Внеклассное мероприятие "Мое право выбора" 10 класс
классный час по праву (10 класс) на тему

Масликова Ксения Юрьевна

Классный час направлен на формирование  у подростков   знаний о выборах, об избирательной системе в России. Классный час построен в форме интерактивного занятия. Время проведения 30-40 минут. Целевая аудитория – учащиеся 10-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_moe_pravo_vybora.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа для 10 класса

«Моё право выбора»

Автор-составитель: Масликова Ксения Юрьевна, учитель иистории, МКОУ «СШ с УИОП» г. Жирновска

Классный час направлен на формирование  у подростков   знаний о выборах, об избирательной системе в России. Классный час построен в форме интерактивного занятия. Время проведения 30-40 минут. Целевая аудитория – учащиеся 10-11 классов.

Цель: воспитания чувства гражданственности и любви к Родине, содействовать формированию определенных качеств личности – активной жизненной позиции, осознанного отношения к выборам любого уровня (муниципального, федерального и т. д.), а также расширить знания о правах избирателя.

1. Организационный момент. Приветствие участников.

Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Ребята, тема сегодняшнего мероприятия «Мое право выбора». Здесь имеется в виду ваш собственный выбор, который вам предстоит сделать в скором будущем и соответственно речь пойдет об избирательном праве. Сегодня мы с вами вспомним основные избирательные права и избирательные системы, узнаем для себя что-то новое, а также поработаем в группах.

2. Вопрос-ответ.

Спасибо, а теперь я предлагаю вам занять свои места в кругу.

Эта тема важна тем, что сегодня мы будем говорить не только о правах человека, но и о гражданском долге, личной ответственности каждого за сделанный выбор. Мы выбираем каждый день, что нам кушать, во что одеться, чем заниматься, с кем дружить. Взрослая жизнь, на пороге которой вы сейчас находитесь, тоже невозможна без выбора. А как вы понимаете значение слова «выборы», что это такое?

Выборы – от слова выбирать (взять нужное, избрать голосованием).

Выборы – это действия граждан, избирательных комиссий и органов государственной власти, предусмотренные Конституцией РФ.

 Всеобщее избирательное право – это право выбирать и быть избранным.

4. Из истории выборов

 А всегда члены нашего общества имели избирательное право? Давайте «заглянем» в историю.

1. Кто имел избирательное право и кто был лишен права голоса согласно положения о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года?

2. На какие три курии подразделялось население. Что такое курия?

3. Какие  принципы провозгласила Конституция РСФСР 1918 года?

4. Какие избирательные права гарантировала Конституция 1936 года?

5. Каковы особенности избирательного права советского периода?

6. Какие документы гарантируют избирательное право сегодня?

Ну вот, ребята, мы расширили наши знания об истории избирательной системы Российской Федерации.

6. Избирательное право в современной России.

1.Что понимается под избирательной системой в РФ?

2.Что означает активное избирательное право?

3.Что означает пассивное избирательное право?

4.Каковы же принципы участия граждан РФ в выборах?

а) всеобщее избирательное право

б) равные

в) прямое избирательное право

г) тайное

д) свободное волеизъявление

е) избирательное право гражданина РФ, проживающего за ее пределами

Принципы избирательного права

Всеобщее

Равное

Прямое

Тайное

Добровольность (свобода)

1

2

3

4

5

К выборам допускается все взрослое население, и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям

Все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях. Это означает: 1) значение голосов всех избирателей одинаково; 2) равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе

Избиратели голосуют на выборах “за” или “против” кандидата непосредственно и лично

Исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется закрытая кабина для заполнения бюллетеня

Никто не вправе принуждать и влиять на свободное волеизъявление

Ограничения: а) возрастные; б) общая недееспособность (по суду); в) нахождение в местах лишения свободы; г) нахождение на государственной должности, несовместимой со статусом депутата Государственной Думы

 

 

 

 

Избирательный процесс - деятельность по подготовке и проведению выборов.

