Статья "Проблема изучения и преподавания трудового права в современной школе".
статья по праву

Данилова Дарья Васильевна

Статья "Проблема изучения и преподавания трудового права в современной школе". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема изучения и преподавания трудового права в современной школе

Проблема изучения и преподавания трудового права в школе - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день, она вызывает интерес у учителей и методистов. Эта актуальность связана, с одной стороны, с переменами в современном государстве и обществе, где курс взят на построение правового государства и гражданского общества. Этим объясняется и «государственный заказ» на подготовку молодёжи, активной, с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой [1]. С другой стороны, знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои права необходимо каждому человеку в ХХI веке.  

Все граждане страны должны со школьной скамьи знать свои трудовые права и обязанности, причем фокусировать внимание нужно не столько на теоретических знаниях, сколько на формирование практических умений и навыков по применению Трудового кодекса РФ - заключению и расторжению трудового договора (прежде всего с акцентом на письменную форму договора и его обязательные условия), защите своих трудовых прав и законных интересов и т. д [2, С. 3].

Содержание обучения праву в школе представлено в виде модуля (части) Государственного стандарта знаний образовательной области «Обществознание» (в этом документе указывается, что обязательно должен знать, уметь тот, кто обучается праву в школе или иным образом получает среднее образование, как необходимо проверять, диагностировать процесс обучения, чтобы подготовка школьников осуществлялась качественно),  также содержание обучения выражено во многих учебных программах, школьных учебниках и учебных пособиях.

Методика обучения трудовому праву изучает способы деятельности в области правового обучения – разнообразные методы, которые в свою очередь позволяют понять, как учить современного школьника праву в целом, как развивать его способности, формировать общеучебные знания, умения и навыки [1]. Специалисты выделяют различные формы обучения праву: групповая, индивидуальная, фронтальная и другие. Методика обучения праву опирается на познавательные возможности детей, на особенности их возрастных и индивидуальных физиологических характеристик [3, С. 30-31]. В этой связи обучение праву в среднем звене школы будет заметно отличаться от такого же процесса в старшей школе.

Об эффективности правового обучения судят и по достигнутому уровню знаний и умений учеников, а потому в области методики обучения, праву выработан целый механизм диагностирования качества обучения.

В любом, даже самом цивилизованном обществе наряду с положительными изменениями непрерывно происходят и отрицательные [1].  Россия же только начинает движение по пути формирования правового государства, поэтому проблемы и сложности не исключаются, а наоборот, являются неизбежными. Замалчивать факты правовых нарушений в сфере труда при изучении соответствующих тем, естественно, не допускается. Учащиеся, особенно старшеклассники, подмечают все промахи и недочёты в функционировании данного вида права. Однако же на уроках желательно не акцентировать внимание лишь на отрицательных моментах. Правовые вопросы могут и должны изучаться сегодня не только в курсе «Основы права», но и на уроках обществознания и истории (особенно при изучении современного этапа реформ) [1].

При изучении правового материала на уроках целесообразно, опираться на деятельностный подход, применяя при этом активные формы обучения. К примеру: эвристическая беседа, самостоятельная работа учащихся с текстами различных источников (учебником, законами, кодексами, статьями СМИ), «мозговой штурм», написание творческих сочинений [4, С. 11-13].

Особое значение имеет практическая направленность при изучении правовых вопросов. Ученик должен понимать: зачем изучается материал, почему он должен, к примеру, знать основные способы защиты прав, как работника, так и работодателя. Школьникам не нужны знания об абстрактном праве, им необходимо знать, где, когда и как они будут иметь возможность применить полученные знания на практике. Только в этом случае можно добиться положительного результата.  

Чтобы повысить заинтересованность в изучении и преподавании трудового права современным учителям следует предлагать ряд практических рекомендаций по внедрению вопросов трудового права на уроках истории, обществознания, экономики и права.

Следует отметить, что многие методические разработки не являются готовым педагогическим опытом для директивного исследования, скорее это некая идея для создания учителями собственного сценария того или иного урока.  

Список источников и литературы:

1. Елена Калуцкая. Право: проблемы и перспективы преподавания в современной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://his.1september.ru/view_article.php?ID=200901006 – Журнал Издательского дома «Первое сентября». (Дата обращения: 17.10.2023).      

2. Русинов Р.К. Сознание и правомерное поведение личности. // Советское государство и право. –  1983. –  № 5. –  С. 3-10.    

3. Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия. // Методист, 2003. –  № 1. –  С. 30-39.

4. Требования к современному уроку. // Стандарты и мониторинг, 2003. – № 3. – С. 11-13.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания изобразительного искусства в современной школе

Данная презентация содержит нормативные требования для преподавания предмета "Искусство" в образовательном учреждении. Содержит методику Шадрикова, имеется схема составления урока. В помощь преподават...

Презентация "Методика преподавания изобразительного искусства в современной школе"

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, д...

Преподавание истории в условиях современной школы.

Проблемы преподавания истории в современной школе....

Формы и методы преподавания русского языка в современной школе.

Развитие детей в школе так или иначе связано с интенсификацией образовательного процесса, в том числе с внедрением инноваций. В своей работе я использую технологию блочно-модульного обучения.Модульное...

Актуальность трудового воспитания в современной школе

Актуальность трудового воспитания в современной школе...

Трудовое воспитание в современной школе

Задача и цель трудового воспитания начальной школы – заложить основу, прочный фундамент, на котором дети будут возводить здание своей жизни. А что получится – небоскреб или ветхий домик на песке, во м...