Программы
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)

Таночева Елена Игоревна

Рабочая программа по праву углубленный уровень 11 класс / по  учебнику Боголюбова 

Рабочая программа по обществознанию  10 класс базовый уровень// по учебнику Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_11_pravo.docx42.15 КБ
Файл programma_10_obshchestvo.docx51.9 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

среднего общего образования

Российская Федерация

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская  общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО естественных наук и истории

Руководитель МО

С.В. Бизина________________

Протокол №1 от 31.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Т.А. Краснобородкина_____

31.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

О.В. Дубровко_________

Приказ № 409ос

от 31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Право»  

для обучающихся 11 класса

пгт. Новоаганск, 2023

Пояснительная записка 

Рабочая программа по праву (углубленный уровень) на уровне среднего общего образования (10-11 классы) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми актами Российской Федерации:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012г.;

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.).

Данная рабочая программа ориентирована на учебник Боголюбов Л.Н., Абова Т.Е., Матвеев А.И. и др. Право (углубленный уровень) 11 класс, АО "Издательство "Просвещение", 2020г.

На изучение учебного предмета на углубленном уровне по учебному плану школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения учебного предмета.

  • гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественногосознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных  планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

  • владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
  • умении определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • умении самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
  • владении языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

Выпускник научится:

  •  выделять содержание различных теорий происхождения государства;
  • приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре;
  • соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
  • применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
  • оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;
  • сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
  • проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
  • характеризовать особенности системы российского права;
  • различать формы реализации права;
  • выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
  • оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
  • различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
  • целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
  • сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
  • оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
  • характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
  • характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
  • дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;
  • характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;
  • характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;
  • характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
  • выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
  • характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации;
  • определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права;
  • различать способы мирного разрешения споров;
  • оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
  • сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека;
  • дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
  • различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей;
  • называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
  • выделять структурные элементы системы российского законодательства;
  • анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права;
  • проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
  • целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
  • различать формы наследования;
  • различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
  • выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака;
  • различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
  • выделять права и обязанности членов семьи;
  • характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
  • проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
  • различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
  • дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
  • проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности;
  • иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
  • целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
  • в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
  • соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
  • применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;
  • дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
  • проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
  • давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;
  • применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
  • выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
  • дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
  • сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
  • оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
  • понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
  • классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;
  • толковать государственно-правовые явления и процессы;
  • проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств;
  •  различать принципы и виды правотворчества;
  • описывать этапы становления парламентаризма в России;
  •  сравнивать различные виды избирательных систем;
  • анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях;
  •  анализировать институт международно-правового признания;
  • выявлять особенности международно-правовой ответственности;
  • выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права;
  • оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;
  • формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;
  • различать опеку и попечительство;
  • находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности;
  • определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Раздел I. Основные отрасли российского права

Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Гражданское право как частное право. Понятие гражданского права. Источники гражданского права. Гражданское законодательство. Предмет и метод гражданского права. Цели и принципы гражданского права.

Виды гражданско-правовых отношений. Понятие гражданского правоотношения.

Возникновение и прекращение гражданских правоотношений. Содержание гражданского правоотношения

Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность.

Предпринимательская деятельность и её регламентация. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Правовые средства государственного регулирования предпринимательства  Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности.

Сделки в гражданском праве. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция.

Гражданско-правовой договор. Понятие и значение договора. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Исполнение договора. Обеспечение исполнения договоров. Отдельные виды договоров.

Наследование и его правовая регламентация. Понятие наследования и наследуемого имущества. Наследование и наследник. Наследование по завещанию. Наследование по закону. Принятие наследства и отказ от наследства Страхование и его виды.

Право интеллектуальной собственности. Роль интеллектуальной собственности в современном мире. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права. Отдельные институты интеллектуальной собственности.

Авторское право. Субъекты и объекты авторского права. Личные неимущественные и имущественные права авторов. Авторский договор. Нарушение авторских прав. Ответственность за нарушение авторских прав. Права, смежные с авторскими правами

Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Убытки и вред в гражданском праве. Условия привлечения к ответственности в гражданском праве. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау.

Семейное право как отрасль. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака.

Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приёмная семья.

Трудовые правоотношения. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу.

Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Время отдыха. Виды времени отдыха. Заработная плата.

