ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по обществознанию «Политический навигатор» 9 класс
элективный курс по праву (9 класс)

Киселева Кристина Юрьевна

Номинация «НАУЧНАЯ СРЕДА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по обществознанию «Политический навигатор»

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politicheskiy_navigator.docx57.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

(Тюменская область)

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

ул.Школьная, 5, пгт.Излучинск, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Тюменская область, 628634, тел./факс (3466) 28-25-25

schizl1s@mail.ru

Номинация «НАУЧНАЯ СРЕДА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по обществознанию «Политический навигатор»

9 класс

Автор: Киселева Кристина Юрьевна 18.04.1988 г.р.

Учитель истории и обществознания

Ул. Энергетиков 19 Б, кв. 56, пгт.Излучинск, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Тюменская область, 628634, тел. 89825890256. Эл.адрес anykris@mail.ru

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В быстро меняющихся социокультурных условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового мышления, общей, экономической, правовой культуры гражданина России. Ряд исследователей - социологов оценивает современное состояние уровня правосознания российской молодежи с позиций ее крайне низкой правовой культуры. Важнейшие причины существования данных проблем: 1) в России отсутствует массовая правовая просветительская работа среди населения со стороны государства и общественных организаций; 2) низкое качество обществоведческого и правового образования в общеобразовательных организациях, обусловленное малым числом учебных часов на преподавание курса «Право»; 3) отсутствие эффективных форм правовой пропаганды через средства массовой информации; 4) формирование у молодежи в ряде современных фильмов и литературных произведений позитивного отношения к реальными правонарушениям из-за отсутствия надлежащего контроля правовых и нравственных характеристик произведений культуры органами государственной власти.

Данный курс разработан на основе синтеза социологического аспекта правового поля, педагогической практики, потребностей реальной жизни. Появление поколения «Центиниалы», их взаимоотношение с медийными формами электронного пространства, требуют от современного образования новых дисциплин социально-политической направленности.  

Настоящий элективный курс предназначен для преподавания в 9 классе общеобразовательной школы и рассчитан на 35 академических часов. Он позволяет активно вовлечь обучающихся в процесс познания, создать «политологическую лабораторию», в которой обучающиеся получали бы новые знания, приобретали бы навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам социальной и политической жизни современного общества.

Программы курса «Политический навигатор» разработана на основе:

  1. Андреева Е.Е., Морозов Г. Б. Об эффективных формах правового просвещения граждан российской федерации// Проблемы воспитания. УДК 372.834 ББК Х0р ГСНТИ 10.01.39; 14.01.80; 14.07.01; 14.15.01 Код ВАК 13.00.01
  2. Методика преподавания права в школе. С.А. Морозова. М., Новый учебник, 2010.
  3. Программы по курсу права для образовательных учреждений 5-11 классы. М., Новый учебник, 2011.
  4. Сборник нормативных документов. Обществознание. М.,Дрофа,2011.
  5. Элективные курсы по обществознанию 9-11классы» (для предпрофильной подготовке и профильного обучения): методическое пособие/ составители Т.А. Корнева, В. В. Черников, О.В. Козачек; под редакцией О.В. Козачек, В. В. Черникова- М. Глобус, 2006.

 Данный курс построен на принципе обращения к правовым первоисточникам  - законам РФ, также к людям-носителям высокой правовой культуры.

Цели курса:

  • повышение политической грамотности обучающихся, способствующей становлению их активной гражданской позиции.
  • формирование сознательной потребности в непрерывном правовом просвещении в рамках успешной социализации личности.
  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—16 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции.
  • развитие нравственной, политической и правовой культуры, политического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе,  основных социальных ролях,  о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде.
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;

Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

  • расширить знания обучающихся по обществознанию и политологии и социологии;
  • развить способности обучающихся осмысливать явления действительности на основе политического анализа, теоретически или практически применять свои политические знания;
  • создать условия для формирования личности школьника как гражданина, уважающего права человека и демократические ценности
  • создать у учащихся целостные представления о жизни общества.

Методы и формы проведения занятий: лекция, беседа, дискуссия, проективное моделирование, социологический опрос, сюжетно-ролевая игра, работа с документами, мини-исследование.

