, хочется ещё раз отметить важность проблемы…; Данный текст заставляет нас глубже задуматься о….

    Эффектное заключение эссе – призыв к читателю или риторический вопрос, например: Разве книги уйдут из нашей жизни? Только если мы перестанем ценить сокровища человеческого наследия!

    Эссе позволяет дать конкретный ответ на поставленный вопрос, высказать личное мнение точно и кратко.  

    28

    Система контроля и оценки освоения программы

    Оценка знаний, умений и навыков.

    Процент результативности

    (правильных ответов)

    Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

    Балл  (отметка)

    Вербальный аналог

    90-100

    5

    Отлично

    80-89

    4

    Хорошо

    70-79

    3

    Удовлетворительно

    менее 70

    2

    Не  удовлетворительно

    Оценка «отлично»:

    Оценка 5 ("отлично") ставится студентам, которые при ответе:

     - обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;

    - демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;

    - способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;

    - владеют понятийным аппаратом;

    - демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в проблематики;

    Оценка «хорошо»:

    Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и

    доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи.

    Оценка 4 ("хорошо") ставится студентам, которые при ответе:

    - обнаруживают твёрдое знание программного материала;

    - усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу;

    - способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;

     - допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.

    Оценка «удовлетворительно»:

    Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи.

    Оценка 3 ("удовлетворительно") ставится студентам, которые при ответе:

    - в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;

    - в целом усвоили основную литературу;

    - допускают существенные погрешности в ответе на вопросы.

    Оценка «неудовлетворительно»: Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Имеются заметные нарушения норм литературной речи.

    Оценка 2 ("неудовлетворительно") ставится студентам, которые при ответе:

    - обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала;

    - допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы;

     - демонстрируют незнание теории и практики.

    Условием положительной аттестации дисциплины является положительная оценка освоения всех умений и знаний по всем контролируемым показателям.

    Рекомендуемая литература

    1. Конституция Российской Федерации 2014 г.

    2. «Всеобщая декларация прав человека», принятая 10 декабря 1998 г.

    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. От 06.04.2011).

    4.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 18.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011).

    5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195- ФЗ (ред. от 18.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011).

    6. ФЗ «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров».

    7. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Рекомендуемые Интернет-ресурсы.

    1. www.garant.ru – Система «Гарант», правовые базы российского законодательства;

    2. www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой

    информации (Консультант-Плюс);

    3. www.rg.ru - сервер «Российской газеты».

    31

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………..3-4

    Тема 1.  Вопросы теории государства и права………………..……………5-6

    Тема 2. Конституционное право……………………………………….………..7

    Тема 3. Гражданское право…………………………………………………..8-9

    Тема 4. Предпринимательское право…………………………………………..10

    Тема 5.  Основы семейного права……………………………………………..11

    Тема 6. Трудовое право………………………………………………………..12

    Тема 7. Административное право…………………………………………...13-14

    Тема 8. Уголовное  право……………………………………………………15-16

    Тема 9. Международное право………………………………………………….17

    Методические рекомендации  по подготовке  работ………………………18-28

    Критерии контроля и оценки выполнения работ…………………………. 29-30

    Рекомендуемая литература……………………………………………………   31


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История для студентов 1 курса ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»

    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История предназначены для студентов 1 курса всех специальностей техникума. В пособии представлены как ин...

    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине Физическая культура

    Данные рекомендации разработаны в помощь обучающимся для организации самостоятельной работы по предмету....

    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине ОП.04 «Охрана труда и техника безопасности»

    Учебное пособие содержит указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине ОП.04 «Охрана труда и техника безопасности», являющейся общепрофессиональной дисциплиной. Методическ...

    Методические рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ МДК.06.01 Технология приготовления и оформления холодных блюд и закусок Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер

    Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работПрофессия  19.01.17 Повар, кондитер разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы  профессионального модуля П...

    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы по дисциплине ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности Экономика и бухгалтерский учет по отраслям

    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы по дисциплине ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности предназначены для обучающихся осваивающих п...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ по учебной дисциплине Учебной дисциплины «Основы Безопасности Жизнедеятельности»

    Дисциплина "Основы безопасности жизне­деятельности» (ОБЖ) предполагает формирование у студентов ссузов систе­мы взглядов в области безопасности жизнедеятельности при подготовке к пр...