Дисциплина труда и правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность сторон трудового договора

Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.  

Способы защиты прав работников. Охрана труда. Защита трудовых прав и интересов работников профессиональными союзами. Трудовые споры, порядок их рассмотрения и разрешения.

Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Понятие и виды трудового (страхового) стажа

Административные правоотношения. Органы исполнительной власти. Государственные служащие

Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Понятие административно-правового статуса гражданина. Права граждан как элементы административно-правового статуса. Юридические гарантии прав граждан.

Признаки и виды административного правонарушения. Признаки административных правонарушений.

Административная ответственность и административные наказания. Виды административных наказаний. Производство по делам об административных правонарушениях.

Принципы и источники уголовного права. Понятие уголовного права. Основные принципы применения уголовного закона. Действие уголовного закона во времени. Действие уголовного закона в пространстве

Преступление. Признаки, виды и состав преступления. Формы вины. Основные стадии преступления. Соучастие в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Уголовная ответственность.

Виды наказаний в уголовном праве. Цели наказания. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Освобождение от уголовной ответственности Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков.

Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов.

Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Жилищные правоотношения.

Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса.

Раздел II. Международное и экологическое право

Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и основания международно-правовой ответственности. Виды международных преступлений. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребёнка.

Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединённых Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека.

Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный комитет Красного Креста. Участники вооружённых конфликтов: комбатанты и некомбатанты.

Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещённые средства и методы ведения военных действий.

Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду.

Способы защиты экологических прав.

Экологические правонарушения. Роль права в обеспечении экологической безопасности. Экологическая культура и право.

Раздел III. Основы российского судопроизводства

Конституционное судопроизводство.  Понятие конституционного судопроизводства. Компетенция Конституционного суда РФ. Основные принципы конституционного судопроизводства. Право на обращение в Конституционный суд РФ. Стадии конституционного судопроизводства.

Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Понятие гражданского процесса.  Категории дел в гражданском суде. Участники гражданского процесса. Средства установления истины.

Прохождение дела в суде. Исковое заявление. Стадии судебного процесса. Обжалование судебных решений. Исполнение судебных решений.

Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.

Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса.

Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях.

Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

План

Факт

Раздел 1. Гражданское право (20 ч)

1

Общие положения гражданского права

2

06.09

2

Гражданско-правовые отношения

2

13.09

3

Субъекты и объекты гражданского права

2

20.09

4

Предпринимательская деятельность и её регламентации

2

27.09

5

Сделки в гражданском праве.

2

04.10

6

Гражданско-правовой договор

2

11.10

7

Наследование и его правовая регламентация

2

18.10

8

Право интеллектуальной собственности. Терминологический диктант.

2

25.10

9

Авторское право

2

08.11

10

Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве

2

15.11

Раздел 2. Семейное право (4ч.)

11

Семейное право, как отрасль права.

2

22.11

12

Права, обязанности и ответственность членов семьи.

2

29.11

Раздел 3. Правовое регулирование трудовых отношений (10 ч.).

13

Трудовые правоотношения

2

06.12

14

Трудоустройство и занятость

2

13.12

15

Дисциплина труда. Контрольная работа.

1

20.12

16

Защита трудовых прав работника

2

27.12

17

Правовые основы социальной защиты и обеспечения.

2

10.01

Раздел 4. Административное право. (6 ч.)

18

Административно-правовые отношения: понятия и структура.

2

17.01

19

Административноправовой статус гражданина.

2

24.01

20

Административные правонарушения. Административная ответственность.

2

31.01

Раздел 5. Уголовное право (6 ч.)

21

Уголовный закон.

2

07.02

22

Преступление.

2

14.02

23

Наказание

2

21.02

Раздел  6. Финансовое право. Налоговое право. Экологическое право. Международное право (10 ч.)

24

Финансовое право. Налоговое право

2

28.02

25

Экологическое право.

2

06.03

26

Международное право.

2

13.03

27

Международное гуманитарное право.

2

20.03

28

Международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта.

2

03.04

Раздел 7. Процессуальное право.  (12 ч.)

29

Гражданский процесс.

2

10.04

30

Прохождение дела в суде

2

17.04

31

Уголовный процесс

2

24.04

32

Конституционное судопроизводство

2

08.05

33

Повторительно обобщающий урок. «основные отрасли права». Итоговая контрольная работа.

