Статья "Формирование правовой компетентности на уроках права"
статья по праву на тему

Эльвира Чойжалсановна Бадмаева

Формирование правовой компетентности и правовой культуры – это длительный и сложный процесс.  В статье отражены пути получения учащимися правовой информации, умение самостоятельного поиска, анализа. Автором предложены способы формирования правого знания и использования правовой информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_pravovoy_kompetentnosti_na_urokah_prava.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

           Формирование правовой компетентности на уроках права.

Учитель обществознания и права

 МБОУ «Дульдургинская СОШ»

высшей квалификационной категории

Бадмаева Эльвира Чойжалсановна

Формирование правовой компетентности и правовой культуры – это длительный и сложный процесс. И наивно было бы думать, что этот путь усыпан розами, по которым победным маршем сразу же пойдёт учитель, строем ведущий за собой всех своих учеников. Это тот идеал, к которому нам следует стремиться, на осуществление которого должна быть нацелена вся наша работа. Будем реалистами. Ни возможности нынешней школы, ни реалии современной повседневной жизни российского общества не способствуют в полной мере этому процессу, а зачастую, напротив, воздвигают преграды на этом пути. Не всегда позволяет интенсифицировать процесс формирования правовой культуры личности и средний уровень учащихся. Учитель в своей практической деятельности в основном опирается, прежде всего, на тех детей, чей интеллектуальны уровень, любознательность и увлечённость позволят им достичь определённых «высот» на этом пути, и чей пример создаст положительную мотивацию к получению правовых знаний, а значит формированию правовой компетентности, у остальных учащихся. Одарённые дети – это, ни в коем случае,  не меньшинство. Как известно, неталантливых детей не бывает, бывают условия, которые не позволяют развивать или гасят таланты. Поэтому речь идёт не о работе с немногими, как может показаться в первый момент, а о выявлении тех детей, которые имеют желание и могут работать над собой, станут опорой учителя в работе с другими детьми. И в классах, прежде всего гуманитарных, таких отнюдь не меньшинство. Более того, опыт работы показывает, что и в классах «негуманитарного» профиля, и в общеобразовательных классах находится много детей, всерьёз интересующихся правовыми проблемами и с удовольствием занимающихся правоведением, и это тоже «золотой фонд» учителя.

Отставим обширные теоретические рассуждения по поводу того, что следует понимать под правовой культурой, правовым сознанием, какова связь этих двух понятий и так далее. Всё это давно рассмотрено, проанализировано, опубликовано. Вопросы правовой культуры, правового сознания изучаются в научной литературе. Например,  работа Е.А. Певцовой «Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков»,  в серии «Правовое образование: теория и практика» в издательстве «Новый учебник» (2003 г.). Мы же постараемся в какой-то мере намеренно упростить ход своих рассуждений, чтобы подойти как можно ближе непосредственно к практической работе учителя. Упростив, можно сказать следующее: … «целью правового образования является получение учащимися правового знания. Правовое знание имеет свою структуру. На основе изученной литературы  мы выделили несколько уровней правового знания:

  • Я информирован, то есть я получил определённый объём необходимой мне для дальнейшей жизни правовой информации, я ознакомлен с нею;
  • Я знаю, то есть полученная информация мною усвоена, и я осознаю и понимаю, что действовать в правовом пространстве нужно именно так;
  • Я действую именно так, то есть испытываю потребность поступать, вести себя в обществе сообразно своему знанию». [стр. 68, 4]

Выйти на второй и третий уровень правового знания в принципе невозможно без прохождения первого. Поэтому первичной задачей на этом пути является предоставление и разъяснение учащимся нужного, определённого стандартами и программами, объёма правовой информации. Когда эта информация поступает и изучается в системе с применением всего комплекса методических приёмов и средств на основе современных педагогических технологий, учащиеся в процессе «накопления» и усвоения информации выходят на второй и третий уровень правового знания. Теперь перейдём к разговору о практической реализации поставленных задач. Каковы могут быть пути получения учащимися правовой информации и способы формирования правого знания?  

