Конституция РФ
план-конспект урока по праву (10 класс) на тему

Герасименко Любовь Александровна

Разработка урока по праву "Конституция РФ" (10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konstitutsiya_rf.zip65.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса школьных проектов,

посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации

Номинация «Конкурс методических разработок»

Конституция Российской Федерации

(урок-игра)

                                                                Автор: Герасименко Любовь Александровна,

                                                           учитель истории МБОУ-СОШ с.Новиковки

Конституция Российской Федерации (урок-игра)

По учебнику «Правоведение». 10 класс.

Под редакцией А.Ф.Никитина

Цель:

- обобщение  и систематизация  знаний учащихся по разделу «Конституционное право».

Задачи:

- закрепить и обобщить знания учащихся о Конституции РФ;

- развить навыки работы с документами;

- продолжить формирование умений анализировать, оценивать, аргументировано высказывать своё мнение в ходе работы в группах; свободно оперировать понятиями и терминами темы; объяснять значение терминов и понятий;

- сформировать навыки коммуникативной и дискуссионной культуры;

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок-игра с элементами дискуссии.

Оборудование: Конституция РФ, ватманы, маркеры, раздаточный материал.

    План урока:

  1. Разминка.
  2. Заполни схему.
  3. Комментарии к Конституции РФ.
  4. Ролевая игра.
  5. Анкетирование.

Ход урока

 Организационный момент.

Учитель: Мы закончили изучать большой раздел «Конституционное право». Нам необходимо обобщить и систематизировать те знания, которые мы получили в ходе изучения этой большой темы. Наш урок предлагаю провести в виде интеллектуальной игры, которую мы назовём «Конституция РФ». На каждом этапе команды будут набирать баллы за правильно выполненные задания. В конце урока жюри объявит результаты.

Участниками игры являются две команды по пять человек, состоящие из учащихся 10 класса. В состав жюри входят незаинтересованные лица из числа обучающихся 11 класса.

  1. Первый этап «Разминка».

Учитель: Прежде всего, начнём с разминки и вспомним некоторые термины.

Задание: вставьте в словах пропущенные буквы, объясните значение понятий. Если обе пропущенные буквы будут указаны верно, команда получает 1 балл (за каждое слово), если верно дано определение понятия тоже 1 балл.

(Представители команд выбирают лист с заданием, буквы вставляют письменно, объясняют значение устно).

1)  пр…ц…дент (прецедент – один из источников права; решение суда или какого-либо другого государственного органа, вынесенное по конкретному делу и обязательное при рассмотрении аналогичных дел в последующем)

…вт…номия (автономия – самоуправление, право самостоятельного осуществления государственной власти и управления какой-либо частью государства, установленное центральной властью)

…п..триды (апатриды - лица, не имеющие права гражданства)

де…сп…собность (дееспособность – способность лица своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершённые правонарушения)

к…нст…туционализм (конституционализм – политический и правовой принцип, согласно которому взаимоотношения гражданского общества и государства строятся на основе разделения властей, гарантий прав и свобод личности, законности)

2) …бсент…изм (абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах)

л…г…тимный (легитимный – законный, соответствующий действующим в государстве законам)

пр…м…льгация  (промульгация – официальная публикация, обнародование закона, другого юридического акта)

т…л…рантность (толерантность – терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо)

д…скр…минация (дискриминация – ограничение в правах на основании тех или иных признаков: религии, национальной или расовой принадлежности)

Проверка задания.

    2.Второй этап «Заполни схему».

Учитель: Следующее задание состоит в том, чтобы правильно заполнить схемы. За каждый верный ответ 1 балл. (Приложение 1)

Проверка задания устно (листы с ответами группы сдают членам жюри).

3. Третий этап «Комментарии к  Конституции РФ».

Учитель: А теперь давайте поработаем с источником – Конституцией РФ.

Задание: Необходимо (используя текст Конституции РФ), прокомментировать некоторые статьи. За каждый верно данный комментарий, команда получает 2 балла. Если комментарий не полон – 1 балл.

(Команды выбирают карточку с указанными статьями Конституции).

А) Ст.14 п.1

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Ответ: Провозглашение Российской Федерации  светским государством означает отделение церкви от государства, отказ от установления государственной или обязательной религии. Признаётся свобода религии и атеизма, возможность придерживаться как религиозных, так и антирелигиозных взглядов.

Канонические установления и правила религии не признаются источниками права и не оказывают никакого влияния на деятельность государственных органов, учебных заведений всех уровней. Образование носит светский характер.

Задача государства – не допустить установления какой-либо из религий предпочтительного положения в стране и не давать никому возможности его добиваться. Вероисповедание -  личное дело каждого гражданина, и оно не должно оказывать никакого влияния в общественной жизни и на рабочих местах.

