Рабочая программа элективного курса «ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ОРУЖИЯ» для 10 КЛАССА
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

- Формирование нравственных ценностей через искусственное конструирование в подростковом коллективе микросреды, ориентированной на ценностные приоритеты традиционного  общества и кадетских корпусов, товарищество, совмещение широкого демократического самоуправления, воспитывающего ответственность , абсолютное главенство ценностей чести, долга и достоинства.

- Самоопределение подростка в цепи поколений русских людей через передачу подросткам комплекса прочных знаний и представлений по  краеведческим дисциплинам, в первую очередь, по Истории Отечества, изучению и восстановлению воинских традиций, традиционного воинского искусства.

-   Воспитание физически крепкого и здорового человека, защитника Отечества через развитие у подростков комплекса навыков и умений, связанных с физической подготовкой (сила, выносливость, ловкость), навыков выживания в сложных природных условиях и в чрезвычайных ситуациях, комплекса начальных медицинских знаний, начальной военной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab-prog_istoriya_oruzhiya.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Г. Моршанск

Тамбовской области

Рассмотрена                                                                                           Утверждена

на заседании ШМО                                                                               приказом директора

протокол №____                                                                                    МБОУ «СОШ №3»

от «___»_________2013г.                                                                     от «___»_________2013г.                

Рекомендована

к утверждению МС

протокол №_______

от «___»_________2013г.

Рабочая программа

элективного курса

«ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ОРУЖИЯ»
для 10
КЛАССА

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа.

                                        Пояснительная записка.

Настоящая программа имеет военно-патриотическую направленность, разработана на основании Закона об образовании Российской Федерации и существующих положений о кадетском образовании : ("Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате),    (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427)(с изменениями от 23 декабря 2002 г.);), традиционного воинского воспитания.

Основные направления программы -

1. Военная история России и воинские традиции русского народа.

2. Начальная военная подготовка.

3. Специальная физическая подготовка.

Эти направления соответствуют основным направлениям традиционного кадетского воспитания и образования.

Курс начальной военной подготовки соответствует соответствующему курсу средней школы с специализацией кадетского класса.

Курс специальной физической подготовки включает в себя в первую очередь изучение специальных военно-спортивных прикладных дисциплин, практикуемых ныне в цикле военно-спортивных турниров,  включающий в себя начальные знания по методам выживания на природе, основы самозащиты без оружия.

Цель программы  - воспитание здорового в нравственном и физическом отношении подрастающего поколения, ориентированного на патриотические духовные и культурные ценности.

Задачи программы:

- Формирование нравственных ценностей через искусственное конструирование в подростковом коллективе микросреды, ориентированной на ценностные приоритеты традиционного  общества и кадетских корпусов, товарищество, совмещение широкого демократического самоуправления, воспитывающего ответственность , абсолютное главенство ценностей чести, долга и достоинства.

- Самоопределение подростка в цепи поколений русских людей через передачу подросткам комплекса прочных знаний и представлений по  краеведческим дисциплинам, в первую очередь, по Истории Отечества, изучению и восстановлению воинских традиций, традиционного воинского искусства.

-   Воспитание физически крепкого и здорового человека, защитника Отечества через развитие у подростков комплекса навыков и умений, связанных с физической подготовкой (сила, выносливость, ловкость), навыков выживания в сложных природных условиях и в чрезвычайных ситуациях, комплекса начальных медицинских знаний, начальной военной подготовки.

Отличительная особенность данной программы - в первую очередь, ее комплексность. Приоритет программы - не подготовка специалиста в какой-либо из отраслей (военная профессия, историческая профессия) а ознакомление подростков с широким кругом знаний, умений, культурных традиций, позволяющее осуществить свободный выбор жизненного пути.  Приоритет программы - духовное воспитание.

Воинская дисциплина и субординация в кадетском классе являются важнейшей формой воспитания сознательной дисциплины и самодисциплины.

     Определение места и роли учебного курса.

Содержание программы достаточно универсально, что дает возможность вариативного образования – с одной стороны и его стандартизацией с другой. Тем самым предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного развития и воспитанию школьников. Такой подход позволяет формирование системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, учетом современных представлений и межпредметных связей. Это наиболее эффективный путь формирования патриотических ценностей, взглядов. Таким образом, в основу содержания учебного курса положено изучение отечественной истории.

На изучение элективного  курса « История российского оружия «  отводится 35 ч., из расчета 1ч. в неделю.

                Перечень контрольных мероприятий: устный опрос-19ч., презентация-10ч., сообщение-2ч.,тест-1ч.,графический диктант-2ч.,лекция-1ч.

Формы организации образовательного процесса.

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Формы работы

Урок-презентация, видео, опорные  конспекты, лекции, тесты, разноуровневые задания.

Типология обучения-обучение осуществляется с использованием следующих технологий:

разноуровневое обучение, исследовательская, проблемно-поисковая, игровые

Механизмы формирования ключевых компетенций.