Ожидаемый результат. Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:

  • осуществлять поиск информации по заданной теме из различных носителей (СМИ, учебный текст и т. д.); различать факты и мнения;
  • ориентироваться в современной политической действительности;
  • рассматривать политические события с точки зрения их политологической природы;
  • определять и представлять собственное отношение к политическим процессам в современном мире;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;
  • противостоять формам агрессивно «политического маркетинга»;
  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
  • анализировать документы;
  • анализировать публикации в периодических изданиях;
  • работать с диаграммами и таблицами;
  • представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, листовок, презентаций, плакатов;

Обучающиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Тематический план элективного курса «Политический навигатор»

Название разделов

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1. Социум и политика

Политология – наука о …?.

1

1

Правосознание и правовая культура, правовая грамотность

1

1

Политические механизмы и инструменты

1

1

Социальный аспект: «Теория поколений» Нейла Хоува и Вильяма Штрауса.

1

1

Социальный опрос жителей пгт. Излучинска «Выбор поколения»

1

1

Совместный анализ полученных результатов.

Соотнесение их с теорией поколений

2

2

2

Особенности развития поколения «центениалов»

1

1

Социологический опрос «Политическая система Российского общества» - практикум совместный анализ полученных результатов, определение «белых» пятен, дальнейшей стратегии изучения курса.

2

2

Итоговое обобщающее занятие «В соответствии с буквой закона» - на основе изучения Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"

1

1

Раздел 2. Формы правового просвещения

Правовая пропаганда посредством СМИ

5

2

3

Политический лидер – продукт политической команды, медийное лицо партии.

Правовой «Интернет серфинг»

2 обощающих урока в компьютерном классе подгрупповая работа «Создание положительной медийной стратегии «Что мне нужно знать о российском избирательном праве

Юридические консультации

3

1

2

Экскурсия на избирательный участок (урок сюжетно-ролевая игра)

Встреча с «Юридически грамотным человеком» - приглашение юриста.

Экскурсия «В кабинете нотариуса» (урок сюжетно-ролевая игра)

Бесплатное издание литературы по правовой проблематике

3

1

2

Термин «Политическое поведение»

Социальная стратегия «Политический конфликт - мирные пути выхода» (пример «Майдан» позиция молодежи)

Урок – «Правовая типография» - создание листовок

Правовое образование граждан

3

1

2

Виды и формы: политические клубы, дошкольное и школьное правовое образование.

«Урок для маленького гражданина» - разработка и проведение урока правовой грамотности для учеников начальных классов.

Профессиональное юридическое и педагогическое образование по специальности «Юриспруденция»

«ВУЗ=знания+умения»            НАВЫК???

2

27

1

1

Раздел 3. Политическая сознательность

Один день из жизни главы поселка.

Знакомство с работой администрации поселения.

1

1

Первый шаг в политическую жизнь «Как рассказать миру о себе» Основы резюме. (масетр класс от SuperJob)

1

1

1

Конституция РФ

Политические партии РФ

1

1

Обобщающие уроки с использованием изученного материала, фото и видеофрагментов накопленных в процессе изучения элективного курса: «Политическая игра «День выборов»

3

3

Итоговое обобщение курса

1

2

Всего

35

16

21

Учебно-тематический план.

Наименование тем занятий

Форма занятия.

На занятии

Форма контроля и организации деятельности

Раздел 1. Социум и политика

1.

Политология – наука о …?.

Лекция

Объект и предмет политологии. Основные категории и понятия науки о политике. Специфика политических законов, их взаимосвязь с другими законами социальной жизни. Методологические основы политологии. Методы, применяемые политической наукой. Природа политических знаний и функции политологии.

Беседа

Устный опрос

2

Правосознание и правовая культура, правовая грамотность

Лекция.

Содержание, элементы и структура политической культуры. Исторические типы политической культуры: их общечеловеческие, цивилизационные, формационные, интернациональные и национально-религиозные ценности. Политическая культура и религия. Общая характеристика политической культуры, термина «политическая грамотность», «правосознание».

Беседа

Проверка индивидуальных заданий. Составление тематического плана.

