КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
методическая разработка по праву

Цель: формирование правовых знаний учащихся.
Задачи: 
- способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы;
- учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права;;
- воспитывать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_poznavatelnoy_igry.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий Воспитательского часа

2017

Цель: формирование правовых знаний учащихся.
Задачи: 
- способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы;
- учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права;;
- воспитывать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Оборудование:  мультивидеопроектор; экран; презентация;;

План:

1Сценка «Суд над Карабасом»

2.Создание Конвенции

3.Основные статьи Конвенции

4.Экскурс в историю (Спарта, Суворов)

 5. Выступления чтецов – Хасаво, Максим, Владик, Марина, Люда

6. Примеры из сказок

7Анализ ситуаций из школьной жизни.

8Выступления групп

9Заключение: Слова Ювенала и стихотворение «Права»

 Ход:          

Воспитатель:

1 .Суд над Карабасом

Судья: Слушается дело №1

                          Истец – Буратино

                          Ответчик – Карабас – Барабас

 Буратино: Ваша честь, я подаю иск на жестокого Карабаса-Барабаса. Он держит в неволе маленьких артистов. Живут они в тесном  сундуке. Тяжело работают на него. А ещё он угрожает им плетью, бьёт, издевается прилюдно, запугивает, что убьёт.

Судья: Достаточно. Отвечайте, Карабас.

Карабас - Барабас: Они – моя собственность. Что хочу с ними, то и сделаю. Я их хозяин и имею на них право!

Судья: Много  прав на этих детей Вами нарушено.

Карабас - БарабасУ меня на них свои права!

Судья: Оглашается решение суда! (удар молоточком) Все государства защищают детей от жестокого обращения с ними. Вы грубо нарушили это право. Суд обязывает Вас выучить права детей и никогда не нарушать их! Рекомендует развивать талант и способности Ваших артистов. Решение принято! (удар молоточком)

КорреспондентКак вы относитесь к решению суда?

Буратино: Я доволен, что существует закон о правах ребёнка, который утихомирит вот таких Карабасов – Барабасов.

Карабас - БарабасНе кнутом, а пряником – вот мой новый девиз работы с маленькими артистами. А ещё, дорогу талантам! Я их выведу в люди. Они имеют право на это.

-О чем говорится на этом суде?

Какие права детей нарушил Карабас – Барабас?

- Может, кто-то  догадался о теме нашего разговора?

Ответы:

Воспитатель: Правильно, о правах и обязанностях.

 Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвященный принятию Конвенции о правах ребёнка. А 10 декабря празднуется Всемирный день прав человека. Тоже очень важная дата. А 12 декабря 2017 года, отмечается принятия новой Конституции РФ. Всем этим значимым праздникам мы и посвящаем сегодняшнюю нашу встречу.

2. Дадим слово нашим соведущим.

Ведущий 1. Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с Запада, кто-то с Востока, с Севера и Юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялась разным богам.
Ведущий 2. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
Ведущий 1. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто и никогда не мог наказывать людей без вины.
Ведущий 2. Часто и с детьми обращаются не справедливо, порой жестоко, поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. 
Ведущий 1. Так был составлен документ «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей и каждый человек на земле, в том числе ребенок, должен знать и уважать эти права. Конвенция о правах ребенка принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. В нашей стране «Конвенция» вступила в силу с 1990 года. 

Восп: До создания Конвенции в1959г.  была  провозглашена Декларация   по правам ребенка. Но, в отличие Конвенции,  Декларация рекомендует придерживаться некоторых правил при проблемах детства, а Международная Конвенция, обязывает всех неукоснительно соблюдать прописанные статьи.

Воспитатель: Итак, что же такое право?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе  («Толковый словарь»  С. И. Ожегова)

Права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

Это возможность что-то делать, осуществлять на основании закона. Право существует для того, чтобы вы могли успешно учиться и трудиться, заниматься любимым делом, были защищены от произвола и насилия.

3.

Ведущий 1. В Конвенции 54 статьи. Сейчас мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, признанными Конвенцией.

В России этот закон был принят и ратифицирован в 15 сентября 1990 г. И с тех пор он действует на всей территории РФ.

 Самые основные статьи, вы их уже знаете, но мы с вами вспомним их.

Согласно определению, данному в Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. 

Ведущий 2. Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Ведущий 1. С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства. 
Ведущий 2. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. 
Ведущий 1. Ребенок имеет право на свободу мыслей, совести и религии. 
Ведущий 2. Ребенок имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, 
Ведущий 1. Ребенок имеет право на неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции.
Ведущий 2. Ребенок имеет право на образование.
Ведущий 1. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

Ведущий 1 Каждый ребенок имеет право на медицинское обслуживание – лечение и заботу о здоровье

4.

Воспитатель: И сегодня наша беседа «Права детей» , пусть в небольшой мере, поможет узнать о своих правах, уметь отстаивать свою позицию, защищать свои интересы.

В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека - право на ЖИЗНЬ». Маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство - Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы.

-Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. 

(ответы детей)
Воспитатель: Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля - он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

5. 

Выступления чтецов: Хасаво, Максим, Х.Владик, Марина, Л.Люда

 «Право на защиту от разлучения с родителями».

6.

