Рабочая программа по учебному курсу "Право"
методическая разработка по праву (10 класс)

Бессонова Татьяна Валерьевна
Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному курсу «Право» (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) Общего образования (базовый уровень). Разработана на основе авторской программы А.Ф.Никитина: Правоведение. 10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2016 Нормативно - правовая основа рабочей программы по праву:  Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ);  Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;  Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;  Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019/2020 учебный год»  Программа: Право.10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый уровень–М.: Просвещение, 2016  Положение о Рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин МБОУ СОШ №6 Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №6 и рассчитана на 1 час в неделю, (исходя из 34 учебных недель в году). В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности,ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся и будет способствовать развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего поколения. Цели, задачи курса «Право.» Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: - развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; - воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку; - освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции; - овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействияподержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе; - формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования в X и XI классах по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Данная программа для 11 класса рассчитана на 34 учебных часа, т..к. в 10 классе курс не вёлся. В связи с этим часовая сетка авторской программы была переработана. Программа является продолжением изучения правовой сферы в курсе обществознания в основной средней школе. Требования к результатам обучения и освоения курса «Право». Личностные результаты: 1) Гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, Осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различныхформ общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5)сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответстви общечеловеческими Ценностями и идеалами гражданского общества; готовность способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализаций ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст программы54.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному курсу «Право» (базовый уровень) составлена на основе

Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного)

Общего образования (базовый уровень). Разработана на основе авторской программы А.Ф.Никитина: Правоведение. 10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2016

Нормативно - правовая основа рабочей программы по праву:

1) Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции

Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ);

2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об

утверждении федерального компонента государственных стандартов начального,

общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3) Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования,

утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

4) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников,

рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в

образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего

образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019/2020 учебный год»

5) Программа: Право.10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый уровень–М.: Просвещение, 2016

6) Положение о Рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин МБОУ СОШ №6

Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №6 и рассчитана на 1 час в неделю, (исходя из 34 учебных недель в году).

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного

образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих

возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности,ответственности,

правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой

культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения

выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика,

избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой

компетентности обучающихся и будет способствовать развитию правовой культуры,

воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего

поколения.

Цели, задачи курса «Право.»

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение

следующих целей:

- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой

культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости

соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим

гарантированные законом права и свободы;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;

дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим

правовым институтам, правопорядку;

- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействияподержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных

правом.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской

Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Право» на

этапе среднего (полного) общего образования в X и XI классах по 34 часов, из расчета 1

учебный час в неделю.

Данная программа для 11 класса рассчитана на 34 учебных часа, т..к. в 10 классе курс не

вёлся. В связи с этим часовая сетка авторской программы была переработана. Программа

является продолжением изучения правовой сферы в курсе обществознания в основной

средней школе.

Требования к результатам обучения и освоения курса «Право».

Личностные результаты:

  1. Гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство

ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее

многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,

Осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон

правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различныхформ общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5)сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответстви общечеловеческими Ценностями и идеалами гражданского общества; готовность способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность

вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других

видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении

всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического

  творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализаций ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом

самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие

    вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому

    здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных

   жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия   в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

 14) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических

процессов на состояние при- родной среды; приобретение опыта экологонаправленной

 деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты:

1)умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять,

   контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную)         деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей;

   выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты:

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску  методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной

деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,

      критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных

      источников;

  5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию

      поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  7) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку

      зрения, использовать адекватные языковые средства:

  8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,

   новых познавательных задач и средств их достижения.

   Предметные результаты:

   базовый уровень

   1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и

       формах;

   2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности,

       правоотношениях;

   3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

   4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

   5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах

       применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

   6) сформированность основ правового мышления;

   7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового,

       уголовного права;

    8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных

        юридических профессий;

    9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных

        правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

   10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений                           использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

     Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по праву должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Учебно-тематический план

10 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Проектные работы

уроки

лабораторно-практические работы

1

Тема I. . Происхождение государства и права.

1

1

-

2

Тема II. . Понятие права. Система права. Источники права

1

1

3

Тема III Понятие конституции, ее виды. Конституционализм

1

1

4

Тема IV. Права человека

5

3

1

1

5

Тема V. Избирательное право и избирательный процесс

2

2

6

Тема VI. Гражданское право

3

3

7

Тема VII. Налоговое право

4

4

8

Тема VIII. Семейное право

4

3

1

9

Тема IX. Трудовое право

5

3

1

1

10

Тема Х. Административное право

2

2

11

Тема XI. Уголовное право

4

3

1

12

Тема XII. Основы судопроизводства

2

2

Итого

34

28

4

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 класс (34 ч).

  Тема I. Происхождение государства и права.  (1 ч)

 Основные теории происхождения государства и права:

 теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая,

 расовая, материалистическая. Современное российское право.

