Избирательное право и институты народовластия.
творческая работа учащихся по праву (10 класс)

Кишуева Амина Валерьевна

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы  политическое  властвование, пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств,  которые  сделали шаг  в этом направлении, т.е. к государству  с  демократическим  режимом.  К этому стремится и Россия. Одним  из  принципов  демократического  режима   является   выборность   и сменяемость  центральных  и  местных  органов  государственной  власти,   их  легитимность. Органы государственной  власти  формируются  двумя  способами: путём выборов и путём назначения. В Российском  государстве  на  федеральном уровне прямым  способом  избирается  одна  палата  Федерального  собрания  Государственная Дума и глава государства – Президент  Российской  Федерации. На выборной основе формируются органы  государственной  власти  в  субъектах Федерации и органы местного самоуправления.Выборы   -  это  форма  прямого   народного   волеизъявления,   важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую  систему и влияют  на  неё.  В  демократическом  государстве  практически  не  бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах,  в  конечном  счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни. Выборы дают выход  накопившемуся  у  известной  части  населения   недовольству действиями властей, они открывают  единственно  возможный  путь демократического  разрешения  противоречий  в   обществе.   Выборы   –   это своеобразный праздник всех людей, если они верят в  демократию  и  стремятся  обрести справедливое правление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izbiratelnoe_pravo.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  науки КБР

Управление образования Чегемского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Инала Пшибиева» с. Нартан

Автор:

Ардавова Залина  Муазидовна  ученица 10  « Б » класса, МОУ СОШ № 2 с. Нартан.

Научный руководитель:

Кишуева Амина Валерьевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 2  с. Нартан.  тел- (89034910543) 

 

Задачи исследования:

1) Понятие избирательного права и института народовластия:

1.1 Избирательное право: понятие, субъекты, объекты и основные принципы.

1.2 Из истории избирательного права и института народовластия в России.

2)Избирательное право и институт народовластия:

2.1 Источники современного российского избирательного права.

2.2 Избирательный процесс.

 3)Избирательные споры: понятие, классификация и причины возникновения.

4) изучение литературы по данному вопросу.

5) анализ полученного материала

Методы исследования:

  1. литературный метод;
  2. поисковые системы сети Интернет;
  3. анкетирование учащихся;
  4. качественный анализ материалов исследования.

                                               ВВЕДЕНИЕ.

    Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы  политическое  властвование, пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств,  которые  сделали шаг  в этом направлении, т.е. к государству  с  демократическим  режимом.  К этому стремится и Россия. Одним  из  принципов  демократического  режима   является   выборность   и сменяемость  центральных  и  местных  органов  государственной  власти,   их  легитимность. Органы государственной  власти  формируются  двумя  способами: путём выборов и путём назначения. В Российском  государстве  на  федеральном уровне прямым  способом  избирается  одна  палата  Федерального  собрания  Государственная Дума и глава государства – Президент  Российской  Федерации. На выборной основе формируются органы  государственной  власти  в  субъектах Федерации и органы местного самоуправления.

    Выборы   -  это  форма  прямого   народного   волеизъявления,   важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую  систему и влияют  на  неё.  В  демократическом  государстве  практически  не  бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах,  в  конечном  счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы дают выход  накопившемуся  у  известной  части  населения   недовольству действиями властей, они открывают  единственно  возможный  путь демократического  разрешения  противоречий  в   обществе.   Выборы   –   это своеобразный праздник всех людей, если они верят в  демократию  и  стремятся  обрести справедливое правление.

   Основываясь на вышесказанном, целью нашей работы мы считаем раскрытие основных положений современного избирательного права и института народовластия. В связи с этим можно определить следующие задачи нашей работы: уяснение хода исторического развития института народовластия и избирательного права России и некоторых зарубежных стран и их сравнительный анализ; отражение и выяснение понятия избирательного права, его предмета, метода, сущности, субъектов и объектов; анализ современного состояния источников избирательного права, а также тенденций развития избирательного права и института народовластия в России.

Для написания нашей работы мы предполагаем использование различных учебный, методических и научных пособий, материалы известных российских и зарубежных авторов-юристов в  журналах, а также использование материалов, взятых из глобальной компьютерной сети Интернет. Особенно мы хотим выделить следующих авторов, которые наиболее точно отразили состояние и развитие избирательного права и института народовластия: А. А. Вешняков, Ю. А. Веденеев, С. Д. Князев, А. Е. Постников, Л. Н. Линник и другие ученые.

Понятие избирательного права и института народовластия.

1.1        Избирательное право: понятие, субъекты, объекты и основные принципы.

Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов, в связи с этим институт народовластия выражающийся в избирательном праве является одним из важнейших конституционно-правовых институтов. Существует множество точек зрения на определение избирательного права, как института народовластия, однако большинство авторов сходятся на следующем.

Избирательное право - это институт народовластия, представляющий собой совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Избирательное право представляет собой совокупность  правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права. Особенностью избирательного права является высокий удельный вес процессуальных норм, то есть норм, устанавливающих порядок, процедуру, реализацию избирательного права граждан. Причем процессуальные нормы неразрывно связаны с материально-правовыми. Эти связи заложены в регулировании всех стадий процесса выборов. По этой причине представляется целесообразным говорить об избирательно-процессуальном праве как об отдельном явлении в системе законодательства.

Избирательное право регулирует публично-правовые, а не частноправовые отношения. В этой связи особенность метода правового регулирования этой подотрасли конституционного права  определяются тем, что оно является составной частью публичного права. Как отмечает Ю. А. Тихомиров императивный метод регулирования является специфическим для отраслей публичного права

Избирательное право упорядочивает процесс воспроизводства на демократической выборной основе органов государственной власти и органов местного самоуправления. В силу того, что избирательным правом регулируются наиболее важные отношения по поводу осуществления государственной власти, составляющие предмет конституционного права, оно является частью конституционного права. Мы считаем, что обширность правового регулирования выборов в РФ, обилие актов избирательного законодательства и достаточно четкое структурированность правовых институтов, входящих в избирательное право, позволяет утверждать, что оно является не институтом, а подотраслью конституционного права.

Формирование государственных и муниципальных органов путем выборов является одной из наиболее значимых ценностей современной цивилизации. За многовековую всемирную историю развития демократических институтов в различных странах выработались определенные стандарты, соблюдение которых позволяет утверждать, что выборы достаточно точно отражают волю народа. Следует отметить, что хотя проведение выборов в органы власти было явлением достаточно распространенным практически во все исторические периоды развития государства, признание демократических принципов избирательного права стало утверждаться только в XX веке. Эти принципы воплощены в международно-правовых документах.

Избирательное право только тогда начинает набирать свою жизненную силу и авторитет, когда в обществе конкурирует несколько идеологий и соответствующие им политические силы. «Избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии - конкурентный характер политической власти и ее сменяемости (ротацию) только по итогам периодически проводимых выборов».

Предмет избирательного права.

    Попытки объективно определить понятие избирательного права предпринимались в отечественной правовой науке неоднократно. Однако преимущественно это ограничивалось констатацией того очевидного факта, что российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией Российской Федерации (ст. 32) права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Так, А.Е. Постников обозначает избирательное право как совокупность правовых норм, регулирующих субъективное соответствующее право российских граждан и порядок реализации этого права" . Аналогичного мнения придерживаются и другие  исследователи природы избирательного права и законодательства, самым решительным образом идентифицируя их с правовым обеспечением общественных отношений, связанных с осуществлением права граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной и муниципальной власти, а также на выборные исполнительные должности.

