Рабочая программа элективного курса История государства и права России
календарно-тематическое планирование по праву (11 класс) на тему

Федорова Елена Викторовна

Рабочая программа включает календарно-тематическое планирование элективного курса по праву "История государства и права России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_istoriya_gosudarstva_i_prava_v_rossii.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

           «Утверждено»                                                                                                                                                                        «Согласовано»

                   Директор                                                                                                                                                         Председатель м/о

                   _____________Кругляков К.М.                                                                                                                    ___________Пантюхина О.Н.  

                                                                                                                                                                                            Протокол №2

                 «___»___________2016 г.                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                  «__28_»_августа____________2016г.

                                       Рабочая программа 

                учителя истории и обществознания Федоровой Елены Викторовны

                         элективного курса  «История государства и права России» 11 класс.

                         Количество часов в неделю ___1__, в год ___34___

                          Учебник: История государства и права России. Учебник/Под. ред. Ю.П. Титова. - М.: ООО «ТК Велби», 2003.

      Планирование составлено на основе программы: История государства и права России. Элективный курс для 10-11 классов. Авт. Терентьева Е.В. //Право в школе - №1-2008.

                                                                                                       2016-2017 учебный год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «История государства и права России» предназначена для обучающихся 11-х классов. Учебный предмет «История государства и права России» включен в Компонент образовательного учреждения учебного плана школы в объеме  34 учебных часов в 11 классах, 1 учебного недельного часа.

Включение указанного предмета в учебный план школы обусловлено стремлением образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности тех обучающихся 11 классов, которые желают изучить в сравнительно-историческом аспекте государственно-правовые системы России, познакомиться с достижениями теоретической мысли и исторической практики развития государства от простейших форм до наших дней, изучить общие тенденции и особенности государственно-правового развития, а также связать свою будущую профессиональную деятельность с политико-правовой сферой.

Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по учебному предмету «История государства и права России», разработанной Терентьевой Е.В., к.п.н.

Изучение программы учебного предмета на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующей цели – формирование юридического мировоззрения у обучающихся, позволяющего занимать твердые личностные позиции в отстаивании режима законности.

Задачи изучения учебного предмета:

  • Уяснение обучающимися основных политических процессов в современном мире на основе знаний о российском государстве и праве;
  • Овладение обучающимися навыками аргументировано и юридически грамотно и обосновывать собственную позицию по дискуссионным вопросам;
  • Делать сравнительный анализ юридических документов.

Основное назначение рабочей программы учебного предмета «История государства и права России» для 10-11-х классов – определение комплекса основных характеристик образования обучающихся - организационно-педагогических условий, объема, содержания, планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету.

Рабочая программа по учебному предмету «История государства и права России» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Нормативно-правовые документы Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ

  • Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);
  • Приказа Министерства образования  Российской Федерации  от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 03.06.2008 г., 31.08.2009 г., 19.10.2009 г., 11.11.2011 г., 24,31.01.2012 г.;
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями от 20.08.2008 г., 30.08.2010 г., 03.06.2011 г., 01.02.2012 г.;
  • Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

Концепция учебного предмета «История государства и права России» предполагает прохождение обучающимися 10-11 классов на всем протяжении обучения следующих стадий (форм работы с содержанием предмета):

1. Формирование представлений об истории отечественного государства и права:

  • Пассивное восприятие и накопление информации;
  • Приобретение навыков целенаправленного восприятия историко-правовых явлений и процессов;
  • Обогащение знаний и формирование представлений об эталонах, обеспечивающих полноценное восприятие политико-правовых явлений;
  • Расширение представлений об отечественном государстве и его правовой системе;
  • Формирование представления об общих и специфических закономерностях возникновения и развития государства и права в конкретно-исторических условиях.

2. Формирование историко-правовых понятий:

  • Обогащение словаря историко-правовых терминов;
  • Выделение и распознавание историко-правовых понятий;
  • Овладение приемами группировки, обобщения и классификации знаний об исторических явлениях с целью формирования понятий.

3. Оперирование историко-правовыми знаниями и умениями в практической деятельности:

  • Обучение применению историко-правовых знаний в самостоятельной практической деятельности;
  • Обучение применению историко-правовых знаний в самостоятельной научно-практической деятельности, выработке новых историко-правовых знаний.

Материал учебного предмета позволяет обучающимся более глубоко осваивать такие методы изучения общественных наук, как:

  • Дедуктивный, поскольку изучение права предполагает изучение общественных явлений от общего к частному, т.е. на основе изучения общих процессов общественного развития определяются пути развития отдельных правовых проблем и явлений;
  • Индуктивный, поскольку на основе сопоставления отдельных правовых норм выводятся общие закономерности;
  • Экзегетика, т.к. право изучается на основе толкования отдельных юридических и исторических источников;
  • Метод историко-сравнительного анализа, т.к. с помощью изучения права на отдельных этапах истории России формируется представление о целостном понимании права как социального института.

