Главные вкладки

    Программа по праву "История развития права России"
    методическая разработка по праву (11 класс) на тему

    Тома Наталья Анатольевна

    Курс «Истории права России» построен на материале истории России, содержит интересные сведения о развитии отечественного права. В базовом курсе истории многие нормативно-правовые документы лишь упомянуты, в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагментами, например, характеристика правового положения различных категорий феодально-зависимых крестьян, виды наказаний за ту или иную провинность. Изучение курса как самостоятельной дисциплины создает условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_istoriya_razvitiya_prava.docx36.04 КБ

    Предварительный просмотр:

      ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    Государственное бюджетное профессиональное

    образовательное учреждение города Москвы

    «ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    (ГБПОУ Юридический колледж)

                                              ПРОГРАММА КУРСА

    «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА РОССИИ»

    Составитель: преподаватель

     истории и обществознания

    Тома Н. А.

                                                         

                                                         2018 г.

                           Пояснительная записка к программе

    Курс «Истории права России» построен на материале истории России, содержит интересные сведения о развитии отечественного права. В базовом курсе истории многие нормативно-правовые документы лишь упомянуты, в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагментами, например, характеристика правового положения различных категорий феодально-зависимых крестьян, виды наказаний за ту или иную провинность. Изучение курса как самостоятельной дисциплины создает условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса.

    Среди учебных и вспомогательных материалов используется следующая литература:

    Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.

    Памятники русского права 10-20 века т. д. (список дополнительной литературы прилагается).

    Возможны следующие виды деятельности учащихся:

    -анализ исторических источников;

    -устные сообщения учащихся с последующей дискускуссией;

    -написание эссе;

    -подготовка сценариев для слайд-фильма.

    При изучении курсе учащиеся могут‚ выбрать: объект изучения; -вид отчётных работ из предложенного перечня;

    -литературу, по которой они будут готовить собственные работы. Критерии успешности учащегося: Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии: выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме; -решения не менее 75 % заданий по форме Единого экзамена.

    Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий) за:

    качественно выполненное задание по собственной инициативе;

    -использование интернет-технологий;

    инициативную публичную презентацию.

    В процессе работы динамика интереса будет фиксироваться с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ. Форма итоговой отчётности: итоговая конференция, защите проектов.


                                                Цель и задачи

    Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук. Причем каждая наука, находящаяся в системс междисциплинарных связей, отличается своим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет.

    В системе юридических наук история политических правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. Однако обучающиеся подходят к выбору своей будущей специальности не с точки зрения своей психологической готовности и профессиональной пригодности, а с точки зрения престижности и перспектив оплаты специалистов той или иной сферы. В силу этого изучение истории правовых учений рамках юридического образования становится для будущих студентов неинтересным и бесперспективным делом, приводя их уже на первых курсах к разоча-рованиям.

    Данный курс предполагает углубленно предпрофессиональную подготовку обучающихся с тем, чтобы познакомить, их с историей и развитием отечественной правовой системы Вместе с тем, это краткосрочный курс (рассчитанный на 9 часов учебного времени), что позволит ребятам, прослушав данную дисциплину, посетить другие и определиться: выбранной специальностью. Выгодность такого построения позволит легко решить проблему данного курса в учебном плане: ничего не меняя, можно использовать часы, которые отведены на технологию.

    Настоящий курс предполагает знакомство учащихся с основными научными понятиями, документами отечественного права на фоне тех исторических событий, когда они были приняты. Историю права, по мнению автора, нельзя изучать вне прямой и непосредственной связи с теми явлениями, которые их породили и которые определили как их содержание, так и особенности функционирования. При этом следует иметь в виду, что действие экономических факторов, будучи решающим и определяющим в историческом развитии, является не единственным рычагом, который влияет на ход этого развития.

    Задачи курса можно сформулировать так:

    - способствовать развитию интереса у учащихся к истории ставнов-ления и развития правовой системы в России;

    - определить закономерности и составляющие отечественного права;

    - способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности.

    Содержание

    Предлагаемые тематические блоки могут быть использованы преподавателем в рамках учебного предмета -технология. Хотя история есть непрерывное движение, изучать ее сплошным, нераздельным потоком невозможно. Научный анализ и обобщение требуют членения исторического материала на хронологические отрезки, периоды. Поскольку развитие права тесно связано с развитием государства и зависит, прежде всего, от экономического бизнеса, то и периодизация истории нрава с ответствует периодам развития производственных отношений.

    Учебно-тематический план

    урока

    Тема урока

    Количества

    часов

    1

    Древнерусское право (9-12 вв.)

    2

    Правовая система Русского централизованного государства (14-16 вв.)

    3

    Сословно-представительная монархия в России (середине 16 – середина 17 вв.)

    4

    Право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (19 в.)

    5

    Право в период первой Российской революции и после нее

    6

    Право в период Февральской революции (февраль-октябрь 1917 г)

    7

    Право в период Октябрьской революции и эпохи диктатуры пролетариата (1917-1936 гг.)

