Рабочая программа учебной группы "Юный правовед"
рабочая программа по праву (5 класс) на тему

Козлов Дмитрий Александрович

Материал, расчитан на детей 11-13 лет. Данная рограмма дополнительного образования, ставит своей целью, научить основам правовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._yunyy_pravoved.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Учебной группы «Юный правовед»

Количество часов:  77

Программа (срок реализации): 1 год

Возраст детей:  11- 13 лет

Программу составил:  Козлов Д.А.

Пояснительная записка        

Закон РФ «Об образовании» и требования к образовательным программам дополнительного образования России ставят основными задачи формирование правового сознания и гражданской ответственности обучающихся.

Формирование гражданского общества в России возможно, только с решением задачи правовой грамотности подрастающего поколения.

Каждый гражданин должен знать и изучать свои права и обязанности, знать основные положения Конституции. Чем раньше человек познает общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в разных жизненных ситуациях.

Наша жизнь, очень сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать  с  детства. Ребёнок, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу «Обществознания».

Актуальность дополнительной образовательной программы «Юный правовед» состоит в том, что она реализует внедрение Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и даёт возможность включить детей как в моделируемые, так и в реальные ситуации, поставить перед ними практические задачи, решение которых требует знание закона.

Цели:

- формирование правовой культуры у младшего школьника;

- формирование элементарных представлений об обществе в целом;

Задачи:

- помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии;

- воспитать уважение к закону, к статусу гражданина РФ, к большой и малой родине;

- расширить кругозор детей, развить их активность, творчество, воображение;

- научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;

- сформировать навыки применения юридических знаний в конкретных жизненных ситуациях;

- создать условия для осознания детьми принадлежности к различным социальным группам (семья, класс, школа) и социальные роли.

Рабочая программа «Юный правовед» рассчитана на детей 5-6 классов,

на 2 часа в неделю, что составляет  77 часов в год.

В процессе занятий формируются основные и индивидуально- психологические особенности ребёнка. Создаются предпосылки формирования социально - нравственных качеств личности.

Особенности психофизического развития начинается в том, что ребёнок готов включиться в социальный процесс. Приобрести гражданские и общечеловеческие качества.

Основная роль в этот период принадлежит сюжетно - ролевым играм, так как в них идёт процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь ребёнок получает представление о правах и обязанностях, учиться согласовывать свои интересы, сдерживать желания.

Игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Она позволяет выявить уровень развития личностных качеств ребёнка, определить статус в детском коллективе.

Гражданско-правовое образование в среднем школьном возрасте имеет, прежде всего, нравственно - этическую основу. Поэтому на первый план выходят следующие понятия: «Родина», «малая родина», «гражданин», «правила поведения», «добро и зло», «права и обязанности» и т.д.

У школьников необходимо сформировать представление о человеке, как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, о правах человека и ребёнка, познакомить с основными документами: «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребёнка». Важную роль играет формирование понятий о Родине, гражданине, семье, своей родословной, об отношениях в семье, человеке как личности.

Возраст от 11 до 13 лет характеризуется тем, что в этот период у ребёнка обостряется интерес к тому, как устроен мир. Идёт освоение самых разнообразных видов деятельности, что обеспечивает формирование таких качеств как умелость, трудолюбие, компетентность. Происходит смена преобладающей сферы социализации, на первый план выходит учебная деятельность. Социальный характер этой деятельности проявляется в том, что она организована обществом и направлена на её воспроизводство и её развитие.

Основные методы, обеспечивающие сознательное и прочное усвоение материала обучающимися:

-Словесный метод (беседа, лекция, чтение, рассказ);

-Метод социальных проектов;

-Практическая работа (решение правовых задач, работа с документами, просмотр видеофильмов, экскурсии);

-Игры (дидактические, ролевые с фрагментами кукольного спектакля, развивающие, познавательные);

-Проблемно - поисковый метод (создание и решение проблемных ситуаций);

-Самостоятельная работа (выполнение задач по праву);

-Метод контроля (тесты, викторины ит.д.).