   Несомненно, что основу избирательного права в качестве относительно автономного юридического образования составляет специфический объект правового регулирования, под которым традиционно принято понимать обособленный комплекс общественных отношений, нуждающихся в системном правовом обеспечении. Под этим углом зрения вполне оправданной в первом приближении выглядит характеристика избирательного права как набора юридических правил, регламентирующих участие граждан в формировании выборных государственных и муниципальных органов посредством реализации гарантированных Конституцией России избирательных прав и свобод. Однако, такая интерпретация российского избирательного права не может претендовать на исчерпывающую полноту восприятия объективной юридической действительности, не учитывает в полной мере сложной внутренней организации общественных отношений, связанных с практической реализацией избирательных формул и процедур, абстрагируется от необходимости соотношения процесса организации и проведения выборов с иными, связанными с осуществлением избирательных прав граждан, действиями. Это обстоятельство диктует настоятельную потребность критического осмысления предмета современного российского избирательного нрава.

     Говоря о предмете избирательного права, нельзя не отметить также следующее обстоятельство. Действующее избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов в Российской Федерации и тем самым оставляет открытым вопрос о возможных масштабах использования рассматриваемого демократического института в конституциировании субъектов политической власти. Избирательное право является  универсальным регулятором выборов, распространяется на проведение выборов любого вида и уровня и имеет предметом своего специфически юридического воздействия весь спектр избирательных отношений, опосредующих любые избирательные кампании, в той мере, в какой это объективно необходимо в интересах обеспечения гражданского доверия выборным политическим институтам, придания легитимною характера механизму их формирования и функционирования.

Значимые ресурсы для применения избирательных технологий кроются на уровне местного самоуправления. При этом их востребование вовсе не нуждается в дополнительном законодательном регулировании на федеральном и региональном уровнях. Принимая во внимание то обстоятельство, что система и порядок формирования органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования, исходя из принципа самостоятельности населения на установление структуры местной власти и форм ее организации, можно предположить, что применение выборных способов замещения различных должностей в системе муниципальной власти практически ничем не ограничено. И если сегодня муниципальное избирательное право повсеместно работает только на формирование представительных органов местного самоуправления и избрание глав муниципальных образований (глав администраций), то в перспективе коэффициент его полезного действия мог бы быть гораздо больше. Думается, что электоральные отношения как предмет российского избирательного права на муниципальном уровне вполне могут иметь расширительное понимание и применение при существующем законодательстве о выборах.

     Данное обстоятельство, однако, вовсе не означает, что использование арсенала избирательного права на уровне местного самоуправления абсолютно не ограничено никакими рамками. Это особенно важно подчеркнуть, так как в юридической литературе иногда можно обнаружить чрезмерно широкую трактовку предмета муниципального избирательного права. В частности, И.В. Выдрин полагает, что местное избирательное право - это система норм, регулирующих разнообразные отношения в процессе назначения, подготовки и проведения местных выборов, представляющих собой «общемуниципальное мероприятие, в ходе которого жители конкретного муниципального образования осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельно избирать представительные органы местного самоуправления, непосредственно и самостоятельно или через депутатов избирать главу муниципального образования, иных должностных лиц местного самоуправления». Думается, что распространение сферы действия избирательного права и на выборы глав муниципальных образований на заседаниях (сессиях) представительных органов местного самоуправления вряд ли оправданно. В противном случае в предмет избирательного права могут проникнуть отношения, не связанные с обеспечением непосредственной связи между избирателями и формируемыми ими субъектами политической публичной власти.

     Для объективного избирательного нрава характерна естественная связь с субъективными избирательными правами российских граждан, которые являются главными их обладателями.

Немаловажное значение для понимания природы российского избирательного права имеет учет специфики конституционных прав, которые вытекают непосредственно из Конституции: будучи реализованными в конкретном правоотношении, не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно: имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан: обладают особым механизмом обеспечения.      

   Соответственно и конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и его правовое обеспечение не могут быть ограничены только рамками выборов. Являясь важнейшим гарантом осуществления избирательных прав граждан, современное российское избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических предпосылок реализации и защиты электоральных возможностей граждан не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период. Поэтому ограничение предмета избирательного права исключительно рамками общественных отношений, опосредующих организацию и проведение выборов, игнорирует то обстоятельство, что вне временных интервалов избирательного процесса также обнаруживаются отношения, имеющие важное с юридической точки зрения значение для обеспечения практического осуществления избирательных прав граждан Российской Федерации. Среди них в первую очередь можно назвать отношения, связанные с организацией постоянного учета избирателей, внедрением и функционированием автоматизированных систем накопления, хранения и обработки данных об избирателях и результатах их волеизъявления, созданием постоянно действующей государственной системы правового обучения избирателей и организаторов выборов.

    Нельзя не учитывать также, что избирательное право вовлекает в орбиту правового обеспечения избирательных отношений и нормы сопредельных институтов различных отраслей права. В этом смысле избирательные права граждан и их гарантии выступают в качестве "зоны тяготения" различных по своей природе, а также по методам и механизму их юридической регламентации отношений. Вследствие этого предмет избирательного права приобретает комплексный характер, испытывая на себе воздействие норм различных отраслей российского права. Но данное обстоятельство не дает оснований говорить об изъятии соответствующих отношений из области регулирования административного, уголовного, гражданско-процессуального и иных отраслей права, а лишь усложняет юридический механизм их корреляции и интеграции, допуская пребывание в своеобразном "двойном подчинении" избирательному праву как комплексному юридическому образованию и базовым правовым отраслям.

     Выборы и отзыв являются самостоятельными институтами народовластия в Российской Федерации. Поэтому несмотря на то, что они обладают определенным сходством, обусловленным их принадлежностью к правовым формам непосредственной демократии, их нельзя сводить воедино, в том числе и с точки зрения механизма юридической регламентации, нельзя не видеть принципиальной разницы между этими двумя явлениями.

   Во-первых, выборы являются императивным институтом народовластия, необходимость свободного и периодического использования которого прямо предусмотрена Конституцией России (ст. 3), в то время как отзыв депутата (выборного должностного лица) не рассматривается ни Конституцией, ни федеральными законами в качестве обязательного условия их статуса. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что отзыв может быть предусмотрен законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

    Во-вторых, если выборы являются необходимым атрибутом народовластия, регулярно востребуемым государством и обществом в строго фиксированные сроки, обеспечивающие реальную их периодичность, то институт отзыва, даже будучи закрепленным в законодательстве, выступает в качестве факультативного инструмента демократической организации государственной и муниципальной власти, вследствие чего его фактическое применение не является обязательным. Более того, советский опыт государственного строительства и зарубежная практика свидетельствуют, что отзыв чаще всего выполняет роль исключительно потенциальной возможности, крайне редко используемой в действительности.

   В-третьих, оценивая выборы и отзыв с юридической точки зрения, невозможно не увидеть, что основания, технология, сроки и последствия их использования характеризуются серьезными различиями. Думается, именно поэтому Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающий основные гарантии реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, совершенно обходит стороной вопрос об отзыве депутатов и выборных должностных лиц.