Воспитатель: А сейчас, на примере сказочных героев посмотрим нарушения прав человека, на которые мы, может,  раньше и не обращали внимания.
Давайте  вспомним сказки, где их герои были разлучены насильно с родными.
Ответы:  «Гуси-Лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева». 

-Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой?
Кто поможет вам, если случится беда? 

(ответы детей)
Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.

Показ слайдов с иллюстрациями сказок. 
Задание №1 - К какой сказке относится эта иллюстрация? 
- Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?
- Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?
- Почему жители двора обижали гадкого утенка? Выберите правильный ответ:
А) Он был самый умный.
Б)
Он был совсем не похож на других.
В) Он был самый красивый.
Г) Он был самый вежливый.

- Поступают ли ребята из твоего класса как обитатели двора? Про этот случай нужно  сказать о том, что нужно проявлять толерантность – терпимость и принятие «другого»

Задание №2- К какой сказке относится эта иллюстрация? 
- Выберите право, которое нарушил  волк в этой сказке:
А) Право на жизнь.
Б) Право на получение образования.
В
) Право на владение имуществом.
- Чьи права нарушены в этой сказке?

Задание №3

Из каких сказок эти герои? 
- Назовите героев сказок, права которых были нарушены?
- Кто и какие права нарушил?

Задание №4 Узнай героев этой сказки.
- Назовите право, нарушение которого изображено на рисунке:
А) Право на жизнь.
Б)
Право на неприкосновенность жилища.
В) Право на труд.

- Кто нарушает это право?
- Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (петух)

Задание №5 Назовите сказки, и какие права главных героев в них были нарушены:
А) Право на владение личным имуществом.(Теремок)
Б) Право на свободу.(Чипполино)
В) Право на неприкосновенность жилища. (Чипполино)
Г) Право на жизнь. (колобок)

Задание №6  Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
А) Право на перемещение
Б) Право на образование. 
В) Право на неприкосновенность жилища.
Г) Право на труд.

- Кто помог лягушке воспользоваться своим правом? (утки)
- Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения? Назовите правильный ответ:
А) В пределах болота.
Б) В пределах страны.
В)
Без ограничений. 
Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства, каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину. 

Задание №7 Карабас Барабас наблюдал за Буратино, которого он сам подвесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы раболепно прислуживали ему. Однако вдруг Буратино заявил, что Карабас нарушает Конвенцию о правах ребенка. 
О чем говорил Буратино?
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Задание №8
Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. В той стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. А папа Карло был беден. И чтобы отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку.
Определите право Буратино.
Каждый человек имеет право на получение образование.

 Задание №9
Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днем, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет, а потом Золушку заставит все до крупинки рассортировать. И никогда она не подумала, что Золушка живой человек и ей необходим отдых.
Какое право человека все время нарушала мачеха?
Каждый человек имеет право на отдых и досуг. 

Задание №10
– Волк, ты нарушаешь закон я свободный человек и мне, как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права без моего разрешения», - ответила Красная Шапочка. 
Какое право хотел нарушить волк?
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. 

7.

Воспитатель:Ребята, сегодня мы с вами говорили о правах детей, но вы хорошо должны знать, что каждый ребенок имеет, не только права, но и обязанности.

Наши обязанности

Восп: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей?

 Анализ ситуаций

1.Дев.: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

-Кто прав?

-Почему Дима должен был выучить стих?

2.-Учитель: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

-Настя: Ира, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

 Ира: Все продежурили и  никто  не сказал, что нарушаются  его права.

-Почему… Настя должна остаться?

-О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях…)

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях

-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....

3.Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Учитель: Правильно ли рассуждает Петров?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

 Что  хорошо знают эти ученики? (о конвенции, о  правах), а что не усвоили?

Правила об обязанностях в школе, дома.

Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

-Какие же у вас есть обязанности?

Есть у вас обязанности в семье? Какие?

Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

Где могут быть записаны обязанности учеников?

Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять.

 

8. Выступления групп с домашним заданием.

9.Заключение

Воспитатель: Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям

В детстве нет забот, становясь взрослее, вы начинаете чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать только сам. Готовьте себя к этому! 

Сегодня мы с вами говорили о правах детей, но вы хорошо должны знать, что каждый ребенок имеет, не только права, но и обязанности. Помните «золотое право морали»: никогда не делай другому того, что не пожелал бы себе!

Обязанности и права, ты должен знать

Как дважды – два.

В наш, бурный, XXI век, культурный,

Здравый человек осмыслить должен

Для чего он на Земле живёт давно.

Давай представим, ты растёшь…

Учиться лет с шести пойдёшь

Окончишь, скажем, ты Лицей,

Перед тобою сто путей

И право чем тебе заняться,

Ты сможешь выбрать постараться.

С ребятами спорили мы много раз,

Ведь есть же закон в поддержку для нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Конвенция о правах ребенка" 10-11 классы

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приня­ла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально пре­вратить меж...

Конвенция о правах ребенка

Данная презентация была использована на родительском собрании....

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Цель: изучение данных документов....

Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".

На уроке учащиеся  будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общат...

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка"

Разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка" ...

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отноше...

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребенка" (викторина "Права литературных героев")

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребёнка" содержит викторину "Права литературных героев", в которую входят вопросы и ответы на тему "Права ребёнка"...