Деятельность МБОУ лицей г.Зернограда по правовому просвещению обучающихся
статья по праву по теме

Чивела Вера Владимировна

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения. Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника. В настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового правового мышления всех народов России, реализовывать «связь времени», связь и целостность права, по-иному оценить вклад русского и зарубежного опыта известных юристов в мировую культуру правосознания личности. Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Посредством изучения предмета «Право», можно и необходимо научить детей размышлять, анализировать и оценивать мысли и поступки, а также сформировать умение видеть и ценить. Право – особый предмет, предполагающий напряженную работу мысли и памяти, души и сердца, призывающий развивать человеческие способности, чувства и логическое мышление школьников, понимание ими значимости правовой культуры, содействовать индивидуальному самовыражению и воспитанию толерантности, уважения к правам и свободам человека, мировым национальным традициям. Таким образом, в ходе изучения предмета «Право» происходит подготовка учащихся к сознательной жизнедеятельности в правовом пространстве. В МБОУ лицей г.Зернограда предмет «Право» изучается как профильный курс и имеет огромное значение в реализации правового просвещения обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Деятельность МБОУ лицей г.Зернограда по правовому просвещению обучающихся.

Знать свои права -

Значит быть сильным.

Уважать права других -

Значит быть справедливым.

Жить по праву -

Значит жить в мире и согласии.

        Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

        В настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового правового мышления всех народов России, реализовывать «связь времени», связь и целостность права, по-иному оценить вклад  русского и зарубежного опыта известных юристов в мировую культуру правосознания личности.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Посредством изучения предмета  «Право», можно и необходимо научить детей размышлять, анализировать и оценивать мысли и поступки, а также сформировать умение видеть и ценить.

Право – особый предмет, предполагающий напряженную работу мысли и памяти, души и сердца, призывающий развивать человеческие способности, чувства и логическое мышление школьников, понимание ими значимости правовой культуры, содействовать индивидуальному самовыражению и воспитанию толерантности, уважения к правам и свободам человека, мировым национальным традициям.

Таким образом, в ходе изучения предмета «Право» происходит подготовка учащихся к сознательной жизнедеятельности в правовом пространстве.

В МБОУ лицей г.Зернограда предмет «Право» изучается как профильный курс и имеет огромное значение в реализации правового просвещения обучающихся.

Опыт преподавания данного предмета учителем права Чивела В.В. дает положительный эффект в становлении личности как гражданина Российской Федерации, пониманию норм правового поведения, что в частности отражается на уменьшении негативных явлений в среде обучающихся лицея.

В течение пяти лет учитель работает над проблемой «Роль качества преподавания курса  права  в  формировании качества правовых знаний учащихся».

Цель:  Развитие образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению средствами специально организованного учебного процесса.

Задачи: Формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:  

  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • умения анализировать ситуацию, критически оценивать ее  и  находить пути решения возникающих проблем;
  • воспитание уважительного отношения к другим мнениям, формирование коммуникативных качеств;
  • воспитание стремления к саморазвитию и  самосовершенствованию.

Работа над проблемой «Роль качества преподавания курса  права  в  формировании качества правовых знаний учащихся» привела  к разработке рабочих программ по предмету «Право» (профильный курс) для  10 и 11 классов, которые являются модифицированными.

Апробация данных программ в течение 5-ти лет показала:

- новизну т.к в процессе обучения учащиеся получают знания не только об истории отечественного и зарубежного права, о становлении права и государства, но также о своих правах и их правовой защите. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и «Обществознание».

- актуализацию, которая обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. 

- отличительную особенность от уже существующих заключается в том, что программы ориентированы на применение широкого комплекса различного  практического материала по предмету «Право».

        Развитие интереса, естественно, начинается на уроках. Оно проявляется, прежде всего в том, что увязывать учебный материал, настолько это возможно, с жизнью, вносить в него эмоциональную окраску, духовность; индивидуализирую практическую деятельность обучающихся, которая благотворно влияет на развитие их самодеятельности и приобретение практических умений и навыков.