Таким образом, происходит формирование основных компетенций обучающихся, таких как:

  1. учебно-познавательные - умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью; умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта; умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа; умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления поисковых задач; умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности.
  2. коммуникативные – информационные - умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план, тезисы конспекта. На уроках  участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
  3. рефлексивные - умение учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Виды и формы контроля:

Контроль за качеством знаний осуществляется посредством: 1) предварительного контроля  2) текущего контроля  3) тематического контроля  4) периодического контроля  5) итогового контроля.

Формы контроля: 1 устные,2 письменные, 3 графические, 4 тесты.

Уровень подготовки.

совершенствования собственной познавательной деятельности;

 осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной  информации.

решения практических жизненных проблем

предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 

Содержание рабочей программы.

Раздел № 1. Военная история, как историческая дисциплина. 5ч.

Предмет и метод военной истории. Объединение племен. Изменение характера ведения войн после Крещения Руси. Зарождение и развитие пограничной стражи. . Походы Владимира Мономаха, Игоря Святославича. Татаро-монгольское нашествие.

Знать: Предмет и метод военной истории. Изменение характера ведения войн после Крещения Руси. Военные походы Владимира Мономаха, Игоря Святославича.

Уметь: Характеризовать состав, вооружение и тактику боя. Анализировать работу пограничной службы при князе Святославе. Анализировать договоры заключенные Владимиром Мономахом.

Перечень контрольных мероприятий: устный опрос-2ч.,презентация-2ч.,лекция-1ч.

Раздел № 2.  Московский период русской военной истории. 6ч.

Окончательное  изменения в составе, структуре, вооружении и тактике Московского войска. Состав, структура и вооружение русской армии.  Смутное время. Полководцы смутного времени – М. Скопин-Шуйский, Д.Пожарский.  Войны с Турцией, взятие Азова. Эпоха славы русского флота. Святой Праведный адмирал Ушаков.

Знать: Вооружение и тактику боя  Московского войска. : Начало формирования стрелецкого войска. Полководцев смутного времени – М. Скопин-Шуйский, Д.Пожарский. Войны с Турцией, взятие Азова.

Уметь: Сравнивать оружие Дмитрия Донского  и Владимира Мономаха. Анализировать состав, структуру и вооружение русской армии. Характеризовать военные реформы Петра Великого. Анализировать технические изменения русского флота.

Перечень контрольных мероприятий: устный опрос-4ч.,презентация-1ч.,граф.диктант-1ч.

Раздел № 3. Русская армия во второй половине XVIII – начале ХIX веков.  2ч.

Война 1812 года. М.И.Кутузов и его сподвижники. Бородинская битва. Изгнание неприятеля и заграничные походы. Война 1812 года. М.И.Кутузов и его сподвижники. Бородинская битва. Изгнание неприятеля и заграничные походы.

Знать:  Значение  Партизанской  войны в Отечественной войне  1812г. Бородинскую  битву.

Уметь:  Анализировать войну 1812 года, тактику боя  М.И.Кутузова и его сподвижников. Характеризовать патриотизм русского народа.

Перечень контрольных мероприятий: сообщение-1ч.,презентация-1ч.

Раздел №  4. Изменения в вооружении и составе армий к середине XIX века. 2ч.

Крымская война. Синоп. Альма. Севастополь. Адмирал Нахимов. Боевые действия на Кавказском театре. Русско-турецкая война 1877-78 годов.

Знать: Боевые действия на Северном Кавказе. Боевые действия на Северном Кавказе.

Уметь: Характеризовать  сражения при  Синопе, р.  Альма. Севастополь. Анализировать силу русского оружия.

Перечень контрольных мероприятий: устный опрос-1ч.,презентация-1ч.

Раздел № 5.  Изменения в вооружении и составе армий к началу XX века. 7ч.

Русско-японская война. Состав и структура русской армии. Первая Мировая война. Гражданская война в России. Состав и структура противоборствующих сил. Формирование РККА. Боевая техника 20-40-х годов.

Знать: : Жизнь русского солдата в условиях войны. Стратегию боевых действий после русско-японской войны. Революционные  события 1917г и какую роль сыграла армия.

Уметь:  Сравнивать сражения Ляоян,Шахэ,Мукден. Сравнивать оружие 19 в. и начало 20 в. Анализировать боевые действия на фронтах. Характеризовать боевую технику 20-40-х годов.

Перечень контрольных мероприятий: устный опрос-5ч.,презентация-1ч.,графический диктант-1ч.

Раздел № 6 . Изменения в вооружении и составе армий к  середине XX века. 9ч.

Великая Отечественная война. Пограничные бои Красной армии. Битвы за Минск, Киев и Смоленск. Битва под Москвой. Зимнее контрнаступление Красной армии. Полководцы Советской армии – Маршал Г. К. Жуков и его соратники. Курская битва - величайшее танковое сражение. Освобождение Прибалтики и стран Европы. Значение Великой Победы. Разгром  Квантунской армии.

Знать: Битвы за Минск, Киев и Смоленск. Битву под Москвой. Полководцев Советской армии – Маршал Г. К. Жуков и его соратники.  Подготовку армии к Курской битве. Подготовку к операции "Багратион". Состав, структуру, тактику и стратегию Советской армии.