Психологическое обеспечение программы включает в себя создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии, пробуждение воображения детей в практической деятельности, разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости детей и их родителей содержанием занятий по данной программе.

Основные формы проведения занятий:

-Практические занятия;

-Наблюдение;

-Беседа;

-Экскурсия;

-Общение с представителями различных профессий;

-Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;

-Сюжетно- ролевые игры;

-Дискуссии;

-Подготовка сообщений по проблеме;

-Викторины;

-Тесты;

-Творческие работы (рисование);

-Массовые мероприятия.

Формы контроля:

-Диагностическая игра;

-Контрольное занятие;

-Проверочная работа;

-Психологический тест.

Оценка эффективности программы включает следующие критерии:

1.Качество знаний, умений и навыков характеризуется следующими показателями:

- глубиной знаний правовых понятий;

- прочность овладения правовыми умениями.

2. Положительная мотивация к занятиям включает такие показатели как

заинтересованность и самостоятельность обучающихся в деятельности творческого правового объединения.

3.Положительная эмоциональная настроенность включает такие показатели, как:

- характер взаимоотношений друг с другом и педагогом;

- характер настроения на занятиях.

4. Интеллектуальный и личностный рост включает такие показатели, как:

- сформированность качеств: любознательность, информированность;

- ценностные отношения к нормам морали и права.

Ожидаемые результаты

После прохождению курса программы обучающиеся должны:

-Понимать современное общество и роль человека в его развитии;

-Уважительно относиться к законам, к статусу гражданина РФ, к большой и малой родине;

-Иметь широкий кругозор;

-Уметь оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;

-Уметь применять юридические знания в конкретных жизненных ситуациях;

-Осознавать свою принадлежность к различным социальным группам (семья, класс, школа) и свои социальные роли.

Учебно - тематический план

тема

Всего часов

Вид учебного занятия

Дата проведения

Место проведения

Средства обучения

1.

Вводное занятие. Вводный инструктаж по Т/Б и ОТ. Знакомство с планом работы на год.

1

Лекция

3.09

38 каб.

Учебные пособия

2.

Что такое право?

5

Лекция, семинар

08.09, 10.09, 15.09, 17.09, 22.09

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

3.

Что такое Конвенция?

5

Лекция, семинар

24.09,29.09,

01.10,06.10,

08.10

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

4.

Кто я?

5

Лекция, семинар

13.10,15.10,

20.10,22.10,

22.10

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

5.

Друг ли ты своим родителям? Главное счастье в семье.

5

Лекция, семинар

27.10,29.10,

03.11,05.11,

10.11

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

6.

Принятие решения в семье.

4

Лекция, семинар

12.11,17.11,

19.11,24.11

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

7.

Конфликтная ситуация в семье.

4

Лекция, семинар

26.11,01.12,

03.12,08.12

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

8.

«Мост доверия»

4

Лекция, семинар

10.12,15.12,

17.12,22.12

38 каб.

Учебные пособия видео презентация

9.

Как научиться не ссориться, жить дружно. Наука не обижать людей.

4

Лекция, семинар

24.12,29.12,

38 каб.

Учебные пособия

10.

Наш класс. Мы договариваемся.

4

Лекция, семинар

12.01,14.01,

19.01,21.01

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

11.

Настроение другого человека.

2

Лекция, семинар

26.01,28.01

38 каб.

Учебные пособия

12.

Я – ты – мы.

2

Лекция, семинар

02.02,04.02

38 каб.

Учебные пособия

13.

Берегите землю!

4

Лекция, семинар

09.02,11.02,

16.02,18.02

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

14.

Серьёзный разговор о безопасности дорожного движения.

4

Лекция, семинар

23.02,25.02

02.03,04.03

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

15.

Итоговое занятие.

2

Лекция, семинар

09.03,11.03

38 каб.

Учебные пособия

16.

Гражданин и его права.

9

Лекция, семинар

16.03,18.03,

23.03,25.03,

30.03,01.04,

06.04,08.04,

13.04

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

17.