        Сегодня школа вступила на путь модернизации. На первый план выдвигается решение проблемы гражданского и патриотического воспитания, становления личности как гражданина, человека высокой нравственности. Применение разнообразных форм и методов работы в соответствии с содержанием учебного материала, стремление развивать творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных способностей приводит к стабильному росту коэффициента усвоенных знаний, росту коэффициента качества знаний, сформированности  у значительной части учащихся мотивации на изучение предмета «Право», творческому профессиональному росту учителя.

Сегодня школа вступила на путь модернизации. На первый план выдвигается решение проблемы гражданского и патриотического воспитания, становления личности как гражданина, человека высокой нравственности. Применение разнообразных форм и методов работы в соответствии с содержанием учебного материала, стремление развивать творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных способностей приводит к стабильному росту коэффициента усвоенных знаний, росту коэффициента качества знаний, сформированности  у значительной части учащихся мотивации на изучение предмета «Право», творческому профессиональному росту учителя.

Новый проект государственного стандарта по праву направлен на достижение главной воспитательной цели: «воспитание гражданина и патриота своей страны».

В течение 2014 года в лицее была разработана и апробирована  рабочая программа кружка «Обществознание для  успешной сдачи  ГИА» для  9 класса. Программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденному приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.

Целями программы являются:

– освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

– овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

– формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях.

      Задачи программы:        

 - создание условий для социализации личности;

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой  и  политической  культуры;

- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие духовно- нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.

Целями программы являются:

– освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

– овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

– формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях.

      Задачи программы:        

 - создание условий для социализации личности;

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой  и  политической  культуры;

- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие духовно- нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

В 2014-2015 учебном году в лицее разработан и апробирован социально – педагогический проект «От знания права к жизни в правовом обществе» (приказ от 23.08.2014 № 37), который  направлен на  формирование правовой культуры учащихся, их социализации в современном обществе.

Основными задачами данного проекта стали:

1. Создание целостного представления о личной ответственности каждого учащегося за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом.

2. Обучение  учащихся нормам и правилам поведения в общественных местах, соблюдение дисциплины и порядка в общеобразовательном учреждении;

3. Формирование умений различать хорошие и плохие поступки.

4. Развитие, становление и укрепление гражданской позиции, социализации в обществе, отрицательного отношения к противоправным деяниям.

5. Предупреждение опасности необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений. 

Методы достижения поставленных целей и задач:

1. Содержание курса реализуется на классных часах и внеклассных мероприятиях.

2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.

3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум,  конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.

4. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.

Благодаря этому проекту учащиеся         осознают нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.  Инициативная группа учащихся 10-11 классов активно включилась в работу по пропаганде правовых знаний среди младших школьников и повышению своей гражданской позиции через участия во внеклассных мероприятиях, уроках встречах с работниками правоохранительных и судебных органов.

В 2016 году в лицее разработана и начала свою апробацию программа внеклассного кружка «Азбука права» для обучающихся 8-9 классов.

В современных условиях перед нашим государством  стоит задача превращения его в современное правовое государство.  В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а, следовательно, включение в учебные программы школ различных курсов, кружков правового направления. 
Программа кружка «Азбука права» предназначена для учащихся  8-9  классов общеобразовательной школы.

В настоящее время, когда многие традиционные нравственные ценности утратили свой смысл, в среде молодежи все больше распространяются правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но, как ни парадоксально, возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость по отношению к окружающим людям, защиты своих собственных  прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования у него гражданственности   и личностного развития. 

 Актуальность программы определяется тем, что учащимся важно знать роль и значение права в их жизни и уметь защитить себя, отстаивая свои права.

Курс направлен на:

-осознание учащимися необходимости изучения своих прав  как одного из средств адаптации в условиях рыночной экономики;

-развитие у учащихся умения исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;

-формирование у учащихся собственных моральных норм и ценностей;

-установление конструктивных отношений с окружающими.

Принципами отбора содержания материала программы являются:

  • системность;
  • научность;
  • доступность;
  • возможность практического применения полученных знаний  

Данный курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства.  Поэтому в содержании  кружка рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентировать в современном законодательстве.