   В-четвертых, нельзя не учитывать, что отзыв является одним из оснований для досрочного прекращения выборных полномочий представителей публичной власти. Наряду с ним в качестве аналогичных юридических фактов законодательство указывает на добровольную отставку, утрату гражданства, отрешение от должности, смерть и т.п. Поэтому есть все основания полагать, что отзыв тяготеет не к порядку избрания депутатов и выборных должностных лиц, а к их правовому статусу. В целом соответственно более оправданно с точки зрения логики правового регулирования механизма формирования и функционирования представительных институтов народовластия рассматривать институт отзыва в качестве элемента парламентского права", активно формирующегося как на федеральном, так и на региональном уровне. И в этом смысле определенная связь между правом отзыва (как частью парламентского права) и избирательным правом безусловно есть. Эта связь объединяет их в рамках российского государственного права, но не может быть веской причиной для поглощения отзывных отношений предметом избирательного права.

    Отдельного внимания заслуживает вопрос о соотношении избирательного права и такого правового института, как референдум. Как правило, между ними в юридической литературе проводится четкая разделительная грань, обусловленная прямым указанием Конституции РФ (ст. 3), согласно которой выборы и референдум являются отдельными формами непосредственной демократии, имеющими различное назначение. Но можно встретить утверждения и о том, что избирательное право в равной мере является основой как выборов, так и референдума. В частности, В.И. Лысенко полагает, что власть народа реализуется в избирательном процессе посредством организации и проведения референдума и выборов и является исходной основой для становления избирательного права, приобретающего новые черты правового гаранта общественной и государственной безопасности. С такой позицией трудно согласиться, хотя она и ориентирована на безусловно имеющее место весьма значительное сходство процедуры организации и проведения выборов и референдума в качестве высших форм непосредственного выражения власти народа в Российской Федерации. Однако одно лишь сходство технологических аспектов этих двух институтов народовластия не может служить убедительным доказательством в пользу объединения выборов и референдума в единый по своей природе объект правового регулирования. Нельзя игнорировать то обстоятельство, что выборы и референдум имеют различные основания, цели и юридические последствия. Вовсе не случайно Конституция России, определяя выборы как свободные, не содержит аналогичной характеристики по отношению к референдуму.        

    За этим кроется существенное концептуальное различие методов правовой регламентации избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме. Его нетрудно обнаружить при внимательном исследовании порядка назначения, условий подведения итогов и определения результатов выборов и референдума, а также тех юридических ограничений, которые установлены применительно к избирательным правам и праву на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Поэтому отнесение референдума к числу институтов избирательного права и процесса выглядит, на наш взгляд, неубедительно, не способствует его восприятию в качестве совершенно самостоятельного, в том числе и в разрезе правового регулирования, проявления народовластия.

    Конечно, появление Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" способно породить новые попытки обоснования нераздельного с точки зрения правового регулирования сосуществования, выборной и референдумной демократии. Действительно, этот Закон впервые в отечественной истории объединил нормы, посвященные правовому обеспечению соответствующих прав граждан. Но это вовсе не означает, что избирательное право под давлением федеральных законодателей поглотило собой нормы права, посвященные референдуму. Во-первых, избирательное право и законодательство о выборах не находятся в отношениях жесткой зависимости и соподчинения.

     Наглядной иллюстрацией различия юридической природы выборов и референдума может служить и тот факт, что на конец 1998 г. избирательные законы были приняты во всех субъектах Федерации, в то время как законы о референдуме в 19 регионах отсутствовали. И если механизм выборов стал привычной и воспроизводимой на регулярной основе приметой времени во всех регионах России, то в течение 1995-1998 гг. референдумы (не считая муниципальных) были проведены только в четырех субъектах Российской Федерации (Республика Мордовия, Костромская область, Московская область. Республика Бурятия). При этом по вполне понятным причинам объективного характера вряд ли можно предположить, даже в отдаленной перспективе, выравнивание данного соотношения вследствие чего нельзя механически проводить параллели между ними и связывать содержание избирательного права с формой опосредующего его законодательства. Во-вторых, само избирательное законодательство и законодательство о референдумах непозволительно оценивать только под углом зрения одного, хотя и основополагающего, федерального законодательного акта. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что практически во всех субъектах Российской Федерации законодательное регулирование избирательных прав и права на участие в референдуме осуществляется на дифференцированной основе.

    Нивелирование отличий между законодательством о выборах и законодательством о референдуме может привести к негативным с точки зрения развития демократических процессов последствиям. Как справедливо замечает А.Е. Постников, вопросы референдума должны быть содержательно отделены от вопросов избирательного права таким образом, чтобы референдум не мог быть использован в качестве замены для проведения свободных демократических выборов. Все это заставляет усомниться в обоснованности и целесообразности придания референдуму статуса органической составной части избирательного права.

     Говоря о соотношении избирательного права с референдумом, нельзя не признать весьма симптоматичным то обстоятельство, что сторонники отождествления электоральных и плебисцитных отношений в рамках единого предмета правового регулирования во всех случаях выступают под флагом избирательного права. Думается, что именно стремлением придать своим рассуждениям о необходимости выделения избирательного права в самостоятельную отрасль (подотрасль) российского права дополнительную аргументацию и продиктовано зачастую желание расширить социально-правовые масштабы его действия за счет референдумных, а также отзывных отношений. По крайней мере в научных работах, посвященных исследованию референдума в системе народовластия в Российской Федерации, трудно обнаружить попытки охватить рамками правового регулирования референдума не только референдумные. но и электоральные отношения. И не в последнюю очередь это объясняется тем, что, поскольку по большому счету перспективы становления референдумного права носят весьма не близкий характер, постольку у исследователей юридических аспектов плебисцитных отношений отсутствуют в полной мере потребности обоснования их социальной значимости, в том числе посредством проведения аналогии между ними и сопредельными отношениями, обеспечивающими реализацию иных форм непосредственной демократии.

     Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение предмета российского избирательного права. Этот предмет представляет собой совокупность общественных отношений, опосредующих осуществление и защиту права граждан (в установленных законом случаях - иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также процедуру реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период. Такой взгляд на предмет избирательного права Российской Федерации идентифицирует его среди иных правовых образований, позволяет охватить рамками его содержания весь комплекс отношений, связанных с избирательными правами граждан, отражает его роль в обеспечении конституционного режима формирования представительных институтов публичной политической власти.

    Однако несомненно, что подходить к реформированию избирательных отношений необходимо максимально обдуманно и взвешенно, опираясь на выявленные эмпирическим путем тенденции демократического развертывания российской избирательной системы, избегая "революционных" скачков в развитии электорального законодательства.

Принципы избирательного права.

     Источники избирательного права закрепляют в своем содержании принципы избирательного права, под которыми понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов. К числу таких принципов относится: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.

   Принцип всеобщего избирательного права (ст. 4 ФЗ РФ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ») означает, что каждый гражданин Российской Федерации, достигший определённого возраста, независимо от расовой, национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образования, социального происхождения, имущественного положения и т.д. имеет право избирать (то есть пользуется активным избирательным правом) и быть избранным (пользуясь пассивным избирательным правом) в соответствующие органы государственной власти.

