Методическая разработка обучающей правовой игры "Конституция Российской Федерации" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
методическая разработка по праву (7, 8, 9 класс) на тему

Курбатова Ольга Алексеевна

Методическая разработка обучающей правовой игры к 25-летию принятия Конституции РФ. Обучающая правовая игра с использованием презентации  "Конституция РФ", которая была разработана авторским коллективом учителей Московского района, состоит из четырёх этапов. Игра включает в себя историко-правовой материал, применяются разнообразные задания (тестовые и творческие), которые предполагают различные виды совместной деятельности обучающихся. Каждое задание направлено на формирование у обучающихся правовой и коммуникативной культуры. Данная игра будет проходить  13.12. 2018 г. для обучающихся с ОВЗ Московского  района. Презентация к игре будет опубликована позднее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обучающая правовая игра45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка обучающей правовой игры

«Конституция Российской Федерации»

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)     

Авторский коллектив:

Митникова Елена Александровна – учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 370 Московского района Санкт-Петербурга,

Курбатова Ольга Алексеевна – учитель истории  и обществознания, воспитатель группы продленного дня ГБОУ школы № 370 Московского района Санкт-Петербурга,

Смирнова Ольга Владимировна – учитель русского языка и литературы, и.о. зав.библиотекой ГБОУ школы № 370 Московского района Санкт-Петербурга,

Питернова Наталья Васильевна - учитель истории и надомного обучения ГБОУ школы № 613 Московского района Санкт-Петербурга.

Актуальность:

В ГБОУ школе № 370 Московского района Санкт-Петербурга обучаются дети с ОВЗ. Для обучающихся, воспитанников школы характерны подверженность отрицательному влиянию сверстников и безответственных взрослых людей, низкий уровень критичности, неумение анализировать ситуации и прогнозировать последствия своих и чужих слов и действий, трудности в овладении социальными ролями и т.д.  При этом среди воспитанников школы много детей из неполных и малообеспеченных семей, чьи родители вынуждены много работать, чтобы обеспечить материальные потребности семьи. Есть группа родителей, которые полностью перекладывают ответственность за воспитание детей на плечи педагогов школы. Из общеобразовательных школ района в 5-9 классы школы № 370 переводят подростков с проблемами в обучении и девиантным поведением, у которых уже существует предрасположенность к совершению различного вида правонарушений.   Также в школу поступают дети-мигранты, из семей плохо владеющих русским языком, часто не знающих законов РФ, правовых норм поведения.      

В некоторых семьях обучающиеся слышат от своих родителей отрицательные высказывание в адрес государственной власти, приобретают искаженный жизненный опыт во взаимоотношениях с государственными учреждениями и негативно относятся к современным законам, что является серьезным препятствием для формирования у несовершеннолетних модели законопослушного поведения. Недостаток правовой культуры в семье отрицательно влияет на формирование личности  ребенка. Поэтому больше внимания необходимо уделять таким вопросам, как воспитание правовой культуры у детей, права и обязанности родителей в семье и школе, права и обязанности подростка в семье и школе, формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки.

В Московском районе Санкт-Петербурга несколько школ, в которых обучаются дети с ОВЗ. Педагоги этих школ осознают, что обучающиеся с ОВЗ не могут на равных принимать участие в конкурсах, организованных для интеллектуально сохранных детей, поэтому разрабатывают совместные мероприятия. Чаще всего проводятся обучающие игры. К 25-летию принятия Конституции РФ и 100-летию Конституции РСФСР учителями школ 370 и 613 разработана обучающая правовая игра «Конституция РФ».

Цель:

обобщение знаний обучающихся с ОВЗ об истории Конституций в нашей стране, правах и обязанностях граждан РФ, символах государства Россия.

Задачи:

  • повторить материал, изученный на уроках обществознания и во внеурочной деятельности;
  • расширять и обобщать представления об истории создания и основных положениях главного документа нашей страны;
  • продолжить работу с основным источником Российского права - «Конституция Российской Федерации»;
  • воспитывать чувство уважения к Закону, понимание его важности в жизни общества и понимание ответственности за его нарушение;
  • расширять словарный запас обучающихся ОУ;
  • развивать познавательный интерес у обучающихся к изучению документов Российского и международного права;
  • развивать творческие способности;
  • развивать навыки работы в группе и коммуникативную культуру, социализацию.

Ожидаемые  результаты:

Закрепление  правовых знаний и социального опыта их  применения:

  • признание верховенства Конституции РФ на всей территории России, понимание  неотчуждаемости основных  прав и свобод граждан, а также единства прав и обязанностей граждан;
  • уважительное отношение к Закону, понимание его важности в жизни общества и понимание ответственности за его нарушение.