Критерии отбора материала для рабочей программы:

  • Практическая важность рассматриваемых учебных вопросов.
  • Пригодность изучаемого материала для формирования у обучающихся 10-11 классов знаний о развитии государства и права в России.
  • Способность содействовать усвоению базовых идей и понятий курса (государство, право, гражданское общество, права человека, конституция и др.).
  • Соответствие материала предмета аналогичному предмету, преподаваемому на юридических факультетах ВУЗов.
  • Соответствие материала учебного предмета познавательным возможностям, знаниям, умениям обучающихся.
  • Возможность использовать в ходе изучения материала активные формы и методы работы.

Реализация рабочей программы учебного предмета «История государства и права России» предполагает использование следующего учебно-методического комплекса:

Примерная образовательная программа

История государства и права России. Элективный курс для 10-11 классов. Авт. Терентьева Е.В. //Право в школе - №1-2008.

Учебник

История государства и права России. Учебник/Под. ред. Ю.П. Титова. - М.: ООО «ТК Велби», 2003.

Содержание учебного материала рабочей программы учебного предмета.

  •                                                                             Периодизация учебного предмета.
  • Пригодность изучаемого материала для формирования у обучающихся 10-11 классов знаний о развитии государства и права в России.
  • Способность содействовать усвоению базовых идей и понятий курса (государство, право, гражданское общество, права человека, конституция и др.).
  • Соответствие материала предмета аналогичному предмету, преподаваемому на юридических факультетах ВУЗов.
  • Соответствие материала учебного предмета познавательным возможностям, знаниям, умениям обучающихся.
  • Возможность использовать в ходе изучения материала активные формы и методы работы.

Реализация рабочей программы учебного предмета «История государства и права России» предполагает использование следующего учебно-методического комплекса:

Примерная образовательная программа

История государства и права России. Элективный курс для 10-11 классов. Авт. Терентьева Е.В. //Право в школе - №1-2008.

Учебник

История государства и права России. Учебник/Под. ред. Ю.П. Титова. - М.: ООО «ТК Велби», 2003.

Содержание учебного материала рабочей программы учебного предмета.

                                                                            Периодизация учебного предмета.

Государство и право России в период образования и развития абсолютной монархии (вторая половина XVII века – XVIII век)

Государство и право России в период разложения крепостнического строя и формирования капиталистических отношений (первая половина XIX века)

Государство и право Росси в г.г. буржуазно-демократической революции 1905-1907 г.г., последующей реакции и Первой Мировой Войны.

Государство и право России в феврале-октябре 1017 г.

Создание советского государства и права. 1918-1920 г.г.

Советское государство и право в период НЭПа (1921-конец 20-х г.г. XX века)

Советское государство и право в период коренной сломки общественных отношений (конец 20-х г.г. – 1941 г.)

Советское государство и право в период Великой Отечественной войны.

Советское государство и право в период восстановления и развития хозяйства в первые послевоенные годы (1945 – середина 50-х г.г. ХХ века)

Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 50-х г.г. – середина 60-х г.г. ХХ века)

Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (середина 60-х г.г. – середина 80-х г.г. ХХ века)

Советское государство и право в период реформирования СССР и его распада (1985-1991 г.г.)

Государство и право Российской Федерации (1992-н.в.)

11 класс. 2 год обучения. 34 часа.

Раздел 6. Россия эпохи Петра I (4 ч.)

Особенности абсолютной монархии в России. Правовое положение сословий в I четверти XVIII века. Возникновение первых воинского и морского Уставов. Формирование государственной контрольно-ревизионной системы: прокуратура и фискальная служба. Кодификация права, формы правовых актов в I четверти XVIII века.

Воинские артикулы 1715 года. Виды преступлений и наказаний. Судебный процесс: инстанции, стадии, доказательства, приговор. Новые виды договоров. Церковный брак как единственная форма брака.

Обобщающее повторение.

Раздел 7. Правовые особенности России во второй половине XVIII века (3 ч.)

Трансформация высших органов государственной власти: Сенат, Кабинет министров, Верховный тайный совет, Императорский совет. Изменение правового статуса сословий в XVIII веке. Губернская и судебная реформы 1775 года. Формирование полицейской системы. Полиция и тайная полиция. Места заключения. Устав благочиния 1782 года. Правовое положение Польши в составе Российской империи. Трансформация Украинской автономии в XVIII веке.

Обобщающее повторение.

Раздел 8. Россия в первой половине XIX века (6ч.)

Законодательство о крестьянах. Реорганизация центрального управления. Государственный Совет, министерства, Комитет министров, канцелярия императора. Третье отделение, жандармский корпус. Реорганизация полиции. Тюрьмы. Синод и синодальное управление. Секуляризация церковного имущества. Изменение статуса духовенства. Законодательство о неправославных вероисповеданиях. Изменения в церковном праве. Статус Финляндии и Польши. Управление народами Сибири. Гетманство. Выборное управление. Источники права на Украине. Ликвидация гетманства. Кодификационные комиссии М.М.Сперанского. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов, разработка и структура. Развитие частного права. Уложение о наказаниях 1845 г. Систематизация преступлений. Наказания.

Обобщающее повторение.

Раздел 9. Россия во второй половине XIX века (4 ч.)