Б) Ст.23 п.1

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Ответ: Частная жизнь – это функционирование человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан. Частная жизнь защищается судом. Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя (ст.155); разглашение данных предварительного следствия  и дознания (ст.124, 139 УПК РФ); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров (ст.138); нарушение неприкосновенности жилища; незаконный обыск, незаконное выселение (ст.139) и иные преступления против автономии личности.

Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трёх основных сферах:

- в области борьбы с преступностью;

- при защите здоровья граждан;

- при объявлении чрезвычайного и военного положения.

В) Ст.26 п.1

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён  к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Ответ: Вопрос о национальной принадлежности едва ли не самый болезненный для нашего государства. В годы сталинских репрессий по признакам национальной принадлежности  государство осуществляло политику геноцида, сопровождающуюся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований.

В соответствии с подзаконными актами, ранее существовавшими в стране, национальность человека определялась национальностью родителей или одного из них, если родители были разной национальности. Национальность проставлялась в общегражданских паспортах.

В новой Конституции РФ сформулирован новый подход к данной проблеме. Указание собственной национальности – это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности осуществляется на основании самоидентификации, то есть с учётом субъективного фактора, самоопределения человека в решении этого вопроса. Принадлежность лица к определённой  национальности не может служить основанием для ограничения его прав.

Обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан является одной из задач национальной политики России. И чтобы освободить государство от контроля в этом вопросе, из общегражданских паспортов убрана графа «национальность». Теперь не на словах, а на деле вопрос о национальной принадлежности – личное дело каждого человека.

Г) Ст. 59 п.1

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Ответ: Защита своего Отечества является не только правовым, но и нравственным, моральным долгом, всеобщей обязанностью. Эта норма направлена на защиту страны, её населения, материальных и духовных ценностей, территориальной  целостности и суверенитета. Защита Отечества касается всех граждан: мужчин и женщин.

Меры обороны страны могут быть политическими, экономическими, военными, правовыми и т.д.

Для обороны Российской Федерации с применением средств вооружённой борьбы созданы Вооружённые Силы РФ и установлена воинская обязанность граждан.

Воинская обязанность включает в себя: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; военные сборы.

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых Силах РФ, а также пограничных войсках, во внутренних войсках, в Железнодорожных войсках, Службе внешней разведке РФ и др.

Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.

  1. Четвёртый этап «Ролевая игра».

Учитель: На ваших столах лежат ватманы и маркеры. Они вам будут необходимы для выполнения следующего задания. Ваша задача состоит в том, чтобы представить себя в той роли, которая будет указана в карточке, обсудить и записать кратко ваши ассоциации, мнение об отношении различных социальных слоёв, групп к Конституции РФ. После выступления обеих команд, вы будете иметь возможность согласиться или не согласиться с точкой зрения оппонентов, сравнить и сделать определённые выводы. Жюри оценивает работу группы от 1 до 3 баллов (по каждой социальной категории).

А) 1 группа: дети 10 лет;

2 группа: взрослые люди 40 лет

Б) 1 группа: мужчины

2 группа: женщины

В) 1 группа: русские

2 группа: лица кавказкой национальности, проживающие в России.

Г) 1 группа: строители

2 группа: депутаты Государственной Думы

Обсуждение (дискуссия).

  1. Пятый этап «Анкетирование».

Учитель: А сейчас задание от членов жюри, которые провели  опрос среди обучающихся 4, 8, 11 классов нашей школы по  вопросам, касающимся  темы сегодняшнего урока.  Задание: проанализировать и сделать выводы на основе полученных данных. Жюри оценивает работу группы от 1 до 3 баллов, в зависимости от активности группы и качества приведённых ею аргументов. Озвучьте результаты, пожалуйста. (Приложение №2)

Вопросы анкетирования:

1) Что такое Конституция?

2) Когда была принята Конституция Российской Федерации?

3) В чём состоит значение этого документа для российского общества?

Выслушиваются мнения ребят, подводятся итоги обсуждения.

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Группы сегодня занимались активно и творчески, хочу всех поблагодарить за работу, однако давайте предоставим слово членам жюри.

Отчёт экспертной группы, выставление отметок (комментарии учителя).

Учитель: В заключении, я предлагаю вам (по цепочке) закончить фразу: Изучение Конституции Российской Федерации необходимо потому, что…

Домашнее задание.

Напишите отзыв о проведённом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)

Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать разв...

«Конституция России» (ко дню конституции 12 декабря)

Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию позна...

Сценарий брейн-ринга, посвященного ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада...

Сценарий классного часа к 20 - летию Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить адаЦели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования уч...

презентация ко дню конституции игра "Мы знаем Конституцию"

Игра для 10-11 классов по истории и теории российской Конституции...