Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса "Основы уголовного права"
    рабочая программа по праву (10 класс)

    Урбанович Ирина Владимировна

    Программа элективного курса «Основы уголовного права» предназначена для учащихся 10-х  классов и рассчитана на 34 часа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osnovy_ug_prava.docx31.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Данная программа составлена на основе  программы элективного курса «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Автор: Пронина Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания .МОУ «СОШ №2» г. Мегиона ХМАО – Югры. http://festival.1september.ru/articles/583584/

    Формирование гражданского общества – важный современный государственный процесс, предъявляющий особые требования к гражданину. Одно из них – высокая правовая культура, которая немыслима без знания норм права,  их  соблюдения и умелого применения.

    В последние годы в нашей стране заметно возросло значение юридических знаний, повысился престиж профессиональной юридической деятельности. Общество с трудом, но преодолевает правовой нигилизм, скептическое отношение к правовым ценностям. Все больше утверждается идея установления и поддержания режима законности. В этих условиях особенно актуальной становится задача формирования устойчивой мотивации подростка на познание норм права, что поможет ему в дальнейшем в социализации, формировании гражданской позиции, в самоопределении, в выборе профессии. Многообразие отраслей права говорит о сложности процесса усвоения правовых норм. Предлагаемый курс в качестве предмета изучения берет  уголовное право, точнее те его составляющие, которые касаются несовершеннолетних и помогут им отличать самое опасное правонарушение – преступление.

            Программа элективного курса «Основы уголовного права» предназначена для учащихся 10-х  классов и рассчитана на 34 часа.

    Цель курса: активизировать познавательный интерес и содействовать правовому воспитанию личности, формированию устойчивой потребности в правомерном поведении, расширение и углубление правовых  знаний  через  изучение отдельных положений  уголовного права.

            Задачи курса:

    • информировать обучающихся об особенностях уголовного права, его принципах и основных функциях;
    • ознакомить со структурой УК РФ;
    • раскрыть важнейшие положения уголовного права.
    • способствовать формированию понятия о  преступлении и наказании, о  субъектах уголовных правоотношений;
    • информировать о состоянии преступности в современной России, акцентируя внимание на подростковой преступности, ее особенностях и причинах;
    • развивать способность оценки правовой ситуации;
    • содействовать формированию собственной позиции на основе правовых ценностей общества;
    • стимулировать развитие коммуникативных способностей;
    • формировать представление об  обстоятельствах, влияющих на взаимосвязь преступления и наказания, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних,
    • способствовать воспитанию таких качеств как ответственность, уважение к закону, чувство долга;
    • способствовать формированию активной гражданской позиции и профессиональному  самоопределению;
    • повышать межличностную активность, актуализировать потребность в саморазвитии;

     Отбор содержания материала осуществлялся на основе доступности, оптимальности объема, реальности усвоения, системности, объективности и целостности.

    Программа предоставляет возможность подробнее остановиться на рассмотрении практических ситуаций актуальных для подростков, через метод исследований и дискуссий. С этой целью в содержании программы предусмотрены семинары и практикумы с опережающими заданиями.

    Данный курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения обществознания, права и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей. Его содержание предполагает аналитическую работу с документами (законами); с информацией от респондентов. Каждая тема включает в себя как индивидуальную, так и коллективную работу.  Во избежание чисто информационной направленности курса обучающимся регулярно предлагаются задания и вопросы, с помощью которых можно оценить уровень сформированности знаний и умений. К таким заданиям относятся ранжированные тесты,  анализ судебных дел, решение и составление правовых задач, написание эссе,  проведение социологического опроса по проблеме и т. д.

    Предполагаемые результаты.

            Курс дает возможность вести работу по формированию у обучающихся устойчивого познавательного интереса к правоведению, стремления к творчеству;

    По завершению элективного курса учащиеся должны:

    Иметь представление:

     

    • О причинах совершения правонарушений и преступлений;
    • Об юридической ответственности за совершение противоправных действий;
    • О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.

    Знать:

    • Что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности;
    • Что за любые виды преступлений наступает ответственность;
    • Об организации правосудия в нашей стране.