  Тема II. Понятие права. Система права. Источники права.(1 ч)

  Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Значение понятия «право».      Право — универсальный регулятор общественных отношений. Признаки и функции права.    Система права. Вертикальное строение права. Норма. Виды норм права. Источники права. Правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, международный договор. Взаимосвязь государства, права и общества.

Тема III. Понятие конституции, ее виды. Конституционализм.(1ч)

Конституционное (государственное) право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. История принятия и общая характеристика Конституции Российской Федерации. Конституционный и политический кризис начала 1990-х гг. Принятие Конституции РФ.Достоинства и недостатки Основного Закона России. Основы конституционного строя. Содержание преамбулы Конституции РФ.

Тема IV. Права человека (5 ч)

Права и свободы человека и гражданина. Правовой и конституционный статус человека.

Содержание главы 2 Конституции РФ. Конституционные свободы и права человека.

Обязанности граждан России. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав

человека. Положения философии прав человека.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и

пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу

передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.

Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и

ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или

через посредство избранных представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на

социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и

культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых.

Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Обязанности государства. Международные организации, защищающие права детей.

Тема V. Избирательное право и избирательный процесс (2 ч)

Избирательное право. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право.Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.

Избирательные системы и избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательный процесс. Этапы. Избирательная кампания. Избирательная комиссия. Референдумы. День голосования.

Тема VI. Гражданское право (3 ч)

Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание иособенности.

Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособнымили ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.

Предпринимательство .Юридические лица. Формы предприятий. Хозяйственные товарищества и общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие.

Тема VII. Налоговое право (4 ч)

Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Понятие налога, сбора, пошлины. Система налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.

Виды налогов. Прямые и косвенные; федеральные, региональные и местные; налоги сфизических и юридических лиц.

Налогообложение юридических лиц. Понятие «юридическое лицо». Налог на добавленную

стоимость (НДС). Акцизы. Налог на прибыль предприятий и организаций. Налоговые льготы

предприятий и организаций.

Налоги с физических лиц. Понятие «физическое лицо». Налоги с населения. Налог на

физических лиц. Налог на имущество. Единая ставка налога. Декларация о доходах.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная

ответственность. Дисциплинарная ответственность.

Тема VIII. Семейное право (4 ч)

Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи.

Семейные правоотношения.

 Брак, условия его заключения. Понятие «брак». Условия вступления в брак. Брачный возраст. Принцип моногамии. Порядок регистрации брака.

Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности.

Брачный договор. Причины развода. Прекращение брака.

Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты.

Усыновление, опека и попечительство.

Тема IX. Трудовое право (5ч)

Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.

Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора. Трудовой

договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора.

Рабочее время и время отдыха. Фактически отработанное время. Виды рабочего времени: нормальная продолжительность, сокращенная продолжительность и неполное рабочее время. Учет рабочего времени. Время отдыха. Виды отдыха. Праздничные дни. Ежегодный отпуск.

Оплата труда. Охрана труда. Заработная плата в производственной сфере. Единая тарифная сетка (ЕТС). Системы оплаты труда. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Индивидуальные и коллективные

трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда.

Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядок возмещения ущерба.

Тема Х. Административное право (2 ч)

Понятие и источники административного права. Административных правонарушения.

Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.

Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных

правонарушениях.

Тема XI. Уголовное право (4 ч)

Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права.

Уголовный кодекс РФ, его особенности.

Преступление. Состав преступления. Признаки преступления. Категории преступлений.

Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений.

 Виды преступлений. «Новые» преступления. Компьютерные преступления. Преступления в сфере предпринимательской деятельности. Геноцид. Экоцид. Наемничество.

Уголовная ответственность. Наказание. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних, ее особенности. Возраст уголовной ответственности. Принудительные меры воспитательного воздействия.

Тема XII. Основы судопроизводства (2 ч)

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс). Гражданско-правовые споры.

Гражданское процессуальное право, судебное разбирательство, его этапы и участники.

Гражданский иск.

Особенности уголовного судопроизводства (уголовный процесс). Уголовно-процессуальный

кодекс РФ. Уголовно-процессуальное право. Уголовное судопроизводство, его стадии,

участники и принципы. Приговор и его обжалование.

               ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен научиться:

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • решения правовых задач(на примерах конкретных ситуаций).

Учебник: Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Право. 10-11 класс Базовый и углублённый уровни –

М.; Дрофа, 2017 Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Учебно-методическая литература:

1

Гражданский кодекс РФ. – М., 2017

2

Трудовой кодекс РФ. – М., 2017

3

Уголовный кодекс РФ. – М., 2017

4

Семейный кодекс РФ. – М., 2017

5

Административный кодекс РФ. – М., 2017

6

Конституция Р.Ф. – М., 2017

7

Комментарии к Конституции РФ. – М., 2017

8

Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2017

9

Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2018

10 Интернет ресурсы ( федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)

11 Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.— М.,2018

12 Алексеев С. С. Философия права.— М., 2016

13 Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2016

14 Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2017

Критерии оценивания

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...