    8

    Право в период тоталитаризма (1936-1941 гг.)

    9

    Право в период стабильного развития («эпоха застоя»)

    10

    Право на современном этапе


    Содержание программы «История развития права России» (10 ч) 

    Тема 1. Древнерусское право (IX-XII вв) 

    «Русская Правда» как памятник права Киевской Руси. Княжеские Уставы. Правовое пoложение населения. Основные черты частного права. Преступление и наказание. Судопроизводство.

    Тема 2. Правовая система Русского централизованного государства (XIV-XVI вв). 

    Судебники 1487 и 1550 гг. как памятники права. Преступление и наказание по Судебнику 1559 г. Судопроизводство. Формирование системы судебного розыска.

    Тема 3. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI-середина XVII вв.)

    Уложение 1649 г. как свод феодального права. Земский Собор и разработка Соборного Уложения 1649 г, Источник и структура Уложения. Полномочия государя. Административное и судебное право. Следствие и судопроизводство. Уголовное право. Развитие вещного и обязательного права. Наследственное право.

    Тема 4. Право России в период разлoжения крепостнического строя и роста капиmаллистических отношений (XIX в.) 

    Крестьянская реформа 1861 г. Изменение в сословном статусе крестьянства. Земельная реформа. Регламентация хозяйственной деятельности крестьянства. Судебная реформа: судебный устав 1864 г., новая судебная организация: суд присяжных, изменения в судебном праве, формирование адвокатуры, презумпция невиновности

     Тема 5. Право в период первой Российской революции и после нее Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 г. Законодательство о гражданских свободах. Государственная Дума России. Избирательные законы.

    Тема 6. Право в период Февральской революции (февраль октябрь 19172)

    Февральская революция 1917 г. Законодательная деятельность Временного правительства.

    Тема 7. Право период октябрьской революции и эпохи диктатуры пролетариата (1917-1936 гг.)

     Октябрьская революция 1917 г. в России. Основные черты права в период эпохи диктатуры пролетариата 1917-1936 гг. право и революционное правосознание.

     Тема 8. Право в период тоталитаризма (1930-1941 гг.)

    Конституция 1936 г. и права человека в СССР: декларации н действительность.

    Тема 9. право в период стабильного развития (эпоха застоя») Конституция СССР 1977 г. и права человека и гражданина: декларация и действительность.

     Тема 10. Право на современном этапе

     Конституция 1993 Современное понимание прав и свобод человека. Построение основ правового государства.

    ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

    1.  Памятники права.

    Памятники русского права. Вып.1-8.М.,1952-1961 Российское законодательство x-xx вв. Т. 1-9. Под общ ред. О.И. Чистякова. -М, 1984-1994. хрестоматия по истории государства и права СССР. Доoк-тябрьский период. Ч. 1. 2005г.

    1. литература.

    Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.

    Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина 19 века. - М., 1980)

    Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. Изд. 2 М., 1960 Казанцев С.М. История царской прокуратуры СПб., 1993. Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 1-4. М., 1988-1989. Маньков А. Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права России. Л., 1980. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учрежде- ний в России, Л., 1969

     Развитие русского права в XV-пер. пол. XVII М.,1986 в.

    Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв. М., 2002 Старцев В.И. Внутренняя политика временного правительства первого созыва. Л., 1980

    Цатурова М. К. Русское семейное право 16-18 вв. М.,2000г. Черменский Е.Д государственная дума и свержение царизма России. М., 1976.


    Контрольно-измерительные материалы

                                                 Часть 1.

    А1.  Среди перечисленных терминов назовите источники права Древнерусского государства:

    1.Соборное уложение

    2.Русская Правда

    3.Уставы Владимира Святославича и Ярослава

    4.Судебник

    А2. С именем какого князя связывают происхождение Русской Правды:

    1.Ярослав Мудрый

    2.Владимир Святитель

    3.Игорь

    4. Рюрик

    А3. Русская Правда трактует общее понятие преступления- преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу .Какой термин используется для обозначения преступления:

    1.Свада

    2.Обида

    3.Татьба

    4.Гонение следа.

    А4. Назовите источники права периода образования Русского централизованного государства:

    1.Соборное уложение

    2.Русская Правда

    3.Судебники

    4. Княжеские уставы.

    А5. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян, введя повсеместно так называемый Юрьев день:

    1.Да

    2.Данная система сложилась значительно раньше

    3. Данная система сложилась значительно  позже.

    4.Не согласен с этим утверждением.

                  А6.»Лихим» человеком признавали:

    1.Человека, совершившего кражу имущества лиц дворянского звания

    2.Наиболее опасного преступника, систематически совершавшего преступления

    3.Собстивенника имущества

    4.Избирателя из числа землевладельца

    А7. Судебная палата по Судебной реформе 1864 года рассматривала следующие дела:

    1.Апелляции по решениям окружных судов

    2.Крестьян

    3.По уголовным преступлениям

    4.О государственных и некоторых должностных преступлениях

                                              Часть Б

                   Б1.Судебник вводит новое понятие преступления -крамолу.