3

Политические механизмы и инструменты

Комбинированное занятие

"Патриотизм" как самый распространенный и дешевый политический инструмент. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий

Заполнение таблицы.

Работа с источниками

Устный опрос.

4

Социальный аспект: «Теория поколений» Нейла Хоува и Вильяма Штрауса.

Комбинированное занятие

Типология современных политических систем. Взаимосвязь социологии и политологии.  Изучение понятия «социологическое поколение», его сущность.

Составление тематического плана

5

Социальный опрос жителей пгт. Излучинска «Выбор поколения»

Практи-кум

Получение информации об уровне политической активности населения, соотнесение данных с их возрастной категорией. Ранжированием ряда проблемных тем.

Устный опрос

6-7

Совместный анализ полученных результатов. Соотнесения их с теорией поколений

Комбинированное занятие

Операции синтеза и анализа на основе изученного материала, данных опроса и обращения к источникам.

Заполнение таблицы.

Работа с источниками

Устный опрос.

8

Особенности развития поколения «Центениалов»

Комбинированное занятие

Социологический подход к изучению вопросов правой грамотности, правовой культуры гражданина РФ.

Беседа.

Работа с источниками

Устный опрос.

9-10

Социологический опрос для обучающихся «Политическая система Российского общества» в  

Комбинированное занятие

«Политическая система Российского общества» - практикум совместный анализ полученных результатов, определение «белых» пятен, дальнейшей стратегии изучения курса.

практикум

11

Итоговое обобщающее занятие «В соответствии с буквой закона»

Комбинированное занятие

«В соответствии с буквой закона» - на основе Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"

Работа с документом

Раздел 2. Формы правового просвещения.

12

  1. Правовая пропаганда посредством СМИ

Лекция, проблемные задания.

История пропаганды. Теории пропаганды. Цели пропаганды. Технология изготовления и распространения пропаганды. Жанровое разнообразие пропаганды.

Беседа

Проверка индивидуальных заданий

13

Политический лидер – продукт политической команды, медийное лицо партии.

Лекция, проблемные задания

Что такое политическое лидерство? Роль политического лидера. Типология политического лидерства. Функции политического лидерства. Теории политического лидерства. Стили лидерства.

Устный опрос.

Работа с документом

14

Правовой

«Интернет серфинг»

Лекция, проблемные задания.

Изучение структуры политической коммуникации. Исследование средств коммуникации политической деятельности в информационном обществе. Коммуникация через средства массовой информации - электронные средства (интернет и т. д.); коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;

Коммуникация через неформальные каналы.

Практикум

15-16

Обощение в компьютерном классе подгрупповая работа

Комбинированное занятие

Создание положительной медийной стратегии «Что мне нужно знать о российском избирательном праве»

Обобщающая беседа

Составление тематического плана практикум

  1. Юридические консультации

17

Экскурсия на избирательный участок (урок сюжетно-ролевая игра)

Деловая игра

Повышение уровня информированности молодежи по вопросам избирательного права.

Беседа

практикум

18

Встреча с «Юридически грамотным человеком» - приглашение юриста.

Комбинированное занятие

Сущность профессии юриста. Изучение его должностных обязанностей. Получение грамотной юридической консультации.

Обобщающая беседа

Составление тематического плана вопросов.

Устный опрос.

19

Экскурсия «В кабинете нотариуса» (урок сюжетно-ролевая игра)

Экскурсия

Сущность профессии нотариуса. Изучение его должностных обязанностей.

Беседа

показ

  1. Бесплатное издание литературы по правовой проблематике

20

Термин «Политическое поведение»

Комбинированное занятие

Изучение и анализ истоков политического поведения и формы его проявления. Правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы политического поведения.

Регулирование политического поведения

Обобщающая беседа

Составление тематического плана.

Устный опрос.

21

Социальная стратегия «Политический конфликт - мирные пути выхода» (примеры политических конфликтов в странах Восточной Европы. Позиция молодежи).

Комбинированное занятие

Источники и значение конфликтов в политике. Эскалация политического конфликта. Урегулирование конфликта. Статистические и динамическая модели конфликта.

Изучение нового материала

Устный опрос

Работа с источниками

Тематический зачет.