Гражданин- это личность

7

Лекция, семинар

15.04,20.04,

22.04,27.04,

29.04,04.05,

06.05

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

18.

Гражданин и общество.

2

Лекция, семинар

11.05,13.05,

38 каб.

Учебные пособия

19.

Жизнь даётся один раз.

1

Лекция, семинар

18.05

38 каб.

Учебные пособия

20.

Правонарушения.

1

Лекция, семинар

20.05

38 каб.

Учебные пособия

21.

Гражданин и гражданство.

1

Лекция, семинар

25.05

38 каб.

Учебные пособия

22.

Обобщающие занятия.

1

Лекция, семинар

27.05

38 каб.

Учебные пособия

итого

77

Содержание программы

1.Вводное занятие.

Вводный инструктаж по Т/Б и ОТ.

Практика: игра - путешествие в знания правоведения.

Цель: проверить знания обучающихся по правоведению.

2.Что такое право?

Практика: путешествие в страну прав. « По праву хочу всё знать!». Правовая ассамблея сказочных героев. Викторина «Ваши права».

Цель: способствовать расширению знаний статей Всеобщей Декларации прав человека.

3.Что такое  «Конвенция»?.

Практика: инсценировка статей . Информационно- познавательные занятия со спортивными элементами.

Цель: способствовать расширению знаний статей Конвенции ООН о правах ребёнка.

4.Кто я?

Практика: игра «Кто я?»

Цель: способствовать формированию понимания ребёнком своей социальной роли в семье и обществе.

5.Друг ли ты своим родителям? Главное счастье в семье.

Практика: психологический тест.

Цель: обеспечить усвоение обучающимися, что основой семьи и дружеских отношений является любовь, доверие, уважение и взаимопонимание.

6.Принятие решений в семье.

Практика: анализ истории «Как мы боролись с тройками», «Наша собака». Дискуссия «Микрофон»: «Принимать решение легко или трудно».

Цель: способствовать формированию умений анализировать вместе с родителями семейные проблемы и принимать решения.

7.Конфликтные ситуации в семье.

Практика: дискуссия «Микрофон».

Цели: обеспечить усвоение детьми понятий, которые приводят к конфликтным ситуациям.

8. «Мост доверия»

Цель: обеспечить усвоение детьми нравственных понятий, которые служат «мостом доверия» в человеческих отношениях.

9.Как научиться не ссориться, а жить дружно. Наука не обижать людей.

Практика: конкурсы, игры.

Цель: способствовать пониманию обучающимися. Что от их поступков и поведения в целом зависит настроение , состояние здоровья близких им людей.

10.Наш класс. Мы договариваемся.

Практика: разминка «Верёвочка». Дискуссия «Карусель»: «Как строятся взаимоотношения между одноклассниками.

Цель: способствовать укреплению чувства «мы» в классе, приблизить к пониманию смысла общественного договора, на основе этого выработать соглашение о правилах совместной жизни в классе.

11.Настроение другого человека.

Практика: творческая работа «Настроение моего соседа по парте»(рисование). Дискуссия «Карусель»: «Как строятся взаимоотношения между одноклассниками?»

Цель: содействовать осмыслению того, что залогом дружеских отношений является умение контролировать своё настроение и учитывать настроение друзей.

12.Я – ты - мы.

Практика: разминка «Угадай-ка». Загадки о человеке. Работа с понятием «человек».

Цель: способствовать закреплению понятия «индивидуальность» и главного вывода. Что моё «Я» тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям.

13.Берегите Землю!

Практика: творческая работа «Цветы в рисунках». Викторина . Загадки. Игра- путешествие «Встреча на полянке».

Цель: научить познавать окружающий мир и бережно относиться к природе.

14.Серьёзный разговор о безопасности дорожного движения.

Практика: викторины «Я и ПДД», «Правила твои друзья! Забывать друзей нельзя!». Эстафета «Дисциплинированные пешеходы»

Цель: обеспечить усвоение обучающимися ПДД, так как это является главным условием безопасности ребёнка.