Судебная реформа 1864 года. Новые принципы судебной системы Российской империи. Новая судебная организация: мировой суд, суд общей юрисдикции, сословные и ведомственные суды. Суд присяжных. Формирование адвокатуры. Реформы полицейского и уголовного законодательства. Реформа военной юстиции. Реорганизация центрального государственного управления. Министерство внутренних дел и его структура. Министерство финансов и другие отраслевые министерства. Деятельность М.Т.Лорис-Меликова. Положение о земских начальниках. Усиление роли местного дворянства. Обновление Свода законов. Судебная практика Сената. Правовое регулирование экономики. Фабричное законодательство. Наследственное и семейное право. Уголовное уложение 1903 года. Источники права. Кодификация. Работа над Гражданским уложением. Торгово-промышленное законодательство.

Обобщающее повторение.

Раздел 10. Россия в начале ХХ века (4 ч.)

Совет министров. Ответственность министров перед императором. Смена премьеров. Земская оппозиция. Лозунг Учредительного собрания и идея диктатуры пролетариата. Государственная Дума. Избирательные законы. Многостепенные и неравные выборы. Основные законы. Ограничение самодержавной власти императора. Полномочия Государственной Думы. Конфликт Думы с Николаем II и Государственным Советом. Уголовное и административное законодательство.

Обобщающее повторение.

Раздел 11. Россия в период революционных потрясений начала ХХ века (4 ч.)

Реформа госаппарата. Административная юстиция. Самоуправление. Суды в 1917 году. Юридическое совещание. Отмена налогов. Формирование советского права. Революционное правотворчество. Отношение к дореволюционному праву. Первые декреты Советской власти. «Руководящие начала по уголовному праву» 1919 года. Отношение большевиков к смертной казни. Полемика в Конституционной комиссии. Основные принципы Советской Конституции. «Демократический централизм». «Лишенцы». Неравенство рабочих и крестьян. Слом старой судебной системы. Первые революционные суды. Положение о народном суде 1918 года. Ревтрибуналы. Положение о трибуналах 1919 года. Создание ВЧК. Красный террор. Создание рабоче-крестьянской милиции и угрозыска. Создание Красной Армии. Добровольность и переход к воинской повинности. Выборность и назначение командиров. Распад бывшей российской империи. Декларация прав народов. Автономные республики и области. Конфедерация советских республик. Полемика по вопросу об автономизации. Правительство Юга России. «Верховный правитель» России. Разгром белого движения. Эмиграция. ДВР. Разгром и запрещение некоммунистических партий.

Обобщающее повторение.

Раздел 12. СССР в 1920-30-е г.г. (3 ч.)

Переход от административного к правовому и экономическому регулированию. Кредитная система. Судебная реформа 1922 года. Упразднение ВЧК и создание ГПУ. Продолжение репрессий. Преследование церкви.  Кодификация 1922-1924 г.г. Первые процессуальные кодексы. Первые союзные кодификационные акты. Новая редакция УК РСФСР 1926 г. Централизация правоохранительной системы. Внесудебная юстиция. Усиление репрессий после убийства С.М.Кирова. Показательные процессы 30-х г.г. Разгром комсостава Красной Армии. Всеобщие выборы, «свобода слова». Новые союзные республики в 1936 г.

Обобщающее повторение.

Раздел 13. СССР в годы Великой Отечественной войны (2 ч.)

Переход к кадровой армии. Закон 1939 года «О всеобщей воинской повинности». Нормативизм. Закрепление колхозников. Указы 40-х г.г. об ужесточении норм трудового права. Уголовная ответственность 12-летних по Указу от мая 1941 года. Расширение СССР в рамках статей пакта «Молотова – Риббентропа». Националистические группировки Украины и Прибалтики. Депортации отдельных народов. ГКО. Штаб партизанского движения. Чрезвычайная комиссия по расследованию. Военные трибуналы. Изменения в праве в период Великой Отечественной войны. Оккупированные территории. Амнистия 1945 года. Отмена смертной казни в 1947 году и ее восстановление в 1950 году. Ленинградское дело. Дело «Еврейского антифашистского комитета». Дело врачей. Усиление ответственности за хищение. Амнистия 1953 года.

Обобщающее повторение.

Раздел 14. СССР в 1950-1980-е г.г. (2 ч.)

Разделение партийных органов и Советов в 1962-1963 г.г. и их объединение в 1964 году. Основы законодательства о судоустройстве 1958 года. Изменения в трудовом, колхозном, уголовном праве в 1950-х г.г.  Кодификация с 1950-х до 1970-х г.г. Смягчение норм уголовного права. Расширение прав граждан. Конституция РСФСР 1978 года. Подготовка Свода законов СССР. Борьба с коррупцией.

Раздел 15. Россия на современном этапе (2 ч.)

Размежевание общества. Сохранение государственных монополий, четыре уровня цен. Характер новой рыночной экономики. Аренда земли. Подписание Федеративного договора. Конституция РФ 1993 года. Вооруженные конфликты в Чечне. Положение русскоязычных жителей в странах СНГ. Неэффективность соглашений со странами СНГ. Плюсы и минусы законодательной работы Федерального Собрания РФ.

Обобщающее повторение.

                                                                       Требования к уровню подготовки обучающихся.