22

Урок – «Правовая типография» - создание листовок

Комбинированное занятие

Политическая агитация. Пошаговая инструкция «Как сделать буклет, листовку». Политический копирайтинг.

Беседа

Показ

практикум

  1. Правовое образование граждан

23

Виды и формы: политические клубы, дошкольное и школьное правовое образование.

Комбинированное занятие

Сущность понятия, признаки, организационная структура и функции политических клубов. Специфика социологического подхода к изучению.

Изучение нового материала.

Беседа

24-25

«Урок для маленького гражданина» - разработка и проведение урока правовой грамотности для учеников начальных классов.

Творческая научная лаборатория.

Национально-государственные символы. Патриотические символы. Общественные символы. Основные атрибуты российского государства: государственный герб и гимн. Отношение общества к политическим символам в Российской Федерации.

Беседа

Устный опрос

Проверка индивидуальных заданий

26

5). Профессиональное юридическое и педагогическое образование по специальности «Юриспруденция» 

Комбинированное занятие

Список профессий юридического спектра. Особенности профессиональной деятельности политолога, социолога, юриста, прокурора, нотариуса. Профессиональные требования.

Изучение нового материала.

Беседа

27

«ВУЗ=знания+умения»                

             НАВЫК???

Комбинированное занятие

Ориентация в современной политической действительности. Навык рассматривать политические события с точки зрения их политологической природы, определения собственного отношения к политическим процессам в современном мире. Политически грамотный человек – юрист?

Изучение нового материала.

Беседа

Раздел 3. Политическая сознательность

28

Один день из жизни главы поселка.

Знакомство с работой администрации поселения.

Экскурсия

Сущность профессии муниципального служащего, специалиста администрации.

Беседа

показ

29

Первый шаг в политическую жизнь «Как рассказать миру о себе» Основы резюме. (масетр класс от SuperJob)

Комбинированное занятие

Виды письменной речи, способствующие укреплению гражданского единства с другими гражданами. Послания к должностным лицам. Получение информации или помощи. Информация по общественным проблемам.

Устный опрос

Составление тематического плана

Тематический зачет

30

Конституция РФ

Комбинированное занятие

Значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества. Классификация прав и свобод гражданина РФ.

Изучение нового материала.

Беседа

31

Политические партии РФ

Комбинированное занятие

Сущность понятия, признаки, организационная структура и функции политических партий. Специфика социологического подхода к изучению политических партий.

Изучение нового материала.

Беседа

32-34

Обобщающие уроки с использованием изученного материала, фото и видеофрагментов накопленных в процессе изучения элективного курса: «Политическая игра «День выборов»

Комбинированное занятие

Электоральные (избирательные) системы. Основные типы (модели) избирательных систем. Современные избирательные системы и их особенности в различных странах. Законодательство об избирательной системе.

Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации. Преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы.

Подготовка и активное участие в «Политической игре «День Выборов»

Изучение нового материала.

Беседа

Ролевая игра

Работа с документами

35

Итоговое обобщение курса

Обобщение и закрепление знаний.

Беседа.

Устный опрос


Список использованной литературы:

Программы курса «Политический навигатор» разработана на основе:

  1. Андреева Е.Е., Морозов Г. Б. Об эффективных формах правового просвещения граждан российской федерации// Проблемы воспитания. УДК 372.834 ББК Х0р ГСНТИ 10.01.39; 14.01.80; 14.07.01; 14.15.01 Код ВАК 13.00.01
  2. Методика преподавания права в школе. С.А. Морозова. М., Новый учебник, 2010.
  3. Программы по курсу права для образовательных учреждений 5-11 классы. М., Новый учебник, 2011.
  4. Сборник нормативных документов. Обществознание. М.,Дрофа,2011.
  5. Элективные курсы по обществознанию 9-11классы» (для предпрофильной подготовке и профильного обучения): методическое пособие/ составители Т.А. Корнева, В. В. Черников, О.В. Козачек; под редакцией О.В. Козачек, В. В. Черникова- М. Глобус, 2006.

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации.

2.Гражданский кодекс Р Ф(ред.14.11.2013).

3.Административный кодекс РФ(ред.01.04.2014).

4Семейный кодекс РФ(ред.04.11.2014).