2

15.05

34

Профессия - юрист.

2

22.05

Итого

68 ч.

Учебно-методическое обеспечение.

- Учебник: • Право. 10 класс: учеб. для общеобразоват, организаций: углубл. уровень / [Л.Н.Боголюбов и др.]; под ред. А.Ю. Лабезниковой и др. – М.: Просвещение, 2020 г.

- Кодексы РФ

- Юридические справочники, словари, энциклопедии.

Образовательные Интернет-ресурсы:

http://www.1sentember.ru 

http://www.uroki.ru 

http://www.metodiki.ru 

http://www.school-collection.edu.ru



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

среднего общего образования

Российская Федерация

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская  общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО естественных наук и истории

Руководитель МО

С.В. Бизина________________

Протокол №1 от 31.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Т.А. Краснобородкина_____

31.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

О.В. Дубровко_________

Приказ № 409ос

от 31.08.2023г.

       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Обществознание»  

для обучающихся 10  класса

пгт. Новоаганск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего образования (базовый уровень) составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего образования реализует принцип преемственности примерных рабочих образовательных программ основного общего и среднего общего образования.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

         Учебный предмет «Обществознание» играет ведущую роль в выполнении системой образования функции интеграции молодежи в современное общество и обеспечивает условия для формирования российской гражданской идентичности, традиционных ценностей многонационального российского народа, готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и общества.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Целями обществоведческого образования в средней школе являются:

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни, уважения к традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • развитие личности в период ранней юности, становление ее духовно-нравственных позиций и приоритетов, выработка правового сознания, политической культуры, мотивации к предстоящему самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
  • развитие способности обучающихся к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
  • развитие интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества, адекватной современному уровню научных знаний и позволяющей реализовать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования;
  • овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских задач, а также в проектной деятельности;
  • совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейно-бытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.

С учетом преемственности с уровнем основного общего образования учебный предмет «Обществознание» раскрывает теоретические знания, факты социальной жизни; ценности и нормы, регулирующие общественные отношения; социальные роли человека, его права, свободы и обязанности как члена общества и гражданина Российской Федерации; особенности современного российского общества в единстве социальных сфер и институтов и роли России в динамично изменяющемся мире; различные аспекты межличностного и других видов социального взаимодействия, а также взаимодействия людей и социальных групп с основными институтами государства и гражданского общества и регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.

Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется в соответствии со следующими ориентирами, отражающими специфику учебного предмета на уровне среднего общего образования:

  • определение учебного содержания научной и практической значимостью включаемых в него положений и педагогическими целями учебного предмета с учетом познавательных возможностей учащихся старшего подросткового возраста;
  • представление в содержании учебного предмета основных сфер жизни общества, типичных видов человеческой деятельности в информационном обществе, условий экономического развития на современном этапе, особенностей финансового поведения, перспектив и прогнозов общественного развития, путей решения актуальных социальных проблем;
  • обеспечение развития ключевых навыков, формируемых деятельностным компонентом социально-гуманитарного образования (выявление проблем, принятие решений, работа с информацией), и компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности и при выборе профессии;
  • включение в содержание предмета полноценного материала о современном российском обществе, об основах конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина, тенденциях развития России, ее роли в мире и противодействии вызовам глобализации;
  • расширение возможностей самопрезентации старшеклассников, мотивирующей креативное мышление и участие в социальных практиках.

Отличие содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования от содержания предшествующего уровня заключается в:

  • изучении нового теоретического содержания;
  • рассмотрении ряда ранее изученных социальных явлений и процессов в более сложных и разнообразных связях и отношениях;
  • освоении обучающимися базовых методов социального познания;
  • большей опоре на самостоятельную деятельность и индивидуальные познавательные интересы обучающихся, в том числе связанные с выбором профессии;
  • расширении и совершенствовании познавательных, исследовательских, проектных умений, которые осваивают обучающиеся, и возможностей их применения при выполнении социальных ролей, типичных для старшего подросткового возраста.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество учебного времени 68 часов. Общая недельная нагрузка составляет 2 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Человек в обществе

Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение.

Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека. Познавательная деятельность.

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках.

Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

Духовная культура

Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества.

Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм.

Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.

Образование в современном обществе. Система российского образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы.

Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести.

Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры. Достижения современного российского искусства.

Особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования, искусства.