Цели:

1.Способствовать развитию правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм.

2.Заинтересовать учащихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем.

3.Воспитать у учащихся уважение к праву и закону.

Задачи:

_Знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни.

_Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.

_Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

-Воспитание ответственности за собственное благополучие.

Необходимым условием реализации этих целей и задач является использование в ходе проведения занятий новых  активных форм работы наряду с традиционными.

Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы.

        Для начальных классов правовое воспитание начинается с проведения открытых мероприятий как классными руководителями, так и инициативной группой обучающихся, на которых младшие школьники овладевают знаниями о правах ребёнка. С 2014 года в общеобразовательном учреждении лицей г.Зернограда была организована инициативная группа старшеклассников по пропаганде правовых знаний для младших школьников. Совместно со мной, как с уполномоченным по защите прав участников образовательной деятельности (школьный омбудсмен) МБОУ лицей г.Зернограда, учащиеся 10 класса провели внеклассные мероприятия в начальных классах под общей темой: «Права маленьких граждан России», где в доступной форме рассказали младшим школьникам об их основных правах и обязанностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о правах ребенка.  

        Внеурочная деятельность обучающихся лицея прослеживается через призму участия в различных конкурсах, олимпиадах и конференциях.

год

уровень

Ф.И. участника, место

2012

Муниципальный этап олимпиады школьников по праву.

Посохова Екатерина, 11 класс, призер

2012

Муниципальный этап олимпиады школьников по праву.

Варламова Анна, 10 класс, призер

2013

Муниципальный этап олимпиады школьников по праву.

Стимбан Юлия, 9 класс,    призёр

2013

Муниципальный этап олимпиады школьников по праву.

Буина Алина, 9 класс, призёр

2013

Муниципальный этап олимпиады школьников по праву.

Чернышкова Софья, 10 класс, призёр

2013

Муниципальный этап олимпиады школьников по праву.

Ермолин Игорь,  10 класс призёр

2013

Муниципальный этап олимпиады школьников по праву.

Кузянова Ирина, 11 класс, призер

2013

Региональный  этап олимпиады школьников по праву.

Посохова Екатерина, 11 класс, призёр  

2013

Региональная олимпиада по направлению «Судебная и внесудебная защита прав потребителей».

Кузнецов Сергей, 10 «А» класс, сертификат участника

2013

Региональная олимпиада по направлению «Судебная и внесудебная защита прав потребителей».

Леус  Сергей, 10 «А» класс, сертификат участника

2014

Муниципальный  этап олимпиады школьников по праву.

Чернышкова Софья, 11 класс, призёр

2014

Муниципальный  этап олимпиады школьников по праву.

Мартыненко Анастасия, 11 класс, призёр

2014

Муниципальный  этап олимпиады школьников по праву.

Демьяненко Виктория, 9  «А» класс, призёр

2015

Муниципальный  этап олимпиады школьников по праву.

Марков Антон, 9  «Б» класс, III место

2016

Муниципальный  этап олимпиады школьников по праву.

Смолянина Алина, 11 класс, II место

2015

Региональный  этап олимпиады школьников по праву.

Мартыненко Анастасия, 11 класс, сертификат участника  

2015

 Муниципальный  этап областной олимпиады среди учащихся общеобразовательных учреждений по гражданским дисциплинам и избирательному праву

Чернышкова Софья, 11 класс,  II место

2015

Муниципальный  этап областной олимпиады среди учащихся общеобразовательных учреждений по гражданским дисциплинам и избирательному праву

Ермолин Игорь, 11 класс,  III место

2015

Муниципальный  этап областной олимпиады среди учащихся общеобразовательных учреждений по гражданским дисциплинам и избирательному праву

Демьяненко Виктория, 9  «А» класс, III место

2016

Муниципальный  этап областной олимпиады среди учащихся общеобразовательных учреждений по гражданским дисциплинам и избирательному праву

Марков Антон, 9  «Б» класс, III место

2015

Региональный конкурс «Юрист Дона 2015» на лучшее эссе по праву среди учащихся муниципальных образовательных учреждений