5Трудовой кодекс РФ(31.12.2014).

6.Уголовный кодекс РФ(15.01.2014).

7.Федеральный закон от 21.12.2012г. «Об образовании в РФ».

8.Всеобщая декларация прав человека(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10ДЕКАБРЯ 1948Г.).

9.Конвенция о правах ребенка(20ноября 1986г.).

Для учащихся:

  1. Баранов П.А.Обществознание 9класс. Право.Содержательный блок.-М.:Астрель.2012.
  2. Володина С.И.Основы правовых знаний. Учебник 8-9кл.Книга1.-М.:Академкнига .2014.
  3. Володина С.И.Основы правовых знаний. Учебник 8-9кл.Книга2.-М.:Академкнига .2014.
  4. ЖилинаЕ.А.Выбери профессию:юрист.-М.:Кнорус.2011.
  5. Никитин А.Ф.Право и политика. Учебное пособие для 9класса.М.:Просвещение.2011.
  6. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М. 2011.Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний», 8-9 кл., ООО «Кирилл и Мефодий.

Для учителя:

  1. ВолодинаС.И.,КоротковаП.Е.Сергеева О.Е.Методические рекомендации по подготовке к олимпиаде школьников
  2. поправу.-М.:Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина.2013
  3. Методика преподавания права в школе.Морозова С.А.2010
  4. Основы права:учебное пособие.БлажеевВ.В.,Гусов К.Н.,Ермакова Л.Д. и др.под ред.Блажеева В.В.М.:Проспект.    2010.
  5. Обществознание:полный справочник для подготовки к ЕГЭ./Баранов П.А.,Воронцов А.В.ШевченкоС.В. под ред.Баранова П.А.-М.:АСТ:Астрель.2013.
  6. Правоведение:учебник для неюридических вузов.под ред.Кутафина О.Е.-М.:Юрист.2010.
  1. Право 10класс:учебник для общеобразовательных учреждений:профильный уровень под ред.Боголюбова Л.Н.и др.Рос.Академ.образования,М.:Просвещение 2012.
  2. Право 11класс:учебник для общеобразовательных учреждений:профильный уровень под ред.Боголюбова Л.Н.и др.Рос.Академ.образования,М.:Просвещение 2012.
  3. Степанько А.О.Изучаем конституцию:9класс.Волгоград.Учитель.2010.
  4. Чяпас А. Б., Павшюнис В. И. Проблемы правового воспитания несовершеннолетних//Проблемы социологии права / отв. ред. В. H. Кудрявцев, А. Б. Чяпас. Вып. 1. Вильнюс, 1970. С. 192-193.

Электронные источники:

  1. Ресурсы информационно-правовой системы Консультант Плюс.
  2. Иванова А.Д. Центениалы в современном цифровом мире: психолого-педагогические особенности развития // Информационные технологии обеспечения комплексной безопасности в цифровом обществе. - Матер. Всеросс. молод. научн.-практ. конф. с межд. уч. (7-8 июня 2018 г.). – Уфа: Изд-во БГУ. - 2018. - с. 53-58.
  3. Иванова А.Д., Иванов С.В., Муругова О.В. Агитационная и пропагандистская работа в молодежной среде глазами молодежи. - Образование и духовная безопасность (научный журнал НИИ ДБ и РРО БГПУ им. М. Акмуллы). – 2018.- № 2(4). – с.18-23.
  4. Иванов С.В., Иванова А.Д. Интернет-сектантство: как лучшее средство связи стало лучшим способом изоляции // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования. Сборник статей по мат. IV межд. конф. (24-25 апреля 2018 г., МПГУ). – М.: Изд. МПГУ. - 2018. – с. 498-506.
  5. Гизатулин А.Р., Иванова А.Д. Профилактическая работа с молодежью как действенный способ предотвращения революционных потрясений // Молодежный Вестник УГАТУ. - 2018. - № 2(19). - с. 106-112.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы

Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...

«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ

В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...

Рабочие программы элективных курсов по обществознанию 10-11 классы

Рабочие программы содержат необходимый материал для  подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

Программа элективного курса по обществознания для 10 класса «Сочинения по обществознанию: политология, социология, философия»

Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. &laq...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...