Ученик может обрести правовое знание

  • На уроках права или обществознания;
  • На занятиях элективного курса;
  • Участвуя в работе Научного общества учащихся (НОУ);
  • Участвуя в различных конкурсах;
  • Участвуя в предметных олимпиадах разного уровня;
  • Участвуя в дистанционных предметных олимпиадах;
  • На внеклассных мероприятиях и классных часах и т.д.

«У мира множество путей». Одним из этих путей и представляется нам создание «слоя» учащихся, на которых может опереться в своей работе учитель, которые своим примером создадут положительную мотивацию к получению и усвоению правовых знаний и навыков остальными учащимися. И здесь первая задача: выявить таких учащихся. Процесс выявления не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Нам думается, каждому учителю на опыте знакома ситуация, когда он, зная уровень способностей ученика и его трудолюбие, неожиданно для себя не получает от него того результата во время олимпиады, интеллектуальной игры или итоговой проверочной работы, на который он рассчитывал. Есть категория учащихся, успевающих по всем предметам на «отлично», и не отличающихся при этом ни в одном из них, если речь идёт о более глубоких знаниях или работе на более высоком, например, олимпиадном уровне. Часто встречается и другая ситуация: ученик достиг бы высот в вашем предмете, но вот беда, - он «влюблён» в другой предмет. Следовательно, речь идёт вовсе не о выявлении просто «на отлично успевающих» по предметам гуманитарного цикла. И, с точностью до наоборот, каждый учитель сталкивается в своей работе с удивительными, на первый взгляд, вещами, когда ученики, которые не блещут своими знаниями по целому ряду предметов или не выделяются ничем из массы просто «хорошо» успевающих учащихся, вдруг проявляют заинтересованность предметом, показывают (неожиданно для учителя) высокий результат на внутришкольных олимпиадах, а затем и на районных, краевых, желают участвовать в конкурсах, дистанционных олимпиадах по предмету и создают замечательные работы, участвуют в научно-практической конференции учащихся. И учитель «открывает» для себя огромный резерв. Итак, традиционные «отличники» и «хорошисты» плюс «проявившиеся» ребята - это ли не большинство. Конечно, далеко не все они достигнут больших высот. Более того, тех, кто добьётся значительных побед, будут единицы. Но ведь победы не самоцель. «Главная задача – получение учащимися прочных знаний, умений и навыков, которые они смогут применить в повседневной жизни, умение и потребность действовать активно и в рамках закона, увлечение по этому пути остальных – будет выполнена».[стр.28,2] Выявление одарённых учащихся не единовременный акт. Это постоянный процесс, текущая работа учителя. Не все проявляются сразу. Бывает и так, что ребёнок обучается в данном учебном заведении уже несколько лет, никак себя не проявляя,  некая «скрытая фаза», а затем совершает рывок – раскрывается, показывая прекрасный результат. Но гораздо чаще результат – итог многолетнего кропотливого труда, совместного труда ученика и учителя. Безусловно, профильная школа облегчает учителю решение первой задачи. В профильные социально-гуманитарные, социально-экономические  классы идут ребята, сознательно и целенаправленно определившие для себя путь во взрослую жизнь, очертившие круг возможного выбора будущей профессии. Правоведение, обществознание – их конёк.

После того, как учитель наметил для себя круг учащихся, на которых следует обратить особое внимание, начинается реализация следующей задачи: «создание возможностей и условий для расширения и углубления этими учащимися полученных ими на уроках базовых знаний».[стр.31,1] То есть начинается повседневная разнообразная внеурочная работа.

С выполнением второй задачи тесно связана задача третья: «в ходе внеурочной работы учащиеся непременно должны сталкиваться с ситуациями, которые позволят им применить полученные знания на практике»[стр.32, 1]. Иначе говоря, они на собственном опыте должны убедиться в практической ценности полученных знаний.

