"Страна законов"
план-конспект занятия по праву (7 класс) на тему

Журавлёва Светлана Владимировна

Цель: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya._pravo_docx.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Страна законов».

Цель: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний.

Задачи:

Образовательные: 

- расширять правовые знания воспитанников;

- формировать понятия и представления об ответственности несовершеннолетних;

- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них.

Коррекционноно - развивающие:

- развивать чувство ответственности за свои поступки;

- развивать память, внимание и мышление;

- развивать представления о последствиях противоправных деяний.

Воспитательные: 

- воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

- воспитывать ответственное отношение к закону.

Возраст учащихся: 14-15 лет.

Оборудование и материалы: мультимедийный экран, презентация, таблички с правами и обязанностями, карточки с ситуациями, карточки – ответы со статьями УК РФ.

Форма проведения занятия: деловая игра.

Форма организации занятия: групповая.

Тип занятия: комбинированный.

Продолжительность: 40 минут.

N п/п

Этапы работы

Содержание работы

Время

1.

Организационный момент.

Цель: создание эмоционального настроя и атмосферы доверия в группе

Игра «Приветствие»

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Ответы детей.)

2 мин.

2.

Актуализация  темы.

Цель: выявление уровня знаний по проблеме и потребности группы в информации.

 Ребята, как видите в руках у меня две нити.

(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец   нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы незарекайся ”

- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

- И сегодняшняя деловая игра – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь.  И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

5 мин.

3.

Основной этап.

Цель: знакомство с понятием «Закон».

Цель: знакомство с правовыми документами, развитие внимания, мышления.

Цель: осознание воспитанниками своих прав  и обязанностей.

Цель:  формирование представления,   с какого  возраста подростки несут  ответственность.

Физкультминутка

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения

Цель: формирование представлений об административной и уголовной ответственности

Цель:  развитие представления о последствиях противоправных деяний.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства:  Нельзя (Слайд 2) и  Можно (Слайд 3). Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. (Слайд 4). В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности? (ответы детей)

- Жители стали жить по законам.

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Обратимся к понятию, что же  такое закон?

(Слайд 5)

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. (Слайд 6)

А чтобы назвать, где в наше время ещё прописаны законы, вам необходимо разгадать анаграммы.

(Слайд 7)

Задание 1.  «Анаграммы».

МИНДИСИТРАЫТВНЙА КСОДЕК,

ЙУОГОВНЛЫ КОКЕСД,

ЙТУДОРВО ЕКОСДК,

ЗАНОК ОБ ОБВРАИЗОАНИ,

ЙСЕЕЙНМЫ КСОЕКД,

ТУВСА КОЛШЫ

Правильно законы прописаны в: «Семейном кодексе» (Слайд 8), «Административном кодексе» (Слайд 9) «Трудовом кодексе» (Слайд 10), «Уголовном кодексе» (Слайд 11), «Законе об образовании» (Слайд 12), в Уставе школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).

- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Задание 2. «Права и обязанности» (Слайд 13)

(распределить права и обязанности школьников)

1.Бесплатное образование

2.Активность в приобретении знаний

3.Уважать мнение всех учащихся и учителей

4.Удобное рабочее место

5.Посещать школу в предназначенное для этого время

6.Защита личной собственности

7.Посещение школьных мероприятий

8.Не пропускать учебные занятия без уважительной причины

9.Вести себя корректно на переменах и на уроках

10.Деловое сотрудничество с учителем

11.Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности

12.Беречь школьное имущество

13. Жить и воспитываться в семье

14. Слушаться родителей и лиц, их заменяющих

15. Право на охрану здоровья

16. Получить паспорт гражданина РФ

(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10; 13;15; 16 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12; 14)

- Ребята, большую часть дня вы находитесь в школе, а после занятий, во время каникул  возвращаетесь домой. У вас свободное время, рядом нет воспитателя, учителя, которые контролируют ваше поведение и как показывают факты, большинство правонарушений дети совершают в свободное от школы время. 

- Давайте с вами рассмотрим два вида правонарушений: это уголовные и административные правонарушения. (Слайд 14)

Административный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 16 лет, а до достижения шестнадцатилетнего возраста ответственность за правонарушения несовершеннолетних несут родители. (слайд 16)

Уголовный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 14 лет, но это не значит, что до 14 лет подростки не наказываются. По решению суда их могут направить в специальное учреждение закрытого типа, сроком до трёх лет.