Экономическая жизнь общества

Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов.

Функционирование рынков. Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика защиты конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.

Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества. Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах.

Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации.

Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия.

Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации.

Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
  • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий;
  • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
  • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций;
  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
  • готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.

Патриотического воспитания:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
  • идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.

Духовно-нравственного воспитания:

  • осознание духовных ценностей российского народа;
  • сформированность нравственного сознания, этического поведения;
  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
  • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

Эстетического воспитания:

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
  • убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
  • стремление проявлять качества творческой личности.

Физического воспитания:

  • сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
  • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
  • готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни.

Экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
  • расширение опыта деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; 
  • мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

  • самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
  • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
  • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; 
  • готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли;
  • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
  • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать:

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:

  • самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать ее всесторонне;
  • устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов;
  • определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах;
  • вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных.

Базовые исследовательские действия:

  • развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;
  • проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов социального познания;
  • осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
  • формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
  • анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
  • давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт;
  • уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
  • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
  • ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

Работа с информацией:

  • владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
  • создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
  • оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления (в том числе полученной из интернет-источников), ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
  1. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Общение:

  • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
  • владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
  • развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
  • выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
  • оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
  • предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
  • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
  1. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;
  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
  • давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях;
  • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
  • делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
  • оценивать приобретенный опыт;
  • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

Самоконтроль:

  • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
  • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.

Принятие себя и других:

  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
  • признавать свое право и право других на ошибки;
  • развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Владеть знаниями об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и социальных институтов; общественных потребностях и общественных отношениях; социальной динамике и ее формах; особенностях процесса цифровизации и влияния массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, тенденциях развития Российской Федерации; человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности и ее этапах в современных условиях; деятельности и ее структуре; сознании, самосознании и социальном поведении; познании мира; истине и ее критериях; формах и методах мышления; особенностях профессиональной деятельности в области науки;

об историческом и этническом многообразии культур, связи духовной и материальной культуры, особенностях профессиональной деятельности в области науки и культуры;

об экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политике поддержки малого бизнеса и предпринимательства, конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, механизмах принятия бюджетных решений; особенностях профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах.

2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства на примерах разделов «Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».

3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, в том числе достижений российской науки и искусства, направлений научно-технологического развития Российской Федерации, при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний, включая понятия: общество и его типы, социальный институт, общественный прогресс, деятельность, социальные интересы, глобализация, личность, социализация, истина, мышление, духовная культура, духовные ценности, народная культура, массовая культура, элитарная культура, ценности и идеалы; образование, наука, искусство, религия, мораль, мировоззрение, экономическая система, экономический рост, экономический цикл, ограниченность ресурсов, общественные блага, валовой внутренний продукт, факторы долгосрочного экономического роста; механизмы государственного регулирования экономики, международное разделение труда;

определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе: общество, личность, свобода, культура, экономика, собственность;

классифицировать и типологизировать на основе предложенных критериев используемые в социальных науках понятия и термины, отражающие явления и процессы социальной действительности, в том числе: виды и формы деятельности; формы познания, культуры; виды знания, науки, религий; виды и уровни образования в Российской Федерации; виды налоговых систем, издержек производства, безработицы, финансовых услуг; типы и виды рыночных структур; факторы производства; источники финансирования предприятий.

4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять и конкретизировать примерами причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи подсистем и элементов общества; материальной и духовной культуры; уровней и методов научного познания; мышления и деятельности; общественного и индивидуального сознания; чувственного и рационального познания; народной, массовой и элитарной культуры; экономической деятельности и проблем устойчивого развития; макроэкономических показателей и качества жизни; спроса и предложения;

характеризовать причины и последствия преобразований в духовной, экономической сферах жизни российского общества; противоречивого характера общественного прогресса; глобализации; культурного многообразия современного общества; возрастания роли науки в современном обществе; инфляции, безработицы; функции образования, науки, религии как социальных институтов; морали; искусства; экономические функции государства; Центрального банка Российской Федерации; налоговой системы Российской Федерации; предпринимательства;

отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.

5) Иметь представления о методах изучения социальных явлений и процессов в социальных науках, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование, метод моделирования и сравнительно-исторический метод.