Законодательством установлен единый возрастной ценз для реализации гражданами своего активного избирательного права -  18 лет.

    Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Нормы избирательного права установили организационные и правовые гарантии реализации гражданами указанного принципа. К числу организационных гарантий относятся:

четко регулируемый нормативно-правовыми актами порядок составления списков избирателей;

возможность досрочного голосования избирателями, которые не будут находиться в день выборов в месте своего постоянного жительства;

организация голосования по месту нахождения граждан, не имеющих возможность прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам.

    Осуществление принципа всеобщего избирательного права обеспечивается и мерами уголовно-правовой защиты. Норма Уголовного кодекса РФ устанавливает, что воспрепятствование путем насилия, обмана, угроз или подкупа реализации гражданином России своих избирательных прав наказывается в судебном порядке.

      Единый возрастной ценз определен и для осуществления гражданами Российской Федерации права быть избранными в представительные органы государственной власти - 21 год. Более высокий, по сравнению с правом избирать, возраст для кандидатов в депутаты установлен исходя из необходимости наличия определенного жизненного опыта и большей ответственности перед избирателями.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок подготовки и проведения выборов, установлены правила о несовместимости занятия определенных должностей и выполнения депутатских полномочий. Так, Конституция Российской Федерации (ст. 97) закрепляет положение, в соответствии с которым депутаты Государственной Думы не могут, находясь на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Эта же статья Конституции России, а в соответствии с ней и нормы избирательного законодательства установили, что депутат одного представительного органа власти не может быть депутатом иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, Конституция Российской Федерации содержит дополнительное ограничение: одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Следует, однако, иметь в виду, что наличие запрета на совмещение государственной службы и выполнения депутатских обязанностей само по себе не является препятствием для выдвижения кандидатуры какого-либо государственного служащего на пост депутата. В соответствии с законом лица, у которых должность или занятия несовместимы с мандатом депутата, дают письменное обязательство о прекращении соответствующей деятельности в случае избрания депутатом. Неисполнение этого обязательства влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительным.

     Равное избирательное право (ст. 5 ФЗ РФ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»)  означает, что избиратель наравне с другими имеет только один голос и что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Равенство голосов избирателей обеспечивается: обязательностью занесения фамилии избирателя только в один список - по месту постоянного жительства; выдачей избирательного бюллетеня по документу, удостоверяющему личность, росписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.

      Участие избирателей в выборах на равных основаниях осуществляется путем создания однотипных избирательных единиц (округов), для которых устанавливаются общие нормы представительства.

Прямые выборы (ст. 6 ФЗ РФ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). Современное избирательное законодательство устанавливает: выборы депутатов являются прямыми. Это означает, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно.

      Следует отметить, что принцип осуществления прямых выборов утвердился в нашей стране лишь с принятием Конституции СССР 1936 г., а в соответствии с ней - Конституции РСФСР 1937 г. Согласно Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции РСФСР 1925 г. органы государственной власти формировались путем проведения многостепенных (непрямых) выборов, когда граждане непосредственно голосовали лишь на выборах низовых (сельских, поселковых, городских) органов власти, а все вышестоящие (уездные, волостные, губернские, вплоть до Всероссийского Съезда Советов) избирались депутатами соответствующих нижестоящих органов власти из своего состава.

      Тайное голосование (ст. 7 ФЗ РФ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). Этот принцип выражается в установлении законодательством такого способа голосования, когда волеизъявление избирателя происходит скрытно и результаты его голосования неизвестны другим лицам. Тайна голосования обеспечивается тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосующего; в помещении для голосования оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. В этих кабинах или комнатах не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. Нарушение принципа тайного голосования членами избирательных комиссий, должностными лицами государственных органов и общественных организаций влечет привлечение виновных к уголовной или административной ответственности.

1.2        Из истории избирательного права.

     Как известно, Российская империя формировалась в сложных условиях: огромная территория, соседство недружелюбных и воинственных кочевых племен и т. д. Этим была обусловлена тенденция к формированию сильной великокняжеской (позже - царской и императорской) власти, снижавшей роль демократических начал и не допускавшей ограничения власти монарха. Вместе с тем социальные традиции догосударственного периода исторического развития восточнославянских племен указывают на наличие и иной тенденции. По свидетельству византийского писателя П. Кесарийского (VI в.), славянские племена не управлялись одним человеком, но издревле жили в народоправстве, вся жизнь и узаконения у них были одинаковы.

Киевское государство по форме правления относится к типу' раннефеодальной монархии. Это означает сохранение в составе, его органов государственной власти народного собрания (вече) В современной историко-правовой науке идут споры о распространенности веча и его роли в отдельных землях. Что касается его роли в Киевском государстве, то источники не позволяют, однозначно ответить на этот вопрос. Киевское государство вряд ли можно считать демократическим, располагающим системой, представительных органов. Чего нельзя сказать о Новгороде, в общественно-политическом развитии которого большую роль сыграло то, что он не испытал на себе в полной мере характерной для Руси княжеской власти. Это создало благоприятные возможности, для развития демократических форм управления, в том числе - и унаследованных от догосударственного периода развития. Одной из них и было новгородское вече.

    Вече нас интересует в связи с его представительным характером, поэтому необходимо рассмотреть вопрос о его социальном составе.

Особую роль в формировании представительных органов власти русского централизованного государства играли Земские соборы. По своему характеру и роли это были чрезвычайные органы, к помощи которых цари и правящая верхушка прибегали только в крайних случаях, когда происходили ощутимые изменения общественного строя либо в таких изменениях ощущалась необходимость.

     Возникновение Земских соборов связано с потребностью преобразования России из примитивного централизованного государства в сословно-представительную монархию. Иными словами, целью созыва Иваном Грозным 27 февраля 1549 года первого Земского собора было ослабление власти бояр и усиление власти великого князя. Итогом работы первого Земского, собора стало предварительное одобрение содержания Судебника 1550 г. Земский собор в ноябре 1612 г. был созван для избрания царя. Его заседания были одними из самых продолжительных. Лишь 7 февраля 1613 г. после долгих прений состоялось избрание царем Михаила Федоровича Романова (1613-1645). На Земском соборе 1653 г. решался вопрос о приеме Украины в состав России.

     Следующая попытка реформирования государственной власти и России принадлежит М.М. Сперанскому. Ею реформаторская деятельность пришлась уже на иную эпоху: Европа пережила буржуазно-демократические революции, в некоторых странах действовали конституции, в ряде государств монархия в той или иной мере оказалась ограничена. Россия же вступила в XIX в. с сохранившимися в неприкосновенности самодержавием, крепостничеством и такими порядками организации государственной власти, которые не отвечали внутренним потребностям социально-экономического развития и обуславливали ее отставание от передовых стран.

     В основу деятельности Учредительного собрания было положено Положение о выборах в Учредительное собрание. Его разработка - заслуга Особого совещания, сформированного Временным правительством специально для этой цели. В состав Особого совещания помимо юристов-государствоведов (В.М. Гессен, С.А. Котляревский и др.), представителей Советов (Л.М. Брамсон, М.М. Добраницкий, Э.Э. Понтович, Н.С. Чхеидзе и др.) вошли представители всех политических партий: от левых октябристов (М.И. Арефьев) до большевиков (М.Ю. Козловский, затем - П.А. Красиков)'. Примерно половину состава Совещания составляли кадеты и члены других буржуазных партий.

