ВЕСЫ ФЕМИДЫ Интеллектуальная игра по основам правовых знаний.
план-конспект по праву на тему

Богапова Маргарита Александровна

Цели  мероприятия:

1 Способствовать развитию правовой культуры учащихся;

2 создать условия для содержательного проведения досуга;

3 развивать навыки командной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesy_femidy_stsenariy.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

        ВЕСЫ ФЕМИДЫ        

Интеллектуальная игра по основам правовых знаний

Цели  мероприятия:

  • способствовать развитию правовой культуры учащихся;
  • создать условия для содержательного проведения досуга;
  • развивать навыки командной работы.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • материалы для проведения игры:
  • компьютерная презентация «Весы Фемиды»;
  • видеоролик «Знай свои права»;
  • бланки ответов для команд;
  • карточки с цифрами от 1 до 10 для каждой команды;
  • протокол для членов жюри;
  • красные и зелёные карточки для «присяжных»;
  • соответствующая расстановка мебели:
  • рабочие места для команд»
  • места для «присяжных заседателей»;
  • место для работы жюри.

Участники игры обучающиеся:

  • команды учащихся из 4 – 6 человек;
  • кураторы команд (фиксируют ответы «своей» команды, раздают и собирают необходимый материал, следят за корректностью поведения команд во время игры);
  • жюри –  «судейская коллегия»;
  • присяжные заседатели – учащиеся из «незаинтересованных» классов – 12 человек.

Ход игры

1 конкурс: «Правовая лестница»

  • Командам предлагаются вопросы о возрасте приобретения тех или иных прав. На слайде презентации числа, указывающие возраст, размещены в виде лесенки. Её ступени пронумерованы (от 1 до 10).  Команды, отвечая на вопрос, поднимают карточку с номером правильного ответа.
  1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за кражу? – 14 лет
  2. Какого возраста должен достичь кандидат в депутаты Государственной Думы, чтобы его зарегистрировали в избирательной комиссии? – 21 год
  3. В каком возрасте человек становится правоспособным? – с рождения
  4. С какого возраста можно заключать трудовой договор с согласия одного из родителей и разрешения органа опеки и попечительства? – 14 лет
  5. С какого возраста суд обязан выслушать мнение ребёнка при определении места его проживания в случае развода родителей? – 10 лет
  6. С какого возраста можно оформлять вклады в банках? – 14 лет
  7. В каком возрасте человек становится дееспособным? – 18 лет
  8. Когда наступает административная ответственность? – 16 лет
  9. С какого возраста за административное правонарушение может налагаться административный арест? – 18 лет
  10. В каком возрасте учащийся с согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних  может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования? – 15 лет

5 – 9 – 1 – 5 – 3 – 5 – 8 – 7 – 8 – 6

10 секунд на обдумывание ответа.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Максимальная  оценка – 10 баллов.

2 конкурс: «Знай свои права»

  • На мультимедийной установке демонстрируется видеоролик с сюжетами, которые иллюстрируют одно из прав, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека. Первый сюжет – вводный. Далее сюжеты пронумерованы. На слайде с номером ведущий делает паузу. За это время команды должны написать в бланке ответов право человека, о котором идёт речь в каждом из сюжетов видеоролика. Допускается различная формулировка ответов.
  1. Презумпция невиновности (человек считается невиновным, пока не доказано обратное).
  2. Свобода мысли (свобода веры).
  3. Право на справедливую оплату труда (право на оплату труда).
  4. Право на гражданство (никто не может быть лишен гражданства).
  5. Авторское право.
  6. Право на образование.
  7. Свобода самовыражения (свобода творчества).
  8. Право владеть своими вещами (право собственности).
  9. Право на судебное разбирательство.
  10. Свобода от дискриминации (равенство всех перед законом).

30 секунд на обдумывание ответа.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Максимальная оценка – 10 баллов.

3 конкурс: «Если бы вы были судьёй…»

  • Команды получают листы с задачами по различным отраслям права. Команды должны решить задачи и написать краткий ответ. Организаторы игры решают, сколько вопросов задавать к каждой из задач.
  1.   15-летний Андреев во время летних каникул решил устроиться на работу в плодоовощное хозяйство. Руководитель хозяйства Никифоров согласился принять Андреева в качестве сборщика ягод и овощей с продолжительностью рабочей недели 20 часов. Он заявил, что молодой человек должен в течение недели пройти испытательный срок, и только после этого они подпишут трудовой договор.
  • Соответствуют ли трудовому законодательству условия работы, предложенные Андрееву? (нет, испытательный срок не назначается для несовершеннолетних, тем более при приёме на сезонную работу)

  • Может ли руководитель хозяйства подписать с Андреевым трудовой договор? (да, при наличии письменного разрешения одного из родителей)

  1. Гражданин Разгуляев был подвергнут административному аресту на 15 суток за мелкое хулиганство. Считая постановление судьи об аресте несправедливым, Разгуляев обратился с жалобой к прокурору, в которой указал, что судья не принял во внимание, что правонарушение было совершено в состояние алкогольного опьянения. В трезвом состоянии такого поступка он бы не совершил.
  • Обоснована ли жалоба гражданина Разгуляева? (нет, алкогольное опьянение является отягчающим вину обстоятельством)
  • Должна ли прокуратура заниматься разбором подобного рода обращений? (да, прокуратура осуществляет надзор за точным исполнением нормативных правовых актов)

  1. Двое подростков решили попугать прохожих. Когда стемнело, они, внезапно выскочив из кустов, потребовали у проходившего мимо Кондратьева кошелек. Когда тот полез в карман, один из подростков засмеялся и сказал: «Не надо, мы пошутили». Однако Кондратьев выхватил из кармана нож и нанес одному из подростков ранение.
  • Можно ли говорить о превышении Кондратьевым пределов необходимой обороны? Почему? (в данном случае состояния необходимой обороны нет)
  • Как можно квалифицировать действия подростков? (хулиганство)

1,5 минуты на обдумывание и запись ответа (в том случае если ведущий озвучивает задачу, а затем командам раздаются листы для ответов, - 1 минута)

2 балла за каждую правильно решенную задачу, 1 бал – частично правильный ответ.

Максимальная оценка – 10 баллов.

Подведение итогов игры.

В ходе игры могут проводиться конкурсы болельщиков, например, по материалу «Забавные законы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний».

Использование  нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний». Одна из задач образования – снабдить молодое поколение теми знаниями, к...

Дополнительная образовательная программа «Основы правовых знаний» для 7 класса

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы...

Основы правовых знаний. 8-9 класс. тест.

Социальные нормы, отрасли права, основы конституционного строя, нормативно-правовые акты....

Элективный курс «Основы правовых знаний» для 11 классов

    Введение данного курса продиктовано логикой развития российского общества и предполагаемой российскому образованию стратегией модернизации. В последние годы страна вступила на пут...

Контрольный срез знаний по курсу "Основы правовых знаний" 7 класс

Контрольная работа по праву для спецкурса "Основы правовых знаний" 7 класс...

Сборник заданий -8 КЛАСС - Обществоведение (основы правовых знаний). Составлен на основе авторской Программы Юрченко Е.Ф. по предмету «Обществоведение».

Сборник заданий  для 8 класса, можно использовать на уроках Обществоведения. Составлен на основе авторской Программы по обществоведению учителя истории Юрченко Е.Ф....

Интеллектуальная игра «Весы Фемиды» по основам правовых знаний

                                                      ...