6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества», для анализа социальной информации о многообразии путей и форм общественного развития, российском обществе, об угрозах и вызовах развития в XXI в., о развитии духовной культуры, о проблемах и современных тенденциях, направлениях и механизмах экономического развития, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении разделов «Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».

7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой на полученные знания об обществе, о его духовной культуре и экономической жизни, о человеке, его познавательной деятельности и творческой активности, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты.

8) Использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции, осознания значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач при изучении разделов «Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».

9) Формулировать, основываясь на социальных ценностях и приобретенных знаниях о человеке в обществе, духовной культуре, об экономической жизни общества, собственные суждения и аргументы по проблемам влияния социокультурных факторов на формирование личности; противоречивых последствий глобализации; соотношения свободы и необходимости в деятельности человека; значения культурных ценностей и норм в жизни общества, в духовном развитии личности; роли государства в экономике; путей достижения экономического роста; взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности;

конкретизировать теоретические положения, в том числе о типах общества; многообразии путей и форм общественного развития; человеке как результате биологической и социокультурной эволюции; многообразии видов деятельности и ее мотивации; этапах социализации; особенностях научного познания в социально-гуманитарных науках; духовных ценностях; субкультуре и контркультуре; диалоге культур; категориях морали; возможностях самовоспитания; особенностях образования и науки в современном обществе; свободе совести; значении поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации; многообразии функций искусства; достижениях современного российского искусства; использовании мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; выборе способов рационального экономического поведения людей, особенностях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке труда, фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта.

10) Применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами, в том числе находить, анализировать и использовать информацию для принятия ответственных решений по достижению финансовых целей и управлению личными финансами при реализации прав и обязанностей потребителя финансовых услуг с учетом основных способов снижения рисков и правил личной финансовой безопасности.

11) Оценивать социальную информацию по проблемам развития современного общества, общественного и индивидуального сознания, потребностей и интересов личности, научного познания в социально-гуманитарных науках, духовной культуры, экономической жизни общества, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности информации; соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации; давать оценку действиям людей в типичных (модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм.

12) Самостоятельно оценивать практические ситуации и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения ценностей, социальных норм, включая нормы морали и права, экономической рациональности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и наркомании.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название разделов и тем программы

Количество часов

ЭОР

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Человек в обществе (18 часов)

1.1

Общество и общественные отношения

3

Библиотека цифрового образовательного контента

1.2

Информационное общество и массовые коммуникации

2

1.3

Развитие общества. Глобализация и ее противоречия

3

1

1.4

Становление личности в процессе социализации

3

1.5

Деятельность человека

2

1.6

Познавательная деятельность человека. Научное познание

3

1.7

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек в обществе»

2

1

Раздел 2. Духовная культура (16 ч.)

2.1

Культура и ее формы

3

Библиотека цифрового образовательного контента

2.2

Категории и принципы морали в жизни человека и развитии общества

3

2.3

Наука и образование

4

2.4

Религия

2

2.5

Искусство

2

2.6

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Духовная культура»

2

1

Раздел 3. Экономическая жизнь общества (28 часов)

3.1

Экономика — основа жизнедеятельности общества

6

3.2

Рыночные отношения в экономике

6

3.3

Экономическая деятельность

2

3.4

Экономика предприятия

4

3.5

Финансовый рынок и финансовые институты

3

3.6

Экономика и государство

3

3.7

Мировая экономика

2

3.8

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экономическая жизнь общества»

2

Итоговое повторение, представление результатов проектно-исследовательской деятельности

6

1

Общее количество часов

68

2

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

План

Факт

ЭОР

Раздел 1. Человек в обществе (18 часов)

1

Общество как система

1

04.09

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eccb04]]

2

Общество и общественные отношения

1

04.09

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eccc8a]]

3

Социальные институты в обществе

1

11.09

[[]]

4

Социальные институты в обществе

1

11.09

5

Информационное общество и его особенности

1

18.09

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecc514]]

6

Роль массовых коммуникаций в современном обществе

1

18.09

[[]]

7

Входная контрольная работа

1

25.09

8

Общественный прогресс и его последствия

1

25.09

[[]]

9

Глобализация и ее противоречия

1

02.10

[[]]

10

Личность в современном обществе

1

02.10

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca7e6]]

11

Становление личности в процессе социализации

1

09.10

[[Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/f5ecb204]]

12

Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение

1

09.10

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecbe7a]]

13

Деятельность человека

1

16.10

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecb36c]]

14

Свобода и необходимость в деятельности человека

1

16.10

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecb88a]]

15

Познавательная деятельность человека

1

23.10

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecba38]]

16

Истина и ее критерии

1

23.10

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecbbaa]]

17

Научное познание

1

11.11

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecbd30]]

18

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в обществе". Практическая работа

1

11.11

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd068]]

Раздел 2. Духовная культура (16 ч.)