Процесс изучения учебного предмета «История государства и права России» направлен на формирование у обучающихся общекультурных компетенций:

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем правосознания;
  • способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности;
  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
  • обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
  • нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону;
  • стремление к саморазвитию;
  • способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

профессиональных компетенций:

  • способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей будущей профессиональной деятельности;
  • способность осуществлять будущую профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
  • способность эффективно осуществлять правовое воспитание.

В результате изучения учебного предмета «История государства и права России» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь:

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Календарно – тематическое планирование курса «История государства и права России»,  11 класс.

№п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/ уметь)

Основные

виды деятельности ученика

Виды контроля, измерители

КЭС

Ким

ЕГЭ

КПУ

Ким

ЕГЭ

Домашнее

задание

Дата

Раздел 6. Россия эпохи Петра I. 4 часа.

1.

Особенности абсолютной монархии в России в I четверти XVIII века. Правовое положение сословий.

Предпосылки возникновения абсолютизма. Особенности абсолютизма в России. Развитие крепостного права. Введение подушной подати и уничтожение холопства. Правовое положение различных разрядов крестьян. Завершение формирования сословного строя. Сословные реформы Петра I. Статус сословий. Формирование класса – сословия  дворянства.

Знать: историческое значение петровской модернизации, особенности государственного строя.

Уметь: анализировать последствия реформ.

Работа с текстовым источником. Анализ текста.

Беседа.

2.1.1

1.1-1.5

2.1

2.2

Сообщения.

Записи в тетради.

01-05.09

2.

Возникновение воинского и морского Уставов.

Военная реформа. Органы разведки. Развитие формы государственного единства. Присоединение Эстляндии и Лифляндии. Развитие права.

Уметь: выявлять причинно-следственные связи между проведением военной реформы и ходом Северной войны

Работа в группах.

Анализ документов.

Устный опрос.

2.1.1

2.1.2

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.6

Проблемные задания.

08-12.09

3

Формирование государственной контрольно-ревизионной системы: прокуратура и фискальная служба.

Отмена местничества в 1682 г. Табель о рангах 1722 г.  Духовенство. Правовое положение церквей в России. Государственный механизм. Реформы в области государственного управления. Статус императора. Боярская дума и Сенат. Прокуратура и фискалы. Центральные органы управления. Коллегии. Синод. Главный магистрат. Органы политического сыска. Полиция. Судебные органы.

Уметь: работать со схемами и историческими источниками, высказывать оценочные суждения.

Работа с текстовым документом.

Заполнение таблицы.

Таблица.

2.1.1

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.6

Записи в тетради, выполнение письменной работы.

15-19.09

4

Обобщающее повторение

Основные источники права. Попытки кодификации законодательства. Гражданское право. Вещное право: право собственности (движимое и недвижимое имущество). Обязательственное право. Договоры, их виды и порядок оформления.

Знать: основные понятия курса.

Уметь: выявлять причинно-следственные связи, анализировать исторические события.

Анализ исторических документов. Работа в группах.

Индивидуальные задания.

2.1.1

2.1.2

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Выполнение проблемных заданий.

22-26.09

Раздел 7. Правовые особенности России во второй половине XVIII века. 3 часа

5

Централизация государственной власти в правление Екатерины II. Губернская и судебная реформа 1775 года. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года.

Завершение формирования сословного строя. Сословные реформы Екатерины II. Статус сословий. Формирование класса – сословия  дворянства. Манифест о даровании вольности  российскому дворянству 1762 г. Жалованная грамота дворянству 1785 г. Городское население. Жалованная грамота городам 1785г.

Знать: характерные черты политического устройства России во второй половине 18-го века.

Уметь: работать со схемой и текстовыми источниками.

Составление схем. Анализ исторического источника.

Беседа. Тест.

2.1.4

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Записи в тетради.

29.09-03.10

6

Правовое положение Польши и Украины в составе Российской империи.

Присоединение Польши, Литвы, Молдавии и Валахии. Управление Украиной. Реформы местного управления. Развитие права. Основные источники права. Попытки кодификации законодательства.

Знать: основные сословия, населявшие Российскую империю.

Уметь: работать с таблицей, историческим документом, высказывать оценочные суждения.

Составление таблицы.

Анализ документа.

Таблица.

2.1.4

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Составление таблицы.

06-10.10

7

Обобщающее повторение.

Гражданское право. Вещное право: право собственности (движимое и недвижимое имущество). Уголовное право. Становление военно-уголовного законодательства.

Знать основные понятия курса.

Уметь: работать со схемами и таблицами, текстовыми источниками.

Работа со схемами, таблицами, текстовыми источниками.

Тест.

2.1.4

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

2.7

Сообщения.

13-17.10

Раздел 8. Россия в первой половине XIX века. 6 часов

8

«Дней Александровых прекрасное начало». Законодательство о крестьянах.

Необходимость осуществления реформ.  Причины отказа Александра I и Николая I от радикальных реформ. Изменения в сословном строе. Дворянство. Духовенство. Почетное гражданство. Крестьянство. Указ 1803г. о «вольных хлебопашцах».

Знать: характерные черты внутренней политики Александра 1

Практическая работа в группах. Анализ текста.

Заслушивание сообщений.