                      Под  крамолой понималось:

    1.Деяние, совершаемое преимущественно представителями господствующего класса, например, отъезд бояр к другому князю

    2..Деяние, совершаемое людьми, поднимающими народ на восстание.

    Б2. Что нового появилось в системе наказаний по Судебнику 1497 года по сравнению с Русской правдой:

    1.продажа за долги

    2.Торговая казнь

    3.Членовредительство

    4.Смертная казнь

    Б3. среди указанных юридических актов назовите те, которые были приняты временным правительством:

    1.Закон об установлении уголовной ответственности за забастовки железнодорожников

    2.Отмена телесных  наказаний

    3. Право военного министра и министра внутренних дел на арест и высылку лиц, действия которых будут признаны опасными

    4.Закон об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменения существующего строя в России.

                  Б4. Назовите основные завоевания революции 1905 года

    1.Были частично дарованы гражданские свободы, была отменена цензура.2.Создание двухпалатного парламента, ограничивающего законодательную власть монарха и издание основных государственных законов.

    3.Ухудшение положения крестьян.

    4.Рабочие получили право создавать профсоюзы, проводить экономические стачки, сократился рабочий день.

                                                  Часть С.

     При выполнении задания требуется записать развернутый ответ. При этом проверяются знания обобщенного характера.

    С1.Одним из видов Божьего суда в Древнерусском государстве было испытание водой. оно проводилось путем опускания связанного человека в воду, если он тонул, то считался выигравшем дело.

    В чем состоял смысл другого вида Божьего суда- испытание железом?

    С2.Назовите причины принятия Соборного Уложения 1649 года.

    С3. Назовите  основные виды феодального землевладения, получившие юридическое закрепление по Соборному уложению 1649 года.

    Назовите черты сходства и различия.

    С4.Избирательный закон 1905 года значительно расширил круг избирателей. Однако он охватывал лишь небольшую часть жителей и выборы по- прежнему оставались неравными. Какие ограничения оставались?

                                 

                                   

                                   Ответы

    А1        А2        А3        А4        А5        А6        А7

    2,3        1        2        3        1        2        1., 4

    Б1        Б2        Б3        Б4

    1        2, 3, 4        1, 3, 4        1,2, 4

    С1.

    Испытание железом применялось тогда, когда не хватало других доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Для получения правдивых  показаний подозреваемому прижигали руку раскаленным железом, если испытываемый выдерживал боль и рука быстро заживала, то его признавали невиновным.

    С2.

    Причины принятие соборного Уложения 1649 года:

    -восстания посадских людей, их обращение к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от притясн5ний;

    - недовольство дворянства ущемлениями со стороны боярства;

    - обострение классовой борьбы.

    С3. Основные виды феодального землевладения:

    -дворцовые земли - собственность государства или непосредственно самого царя;

    -вотчинное землевладение - земельное владение, передаваемое по наследству. Законодательство заботилось о том, чтобы количество родовых вотчин не уменьшалось. В связи с этим предусматривалось право выкупа проданных родовых вотчин;

    -поместное землевладение - условное держание, которое давалось за службу, главным образом военную. Размер поместья определялся служебным положением  лица. Поместье не могло передаваться по наследству. Феодал пользовался им до тех пор, пока служил.    

    С4.

    Ограничения избирательного закона 1905 года.

    -Выборы были многоступенчатыми.

    -По 1-ой курии от 2 тыс. землевладельцев выбирался один выборщик .

    По 2-ой курии  от 4 тыс. владельцев городской недвижимости, торговых и промышленных заведений, государственных чиновников избирался один выборщик.

    По 3-ей курии- один выборщик от 30 тыс .крестьян.

    По 4-ой курии- один выборщик от 90 тыс. рабочих.

    То есть 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

    -Избирательных прав не имели военные, полицейские, учащиеся, женщины, кочевые народы, осужденные и подследственные.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»

    Данный курс  нацелен  на  углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Наст...

    Программа курса дополнительного образования «История права России» 10 класс

    Данная программа дополнительного образования «История права России» построена на материале курса истории России 6-9 классов и содержит интересные сведения о развитии отечественного права....

    Программа курса "История развития права России"

    Предлагаемый курс построен на материале истории России, поскольку этот курс изучается на протяжении 6 – 9-х классов, содержит интересные сведения о развитии отечественного права. В базовом курсе истор...

    Развитие права в России IX - начало XIX в.

    Презентация к уроку Развитие права в России IX - начало XIX в. в России...

    элективный курс "История развития права России" для 10 кл.

    Рабочая программа элективного курса «История развития права России» составлена на основе примерной образовательной программы по элективному курсу «История государства и права России», разработанной Те...

    Примерная программа курса «Экологическое право России»

    Элективный курс рассчитан на 34 часа классы 10-11...

    Рабочая программа элективного курса История государства и права России

    Рабочая программа включает календарно-тематическое планирование элективного курса по праву "История государства и права России"....