      Подготовленное Особым совещанием Положение о выборах в Учредительное собрание разительно отличалось от законов о выборах в Государственную думу. В частности, был установлен возрастной ценз для избирателей - 20 лет, в то время как в Англии. США, Италии, Франции он равнялся 21 году, в Бельгии. Германии, Голландии. Испании - 25 годам. Избирательные права получили женщины (в Англии. Германии. Франции и большей части штатов США они этих прав не имели). Избирательные права впервые в мире признавались за военнослужащими.      

     Отменялись имущественный ценз, ценз оседлости и грамотности. Не было в Положении ограничений по принципу национальности и вероисповедания. Для избирателей нерусской национальности даже предусматривались дополнительные гарантии: возможность перевода избирательного бюллетеня на любой язык (ст. 60). В основу выборов был положен принцип пропорциональности, то есть принцип избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов. Положение не предусматривало института отзыва депутатов.

Современное российское избирательное право во многом заимствовала элементы из истории нашей страны, сложность его становления обусловлена трудностью перехода от социалистического режима к демократическому.

                                                               

Избирательное право и институт народовластия

2.1        Источники современного российского избирательного права.

      Обращаясь к рассмотрению источников избирательного права, следует обратить особое внимание на различие в составе источников избирательного права в качестве института конституционного права и избирательного процесса, о котором говорится как о самостоятельной правовой отрасли. Отметим, что наличие собственных источников права является несомненным доказательством сформировавшейся отрасли права.

Не подлежит сомнению роль Конституции РФ в качестве основного источника избирательного права. Данный институт - один из наиболее значимых институтов конституционного права России и представляет собой базовый элемент демократического строя современного России.

Конституция РФ в данном случае, во-первых, определяет конституционно-правовой статус выборов и референдума, указывая их в качестве высшего и непосредственного выражения народовластия, во-вторых, регулирует отношения, опосредующие природу права избирать и быть избранным, определяя основное содержание данного права (раскрывая через него право на участие в управлении государством) и ограничения для его осуществления, в-третьих, устанавливает основные принципы выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ. Непосредственно в Конституции Российской Федерации устанавливаются общие принципы разграничения предметов ведения Федерации и субъектов федерации в данной сфере правоотношений. При этом в ст. 71 закрепляется, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина - исключительное ведение Российской Федерации.

     Нельзя не назвать в качестве источников избирательного права общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые отнесены к таковым непосредственно Конституцией РФ (ст. 15). Это, например, Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, в соответствии с которым "каждый гражданин без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:

1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей".

Данные нормы не просто являются частью российской правовой системы, но и зачастую восполняют пробелы в российском конституционном законодательстве. Так, Конституция РФ не содержит принцип всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании, применительно к обеспечению избирательных прав граждан на выборах всех уровней. Данные положения закрепляются конституционными нормами лишь в отношении выборов Президента РФ, а также в федеральном законодательстве, что, как представляется, не соответствует уровню регулирования данных отношений. Таким образом, вышеприведенные принципы международного права логично имплементированы в конституционное право России и составляют конституционно-правовое регулирование в надлежащей иерархии норм сообразно уровню и важности регулируемых отношений.

Среди международно-правовых актов, составляющих источники конституционно-правового института выборов следует также упомянуть Европейскую Хартию местного самоуправления, которая закрепляет основные принципы осуществления местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти. Хартия устанавливает, в частности, что местное самоуправление осуществляется демократически избранными органами... советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Несомненно, к источникам избирательного права следует отнести основные принципы проведения выборов и референдумов в Российской Федерации, которые содержатся в федеральных конституционных законах и в федеральных законах. Их включение в состав норм конституционного права связано с большой важностью указанных положений, принципиальным, основополагающим их характером, стабильностью регулирования и непосредственным воздействием, что отличает именно конституционно-правовые нормы.

Источником избирательного права являются также договоры о разграничении полномочий, заключаемые между Российской Федерацией и субъектами Российской федерации. В связи с подписанием 31 марта 1992 г. федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации вопросы формирования высших представительных органов получили договорно-правовое оформление в виде субъектных квотных моделей избирательных взаимоотношений в рамках Российской Федерации.

Здесь среди источников избирательного права следует назвать конституции (уставы) субъектов Российской федерации, устанавливающие принципы осуществления избирательных прав граждан уже применительно к определенной избирательной системы, существующей в субъекте федерации и конкретизирующие содержание активного и пассивного избирательного права граждан, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как уже говорилось, к источникам избирательного права мы относим и решения Конституционного Суда РФ. Акты Конституционного Суда не только развивают правовое содержание того или иного института, но и формируют правовое пространство, в котором должны действовать все участники избирательного процесса ... а также избирательное законодательство субъектов федерации через механизм конституционного правосудия.

Что касается источников избирательного процесса, то их состав и сила воздействия принципиально отличаются от вышеперечисленного круга источников избирательного права.

Так, Конституцию Российской Федерации следует рассматривать в качестве источника избирательного процесса исключительно как основополагающий акт, воздействующий на все сферы общественной жизни и являющийся источником практически всех отраслей права постольку, поскольку ее нормы распространяются на регулирование отношений предмета данных отраслей. Конституция выступает формой конституционного права, и если ее нормы могут быть распространены на какие-либо иные правовые отношения, то как бы мало не было их число, Конституция в целом будет являться формой этой отрасли права.

Поскольку предмет избирательного процесса составляют отношения, опосредующие порядок проведения выборов и референдума в Российской Федерации, к основным источником избирательного процесса следует все же относить:

* Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года;

* Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 года;

* Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 года;

* Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

Нормами данных законов закладываются основы избирательной системы, порядок проведения выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами России.

Избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов в Российской Федерации и тем самым оставляет открытым вопрос о возможных масштабах использования рассматриваемого демократического института в конституцировании субъектов политической власти. Нельзя не согласиться с мнением ряда ученых о необходимости его распространения на формирование Конституционного Собрания. При этом, если нормы, определяющие основы формирования и деятельности Конституционного Собрания логично составят конституционно-правовой институт, то порядок и процедуры выборов его членов несомненно останутся в рамках избирательного процесса.

Следует отдельно рассмотреть воздействие норм избирательного права и процесса на отношения, возникающие при осуществлении местного самоуправления. Несмотря на то, что основные гарантии права граждан на избрание органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации и названным законодательством, нельзя не учитывать конституционного положения о самостоятельности населения при осуществлении местного самоуправления и, в частности, при определении структуры органов местного самоуправления.

Помимо конституционного запрета на ограничение прав местного самоуправления следует учитывать природу данного института, который предполагает саморазвитие и самообеспечение механизмов, необходимых для осуществления муниципальной власти. В данном случае, нормы избирательного законодательства не должны препятствовать созданию на местном уровне условий для становления и развития собственных избирательных процедур и форм организации муниципальной власти.

Если нормы конституционно-правового уровня регулирования есть общая и непоколебимая основа для обеспечения избирательных прав граждан на выборах любого уровня, то нормы избирательного процесса должны быть существенным образом дифференцированы, поскольку их воздействие не может в одинаковой мере распространяться как на процесс формирования органов государственной власти, так и на муниципальные выборы. Таким образом, источники избирательного процесса более многослойны и разнообразны в отличие от источников избирательного права.