Стимбан Юлия, 11 класс, финалист (призёр)

2016

Региональный конкурс «Юрист Дона 2016» на лучшее эссе по праву среди учащихся муниципальных образовательных учреждений

Жиглатая Елена, 11 класс, финалист (призёр)

2016

Региональный конкурс «Юрист Дона 2016» на лучшее эссе по праву среди учащихся муниципальных образовательных учреждений

Смолянина Алина, 11 класс, финалист (призёр)

2014

Международный конкурс «Юридический дебют - 2014», номинация - эссе старшеклассников

Кузянова Ирина, 11 «Б» класс, III место

2014

Международный конкурс «Юридический дебют - 2014», номинация - эссе старшеклассников, «За креативность и нестандартный подход» (номинация «Проза»)

Ермолин Игорь,  10 «Б» класс, финалист (призёр)  

2014

Международный конкурс «Юридический де-бют - 2014», номинация - эссе старшеклассников, «Права и закон – основа жизни» (номинация «Поэзия»)

Чернышкова Софья, 10 «Б» класс, финалист (призёр)  

2014

Международный конкурс «Юридический де-бют - 2014», номинация - эссе старшеклассников, «За свободу мысли» (номинация «Проза»).

Кистол Виктория, 10 «Б» класс, финалист (призёр)

2015

международный  конкурс  «Юридический дебют - 2015», эссе старшеклассников  номинация «Проза».

Кистол Виктория, 11 класс,  II место

2015

Международный  конкурс  «Юридический дебют - 2015», эссе старшеклассников  номинация «Журналистика».

Чернышкова Софья, 11 класс,  II место

2015

Международный  конкурс  «Юридический дебют - 2015», », эссе старшеклассников  номинация «Поэзия».

Чернышкова Софья, 11 класс,  III место

2015

Международный  конкурс  «Юридический дебют - 2015», эссе старшеклассников  номинация «Проза».

Чернышкова Софья, 11 класс,  III место

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание происходит в сфере образования. Принцип «от знания права к жизни в правовом пространстве». Это принцип постоянства связи права с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме на уроках права. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний своего внутреннего мира являются важными условиями для приобретения обучающимися  позитивного социального опыта.

Совместно со своими учениками мы включаемся в реализацию социальных практик, которые востребованы в социуме.

На протяжении последних лет наиболее значимыми для обучающихся МБОУ лицея г.Зернограда  является общественно – политическая практика - это участие в различных акциях, научно-практических конференциях,   конкурсах.

Ермолин Игорь, учащийся 10 класса, видит свою гражданскую позицию в участии проводимого ежегодно  муниципального конкурса  - «Я -будущий мэр», является призёром данного конкурса.

Обучающийся 11 «А» класса, Кочегаров Валентин, является постоянным участником муниципального конкурса Знаток Конституции и избирательного права», два года подряд является призёром   данного конкурса.

Хилай Виктория, обучающаяся 10 «Б» класса, поделилась своими знаниями и мнением об юридической защите человека в Российской Федерации, выступив с презентацией на школьной научно-практической конференции «Мы познаём мир» в марте   2014 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Половое воспитание" МБОУ лицей г.Зернограда 2016-2017 учебный год

Половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его составляющая часть – воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и с...

План мероприятий МБОУ лицей г. Зернограда по пропаганде семейных ценностей на 2016 -2017 год

Семья – это труд, друг о друге забота,Семья – это много домашней работы.Семья – это важно!Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!Подарки, покупки, приятные траты.  Рожденье д...

Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Использование техники "Ниткография" для развития творческого потенциала у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности."

В настоящее время  существует большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точност...

Профилактическая программа по правовому просвещению обучающихся и родителей "Азбука права: изучаем вместе"

Успешность развития гражданского общества и государства в целом зависит от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений лю­дей к правовым способам регу...

Презентация"Программа правового просвещения обучающихся как средство профилактики правонарушений"

В стремлении к самостоятельности и самоутверждению подростки часто совершают деяния, нарушающие закон. Способствовать снижению уровня правонарушений школьников призвана эта программа....