2.1.8

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

2.7

Презентации.

20-24.10

9

Проекты государственных реформ М.М. Сперанского.

Проекты преобразований в области экономики и государственного строя Александра I.

Уметь: сопоставлять задачи государства и их соответствие политике государства.

Работа со схемой. Практическая работа в группах.

Выполнение проблемных заданий.

2.1.8

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Проблемные задания.

27.10-31.10

10

Преобразования в государстве при управлении Николая 1.

Государственный механизм. Император. Органы верховного управления. Управление на местах. Военное устройство и военные поселения. Судебные органы.

Знать: общую оценку внутренней политики Николая 1.

Работа со статистическими источниками, схемами.

Фронтально.

2.1.11

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Проблемные задания.

10-14.11

11

«Полное собрание законов Российской империи» 1830 г.

Свод законов Российской империи 1833 г.

Систематизация законодательства. Полное собрание законов Российской империи.

Уметь: работать с историческими источниками, самостоятельно находить информацию.

Сопоставление, анализ исторических источников.

Беседа.

2.1.11

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Записи в тетради.

17-21.11

12

Законодательство о крестьянах 30-40-х г.г. XIX века.

Свод законов. Гражданское право по Своду законов. Вещное право. Обязательственное право. Виды договоров. Наследственное право. Вексельный устав 1832 г. Семейное право. Регламентация предпринимательства.

Знать: кодификация законов, государственные крестьяне.

Уметь: уметь работать с правовыми источниками.

Работа с правовыми источниками. Выполнение проблемных заданий.

Решение проблемных задач.

2.1.11

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Задания в тетради.

24-28.11

13

Обобщающее повторение.

Уголовное право. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Процессуальное право. Тюремная система.

Знать: основные понятия курса.

Уметь: делать выводы,  находить информацию

Работа со статистическим источником. Анализ текста. Работа со схемами.

Письменный опрос.

2.1.8

2.1.11

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

2.7

Подготовка к самостоятельной работе.

01-05.12

Раздел 9. Россия во второй половине XIX века. 4 часа.

14

Судебная реформа 1864 года. Новые принципы судебной системы Российской империи.

Изменения в правовом положении сословий. Дворянство, духовенство, почетные граждане, мещане. Изменения в правовом положении крестьян.  Реформа органов государственного управления. Земская реформа. Городская реформа. Судебная реформа.

Знать: основные положения реформы.

Уметь: работать с историческим источником, делать выводы, сравнивать оценки результатов реформы.

Индивидуальная работа с правовым источником, таблицей.

Таблица.

2.2.1

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Заполнение таблицы.

08-12.12

15

Реформы полицейского и уголовного законодательства. Реформа военной юстиции.

Полицейская реформа. Судебная реформа. Военная реформа. Финансовая реформа.

Знать: основные положения реформы.

Уметь: работать с историческими источниками, анализировать основные положения реформы.

Анализ исторического источника. Работа в группах.

Тест.

2.2.1

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

2.7

Сообщения.

15-19.12

16

Законотворческая деятельность министерства

М.Т.Лорис-Меликова. Контрреформы и корректировка судопроизводства

при Александре III.

Контрреформы 1880 – 1890-х гг. Новые положения о земском и городском самоуправлении. Положение о земских начальниках. Положение о мерах сохранения порядка и общественного спокойствия 1881 г. Закон о военном положении 1892 г.

Знать: основные направле6ния внутренней политики Александра III.

Уметь работать с историческими источниками, самостоятельно

находить информацию, делать выводы.

Работа с историческим источником. Анализ текста.

Беседа

2.2.2

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Проблемные задания

22-26.12

17

Обобщающее повторение.

Развитие права. Документы реформ. Задачи новой кодификации. Кодификация уголовного права. Состояние гражданского права. Появление фабричного законодательства. Гражданский и уголовный процессы.

Знать: основные положения курса.

Уметь: работать с историческими источниками, самостоятельно делать выводы, высказывать оценочные суждения, подтверждать их фактами.

Заполнение таблицы. Работа со схемами. Выполнение проблемных заданий.

Проблемные задания.

2.2.1

2.2.2

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Вопросы письменно.

29-31.12

Раздел 10. Россия в начале ХХ века. 4 часа.

18

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года: основные положения. Политические партии России

 начала ХХ века.

Первая российская буржуазно-демократическая революция. Появление политических партий в России. Возникновение Советов рабочих депутатов. Изменения в государственном механизме.

Знать: политические партии России нач. 20-го века.

Уметь: работать с историческими источниками, самостоятельно находить информацию, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, определять итоги событий.

Анализ исторических источников. Составление таблицы. Групповые задания.

Таблица.

2.2.5

2.2.9

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Заполнение таблицы.

12-16.01

19-20

Реформа государственного строя: I и II Государственные думы. Политика «успокоения страны» П.А.Столыпина.

Образование Государственной Думы. Реорганизация Государственного Совета. Новое положение о Совете министров.  Избирательные законы по организации выборов в Государственную Думу. Карательные органы.  Введение  военно-полевых судов, усиление  роли Департамента полиции и отдельного  корпуса  жандармов, создание  охранных отделений. Практика  внесудебных репрессий. Право. Причины значительных изменений в государственном, административном, земельном  и уголовном  праве. Уголовное уложение  (1903 г.).