15.Итоговое занятие: «Правовой турнир»

16.Мораль и право.

Практика: диагностическая игра «Я и общество»

Цель: выявить отношение обучающихся к нормам морали и права, изучаемых в программе.

17.Гражданин и его права.

1. Понятия «гражданин» и «обыватель»

Практика: диагностическая игра «Кто такой гражданин?»

Цель: определение какими качествами должен обладать гражданин.

  1. Поведение человека в рамках закона.

Практика: дискуссия «Карусель»: «По каким причинам люди совершают необдуманные поступки».

Цель: помочь обучающимся разобраться. К чему могут привести необдуманные поступки, и какую роль в поведении человека играют его ум, воля, характер.

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка. Всеобщая Декларация прав человека

Практика: диагностическая игра «Отличия Конвенции от декларации». Игра «Путешествие в сказку»

Цели: обеспечить усвоение прав ребёнка на основе образного и ассоциативного мышления; оценка поступков сказочных героев в соответствии со статьями Конвенции( с использованием кукол); проверить уровень знаний обучающихся некоторых статей Конвенции.

2.Первый документ человека.

Практика: творческое задание (нарисовать младенца, дать ему имя и определить, что ему нужно, чтобы он был счастлив.

Цель: помочь обучающимся разобраться и определить, что такое прав ребёнка, зачем ребёнку нужно свидетельство о рождении.

3.Право на имя.

Практика: ребусы, загадки, связанные с именами людей.

Цель: способствовать осознанию важности выбираемого имени родителями для своего ребёнка и значимости имени.

18.Гражданин- это личность

1. Достоинства и недостатки.

Практика: игра «Кто я?». Анализ произведений А.С.Пушкина «Скупой рыцарь», К.И.Чуковского в переложении из библии «Каин и Авель»

Цели: способствовать формированию у обучающихся понятия «личность»; умения объективно оценивать недостатки и достоинства человека.

2. Добро и зло. Сказка о добре и зле. Зачем быть добрым?

Практика: анализ картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». «Притча о блудном сыне» .Дискуссия «Карусель»: «Злые и добрые поступки».

Цель: обеспечить усвоение обучающимися, что добро сильнее зла.

19.Гражданин и общество.

1. Что такое общество? Что такое нация?

Практика: дискуссия «Карусель»: «Какие явления в обществе, на ваш взгляд, улучшают самочувствие человека, а какие ухудшают его и почему?»

Цели: обеспечить понимание влияния общественных процессов и явлений на человека; понимание принятия и выполнения законов на основе собственного законотворчества.

2. Моя семья.

Практика: знакомство с семейным кодексом. Семья и закон. Разминка «Мои родные»- составление генеалогического дерева.

Цели: формировать понятие о складывании семейного бюджета; расширить знания о родственниках и членах своей семьи.

3. Моя школа.

Практика: школа глазами детей. Ролевая игра «Если бы был директором…». Диспут «Права ребёнка в школе»

Цели: способствовать пониманию сложности управления школой и выявить детские проблемы в школе; познакомить с правами обучающихся в школе и методами защиты прав ребёнка в школе.

4.Мои друзья.

Практика: игра «Крушение корабля»

Цель: создание ситуации, способствующей познанию цены дружбы.

20.Жизнь даётся один раз.

Практика: конкурс на составление словесного портрета курильщика, пьяницы, наркомана, спортсмена.

Цели: показать, что вредные привычки сокращают жизнь; определить, какие качества человека приближают его к вредным привычка, а какие отдаляют, и почему?

21.Правонарушения.

1. Причины и виды правонарушений.

Практика: анализ стихотворения А.Барто «О дурном родительском примере»

Игра «Юридическая консультация»

Цели: обеспечить усвоение обучающимися влияния отрицательного поведения родителей на воспитание детей; способствовать формированию умения самостоятельно анализировать и принимать решение в конкретных ситуациях с применением юридических знаний( занятия проводятся с элементами кукольного театра).

2. Что такое ответственность и наказание.