Уважительное отношение к особенностям каждого человека.

Успешное выполнение учащимися с ОВЗ заданий игры в непривычных условиях. Радость от игры у ее участников.

Повышение мотивации к изучению положений Конституции РФ.

Описание игры.

Вступительная беседа. 12 декабря 2018 год – 25-летие принятия Конституции РФ, слайд № 1.

Этапы игры:

  1. Лента времени. Конституции в нашей стране, слайды № 2 – 5.

Беседа. Содержание Конституции России, слайд № 6.

  1. Символы государства Россия (герб, флаг, гимн), слайды № 7- 11.
  2. Единство прав и обязанностей, слайды № 12, 13.
  3. Кроссворд, слайды № 14, 15.

Оборудование и материалы к игре: Конституция РФ (обучающиеся могут пользоваться документом), мультимедийная установка, презентация, рабочие листы для команд-участников игры на каждую станцию.[1]

Критерии оценки: 

Фактическое и историческое соответствие, «читаемость» записей (уважительное отношение к жюри).

Описание этапов игры.

1. «Лента времени. Конституции в нашей стране», слайды 2-5.

Учащиеся получают лист с заданием в виде схемы, где в произвольном порядке перечислены даты принятия Конституций в нашей стране, названия государства и имена руководителей, при которых приняты Конституции. Схема на экране.

Задача учащихся: выстроить даты в хронологическом порядке, сопоставить название страны и имена руководителей. После чего в рабочем листе заполнить таблицу (в хронологическом порядке): дата принятия Конституции, название страны, имя руководителя.

Время работы на этапе – 8-10 мин.

Максимальное количество баллов – 15, за каждый правильный ответ - 1 балл.

2. «Символы государства (герб, флаг, гимн России)».

На экране представлены символы государства РФ. Знакомство со статьей 70 Конституции РФ, слайд 7.

На экране и в рабочих листах представлен герб РФ. Учащиеся подписывают основные символы герба, называют имя всадника на щите, слайды 8, 9.

Время выполнения задания «Символы государства. Герб РФ» – 4 минуты.

Максимальное количество баллов – 7, за каждый правильный ответ - 1 балл.

На экране представлен Российский триколор. Учащиеся из листов цветной бумаги, с помощью ножниц и клея, на листе формата А4 выполняют макет Российского флага, с учётом соотношения (2:3[2]) ширины полотнища флага к его длине. На рабочем листе записывают соотношение ширины флага к его длине и объясняют значение цветов флага РФ, слайды 10, 11.

Время выполнения задания «Символы государства. Флаг РФ» – 8 минут.

Время работы на этапе – 12 минут.

Максимальное количество баллов – 15 баллов: за выполнение макета флага в правильном соотношении и порядке цветов – по 1 баллу (максимально 2 балла), за каждый правильный ответ на вопросы – 1 балл.

3. «Права и обязанности граждан РФ», слайды 12, 13.

На экране и у каждой команды на рабочем листе таблица с перечисленными в произвольном порядке правами и обязанностями граждан РФ. Учащиеся указывают стрелочками на графы таблицы «Права» и «Обязанности», разделяя понятия на права и обязанности.

Время работы на этапе – 8 минут.

Максимальное количество баллов – 22, за каждый правильный ответ на вопросы – 1 балл.

4.  «Кроссворд», слайды 14, 15.

На экране незаполненный кроссворд (12 слов). Школьникам нужно внимательно прочитать вопросы и написать ответы в рабочем листе «Кроссворд».

Время работы на этапе – 10 минут.

Максимальное количество баллов – 12, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Жюри оценивает игру каждой команды.

Перед объявлением результатов игры звучит первый куплет гимна России.

Награждение победителей игры.

Используемая литература:

Конституция РФ. Изд. «Омега-Л», 2018.


[1]         После выполнения каждого задания капитаны команд сдают заполненные рабочие листы, члены жюри оценивают результаты, в это время ведущий обсуждает с игроками ответы и озвучивает правильный вариант.

[2]         Соотношение двух одинаковых отрезков к трем таким же одинаковым отрезкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по музыке для обучающихся 3-4 классов начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)

Данная учебная программа по музыке для обучающихся 3-4 классов начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (VI вид) составлена на основе:примерной программы начального общего образова...

Воспитание патриотического отношения к государственным символам Российской Федерации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории Отечества в СКШ VIII вида.

В данной статье показана  необходимость и целесообразность гражданско-патриотического воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в коррекционных школах VIII вида. Особенно...

Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и реч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ  РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...

методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....

Редкие часы методическая разработка занятия, реализация образовательной практики с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время все большее значение в области социальной политики России имеют проблемы, связанные с активным включением в общественную жизнь такой социальной группы как дети с ограниченными возмож...