Стадии избирательного процесса: 

  1. Составление списков избирателей.
  2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.
  3. Формирование избирательных комиссий.
  4. Выдвижение, регистрация кандидатов.
  5. Предвыборная агитация.
  6. Голосование.
  7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

Предвыборная агитация может осуществляться через СМИ, путем проведения предвыборных мероприятий:

  • собраний и встреч с избирателями;
  • публичных предвыборных дебатов и дискуссий,
  • митингов, шествий, демонстраций;
  • выпуска и распространения агитационных печатных материалов. (1)

7. Деление на команды. Сейчас, я вам, ребята, предлагаю подойти ко мне. Встаньте в круг. Я выберу капитанов команд. Я выбираю… потому, что у него… и так далее.

Команды, пожалуйста, займите свои места.

8. Работа в группах. Ребята мы сегодня много говорим о выборах. Как вам известно, очень скоро в нашей стране пройдут выборы в Государственную Думу. А можете ли вы представить свою группу политической партией? Какую предвыборную программу вы бы предложили избирателям? (обсуждают, записывают, защищают).

9. Творческий проект. А как бы выглядела ваша избирательная листовка с призывом к молодежи о принятии участия в выборах. Избирательный листок должен быть красочным, звучным, запоминающимся.

. Тренинговые занятия.

«Признаки лидера»

  1. Я не теряюсь и не отступаю в трудных ситуациях.
  2. Легко могу убедить в чем-то моих друзей.
  3. Мне обычно удается добиться, чтобы все вокруг хорошо работали.
  4. Организуя какое-то дело, стараюсь заинтересовать его участников.
  5. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  6. Хорошо чувствую настроение своих партнеров.
  7. Обычно я достигаю того, к чему стремлюсь.
  8. Принимая решение, я перебираю несколько вариантов.
  9. Решая проблемы, использую опыт других.
  10. Я готов рисковать, чтобы получить нужный результат.

Ключ к тесту: За каждый ответ “да” поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму. Определение результата и его интерпретация:

1-3 балла. У вас небольшой лидерский потенциал. Скорее всего, вы просто еще не работали над его актуализацией. Вам стоит задуматься над своим обычным поведением, естественно, если вы хотите стать лидером, определяющим свою судьбу.

4-6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном сами определяете ход вашей жизни. Но вам есть еще над чем поработать, чтобы в еще большей степени контролировать события, происходящие с вами.

7-10 балов. Вы практически полностью контролируете жизненную ситуацию. Явные лидерские наклонности притягивают к вам людей. Вы получаете удовлетворение от своей деятельности. Но будьте осторожны, старайтесь не обижать окружающих.

Учитель : Вы можете не соглашаться с данной интерпретацией результатов. «Зачем быть лидером, мне и так хорошо», - подумаете вы. Может быть вы и правы! Но тем менее есть смысл задуматься над своим образом жизни, над тем, насколько вы определяете свою судьбу, отвечаете за свои поступки - это очень важно.

«Достоин ли я быть президентом или мэром?»

Классный руководитель: Политика - это, действительно, серьезное дело. Приходится решать много очень сложных проблем, причем таких, которые все время меняются. Их решение требует и оперативности (быстроты), и продуманности (взвешенности), и корректности. И все это в тесном единстве. Каким же нужно быть человеком, чтобы, взвешивая получаемую информацию, принимать такие сложные решения.

Представьте себе, что вам предложили баллотироваться, то есть выдвинуть свою кандидатуру на должность главы администрации города (мэра), либо государства, и затем участвовать в выборах. Разумеется, вы поблагодарили людей, которые оказали вам это доверие, но затем задумались и решили заняться глубоким самоанализом. Действительно ли вы достойны занимать эту ответственную должность, которая связана с большой ответственностью за жителей целого города.

Возьмите обычный лист бумаги, разделите его вертикальной чертой на две равные части. С левой стороны сделайте заголовок «Мои достоинства», а с правой – «Мои недостатки». Затем начинайте анализ своих личностных особенностей, обращая внимание на свои сильные стороны (что вам помогает быть эффективным в этой жизни) и слабые стороны (что вам мешает быть эффективным человеком).

При анализе постарайтесь рассмотреть себя именно в роли мэра города. Что вам дает основание баллотироваться на эту должность? Вы хорошо понимаете людей? Знаете их нужды и трудности? Готовы работать не покладая рук и главное - имеете для этого необходимые знания и опыт?