Практика: тесты: «Ваше чувство ответственности», «Ваше чувство справедливости».

Цели: обеспечить усвоении понятий ответственности , наказания на конкретных примерах.

22.Гражданин и государство

1.Власть и государство.

Практика: практическая работа «Познай людей и самого себя». Игра «Если бы я был президентом…»

Цель: способствовать формированию умения самостоятельно принимать решение по общественным проблемам.

2. Что должно защищать государство?

Практика: ролевая игра «Нуждается ли человек в защите?». Практическая работа «Познай людей и самого себя»

Цель: способствовать формированию понимания механизма защиты прав человека.

3. Что такое федерация?

Практика: знакомство с фантастической страной по рассказу Е.С.Римара «Кость и хлеб».

Цель: способствовать формированию у обучающихся умения найти выход из трудного положения для народа фантастической страны.

4.Гимн. Герб. Флаг.

Практика: конкурс на лучший эскиз герба г. Пугачёва.

Цель: обеспечить понимание значимости государственной символики.

23.Обобщающие занятия.

1. Итоговое занятие

Игра «Звёздный час» по теме «Наши права»

Ожидаемые результаты

К концу обучения должны знать:

-Понятия «Декларация», «Конвенция», «добро и зло», «человек», «личность»;

-Свои социальные роли;

-Права и обязанности;

-Правила дорожного движения.

-Основные понятия: гражданин, закон, правопорядок, личность;

-Права ребёнка;

-Защита закона;

-Суд, прокуратура;

-Президент.

Должны уметь:

-Оценивать свои поступки, прогнозировать их возможные последствия;

-Защищать свои права при участии родителей;

-Принимать несложные решения в различных ситуациях;

-Ценить дружбу;

-Беречь природу.

- Работать с документами;

-Осознанно пересказывать некоторые статьи Конвенции и Декларации;

-Давать оценку поступкам с позиции права; объяснять основные правовые понятия.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы "Юный правовед"

Диагностический и контрольный материал:

1.Диагностическая игра по станциям "Мы с вами знакомы".

2.Тест-рисунок "Моя Родина".

3.Тест - рисунок "Я и моя семья".

4.Тест - рисунок "Наш класс".

5.Диагностическая игра-путешествие на волшебном экспрессе в "Правоведение".

6.Контрольное занятие - "Игра - путешествие по станциям на волшебном экспрессе".

7.Психологический тест "Взаимоотношения в семье ".

8.Контрольное занятие - правовой турнир(тест, правовые задачи, карточки с вопросами, конкурсы).

9.Диагностическая игра " Я и объединение".

10.Диагностическая игра "Кто такой гражданин".

11.Контрольное занятие "Звездный час "Наши права"".

12.Диагностический тест "Юный правовед".

13.Диагностический тест "Что я знаю о законе "Об образовании"?

14.Контрольный тест "Я и власть".

15.Итоговое проверочное задание "Если бы президентом был я, то провел бы следующие реформы...".

16.Диагностический тест "Сможешь ли ты устоять...?”

17.Контрольное занятие "Правовой турнир"(тест, правовые задачи, карточки с вопросами, конкурсы).


Список литературы:

1. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2002.

2. Закон " Об образовании"

3. Изучение правил дорожного движения : сценарии, театрализованных занятий /Авт.-сост. Е.А.Гальцова. Волгоград , учитель,2007.

4. Конституция РФ.

5. Конвенция ООН о правах ребёнка .- М.:Семина Л.И..Рудомино, 2001.

6. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., о соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ: Доклад . 2000. СПб.: образование - культура, 2001.

7. Лебев О.Е., Золотухина В.И., Кошкина В.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних; возможности системы образования: Аналитический доклад. М.; СПб.; Интеллект - Центр, 2011.

8.Методическое пособие к учебнику "Ответственность за правонарушение" Соколова Я.В. М.,1998.

9. Никитина А.Ф. Право и политика. М.Ростовцева

10. Семина Л.И. Мы - сограждане. М.: Бонфи,2002.

11. Фришмах И.И. Методика работы педагога дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...