Важным источником избирательного процесса являются конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации. Ими определяются порядок назначения и проведения выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Как правило, законодательство субъектов состоит из законов о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти, о выборах главы исполнительного органа государственной власти (губернатора, главы администрации, президента), о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах главы муниципального образования. В некоторых субъектах федерации приняты собственные избирательные кодексы, что, на наш взгляд, характеризует как нельзя лучше потребность в создании надлежащего избирательно-процессуального законодательства субъектов Российской Федерации на основе федеральных норм, регулирующих избирательный процесс. Возможно, в данном случае есть смысл воспользоваться опытом советского законодательного регулирования, когда на уровне Союза принимались Основы законодательства, а в республиках - собственные кодексы.

Следует также отметить, что среди источников избирательного процесса значительную часть занимает судебная практика (автор в целом разделяет высказываемую в литературе точку зрения о необходимости разделения понятий "судебный прецедент" и "судебная практика" как источников права, однако в рамках настоящей работы не видит необходимости вдаваться в рассмотрение данной проблемы, поэтому понятие судебная практика употребляется здесь как обобщающее).

Несомненно, необходимо отметить ведущую роль Конституционного Суда РФ в обеспечении эффективного правового регулирования отношений в сфере избирательного процесса. Здесь следует обратить особое внимание на наличие научной доктрины в качестве источника права, что наиболее наглядно усматривается в решениях Конституционного Суда и находит выражение в его правовых позициях по конкретным делам.

Не меньший вес в составе источников избирательного процесса занимают решения судов общей юрисдикции, которые формализуются в Обзорах судебной практики в определенной сфере правоотношений, в данном случае, в области реализации избирательных прав граждан.

В заключение необходимо подчеркнуть, что научные споры о терминологии и составе источников права в настоящее время ведутся очень активно и целостного подхода к упомянутой проблеме не существует. Представляется, что данное исследование на примере анализа источников избирательного права и процесса позволит в той или иной мере обозначить приемлемый вариант ее решения.

2.2        Избирательный процесс.

      Для реализации субъективного избирательного права граждан Российской Федерации необходимы определенные действия участников избирательного процесса: избирателей, избирательных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти.

Избирательный процесс включает в себя следующие основные стадии: назначение выборов, образование избирательных округов и избирательных участков, избирательных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение кандидатов в депутаты и их регистрация, предвыборную агитацию, финансирование выборов, проведение голосования и установление результатов выборов.

Назначение выборов на федеральном уровне осуществляется разными органами: выборы Государственной Думы- Президентом Российской Федерации (п. «а» ст. 84 Конституции РФ), выборы же Президента РФ-Советом Федерации (н. «д». ст. 102 Конституции РФ). На региональном уровне - в субъектах Федерации - выборы депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также глав исполнительной власти назначаются представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ.

Избирательные округа. В зависимости от численности представительного органа власти и типа избирательной системы происходит и образование избирательных округов.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Последние образуются органами местного самоуправления по согласованию с вышестоящими избирательными комиссиями из расчета не более 3000 избирателей с учетом местных и иных условий и с целью создания максимальных удобств для избирателей не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Списки избирателей - это избирательные документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме органом, осуществляющим регистрацию и государственный учет населения, и главой местной администрации.

Для организации и проведения выборов представительных органов власти и местного самоуправления, а также высших должностных лиц государства и субъектов Федерации образуются избирательные комиссии. Они обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. До выборов 1993 г. это были в основном органы общественного характера, деятельность большинства членов не носила постоянный характер. Ныне создается сеть избирательных комиссий субъектов Федерации во главе с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действующих на постоянной основе. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий устанавливаются федеральными законами и законами (нормативными правовыми актами представительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Деятельность избирательных комиссий носит гласный и открытый характер, с широким участием в их работе кандидатов в депутаты, представителей избирательных объединений, средств массовой информации. Решения избирательных комиссий по вопросам их ведения носят обязательный характер для всех участников избирательного процесса, в том числе и для органов государственной власти и местного самоуправления. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.

Количественный состав избирательных комиссий в зависимости от их уровня колеблется от 7 до 15 членов.

Выдвижение кандидатов в представительные органы власти - одна из центральных стадий избирательного процесса, это этап, предопределяющий будущий состав депутатского корпуса. Новое избирательное законодательство внесло существенные моменты в процедуру выдвижения. Ныне право выдвижения кандидатов (или списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и избирателям непосредственно, в том числе по месту работы и жительства.

В поддержку списка кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, собираются подписи избирателей в количестве, определяемом законами.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата. Сбор подписей проводится по месту работы, в том числе в трудовых коллективах, и по месту жительства. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией, также устанавливается законами. Для регистрации кандидатом (списков кандидатов) необходимо наличие заявления от самих кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу; представления избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, и установленное количество подписей избирателей в поддержку данного кандидата.

Законодатель определяет условия дополнительного выдвижения кандидатов и порядок обжалования в случаях отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующей комиссией.

Кандидат в депутаты имеет ряд гарантий, обеспечивающих ему возможность эффективного участия в избирательном процессе: социально-экономических, организационных и юридических. Среди них - личная неприкосновенность кандидата в депутаты, право кандидата иметь определенное количество доверенных лиц, право бесплатного пользования на территории округа всеми видами общественного транспорта, кроме такси, а также право на неоплачиваемый отпуск на период предвыборной агитации.

Предвыборная агитация - это деятельность граждан РФ, общественных объединений, иных участников избирательного процесса по созданию и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании ЗА или ПРОТИВ того или иного кандидата, либо списка кандидатов.

Граждане, общественные объединения свободно, на равных условиях вправе в допускаемых формах и законными методами вести агитацию ЗА или ПРОТИВ избирательного объединения, кандидата.

Формами агитации являются средства массовой информации, предвыборные мероприятия (собрания и встречи с избирателями, публичные предвыборные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации, шествия), агитационные печатные материалы. Предвыборная агитация должна вестись с соблюдением строго установленных законом требований: соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации; недопустимость использования служебного положения должностными лицами, журналистами и другими творческими работниками средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов; а также недопустимость злоупотребления свободной массовой информации, агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, призывов к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, пропаганды войны.

Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до выборов. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, не разрешается.

Следующим принципиальным моментом в избирательном процессе является организация финансирования выборов. Новое законодательство допускает использование, как государственного финансирования выборов, так и средств из негосударственных источников. Бюджетные средства используются непосредственно избирательными комиссиями, а определенная часть передается избирательным объединениям и кандидатам в депутаты. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избирательные фонды могут создаваться из следующих источников: средств, выделенных в равных размерах избирательному объединению или кандидату на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандидата, кроме случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных в равных размерах избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Законодательство четко определяет, что не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, предприятий с государственным участием и религиозных организаций. Соответствующая избирательная комиссия обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках образования избирательных фондов.

Одна из заключительных стадий избирательного процесса-голосование. Обычно оно проводится в один из выходных дней. Избирателю, который за 15 дней со дня голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, предоставляется возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательных комиссий, или возможность голосования по почте. При этом на соответствующую избирательную комиссию возлагается обязанность соблюсти тайну голосования, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при определении результатов голосования.