19

Духовная деятельность человека

1

13.11

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecbe7a]]

20

Культура и ее формы

1

13.11

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecaa52]]

21

Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества

1

20.11

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecab9c]]

22

Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор

1

20.11

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecacd2]]

23

Категории морали

1

27.11

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecc230]]

24

Гражданственность и патриотизм

1

27.11

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecc096]]

25

Наука и ее функции

1

04.12

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecbd30]]

26

Роль науки в современном обществе

1

04.12

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecbd30]]

27

Образование в современном обществе

1

11.12

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecc3ac]]

28

Основные направления развития образования в Российской Федерации

1

11.12

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecc3ac]]

29

Религия и ее роль в жизни человека и общества

1

18.12

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecb07e]]

30

Мировые и национальные религии

1

18.12

[[]]

31

Искусство

1

25.12

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecae26]]

32

Особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования и искусства

1

25.12

[[]]

33

Повторительно-обобщающий урок по теме "Духовная культура"

1

15.01

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecc802]]

34

Повторительно-обобщающий урок по теме "Духовная культура"

1

15.01

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecc97e]]

Раздел 3. Экономическая жизнь общества (28 часов)

35

Экономика - основа жизнедеятельности общества

1

22.01

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0]]

36

Макроэкономические показатели и качество жизни

1

22.01

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecf408]]

37

Экономика как наука

1

29.01

[[]]

38

Экономические системы

1

29.01

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0]]

39

Экономический рост

1

05.02

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecf598]]

40

Экономический цикл

1

05.02

[[]]

41

Рыночные отношения в экономике

1

12.02

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd360]]

42

Рыночные механизмы

1

12.02

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd5f4]]

43

Рынки

1

19.02

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd7b6]]

44

Государственное регулирование рынков

1

19.02

[[]]

45

Особенности рыночных отношений в современной экономике

1

26.02

[[]]

46

Рынок труда

1

26.02

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ece56c]]

47

Экономическая деятельность

1

04.03

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecf408]]

48

Рациональное экономическое поведение

1

04.03

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ece8aa]]

49

Экономика предприятия

1

11.03

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd950]]

50

Факторы производства

1

11.03

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0]]

51

Эффективность предприятия

1

18.03

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd950]]

52

Предпринимательская деятельность

1

18.03

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecdaf4]]

53

Финансовый рынок и финансовые институты

1

01.04

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecdd38]]

54

Банковская система

1

01.04

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecdd38]]

55

Инфляция

1

08.04

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ece328]]

56

Экономика и государство

1

08.04

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecea80]]

57

Бюджетная политика

1

15.04

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecec2e]]

58

Государственное регулирование экономики. Налоги и налоговая система Российской Федерации

1

15.04

[[]]

59

Мировая экономика

1

22.04

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecf7aa]]

60

Особенности международной торговли

1

22.04

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecf962]]

61

Повторительно-обобщающий урок по теме "Экономическая жизнь общества"

1

27.04

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecfce6]]

62

Повторительно-обобщающий урок по теме "Экономическая жизнь общества"

1

27.04

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecfe62]]

63

Итоговое повторение, представление результатов проектно-исследовательской деятельности

1

06.05

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed1bcc]]

64

Итоговое повторение, представление результатов проектно-исследовательской деятельности

1

06.05

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed1dca]]

65

Контрольная работа

1

13.05

66

Итоговое повторение, представление результатов проектно-исследовательской деятельности

1

13.05

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed23b0]]

67

Итоговое повторение, представление результатов проектно-исследовательской деятельности

1

20.05

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed25d6]]

68

Итоговое повторение, представление результатов проектно-исследовательской деятельности

1

20.05

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed27a2]]

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Обществознание, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеев А.И. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://lesson.edu.ru/lesson/d0766e49-0a34-4299-9dfe-ff2dccd80606 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...