Главные вкладки

    Программа курса "Мир юридических профессий"
    элективный курс по праву (8 класс)

    Копылова Ольга Аркадьевна

    Программа курса «Мир юридических профессий» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения и призвана раскрыть очень важный аспект правовой подготовке личности, связанный с механизмами защиты гражданами свих прав.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_kursa_mir_yuridicheskih_professiy.doc84.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа курса «Мир юридических профессий»

    Программа курса по выбору «Мир юридических профессий» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения и призвана раскрыть очень важный аспект правовой подготовке личности, связанный с механизмами защиты гражданами свих прав.

    Программа курса по выбору «Мир юридических профессий» составлена на основе методических рекомендаций Е.А. Певцовой и программы «Основы правовых знаний» (составители В.В. Спасская, С.И. Володина, Н.Г. Суворова) – 7-11 классы, допущенной Департаментом общего и среднего образования, МО РФ, М., «Вита», 2000 г. и сборника программ элективных курсов по социально-гуманитарным предметам: «Предпрофильная подготовка учащихся основной школы» (составитель Е.Е.Вяземский), М.:АПК и ПРО, 2003г.  

    Актуальность программы заключается в том, что она не только направлена  на формирование устойчивой мотивации подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволят ему самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям, желаниям личности. Предпрофильная правовая подготовка позволит решить и ряд проблем воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культуры подростков.

    Новизной программы является то, что она позволяет учащимся расширить и углубить знания в области права,  познакомиться с миром юридических профессий и особенностями  профессиональной деятельности юристов.

    Основная цель данного курса – обеспечить возможность осознанного выбора профессии в будущем, способствовать формированию у школьников навыков правовой культуры, мировоззрения гражданина демократического, правового государства.

    Данная цель курса реализуется посредством решения следующих задач:

    • способствовать актуализации и систематизации знаний учащихся  по вопросам  истории появления и развития права и юридических профессий;
    • познакомить учащихся с основами законодательства РФ, нормативно-правовыми актами;
    • способствовать формированию представления об аспектах профессиональной деятельности юристов (адвоката, судьи, юрисконсульта, прокурора, нотариуса, следователя);
    • обеспечить возможность развития навыков оформления  документов, необходимых в повседневной жизни;
    • способствовать формированию необходимых качеств для будущего юриста таких, как грамотность, коммуникабельность, толерантность, ответственность.

    Курс предназначен для учащихся 8 классов. Программа рассчитана на 11 часов. Тип программы — профориентационный.

     Содержание программы курса «Мир юридических профессий» состоит из трех разделов, логически взаимосвязанных между собой. Содержательная линия раздела «» направлена на ознакомление с историей  становления и развития права и юридических профессий.  

    Содержание основного раздела программы «» предполагает ознакомление учащихся с профессиональной деятельностью юристов. Учащиеся учатся анализировать правовую информацию, принимать продуманные решения в сфере права.

    Заключительный раздел «» позволяет осуществить пробы в профессиональной деятельности через  игровые формы обучения, оценить собственные возможности в будущей профессиональной деятельности.

    Формы организационной работы учащихся:

    • лекция с элементами беседы (учащиеся получают теоретические знания, информацию о юридических профессиях и их особенностях);
    • лабораторная работа (предполагает самостоятельное получение знаний о деятельности юриста на основе изучения нормативно-правовых актов);
    • практикум (способствует приобретению практических навыков, возможности увидеть проблему и самостоятельно принять правильное решение в конкретной ситуации);
    • ролевая и деловые игры, «Мозговой штурм» (позволяет получить практический опыт и познакомиться с профессиональной деятельностью юристов, освоить социально-профессиональную роль юриста);
    • творческие работы (составление договора, создание проекта, написание эссе ).

    Контроль и оценка результатов уровня освоения курса будет осуществляться в ходе самостоятельной деятельности учащихся во время лабораторных и практических занятий, а также в ходе публичных выступлений при проведении деловых и ролевых игр.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    В результате изучения курса по выбору «Мир юридических профессий» ученик должен

    Иметь представление:

    • oб основных принципах права и правосудия;
    • о содержании деятельности таких юридических профессий как судья, адвокат, прокурор, нотариус, следователь, судебный пристав;
    • об основных требованиях к юридическим профессиям.

    Уметь:

    • проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;
    • анализировать полученную информацию, представленную в разных источниках (учебной литературы, средствах СМИ, рассказе учителя);
    • участвовать в дискуссиях по различным проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации полученные сведения;
    • применять полученные юридические знания в конкретных ситуациях;
    • составлять необходимые в практической жизни документы.

    Использовать приобретенные представления и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
    • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Наименование тем курса

    Количество часов

    Форма учебного занятия

    Вид деятельности

    Формы

    контроля

    Раздел 1.  Право и его роль в жизни общества (2 часа).

    1

    Что такое право? Как и почему оно возникает

    Эвристическая беседа элементами практикума.