     Уметь:

    • выделять основные признаки преступления, квалифицировать их, раскрыть содержание проблем отрасли в современной России;
    • сравнивать обстоятельства преступления в различных ситуациях, выделять закономерности событий, определять сходство и различия в истории преступных деяний; давать самостоятельную оценку;
    • определять состав преступления;
    • оперировать изученными положениями УК РФ;
    • проводить социологический опрос, анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;
    • анализировать юридические источники;
    • определять функции представителей юридических профессий;
    • прогнозировать результат противоправного поведения несовершеннолетних;
    • дискутировать, отстаивать свои взгляды.

    Приобрести опыт:

    • Работы со специальной справочной литературой;
    • Работы с нормативно-правовыми документами РФ;
    • Коллективной работы в группах.

    Методы и формы занятий.

    Ведущее место в преподавании настоящего курса отводится методам проблемного изложения, частично-поисковым и исследовательским. Данный выбор определяется необходимостью формирования умений самостоятельной поисковой деятельности, осознания себя активным субъектом правоотношений.

    Для реализации  задач курса необходимо  свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий:  информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемно – диалогическая.

    Учебно-тематический план составлен так, чтобы по мере углубления в содержание курса на первое место выходили такие формы занятий как практикумы (работ с законами, итогами социологических исследований, решение проблемных задач, материалами судебного дела). В зависимости от качества совместной работы учителя и обучающихся можно спланировать итоговое занятие как форум юных знатоков уголовного права, где каждый защищает реферат (эссе) по выбранной проблематике, либо небольшую проектную работу, в которой обобщены все полученные знания и составлены правовые задачи к разным темам. Также итоговое занятие может быть организовано как деловая игра участников судопроизводства для рефлексии осознания профориентации учащихся.

    Кроме вышеизложенной работы, текущий и итоговый контроль за уровнем достижений учащихся планируется осуществлять через тесты, ранжированные по степени сложности и объектам проверки усвоенного.

    Тема 1. Уголовное право (10ч)

            Уголовное право – одна из важнейших отраслей права, призванная обеспечивать законность и правопорядок. Профилактическая функция уголовного права. Принципы уголовного права.

            Уголовный кодекс РФ (УК РФ) – источник уголовного права. Задачи УК РФ. «Закон обратной силы не имеет».

    Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние. Признаки преступления. Состав преступления. Девиантное поведение.

            Классификация преступлений.

    Преступность в современной России (семинар).

     В результате изучения темы учащиеся должны:

    Знать: суть понятия «отрасль права», название главного сборника законов в уголовном праве, категории и основные виды преступлений.

    Уметь: определять признаки преступления, квалифицировать преступное деяние, называть категорию преступления, выделять причины отклоняющегося поведения, обобщать особенности преступного деяния, писать сочинение – рассуждение.

    Тема 2. Уголовная ответственность (8ч)

            Обстоятельства, исключающие преступные деяния. Смягчение и отягощение вины.

            Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Виды наказаний.

    Нужна ли смертная казнь в России? (семинар - дискуссия)

    В результате изучения темы учащиеся должны:

    Знать: суть понятий «наказание, уголовная ответственность, отягчение и смягчение вины», виды наказаний.

    Уметь: определять вид наказания, писать сочинение – рассуждение, аргументировать свое мнение в дискуссии, определять в материалах уголовного дела обстоятельства, которые могут изменить размер и вид наказания.

    Тема 3. «Ловушки» для подростка (10ч)

            Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Приемы, используемые преступниками для вовлечения детей в преступную деятельность. Ответственность за это преступление.

            Наркомания – путь к социально-психологической деградации. Ответственность за распространение наркотиков.

            Профилактика бродяжничества и попрошайничества – профилактика преступлений (семинар).

            Уголовная ответственность несовершеннолетних. Права задержанного совершеннолетнего. Допрос. Личный досмотр. Протокол задержания. Следствие ведут знатоки (практикум). 

    В результате изучения темы учащиеся должны

    Знать: особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

    Уметь: оценивать степень опасности различных ситуаций для подростка, выделять причины отклоняющегося поведения, обобщать обстоятельства участия в преступной деятельности, решать правовые задачи.

    Тема 4. Юридические профессии в уголовном праве. (4ч)

            Зачем необходимо изучать закон. Суды РФ. Мир юридических профессий (защита рефератов).