Знать: Государственная дума, основные направления реформы Столыпина.

Уметь: работать и таблицей. Самостоятельно делать выводы, находить информацию.

Составление плана. Работа в группах.

Анализ информации.

Эссе.

2.2.9

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

2.7

Эссе.

19-23.01

26-30.01

21

Обобщающее повторение.

Вещное, обязательственное, авторское и промышленное право. Наследственное и семейное право. Рабочее законодательство.

Знать: основные понятия курса.

Уметь: работать с историческими источниками.

Работа с историческими источниками.

Выполнение проблемных заданий.

2.2.5

2.2.9

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

2.7

Проблемные задания.

02-06.02

Раздел 11. Россия в период революционных потрясений начала ХХ века. 4 часа.

22

Революционно-демократические преобразования: первые декреты Советской власти. Роспуск Учредительного собрания. Правовые основы создания РСФСР.

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Революционные преобразования общественного строя. Изменение социальной структуры. Правовое положение классов. Ликвидация сословий. Изменение экономического строя. Введение рабочего контроля. Национализация средств производства, банков, транспорта.. Учредительное собрание. Высшие органы власти и управления. Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК.

Знать: события 1917-1918 гг.

Уметь: работать со схемами, таблицами. Историческим источником, анализировать первые декреты советской власти.

Анализ первых декретов Советской власти.

Таблица.

3.1.2

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Заполнение таблицы.

09-13.02

23

Красный и белый террор в годы Гражданской войны.

Создание Красной Армии и Флота, милиции и ВЧК, судебных органов. Создание первой советской Конституции. Источники Конституции. История создания. Значение документов III Всероссийского съезда советов

Знать: основные события гражданской войны.

Уметь: критически анализировать события Гражданской войны.

Определение преимуществ у «красных» и «белых» с точки зрения участников событий.

Дискуссия.

3.1.3

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

2.8

Выполнение проблемных заданий.

16-20.02

24

Разгром белого движения. Запрещение деятельности некоммунистических партий.

Правовые системы советских республик. Государственно-правовая политика «белого» движения. Национально-государственное строительство. Образование советских социалистических республик Латвии, Эстонии, Литвы, Белоруссии, Азербайджанской, Армянской, Грузинской ССР.

Знать: основные аспекты борьбы за власть в партии большевиков.

Уметь: самостоятельно

находить информацию, делать выводы.

Анализ исторических источников. Работа со схемой.

Таблица.

3.1.3

3.2.1

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Заполнение таблицы.

02-06.03

25

Обобщающее повторение.

Развитие Российской Федерации. Строительство автономных республик, автономных областей и трудовых коммун. Особенности правового статуса автономных образований.

Знать: основные понятия раздела.

Уметь: работать со схемами, таблицами. Историческим источником.

Анализ исторических источников.

Работа в группах.

Тест.

3.1.2

3.2.1

3.1.3

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

2.7

Подготовка к самостоятельной работе.

09-13.03

Раздел 12. СССР в 1920-30-е г.г. 3 часа.

26

Судебная реформа 1922 года.

Судебная реформа 1922 г. Создание и развитие органов юстиции Союза ССР. Учреждение прокуратуры и адвокатуры. Создание ЦКК-РКИ. Военная реформа.

Уметь: работать с историческим источником, делать выводы, высказывать оценочные суждения.

Работа с источником. Анализ текста.

Беседа.

3.2.1

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

2.7

Сообщения.

16-20.03

27

Большой террор и показательные процессы 30-х г.г. Конституция 1936 года.

Причины массовых репрессий в 1937-1938 гг. Развитие права. Кредитная реформа 1930 – 1931 гг. Финансовая реформа 1930 г. Гражданское право. Формы собственности по Конституции СССР 1936 г.

Знать: признаки тоталитаризма.

Уметь: работать с историческими источниками, схемами, таблицами, делать выводы.

Работа со схемами, таблицами. Оценочные суждения.

Таблица.

3.2.2

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Заполнение таблицы.

23-27.03

28

Обобщающее повторение.

Уголовное право. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях. Введение новых составов преступлений в Уголовный кодекс. Уголовно-процессуальное право.

Знать: основные положения курса.

Уметь: работать с историческими источниками, схемами, таблицами, делать выводы.

Работа с историческими источниками, схемами, таблицами.

Письменный опрос.

3.2.1

3.2.2

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

2.7

Презентации

30.03-03.04

Раздел 13. СССР в годы Великой Отечественной войны. 2 часа.

29

Законотворческая деятельность перед началом

Великой Отечественной войны. Расширение территории СССР в рамках статей

пакта «Молотова-Риббентропа».

Перестройка государственного механизма в условиях военного времени. Реорганизация органов власти и управления. Создание специальных чрезвычайных органов. Учреждение новых структурных звеньев в существующих наркоматах и образование новых наркоматов. Введение военного и осадного положений. Строительство Вооруженных Сил.

Уметь: работать с историческими источниками, схемами, таблицами, делать выводы, высказывать оценочные суждения, подтверждать их фактами.