    Анализ правовых ситуаций.

    Составление схемы.

    Составление кластера.

    Составление социального «прогноза»

    2

    Учимся читать законы и составлять нужные документы.

    Лабораторная работа с нормативно-правовыми документами.

    Практикум по составлению документов.

    Разбор и составление документов.

    Оформление трудового договора.

    Раздел 2. На страже закона и правопорядка (7 часов).

    3

    Знакомство с профессией юриста.

    Лекция с элементами лабораторной работы

    Поиск информации из дополнительных источников.

    Заполнение таблицы.

    Эссе по теме «Юридические профессии и нравственные проблемы».

    4

    Деятельность нотариуса в мире права.

    Лекция с элементами ситуационного моделирования.

    Составление схемы,

    работа по составлению нотариальных  документов.

    Составление доверенности.

    Решение правовой задачи

    5

    Полиция

    Беседа с элементами практической работы.

     Составление краткого конспекта,  составление схемы.

    Решение задач.

    6

    Тайны следственной профессии.

    Эвристическая беседа с элементами практической работы.

    Ролевая игра.

    Составление схемы, обсуждение правовых ситуаций.

     

    Решение

    правовых задач.

    7

    Прокурор на страже закона.

    Лекция с элементами практической работы.

    Решение задач, составление схемы.

    Тестовые задания

    8

    Адвокат

    Лекция с элементами практической работы.

    Ролевая игра.

    Анализ юридических ситуаций;  моделирование ситуаций

    Проект «Сам себе адвокат»

    9

    А судьи кто?

    Лекция с элементами практической работы.

    Учебные « мозговые штурмы», составление схемы, работа с документами.

    Эссе по теме

    «У справед-ливого

    судьи

    нет

    родствен-ников»

    Раздел 3. Правосудие торжествует (2 часа).

    10

    Судопроизводство, судебное разбирательство.

    Лекция с элементами практической работы.

    Оформление  искового заявления.

    11

    Судебное заседание «Слушается дело …»

    Ролевая игра.

    Выступления в роли адвоката и прокурора,  судьи, подсудимого к ролевой игре.

    Участие в ролевой игре.

    Всего: 11часов

    4,5

    6,5

    Содержание программы

    Раздел 1.  Право и его роль в жизни общества ( 2 часа).

    Тема 1. Что такое право? Как и почему оно возникает  (1час).                                                                                                    

    Обычаи и законы как средство регулирования отношений в обществе;  право – правила регулирования отношений людей;  происхождение права. Закон и власть. Принцип верховенства права над государством.

    Практическая деятельность учащихся: проанализируйте правовую ситуацию

    ( См. Приложение 1)

    Тема 2. Учимся читать законы и составлять нужные документы(1час).

    Что такое закон. Из каких частей состоят законы, как они структурированы. Иерархия законов. Правила юридической техники,

    Практическая деятельность учащихся: составьте трудовой договор.

    ( См. Приложение 2)

    Раздел 2. На страже закона и правопорядка (7 часов).

    Тема 3. Знакомство с профессией юриста (1час).

    Что значит быть юристом. Из истории юридических профессий. Особенности деятельности юристов древности. Юридические школы: нормативистская, социологическая, психологическая.

    Содержание профессиональной деятельности юристов. основные требования к юридической профессии; порядок приема в государственные образовательные учреждения.

    Практическая деятельность учащихся: 1)проанализируйте отрывок документа и сформулировать к нему вопрос 2) напишите эссе по теме «Юридические профессии и нравственные проблемы». (См. Приложение 3)

    Тема 4.Деятельность нотариуса в мире права. (1час)

    Содержание профессиональной деятельности нотариуса; обязанности нотариуса; нотариальные действия; случаи необходимого обращения к нотариусу; профессионально важные качества нотариуса; квалификационные требования; медицинские противопоказания к деятельности нотариуса.

    Практическая деятельность учащихся: 1)пользуясь предложенной учителем схемой, в которой показаны некоторые функции нотариуса, придумайте конкретные случаи, когда можно обратиться к нотариусу; 2) решете правовую задачу 3)составьте доверенность по образцу.(См. Приложение 4)

    Тема 5. Полиция. (1час)

    Полиция – подразделение органов внутренних дел; права и обязанности работников полиции; содержание труда инспектора безопасности дорожного движения; профессионально важные качества работников полиции; квалифицированные требования. Арест. Задержание и обыск. Применение специальных средств и огнестрельного оружия. Закон РФ «О полиции».

    Практическая деятельность учащихся: «Найдите ошибку в тексте».

    (См. Приложение 5)

    Тема 6 Тайны следственной профессии. (1час)

    Профессия – следователь. Из истории следствия. Подследственность. Принятие дела к производству. Предварительное расследование. Оперативно-следственная группа. Основные этапы следственных мероприятий. Обвинительный акт и его составные части. Кто может стать частным детективом? Особенности профессиональной деятельности следователя;

    профессионально важные качества следователя; квалификационные требования; медицинские противопоказания к деятельности следователя.