Принципиальное значение имеет закрепление в законодательстве итогов (результатов) выборов. В зависимости от типа избирательной системы - мажоритарной или пропорциональной - производится и установление результатов выборов. Для признания выборов состоявшимися законодатель установил кворум явки избирателей не менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.

Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число действительных голосов. При распределении депутатских мандатов на основе пропорционального представительства сначала подсчитывается сумма голосов, поданных за списки тех избирательных объединений, которые допускаются к распределению депутатских мандатов. Чтобы быть допущенным к данному распределению, необходимо получить не менее 5 процентов действительных голосов. Каждое избирательное объединение, за которое подано более 5 процентов действительных голосов, получает число депутатских мандатов пропорционально числу поданных за него голосов.

При этом устанавливается следующая методика распределения депутатских мандатов между избирательными объединениями. Подсчитывается общее число голосов, поданных за списки, преодолевшие пятипроцентный барьер. Эта сумма делится на мандаты, распределяемые по данному округу. Полученный результат есть избирательное частное (избирательная квота). Затем число голосов, поданных за каждое избирательное объединение, делится на указанное частное.

Полученная целая часть и есть число депутатских мандатов данного объединения. Если после этих действий остаются нераспределенные мандаты, то производится вторичное распределение, и оставшиеся мандаты передаются тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшая дробная часть (остаток) при произведенном выше делении.

Избранными считаются кандидаты от первого помещенного в списке и далее в порядке их очередности.

За нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность.

Избирательные споры: понятие, классификация и причины возникновения.

  По мере формирования в Российской Федерации демократических институтов представительной и исполнительной государственной власти избирательные комиссии и судебные органы страны накопили за последние годы уникальный опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, глав исполнительной власти и представительных органов субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Становление демократической избирательной системы в стране сопровождается последовательным совершенствованием избирательного законодательства, особенно в аспекте защиты избирательных прав граждан, и постоянным расширением практики разрешения избирательных споров.

     Избирательные споры - неизбежные, хотя и нежелательные спутники любой избирательной компании, поскольку в ходе подготовки и проведения выборов не могут не сталкиваться интересы активных участников избирательного процесса - политических партий и общественных движений, граждан, представителей властных структур и тех, кто стремится прийти им на смену. Здесь без противоречий, зачастую весьма острых, естественно, не обходится. В то же время значительное число обращений избирателей и их объединений в связи с подготовкой и проведением выборов свидетельствует не только о недостатках в работе избирательных комиссий различного уровня, но и о росте общественной, политической активности граждан России, повышении интереса к проводимым выборам и их результатам.

     Фактически избирательные споры - это разногласия, возникающие в связи с нарушениями избирательных прав граждан при проведении избирательных компаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов, которые разрешаются в административном или судебном порядке. Под избирательными правами граждан следует понимать гарантированное статьей 32 Конституции РФ право граждан России участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Так, российские граждане имеют право участвовать в референдуме, избирать и быть избранными в исполнительные и законодательные органы государственной власти Российской Федерации (ее субъектов) и в органы местного самоуправления, а именно: участвовать в выдвижении кандидатов (их списков), наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования, определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях.

     Под избирательной компанией понимается период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти (местного самоуправления) о назначении выборов до дня официального обнародования их результатов. В этот период назначается дата проведения выборов, определяются границы избирательных округов и участков, которые доводятся до сведения избирателей путем опубликования, осуществляются подготовительные мероприятия: регистрация инициативных групп, выдвигающих кандидатов, и фактов самовыдвижения, сбор подписей, регистрация кандидатов, заручившихся необходимой поддержкой, составление и выверка списков избирателей, предвыборная агитация и т.д. Кроме того, проводится голосование, в том числе досрочное, подводятся и официально публикуются итоги прошедших выборов.

     Анализ действующего законодательства и практики его применения  позволяет заключить, что избирательные споры - это споры по поводу применения избирательного законодательства, возникающие в ходе референдума либо при назначении, подготовке, проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются избирательными комиссиями различных уровней либо в судебных инстанциях.

     Избирательные споры можно классифицировать по нескольким основаниям. Главные из них - уровень проводимых выборов, предмет спора, оспаривающая сторона, порядок разрешения и причина возникновения спора. При классификации по первому из названных оснований можно выделить федеральный, региональный и муниципальный уровни проведения выборов, на каждом из которых избирательные споры имеют специфические особенности. Кроме того, следует отметить, что на каждом из названных уровней могут проводиться очередные (внеочередные), повторные и дополнительные выборы, придающие возникающим избирательным спорам особую специфику.

     Группировка избирательных споров в зависимости от уровня проводимых выборов будет выглядеть примерно следующим образом:

     Федеральный уровень проводимых выборов: избирательные споры, связанные с выборами Президента Российской Федерации; избирательные споры, связанные с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

     Региональный уровень проводимых выборов: избирательные споры, связанные с выборами главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; Избирательные споры, связанные с выборами депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации.

     Муниципальный уровень проводимых выборов: избирательные споры, связанные с выборами должностных лиц органов местного самоуправления; избирательные споры, связанные с выборами представительных органов местного самоуправления.

     Локальный уровень проводимых выборов: избирательные споры, связанные с выборами исполнительных органов территориального общественного самоуправления; избирательные споры, связанные с выборами представительных органов территориального общественного самоуправления.

     Большое разнообразие возникающих во время выборов конфликтных ситуаций делает затруднительным перечисление всех их оснований. Приведу наиболее характерные предметы возникавших избирательных споров: назначение выборов; ненадлежащее формирование избирательных округов и участков; неправомерно включение (невключение) в списки избирателей; неправомерное формирование избирательных комиссий; отказ общественному объединению в праве на участие в выборах в качестве избирательного; о выдвижении кандидатов в депутаты и на выборные должности; нарушение порядка сбора подписей; отказ в регистрации кандидата; неправомерное использование возможностей СМИ; неправомерное использование служебного положения; безальтернативные выборы; нарушение правил ведения предвыборной агитации; нарушение порядка финансирования выборов; отмена решения о регистрации кандидата; нарушение правил подсчета голосов; нарушение порядка и процедур голосования (в том числе досрочного); перенос дня голосования; неправильное установление итогов выборов; признание выборов недействительными или несостоявшимися; повторное голосование, повторные выборы; отзыв выборного должностного лица, отзыв депутата; нарушения, связанные с проведением референдума.

     Оспаривающей стороной могут быть нормоучредительные участники избирательного процесса, его инициаторы или организаторы, избиратели, кандидаты на выборные должности, их представители, наблюдатели, в том числе международные и т.д.

    Чаще других стороной в избирательном споре становятся граждане, которые по той или иной причине не зарегистрированы в качестве кандидатов, а также кандидаты, проигравшие на выборах. В зависимости от уровня проводящихся выборов и предмета спора, заинтересованная сторона обычно сама выбирает порядок его разрешения, т.е. административный или судебный. Остановимся подробней на судебном порядке разрешения избирательных споров:

     - разрешение споров Конституционным Судом Российской Федерации; Конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации.

     - разрешение споров  Верховным Судом Российской Федерации; Судом субъекта Российской Федерации; городским (районным) судом.

     - разрешение споров Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.