Работа с историческими источниками. Анализ, сравнение позиций.

Выполнение проблемных заданий.

3.2.5

3.2.9

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

2.7

Сообщения.

Проблемные задания

13-17.04

30

Нюрнбергский процесс 1945-1946 г.г.

Процесс над главными

Нацистскими преступниками.

Уметь: работать с историческими источниками, самостоятельно

находить информацию.

Заслушивание сообщений.

Эссе.

3.2.9

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

2.7

Эссе.

20-24.04

Раздел 14. СССР в 1950-1980-е г.г.  2 часа.

31-32

Законотворческая деятельность конца 50-начала 60-х г.г. Конституция СССР 1977 года. Борьба с коррупцией.

XX съезд КПСС. Постановление ЦК КПСС «О преодоление культа личности и его последствий». Выведение органов КПСС и их руководителей за пределы контроля правоохранительных органов. Подчинение государственного аппарата партийному. XXII съезд КПСС и программа построения коммунистического общества. Реорганизация правоохранительных органов. Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г.  

Знать: особенности политического развития страны.

Уметь: работать с историческими источниками, схемами, таблицами, делать выводы, высказывать оценочные суждения, подтверждать их фактами.

Работа в группах. Анализ исторических источников. Работа со схемами. Высказывание оценочных суждений.

Таблица.

Выполнение проблемных заданий.

3.2.12

3.2.13

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Проблемные задания.

27-30.04

04-08.05

33

Конституция Российской Федерации 1993 года.

Выборы в Федеральное собрание и принятие Конституции РФ. Формы правления и государственного единства, политический режим. Война в Чечне и его последствия. Создание новых правоохранительных органов и реорганизация старых. Криминализация общества. Сращивание власти и капитала. Основные направления развития права. Источники права. Кодификационные работы. Конституционное право. Гражданское право. Семейное право. Трудовое право. Уголовное право.

Знать: основные направления Конституции РФ.

Уметь: работать с историческими источниками, схемами, таблицами, делать выводы, высказывать оценочные суждения, подтверждать их фактами.

Анализ правовых источников. Работа со схемами, таблицами. Выполнение заданий на самостоятельный поиск и группировку информации.

Тестирование.

3.3.2

3.3.4

3.3.5

1.1-1.5

2.1

2.2

2.3

2.5

2.6

Повторение изученного материала.

12-15.05

34

Обобщающее повторение. 1 ч.                                                                                                                                                                                                   18-22.05

Учебно-методическое обеспечение:

Учебная литература:

  1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – М., 2006;
  2. История государства и права России. Учебник  /Под ред. С.А. Чибиряева. – М., 2004;
  3. История государства и права России: Учебник /Под ред. Ю.П.  Титова. – М., 2006;
  4. История отечественного государства и права: Учебник /Под ред. О.И.Чистякова. - В 2 т.- М., 2007;
  5. Кузнецов И. Н. История государства и права России (Курс лекций). - М., 2000;
  6. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: академический курс. – М., 2003. - Т. 1-2;
  7. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и   современный период. Учебное пособие. – М., 2005.

Источники:

  1. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVIII вв. – Л., 1986;
  2. Законодательство Петра I. – М., 1997;
  3. История государственных учреждений в документах и материалах: В 2 ч. – М., 1989;
  4. История отечественного государства и права (1917-1993 гг.) Хрестоматия. /Сост. Г.В. Мордвинцев. - Уфа, 1999;
  5. История Советской Конституции (в документах). 1917–1956. – М., 1957;
  6. Крестьянская реформа в России 1861 г.: Сб. законодательных актов. – М., 1984;
  7. Образование и развитие СССР (в документах). – М., 1987;
  8. Отечественное законодательство XI – XX вв.: В 2 ч. /Под ред. О.И. Чистякова. – М., 1999. – Ч. I.; М., 2000. –Ч. II;
  9. Правоохранительные органы Уфимской губернии (1917-1922 гг.). /Под ред. Г.В. Мордвинцева. - Уфа, 2007;
  10. Сборник законов СССР. 1938–1975: В 4 т. – М., 1976;
  11. Собрание законодательства Российской Федерации. – 1991. – …;
  12. Судебники XV – XVI вв. – М., 1972;
  13. Февральская революция 1917 г.: Сб. документов и материалов. – М., 1996;
  14. Хрестоматия по истории государства и права России  /Сост. Ю.П. Титов. – М., 1999;
  15. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1991 /Сост. Т.Е. Новицкая и др. – М., 2001;
  16. Хрестоматия по отечественной истории (1945–1995) /Сост. В.П. Попов и др. – М., 1996.