Все ваши соображения запишите на бумаге. Желательно систематизировать их по степени важности, т.е. на первом месте запишите свое самое основное достоинство, на втором месте то, которое вы особенно цените после первого и т.д. Таким же образом запишите свои недостатки. А затем примите окончательное решение - достойны ли вы быть мэром?

Какой список (достоинств или недостатков) получился более представительным и серьезным. Что перевесило - ваши достоинства или недостатки? И главное, попытайтесь объяснить, как то или иное ваше достоинство будет помогать вам в работе мэром и как ваши недостатки будут мешать в этом.

Аналитическая таблица

Мои достоинства

Мои недостатки

1.

1.

2.

2.

3.

3.

и т. д.

Методические рекомендации: После того как участники поработают над предложенной темой и заполнят обе части аналитической таблицы, вы можете предложить желающим зачитать и прокомментировать свои записи. Во время выступления участников со своими аналитическими  таблицами все остальные играют роль экспертной комиссии, задача которой подчеркнуть достоинства выступившего, усилить именно положительную сторону его личности. Любой участник может высказать свое отношение к выступившему, но только в положительном ключе. Не рекомендуется усиливать критический подход, так как задача  в другом - помочь увидеть собственные достоинства, поднять самооценку. Участникам, к сожалению, больше нравится покритиковать другого, показать его слабости и недостатки. Попытайтесь снять это стремление, настроив их на положительную оценку выступлений. «Члены экспертного совета» могут дополнить число положительных качеств выступившего. Он при этом может записать все дополнения в свою аналитическую таблицу. Затем слово предоставляется очередному желающему и т. д. (2)

10. Подведение итогов. Рефлексия. К сожалению, люди часто не ходят в наши дни на выборы, потому, что всему этому  верят. Что их голос может что-то изменить. Тем самым они решают судьбу нашей родины. Совсем скоро вашим родным, близким или даже просто знакомым предстоит сделать свой очередной выбор, это выборы Государственной Думы, то есть парламента нашей страны. От их выбора зависит, в какой стране нам с вами жить. Я бы очень хотела, чтоб вы тоже внесли свой вклад в столь важное дело – не позволили своим родным остаться равнодушными. Объясните им насколько это важно и необходимо решить судьбу нашей страны и исполнить свой гражданский долг 4 декабря. Я попрошу вас подойти ко мне и выразить каждый свое мнение по поводу нашего занятия. (Передаем сердце – игрушку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок внеклассного чтения в 10 классе «Ты на ошибку не имеешь право» (М. Владимов)

напомнить учащимся о тесном взаимодействии литературы  с другими предметами (историей, биологией, физикой …); выработать навыки и умения высказывать и отстаивать свою точку зрения по различным...

Внеклассное мероприятие в 6 классе по теме "Правила поведения в гостях в разных странах"

Внеклассное мероприятие в 6 классе по теме "Правила поведения в гостях в разных странах"...

Внеклассное занятие Права, обязанности и ответственность школьников для 7 класса

Цель:Закрепить и активизировать знания о «Декларации прав человека», «Конвенции прав ребенка», через наглядный материал. Формировать практические навыки в применении прав и обязанностей в повседн...

Внеклассное мероприятие по обществознанию: «Турнир знатоков права» 7 класс

Сценарий турнира «Знатоки права» способствует  развитию правового образования учащихся....

Внеклассное занятие "Права детей" (для учащихся 6 класса)

Цели занятия:I.1.    Обобщение и проверка знаний учащихся по теме “Права ребёнка”. Внеурочное мероприятие используется как игровая форма образования учащихся.II.1.    Раз...

Внеклассное мероприятие для 8 класса коррекционной школы "Права детства"

Внеклассное мероприятие для коррекционных школ (7-8классы)Тема: "Права детства"Цель: дать представления о правах ребенка; объяснить детеям, что означает понятие"право"; объяснить, где отражены права; ...

Внеклассное мероприятие «Права и обязанности», 6 класс

Сценарий внеклассного мероприятия...