Задание 3. «Укажи возраст» (Слайд 15)

(на экране появятся вопросы, прочитав их, вы должны указать с какого возраста наступает ответственность)

- До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)

-  С какого возраста наступает административная ответственность? (16)

-  С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)

-  С какого возраста несовершеннолетнему можно устроиться на работу? (14)

-    До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)

- С какого возраста наступает уголовная ответственность за  умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью? (14) 

- С какого возраста наступает уголовная ответственность за похищение человека,  изнасилование, насильственные  действия сексуального характера? (14)

- С какого возраста наступает уголовная  ответственность за  кражу,  грабеж,  вымогательство? (14)

- С какого возраста наступает уголовная ответственность заведомо ложное сообщение об акте терроризма? (14)

«Солнышко лучистое» (под музыку)

-Ребята, посмотрите, на доске с одной стороны «Административная ответственность», с другой стороны «Уголовная ответственность». У вас на карточках написаны нарушения, вам надо определить какой вид ответственности

понесёт гражданин России за данное нарушение?

Задание 4. «Определи вид ответственности».

  • Подросток появился на улице в нетрезвом виде (Административная ответственность)
  • Избил одноклассника (Уголовная ответственность)
  • Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная ответственность)
  • Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная ответственность)

           мелкое хулиганство,

  • Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная ответственность)
  • Жестокое обращение с животными (Административная ответственность)
  • Повредил транспортное средство общего пользования. (Административная ответственность)
  • Повредил телефон-автомат. (Административная ответственность)
  • Совершил кражу, грабеж. (Уголовная ответственность)
  • Совершил захват заложника. (Уголовная ответственность)
  • Дал заведомо ложное сообщение об акте терроризма. (Уголовная ответственность)
  • Совершил вандализм. (Уголовная ответственность)

Обсуждение.

- А сейчас поработаем с уголовным кодексом и рассмотрим, какие наказания предусмотрены законом.

Задание 4. Игра «Судья»  

(прослушать ситуацию, найти статью УК РФ и огласить приговор, ответы предварительно напечатаны на листах)

Ложный звонок. (Слайд 16)

Ситуация 1: В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья – ученик  зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или  поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев (Слайд 17)

Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья – ученик  зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?  - может ответить ученик

- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества (Слайд 18)

Ситуация 3: На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья – ученик  зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров  Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу. А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты  Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней» (Слайд 19)

Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:

– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья – ученик  зачитывает: Статья  119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление (Слайд 20)

Ситуация 5:  Две девочки  в классе   ссорятся:

– А ты дылда!!!

– А ты сама Гадина!!!

Судья – ученик  зачитывает:  Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты  Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта (Слайд 21)

Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик  зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

- Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания  наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.  

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88): (Слайд 22)

➣ штраф;

➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;

➣ обязательные работы;

➣ исправительные работы;

➣ арест;

➣ лишение свободы на определенный срок.

25мин.

3мин.

4.

Рефлексия.

Цель: обсуждение результатов работы, подведение итогов занятия.

-   Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?

-   Нужно ли знать свои права и обязанности?

-   Для чего их нужно знать?

- Какой вид ответственности предусматривает закон за противоправные нарушения?

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.  

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

 Надеюсь, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни.  От себя лично хочу подарить вам Памятку школьника. Если вы будете следовать этим советам, будьте уверены, проблем у вас не будет.

(Слайд 23)

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры  Марка  Туллия Цицерона    

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

5 мин.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Путешествие в страну законию"

Конвенция провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь. Семья есть основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия ее членов и особенно детей. Семья дол...

Профилактика правонарушений. Путешествие в страну "Закония"

Цели: 1.     Дидактические: познакомить воспитанников  с содержанием статей «Конвенции о правах ребенка», «Семейным кодексом», «Конституцией Р.Ф.», пок...

Профилактика правонарушений. Путешествие в страну "Закония"

Цели: 1.     Дидактические: познакомить воспитанников  с содержанием статей «Конвенции о правах ребенка», «Семейным кодексом», «Конституцией Р.Ф.», пок...

Путешествие в страну "Закония"

Цели: 1.     Дидактические: познакомить воспитанников  с содержанием статей «Конвенции о правах ребенка», «Семейным кодексом», «Конституцией Р.Ф.», пок...

Путешествие в страну Законию

Классный час в 5 классе, посвященный 20-летию Конституции РФ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна Закония" для 1-4 классов

Данная рабочая программа может быть использована учителями начальных классов,  которые проводят занятия по внеурочной деятельности. Данная программа составлена на ступень 1-4 классы, содержит поя...

Коррекционно-развивающее занятие на тему «Путешествие в страну Законию»

Цель занятия: формирование представления о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России....