Дополнительная литература:

 

Период IX –начало XX вв.:

  1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов н/Д, 1999;
  2. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. – М., 1990;
  3. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX в. – М.,  1988;
  4. Казанцев Р.М. История царской прокуратуры. – СПб., 1998;
  5. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. – М., 2003;
  6. Леонов Н.И. Буржуазные реформы 60–70 годов XIX в. в Башкирии. – Уфа, 1994;
  7. Маньков А.Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права России. – Л., 1980;
  8. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. – Л., 1989;
  9. Развитие русского права в XV – первой половине XVIII в. / В.В.Ермошин, А.И.Ефремова, И.А.Исаев и др. – М., 1986;
  10. Развитие русского права в первой половине XIX в. /Е.А.Скрипилев, С.И.Штамм, В.М. Клеандрова и др. – М., 1994;
  11. Развитие русского права во второй половине XIX – начале ХХ в. – М., 1997;
  12. Рогов В.Н. Право в период первой мировой войны. – М., 1997;
  13. Рыбаков Б.Н. Киевская Русь и русские княжества (XII – XIII). – М., 2003;
  14. Скрынников Р.Г. Русь IX–XVII вв. – СПб., 1999;
  15.  Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 15 кн. – М., 1999;
  16.  Таганцев Н.Г. Русское уголовное право. Часть общая: Лекции. – М., 1998;
  17.  Фаизова И.В. «Манифест о вольности» и служба дворянства в XVIII в. – М., 2002;
  18.  Флоринский М.Ф. Кризис государственного управления в годы первой мировой войны (1914 – 1917). – Л., 1988;
  19.  Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства. – М., 1978;
  20.  Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства XVI – XVII вв. – М., 1978;
  21.  Черменский Е.Д. IV Государственная Дума и свержение царизма в России. – М., 1986;
  22.  Штамм С.И. Судебник 1497 г. – М., 1998.

Период 1917 – 2011 г.г.:

  1.  Аюпов Р.С., Зубаиров М.Г., Мордвинцев Г.В. История государства и права России. 1917–1993. – Уфа, 1995;
  2. Болтенкова Л.Ф. Упразднение органов местного управления и создание Советов (октябрь 1917 – июль 1918 г.). – М., 1998;
  3. Бугай Н.Ф. Чрезвычайные органы советской власти. – М., 1993;
  4. Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917–1918 гг. – М., 1987;
  5. Злоказов Г.И. Меньшевистско-эсеровский ВЦИК Советов в 1917 г. – М., 1997;
  6. Институты самоуправления. Историко-правовое исследование /Сост. Л.С.Мамут. – М., 1998;
  7. История национально-государственного строительства в СССР: В 2 т. /Отв. ред. Д.А.Чугаев. – М., 1988;
  8.  История политических партий России /И.Г.Думова, И.Д.Ерофеев, С.В.Тютюкин и др. – М., 1994;
  9. История Советского государства и права: В 3 т. /Отв. ред. А.П.Косицын. – М., 1989;
  10. Кожевников М.В. История советского суда. – М., 1977;
  11. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1998;
  12. Коровин В.В. История отечественных органов безопасности. – М., 1997;
  13. Курицин В.М. Переход к нэпу и революционная законность. – М., 1991;
  14. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. – М., 1982;
  15. Ленин В.И. Государство и революция //Полн. собр. соч. - Т.33;
  16. Полиция и милиция России: страницы истории. – М., 1995;
  17. Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития Советской Конституции. – М., 1986;
  18. Правоохранительные органы в СССР /В.В.Андреев, В.Н.Баско, К.Ф.Гуценко и др. – М., 1991;
  19. Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. – М., 1997;
  20. Рогожин А.И. Правоохранительные органы в первые годы Советской власти (1917–1920). – Харьков, 1991;
  21. Сенцов А.А. Развитие Российского государства после Февральской революции 1917 г. – Краснодар, 1994;
  22. Скрипилев Е.А. Всероссийское учредительное собрание. Историко-правовое исследование. – М., 1992;
  23. Советская прокуратура. Очерки истории. – М., 1993;
  24. Титов Ю.П. Создание системы советских революционных трибуналов. – М., 1983;
  25. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – М., 1998;
  26. Чистяков О.И. Преобразование демократии и федерализма в первой Советской Конституции. – М., 1977;
  27. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. – М., 1984;
  28. Швеков Г.В. Первый советский Уголовный кодекс. – М., 1990.

Программное и коммуникационное обеспечение дисциплины

  • Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
  • Справочно-правовая система «Гарант. Платформа F1».

Интернет-ресурсы:

  • Официальный сайт компании «Консультант Плюс»  - www.consultant.ru 
  • Информационно-правовой портал «Гарант» -  www.garant.ru 
  • Сайт Юридической научной библиотеки издательства «Спарк» - www.lawlibrary.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "История России в лицах"

Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....

Рабочая программа элективного курса "История земли Иркутской"

Данный элективный курс познакомит с историческим развитием родного края....

Рабочая программа элективного курса "История в деталях" 10 -11 класс

Рабочая программа  элективного курса предназначена для учащихся ОУ 10 класса в целях углубленного изучения важнейших вопросов истории России, «белых пятен» малоизученных страниц. Основой да...

Рабочая программа элективного курса «ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ОРУЖИЯ» для 10 КЛАССА

- Формирование нравственных ценностей через искусственное конструирование в подростковом коллективе микросреды, ориентированной на ценностные приоритеты традиционного  общества и кадетских корпус...

Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право»

Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право», разработана на основе авторской программы по элективному курсу «Пенсионный всеобуч»: Сергеевой Светланы Петровны, Афанасьевой Тать...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»

Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической куль­туры школьников на культурно-исторических традициях отечественной си­стемы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"...