            Кем быть легче прокурором или адвокатом? (семинар - дискуссия)

    В результате изучения темы учащиеся должны

    Знать: суть понятия «судебная власть», название главных судов РФ, юридические профессии.

    Уметь: соотносить виды деятельности с определенной юридической профессией, обобщать сведения, анализировать информацию.

    Итоговое занятие (2ч)

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Наименование тем курса

    Всего часов

    В том числе

    Форма контроля

    лекции

    практикумы

    семинары

    1.

    Уголовное право

    10

    5

    2

    3

    Текущее тестирование, эссе или решение правовых задач

    2.

    Уголовная ответственность

    8

    4

    2

    2

    Участие в семинаре, тестирование или решение правовых задач

    3.

    «Ловушки» для подростка

    10

    5

    2

    3

    Участие в семинаре, тестирование, решение правовых задач

    4.

    Юридические профессии в уголовном праве

    4

    1

    1

    2

    Защита реферата, решение (составление) правовых задач

    5.

    Итоговое занятие

    2

    2

    Защита реферата,  эссе, участие в конкурсе профессий или деловой игре, составление практических памяток с заданиями, тестирование.

    Итого:

    34

    15

    9

    10

    Формы контроля за уровнем достижений учащихся

     Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:

     текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);

     итоговый (написание эссе, подготовка проекта-презентации).

    Итоговая оценка по данному  курсу ставится по системе «зачет» - «незачет». Зачет ставится, если ученик посетил 2/3 рабочего времени , выполнил обязательную  зачетную работу: сочинение  эссе или презентацию на тему «Почему я должен следовать закону. Система мероприятий по борьбе с правонарушениями и их предупрждению».

    Критерии оценивания устного и письменного ответа:

    Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение использовать обществоведческие понятия и термины. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

    Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

    Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

    Список литературы

    для учителя

    • Пронькин. Живое право. Курс практического права. т.2. –СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г. Ольденбургского, 2004
    • В.Н. Пронькин Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к т.2. –СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г. Ольденбургского, 2004 10
    • В.Н Пронькин., А.Б Гутников Живое право. Рабочая тетрадь к т.2. –СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г. Ольденбургского, 2004
    • Володина С.И., Полиектова А.М., Спасская В.В. и др.    Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: учебное пособие для 8-9 классов. – М: РФПР, Московский городской фонд поддержки книгоиздания, 2002г.
    • Настольная книга учителя обществознания: справочно-методическое пособие. Сост. А.И.Тюляева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003г.
    • Основы государства и права. Открытые уроки / составитель О.А. Бондаренко. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2002г.

    для учащихся

    • Володина С.И., Полиектова А.М., Спасская В.В. и др.  Основы правовых знаний. В 2кн.: учебник для 8-9 классов. – М: РФПР, Московский городской фонд поддержки книгоиздания, 2002г.

    • Л.А.Морозова     Основы государства и права. – М.: ООО «Издательство «Новая волна», 1999г.
    • А.Ф.Никитин Основы государства и права: Пособие для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2000г.
    • Комментарий к Уголовному кодексу РФ
    • Уголовный кодекс РФ.
    • Певцова Е.А.    Основы правовых знаний. Практикум. – М.: Владос, 2001г.
    • Никитин А.Ф. Юридический словарь.- М.: ОЛМА – ПРЕСС Инвест, 2005г.
    • Смирнова Н.Н. Уголовное право. Учебник. – С.- П., Литера, 2007г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

    Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

    Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».

    Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...

    Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право»

    Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право», разработана на основе авторской программы по элективному курсу «Пенсионный всеобуч»: Сергеевой Светланы Петровны, Афанасьевой Тать...

    Рабочая программа элективного курса "Право и правовая культура"

    Элективный курс разработан для обучающихся 9 классов....

    Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов "Экономика и право"

    Данный элективный образовательный курс рассчитан по 34 часа в 10 и 11 классах, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года ....

    Рабочая программа элективного курса "Право и политика" 10 класс

    Рабочая программа учебного предмета «Право и политика»  разработана для учащихся 10 А класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и...

    Рабочая программа элективного курса "Конституционное право"

    Рабочая программа по элективному курсу «Конституционное право» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом,Цели курсаСоздать условия для усвоения вед...