И, наконец, четвёртая задача, решение которой возможно лишь при условии и в ходе  реализации первой и второй: участие одарённых учащихся в олимпиадах областного и всероссийского уровней с целью борьбы за призовые места, а значит, за возможность поступления в элитные вузы Российской Федерации. Почему мы выделяем это, как отдельную задачу, и считаем ее одной из важнейших в нашей работе? Не только потому, что достижение такой цели желанный вариант для любого учащегося и, следовательно, наиболее убедительный пример. Но ещё и потому, что одной из самых главных задач провинциального учителя, мы считаем, задачу создания возможностей одарённым учащимся из провинции (возможности которых, согласитесь, по сравнению с возможностями учащихся столичных и крупных городов не равны, и вовсе не потому, что они менее одарены, менее трудолюбивы или получили меньший запас знаний) поступить в те высшие учебные заведения, в которых они достойны получить образование, чтобы в будущем могли наиболее полно реализовать себя и принести пользу обществу. В этих детях наше будущее, будущее нашей страны. И это правда, а отнюдь не громкие слова. Конечно, судьба их сложится по разному, скорее всего немногие из них пробьют себе дорогу дальше. Это печальная реальность. Очень многое будет зависеть уже и от них самих, от их дальнейшего желания и стремления преодолевать трудности, от их жизнестойкости и упорства. Но помочь им преодолеть первую ступень, войти в этот «лифт» - святая обязанность провинциального учительства.

Выполняя четыре указанные задачи, учитель одновременно достигает самой главной своей цели – создание положительной мотивации для получения и усвоения правовых знаний всей массой учащихся, так как перед их глазами конкретные примеры того, чего можно достичь своим собственным трудом и вопреки всем разговорам о том, что «миром правят деньги». Добросовестно учась и активно участвуя во внеклассной работе, учащиеся «растут над собой», развиваются, формируется их мировоззрение, умение свободно мыслить и рассуждать, их правовая компетентность и правовая культура. Получая необходимый объём знаний и дополнительную информацию, обогащая свой духовный мир, развивая своё правосознание, учащиеся начинают осознавать ответственность каждого человека, в том числе и свою собственную, за состояние общества в целом. Они понимают, что они сами «кузнецы своего счастья», и мир таков, каким его делают люди, то есть опять-таки они сами. Общаясь в правовом пространстве внутри семьи, в учебном заведении, в городе, выступая в роли детей, учащихся, потребителей, жителей города, граждан государства, они усваивают основные социальные навыки и практические умения в области социальных отношений, умения активно действовать и при необходимости отстаивать свои права. «С формированием правовой культуры и культуры поведения и общения развивается толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы» [стр.36,5]. То есть, связываются воедино общие цели и задачи гражданско-правового образования с теми конкретными целями и задачами, которые ставит перед собой в своей текущей работе учитель. Эти задачи решаются в комплексе. Разделение их условно. Реализацию же этих задач считаем для нас, как для учителя-практика, приоритетной.

            Проблемы и противоречия.

Безусловно, достижение заявленных целей и решение поставленных задач – длительный, сложный, трудоёмкий процесс. Как и всякое благое и трудное дело, этот процесс протекает небезболезненно. На этом пути встречается немало трудностей и противоречий, носящих как объективный, так и субъективный характер. Мы назовем лишь некоторые из них, на наш взгляд, наиболее бросающиеся в глаза.