                Практическая деятельность учащихся: ролевая игра «Расследование преступления». (См. Приложение 6)

    Тема 7. Прокурор на страже закона. (1час)

    Прокуратура – организация, осуществляющая надзор за соблюдением законов; органы прокуратуры; из истории прокуратуры; профессия прокурора в современной России; основные функции прокурора; деятельность прокурора по расследованию уголовных дел; участие прокурора в суде; профессионально важные качества прокуроров; квалификационные требования; медицинские противопоказания к деятельности прокурора. Закон РФ «О прокуратуре».

    Практическая деятельность учащихся: практическая работа «Функции прокурора» (См. Приложение 7)

    Тема 8. Адвокат.(1час)

    Адвокат – юрист, оказывающий квалифицированную юридическую помощь; содержание профессиональной деятельности адвоката; виды правовой помощи; оказание в определенных случаях бесплатной помощи; профессионально важные качества адвоката; квалификационные требования; медицинские противопоказания к деятельности адвоката; «Положение об адвокатуре».

    Практическая деятельность учащихся: 1)анализ юридических ситуаций; 2) моделирование ситуаций (См. Приложение 8)

    Тема 9. А судьи кто? (1час)

    Из истории судопроизводства. Особенности профессиональной деятельности судей. Статус судьи. Аппарат суда. Мировой судья; судебные приставы; присяжные заседатели.

    Практическая деятельность учащихся:  лабораторная работа ( Познакомившись с приговором суда, поясните, какие действия осуществлял судья в процессе разрешения дела. Почему подобный документ, составленный судьей, выносится от имени государства? Назовите участников судебного процесса. (См. Приложение 9)

    Раздел 3. Правосудие торжествует (2 часа).

    Тема 10. Судопроизводство, судебное разбирательство. (1 час).

    Суд – орган, осуществляющий правосудие; статус судей; содержание профессиональной  деятельности судей; принцип правосудия: равенство пред законом, гласность, участие общественности; структура судебной системы РФ. Закон «О судебной системе РФ».

    Практическая деятельность учащихся: составьте исковое заявление в суд. (См. Приложение 10)

    Тема11. Судебное заседание «Слушается дело …»(1 час).

    Практическая деятельность учащихся: ролевая игра - судебное заседание.

    (См. Приложение 11)

    Список литературы для учителя.

    1. Основы правовых знаний. Учебник для 8 – 9 классов. В 2-х книгах. Кн. 1. / С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская и др./ Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». 3-е изд., перераб. – М.: Вита-Пресс, 2003 г.

    1. Основы правовых знаний. 7 класс: Учебное пособие для гуманитарных классов и школ / О.А. Василенкова, С.И.Володина, А.М.Полиевктова, и др./ Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002 г.

    1. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл. / С.И.Володина, С.Н.Ловягин, А.Г.Калпин   и др./ Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2001 г.

    1. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессий и поиске работы. /М.А. Бендюков, И.Л.Соломин, Л.А. Ясюкова. – 2-е изд., допол. – Санкт-Перебург, 2002 г.

    1. Юридический словарь школьника. – М., 2004 г.

    Список литературы для учащихся.

    1. Основы правовых знаний. Учебник для 8 – 9 классов. В 2-х книгах. Кн. 1. / С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская и др./ Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». 3-е изд., перераб. – М.: Вита-Пресс, 2003 г.

    2. Основы правовых знаний. 7 класс: Учебное пособие для гуманитарных классов и школ / О.А. Василенкова, С.И.Володина, А.М.Полиевктова, и др./ Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002 г.

    3. Юридический словарь школьника. – М., 2004 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку обществознания "В мире юридической профессии"

    Презентацию можно применить как к уроку по предмету обществознание, так и для проведения классного часа "В мире профессиий". В презентации говорится о профессии - юрист....

    Программа предпрофильного курса "Юридическая профессия в современном мире"

    Курс «Юридическая профессия в современном мире» адресован тем, кто стоит на пороге выбора дальнейшего образовательного пути и задумывается над будущей профессией.Курс предназначен для учащихся 9...

    Предпрофильный курс для учащихся 9-х классов « В мире юридических профессий»

    В современное время существующая проблема правового обучения и воспитания подрастающего поколения актуализировало проблему организации системной предпрофильной правовой подготовки школьников, которая ...

    Проект "Юридические профессии"

    Проектная деятельность активизирует учебную деятельность учащихся. Выбор темы проекта должен быть им интересен. Вопросы профориентации всегда занимали в учебно-воспитательном процессе важное место....

    Мир юридических профессий

    Мероприятие познакомит с разнообразием юридических профессий и поможет в профориентационной работе классным руководителям...

    РУП 8 класс Твой компас в мире экономических и юридических профессий

    РУП 8 класс Твой компас в мире экономических и юридических профессий...