Реализация правового воспитания учащихся через внеурочную деятельность
учебно-методический материал по праву

Анисимова Елена Александровна

Развитее рыночных отношений и становление правового государства России диктуют особую необходимость гражданского - правового образования подрастающего поколения.

Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, нормы морали, нравственности, правовые законы, нормы убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое  образование. Такое образование должно начинаться с первых лет обучения в школе: со знакомства с Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации.

Изучение во внеурочное время Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации носит исключительно ознакомительный характер. Дети получают лишь общее представление о правах и свободах с помощью средств и методов, соответствующих их возрастным особенностям. Эта первая ступень не является всеобъемлющей в подробном изучении статей и принципов, изложенных в этих документах.,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анисимова Елена Александровна

учитель истории и обществознания

 первой квалификационной категории

МАОУ «СОШ №29» г. Березники

Реализация правового воспитания учащихся

 через внеурочную деятельность

Развитее рыночных отношений и становление правового государства России диктуют особую необходимость гражданского - правового образования подрастающего поколения.

Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, нормы морали, нравственности, правовые законы, нормы убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое  образование. Такое образование должно начинаться с первых лет обучения в школе: со знакомства с Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации.

Изучение во внеурочное время Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации носит исключительно ознакомительный характер. Дети получают лишь общее представление о правах и свободах с помощью средств и методов, соответствующих их возрастным особенностям. Эта первая ступень не является всеобъемлющей в подробном изучении статей и принципов, изложенных в этих документах. Ознакомление с основными правами и свободами на данном этапе исключает заучивание наизусть статей текстов, понятий терминов. Главное – чтобы школьники уяснили смысл, само содержание основных прав и свобод и понимали на доступном им уровне, что подразумевается в декларациях под определенными терминами.

На основе Методического пособия для учителя начальных классов, автор пособия Бочарова  А.М.  «Права человека для младших школьников»,  нами была составлена и апробирована рабочая программа внеурочной деятельности «Младшим школьникам о праве»        .

В данной программе мы предлагаем следующую схему занятий: первое занятие теоретическая часть, где отталкиваясь от текста или сценки, предполагается развернуть дискуссию, опираясь на вопросы для обсуждения. Например:  Что такое добрый поступок? Какой нравственный выбор сделал герой? Бывает ли так в реальной жизни? И другие.  На следующем занятии переходить к практической части или игровой, направленной на закрепление материала или развитие практического, эмоционального и нравственного опыта взаимодействия в обществе. Исходя из целесообразности, последовательность проведения занятий может меняться.

Цель  курса: Формирование правовой культуры посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, школьного уровней.

Задачами курса выступают:

  • Знакомство учащихся с основными документами по защите прав людей, и в частности прав ребенка;
  • Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
  • Воспитание вдумчивого отношения и уважения к своим правам и правам других людей.

В рамках курса учащиеся знакомятся с такими понятиями как: закон, Конституция РФ, управление, справедливость, права человека на жизнь,  имя, образование, свободу, собственное мнение, благополучную окружающую среду, медицинскую помощь.

Программа внеурочной  деятельности «Младшим школьникам о праве»  включает комплекс познавательных мероприятий, где используются следующие формы занятий:
внеурочные игры;
- беседы;
- игра – соревнование;
- кроссворды.

- диспуты

 - дискуссионные качели

- интеллектуальные состязания

- совет мудрейших

- правовые марафоны
- изготовление символики государства (макеты),
- изготовление совместно с родителями буклетов на заданную тематику.

Для оценивания результатов работы учащихся используются следующие методы и формы контроля:  наблюдение за работой учащихся,  устный индивидуальный  опрос, тестовый контроль, практический контроль,               самоконтроль.

  Апробация данной программы внеурочной деятельности  прошла в 4-5 классах  МАОУ «СОШ №29».  Все дети без исключения были вовлечены в интересный процесс работы по добыванию знаний через активные формы и приемы обучения и воспитания: ролевую игру,  интеллектуальные марафоны, клубные часы, творческие проекты. Для детей создавались проблемные ситуации, которые требовали решения поставленной задачи,  и условия для формирования   соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора поведения и ответственности за него.

Продуктом реализованной программы были творческие работы учащихся на темы: «Что означает мое имя», сочинение сказки на тему «Добро и зло», конкурс рисунков «Конституция глазами  детей». А также учащиеся регулярно принимают участие в конкурсах разного уровня, как в творческих так и интеллектуальных.

Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть школа, так как именно в школе, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний. Школа/преподаватели, выстраивают систему обучения таким образом, чтобы ученик смог наиболее эффективно и систематизировано усвоить данные знания, и в дальнейшем применять их в жизни, на практике. Таким образом, школа  дает актуальное образование  действующих правовых основ, что помогает ребенку наиболее комфортно приспособиться к жизни, расширить свой кругозор, и быть более подготовленным к определенным  бытовым ситуациям, уметь не только отстоять/знать свои права, но и в силу своих знаний иметь представление о правонарушениях, что может помочь не нарушать права окружающих и соблюдать порядок.

Список литературы:

- Конституция РФ 12.12.1993г

- Декларация прав ребенка.

- Конвенция о правах ребенка

- Бочарова А., Бочаров И. Права человека для младших школьников. Березники, 2002.

- Кущенко И.А. Ваши права. Программно-методический комплекс. Пермь, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик....

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

Данное пособие представляет собой подробное описание опыта реализации проектной деятельности и методическоие рекомендации по ее организации и проведению....

Реализация творческих возможностей учащихся через внеурочную деятельность

В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разраб...

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Актуальность социально-образовательного проекта «Пять шагов к себе» определена, на наш взгляд, тем, что современному человеку должны быть свойственны ценности и принципы, необходимые для общего выжива...

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Проект формирует толерантное, правовое сознание, развивает интерес к другим культурам, традициям, обычаям.   Приоритетными  видами деятельности в организации внеурочной деятельности явл...

«Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО»

В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания шокльников на базе работы лицейской Комнаты Боевой славы....

Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО

В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания школьников  на основе функционирования в лицее Комнаты Боевой Славы....