     Причины возникновения избирательных споров весьма разнообразны, однако основная из них - нарушение избирательных прав граждан. В то же время ввиду отсутствия в Конституции РФ «избирательных» норм имеются пробелы в федеральных и региональных законах о выборах и референдумах. Неурегулированность в законодательстве отдельных избирательных действий зачастую заставляет избирательные комиссии принимать решения, нарушающие избирательные права граждан и обжалуемые в административном либо в судебном порядке. К таким пробелам в действующем избирательном законодательстве относятся Неурегулированность правового статуса сборщика подписей избирателей в поддержку кандидата, неопределенность института выборочной проверки подписных листов, неполный перечень полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателя, недостаточно надежные рычаги для пресечения использования кандидатами служебного положения в целях избрания, нецелевого расходования средств из избирательных фондов и т.д.

     К наиболее характерным, типичным причинам возникновения избирательных споров относятся: несовершенство избирательного законодательства; несоответствие регионального избирательного законодательства федеральному; неоптимальное применение избирательного законодательства избирательными комиссиями разных уровней; нарушение избирательного законодательства избирателями, инициативными группами, избирательными объединениями и блоками; неправильное толкование норм избирательного законодательства членами избирательных комиссий с правом решающего голоса; нарушение требований избирательного законодательства органами исполнительной и законодательной власти; нарушение требований избирательного законодательства средствами массовой информации и их работниками; нарушение требований избирательного законодательства кандидатами на выборные должности, их представителями, доверенными лицами, наблюдателями и членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса; неоднозначное толкование норм избирательного законодательства судебными органами («пестрая» судебная практика разрешения избирательных споров).

     Указанные причины избирательных споров проявляются на всех стадиях избирательного процесса с учетом особенностей правоотношений, складывающихся на каждой стадии.

     Основной причиной возникновения избирательных споров является, с одной стороны, недостаточно высокий уровень правовой культуры избирателей - прямых участников избирательного процесса, отсутствие у них глубоких познаний и навыков применения современного избирательного законодательства, а с другой - несовершенство последнего как на федеральном, так и на региональном уровнях, наличие в нем пробелов, противоречий, коллизий.

     «Несовершенство избирательного законодательства до сих пор остается одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти или местного самоуправления. Именно такие споры были предметом рассмотрения в ходе наиболее громких и запомнившихся судебных процессов в Конституционном и Верховном судах Российской Федерации».1

     Целый ряд избирательных споров возник вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения органами, организациями и должностными лицами своих обязанностей в рамках избирательных правоотношений, в частности, из-за ошибок в деятельности окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, вызванных как низким уровнем их юридической подготовки, так и отсутствием практических навыков оптимального разрешения  конфликтных ситуаций. Однако нельзя не отметить, что отдельные кандидаты и их сторонники стремятся использовать любой повод для создания конфликтной ситуации, чтобы повысить к себе внимание рядовых избирателей, прямым или косвенным способом втянуть избирательные комиссии в споры, чтобы в случае неизбрания использовать этот «аргумент» для оспаривания результатов выборов.

     Конечно, следует учитывать то, что указанные причины возникновения избирательных споров взаимообусловлены, переплетены, усугубляют и обостряют друг друга. В то же время в избирательном процессе осуществление прав и полномочий граждан и организаций неразрывно связано с конкретными обязанностями, недобросовестность при исполнении которых со стороны кого-либо из участников избирательных правоотношений неизбежно нарушает избирательные права других участников.

   

                                                      Заключение

       В демократическом государстве при достаточной развитости политической

культуры и самодеятельности граждан практически  не  бывает  (скорее,  и  не

может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов  не  в  том,  чтобы

продемонстрировать мнимый консенсус между  всеми  гражданами  и  социальными

слоями,  который  никогда;  кроме  чрезвычайных  ситуаций,  не  может   быть

достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою  волю,

а государственная власть – быть созданной и  действовать  в  соответствии  с

этой волей.  Через  борьбу  на  выборах,  следовательно,  в  конечном  счете

достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

       Коль скоро выборы это борьба и  состязательность  кандидатов,  в  них

есть элемент игры  и  азарта.  Это  вполне  объяснимо,  поскольку  граждане,

участвующие  в  выборах,  оказываются  перед   необходимостью    не   только

определить свои интересы  в  соответствии  с  предлагаемыми  им  программами

политических партий, но и  проявить  симпатии  или  антипатии  к  конкретным

кандидатам.  Во  время  избирательных  компаний  обычно  наблюдается  подъем

эмоциональной  активности   людей,   порой   сопровождаемый   разного   рода

эксцессами.  В  развитых  обществах  поэтому   вырабатываются   определенные

стандарты   политического    поведения,    подкрепляемые    соответствующими

требованиями закона. Выборы  дают  выход  накопившемуся  у  известной  части

населения  недовольству  действиями  властей,  они   открывают   единственно

возможный  путь  демократического  разрешения   противоречий   в   обществе,

исключая  физические  столкновения  людей  и  путь  навязывания  большинству

мнение меньшинства или  отдельных  политиков.  Выборы,  таким  образом,  это

своеобразный праздник всех людей, если они верят в  демократию  и  стремятся

обрести справедливое правление.

                                             

   Список литературы.

1. Рыбаков А.В. Избирательное право и избирательные системы // Социально-

политический журнал, 1998, № 2.

2.  Конституция РФ,

3. ФЗ РФ от 12.06.2002 г. « Об общих гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ»,

4. ФЗ РФ от 24.06.1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»,

5.ФЗ РФ от 10.01.2003 г. «О выборах Президента РФ»,

6. Веденеев Ю. А. Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. - М., 1995,

7.Веденеев Ю. А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание.//Журнал Российского Права, 1998, №10/11.

8.Вишневский Б.Ю., Шилов А.Д. Избирательная система: нужны ли изменения. //Российская федерация, 1997, № 7.

9.Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX - начала XX вв./Под ред. А. А. Вешнякова. - М.: Норма, 2001,

10. Каюнов О. Н. Незримая логика избирательных законов. - М., 1997,

11. Князев С. Д. Правовой режим назначения выборов: состояние и перспектива развития.//Право и политика, 2002, №3,

12.Князев С. Д. Предмет современного российского избирательного права//Государство и право, 2000, №5,

13.  Коваленко А.И. Конституционное право России. – М; Право и Закон, 1997 г.

14. Линник Л. Н. К вопросу об источниках избирательного права как самостоятельной отрасли права//Право и политика, 2002, №1,

15. Постников А. Е. Избирательное право России - М.: Инфра - Норма, 1996,

16.Хатченкова Н. В. Избирательное право: история и современность. - Тверь: Тверская областная избирательная комиссия, 1999 г.

 17. Чугаев  С  .П.   Электронная    система    “ВЫБОРЫ”     не     исключает

   манипуляции  с выборами в России. // Известия. 1995 год. 10 февраля.

 18. Шилобод М.И. Партийные системы. // Политика и право. М. “Дрофа” 1995  г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сканворд "Избирательное право, избирательный прцесс"

Данный сканворд, в основном, содержит слова касающиеся избирательного права. Файл содержит также сканворд с ответами....

Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.

Разработка   урока  обществознания  в  10  классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса..

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

Тематический тест по праву для 10-11 класса "Избирательное право. Избирательный процесс."

Для профильных классов, где "Право" ведется отдельным предметом....