Одним из таких противоречий, и, как нам думается, самым глубоким, является противоречие, носящее, по сути, «ментальный» характер. «Одной из черт русского национального характера является, к сожалению, правовой нигилизм – неверие в силу и справедливость законов, в реальную возможность населения жить по закону, а власти – править по закону. Об этой черте свидетельствует множество пословиц и поговорок: «Закон что дышло, куда повернул, – туда и вышло», «С сильным не борись, с богатым не судись» и т.д. О том же свидетельствуют многочисленные примеры, описанные в художественных произведениях, начиная от «Повести о Шемякином суде» и заканчивая творениями современных прозаиков» [стр.45,5]. Тем более что реальная жизнь, конкретные жизненные примеры, которые наблюдают учащиеся или с которыми они сталкиваются в своей жизненной практике, отнюдь не способствуют преодолению правового нигилизма, а зачастую наоборот, утверждают в нём. И возникают своеобразные «ножницы»: разрыв между тем что «должно быть» и тем что «есть на самом деле». Преодолеть этот разрыв в сознании учащихся – наиболее сложная задача. Для них мир – предложенные условия, не ими определённые. Всем известна расхожая фраза: «Такова жизнь». Вступая в жизнь, дети как бы вынуждены «играть по правилам, созданным до них», принимать и перенимать эти правила, чтобы быть успешными в жизни. А правила эти, увы, далеко не всегда соответствуют понятиям добра, справедливости, чести и честности, морали и законности. Самое трудное – убедить, что жизнь такова, каковы люди. Что именно от людей (а, значит, и от них самих) зависит, какой будет жизнь общества, «по каким правилам будут играть» в дальнейшем. Преодоление правового нигилизма – одна из важнейших задач гражданско-правового образования.

Само наше законодательство всё ещё находится в процессе становления, оно несовершенно и противоречиво. Например, ситуация с частной собственностью на землю, когда это право было закреплено Конституцией РФ ещё в 1993 году, а вопрос о купле-продаже земли дискутировался и решался ещё несколько лет. Отсюда вторая трудность, второе противоречие. Ведь умные дети задают умные вопросы, а законодательство – не та сфера, где могут иметь место расхождения (по крайней мере, с точки зрения ребёнка).

Третье противоречие, на наш взгляд, это «противоречие уровней» - несоответствие уровней правовой культуры школьников, изучающих правоведческие дисциплины, и той среды, в которую они попадают, выходя после окончания уроков за стены учебного заведения. С одной стороны, они ощущают своё превосходство, так как имеют правовые знания и могут ими воспользоваться для защиты своих интересов в конкретных жизненных ситуациях (например, связанных с реализацией прав потребителя). С другой стороны, будучи вправе и стремясь реализовать свои права, они воспринимаются менее культурными в правовом отношении окружающими как «задаваки» или скандалисты, то есть получают и печальный опыт неприятия своих знаний и своих вполне правомерных действий другими людьми. Думается, это противоречие «сойдёт на нет» по мере планомерной и систематической работы российской школы по гражданско-правовому образованию. В обществе постепенно будут «накапливаться» поколения выпускников, получивших правовые знания и имеющих определённый уровень правовой компетентности и правовой культуры. По крайней мере, очень хочется на это надеяться. Имеют место и другие сложности. Но: «Дорогу осилит идущий!» (узбекская пословица). На этой оптимистичной ноте и хочется завершить разговор о противоречиях.

Литература

  1. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М., «Новый учебник», 2004.
  2. Л.В. Мостяева. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права. Рязань, 2006.
  3. Настольная книга учителя обществознания. Справочно-методическое пособие. Сост. Т.И. Тюляева. М., АСТ, 2003.
  4. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. М., «Новый учебник», 2006.
  5. Е.А. Певцова. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков. М., «Новый учебник», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовая компетентность учителя

 Современное общество выдвигает принципиально иную систему ценностей, основу которой составляет позиция, которую можно назвать общей компетентностью, одной из составляющих которой является правовая ко...

Правовая компетентность старшеклассников

Выступление на  VI Международной научно-практической конференции "Формирование государственного и мирового правопорялка; теоретическое и практическое обозрение", 21-22 сентября 2012г....

Проект "От правового знания - к правовой компетентности"

Проект раскрывает систему создания правовой школьной службы....

Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"

"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...

Нравственно-правовое образование как средство формирования нравственно-правовой компетентности школьника

Статья подготовлена для сборника Современная российская школа: социально-ориентированная модель управления: Сборник статей Шестых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления...

ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»

Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры    школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...