Уметь: Анализировать причины поражения немецкой армии. Характеризовать военное искусство Красной армии. Анализировать причины победы под Прохоровкой. Анализировать  причину поражения немцев. Характеризовать разгром Квантунской армии.

Перечень контрольных мероприятий: устный опрос-5ч.,презентация-4ч.

Раздел № 7 . Вооруженные силы современной России.  4ч.

Участие Советской армии в локальных конфликтах 1940-х-1960-х гг. Корея, Вьетнам, Египет, Ангола, Карибский кризис. Война в Афганистане. Локальных конфликтах (Приднестровье, Абхазия, Сербия). Локальные военные конфликты 1990-2000 годов. Война в Чечне.

Знать: Локальные конфликты 1940-х-1960-х гг. : Локальные конфликты (Приднестровье, Абхазия, Сербия). Конфликты 1990-2000 годов.

Уметь: Характеризовать причины локальных конфликтов 1940-х-1960-х гг. : Анализировать причины локальных конфликтов.

Перечень контрольных мероприятий: устный опрос-2ч.,сообщение-1ч.,тест-1ч.

Перечень контрольных мероприятий: устный опрос-19ч., презентация-10ч., сообщение-2ч.,тест-1ч.,графический диктант-2ч.,лекция-1ч.

Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

Лекции

Практи- ческая часть

Форма контроля

1

 Военная история, как историческая дисциплина.

5

1

4

устный опрос-2ч.,презентация-2ч.,лекция-1ч.

2

Московский период русской военной истории.

6

6

устный опрос-4ч.,презентация-1ч.,граф.диктант-1ч.

3

Раздел № 3. Русская армия во второй половине XVIII – начале ХIX веков.  

2

2

сообщение-1ч.,презентация-1ч.

4

. Изменения в вооружении и составе армий к середине XIX века.

2

2

устный опрос-1ч.,презентация-1ч.

5

Изменения в вооружении и составе армий к началу XX века.

7

7

устный опрос-5ч.,презентация-1ч.,графический диктант-1ч.

6

Изменения в вооружении и составе армий к  середине XX века.

9

9

устный опрос-5ч.,презентация-4ч.

7

Вооруженные силы современной России.

4

4

устный опрос-2ч.,сообщение-1ч.,тест-1ч.

Итого

35

1

34

устный опрос-19ч., презентация-10ч., сообщение-2ч.,тест-1ч.,графический диктант-2ч.,лекция-1ч.

Литература.

Рекомендуемые кинофильмы:

«Русь изначальная», «Ярослав Мудрый» «Александр Невский», «Житие Александра Невского», «Дикое Поле», «Минин и Пожарский», «Петр Первый», «Юность Петра», «В начале славных дел», «Ушаков», «Суворов», «Война и мир» (фрагменты), «Адмирал Нахимов», «Казаки», «Герои Шипки», «Нахимов», «Варяг», «Тихий Дон» (фрагменты), «Даурия» (фрагменты), «Стратегия Победы» (документальный), «Освобождение», «Грозовые ворота».

Рекомендуемые книги: Разин Е. А. История военного искусства, в 3-х т. — СПб.: Полигон, 1999

Керсновский А.А. История русской армии, в 4-х т. - М.:Голос, 1992

Гордеев А.А. История казаков , в 4-х т.- М.: Страстной бульвар 1993

Ключевский В.О. Русская история., в 3 т. - М.: Мысль 1997

Кульков Е.Н., Мягков М.Ю., Ржешевский О.А. Война 1941-1945. Факты и документы. М. : "Олма-пресс" 2004.

Ровенский Г.В. 1812 год в Щелковском крае. Фрязино-Щелково 2011

Баев М. Вторичное открытие села Гребнева. Щелково. "Библиотечка журнала "Щелково" 2003.

Астапенко Г. «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX в.в.,» Ростов на Дону. 2002 г.

Новак М., Фрадкина В. «Как у нас-то было на Тихом Дону» Ростов на Дону, 1976 г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "История России в лицах"

Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....

Рабочая программа элективного курса "История земли Иркутской"

Данный элективный курс познакомит с историческим развитием родного края....

Рабочая программа элективного курса "История в деталях" 10 -11 класс

Рабочая программа  элективного курса предназначена для учащихся ОУ 10 класса в целях углубленного изучения важнейших вопросов истории России, «белых пятен» малоизученных страниц. Основой да...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»

Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической куль­туры школьников на культурно-исторических традициях отечественной си­стемы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...

Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год. Данная программа является продолжением элективного курса за 10 класс...

Рабочая программа элективного курса «История Британии» для 9 классов

Программа элективного курса «История Британии» для 9 класса составлена на основе федерального компонента для 8-11 классов государственного стандарта среднего общего образования на профильн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «История Кузбасса» в условиях реализации ФКГОС 10-12 классы очно – заочная форма обучения

      Рабочая программа ориентирована на использование учебника  «История Кузбасса»: учебник / С.П. Звягин, В.М. Зинякова, О.С. Красильникова и др.; Кемеровский ...