"Право" - рабочая программа
рабочая программа по праву (10 класс)

Предмет Право относится к предметам обществоведческого цикла и является составной частью преподавания обществознания в школе.

Предмет позволяет прививать основы правовой культуры учащися, помогает ориентироваться в правовом простпанстве.

Является важным компонентом подготовки учащихся к итоговой аттестации. 

Преподавание предмета расчитано на 10-11 классы. В 2023-2024 учебном году у меня только 10, поэтому и программа представлена только дл 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_serov.docx40.12 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области

Комитет образования администрации города Усть-Илимска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Утверждена

приказом МАОУ «СОШ № 5»

от «01» сентября 2023 г. № 321

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Право»

для обучающихся 10-11 классов

среднего общего образования

                                                                                  Серов С.М.,

                                                                                       учитель истории и обществознания

   высшая квалификационная категория

Усть-Илимск

2023

Пояснительная записка

Программа учебного курса «Право» для 10-11 классов составлена на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:

                Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

                Примерной основной образовательной программы среднего общего образования;

                Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ № 5» г. Усть-Илимска;

        Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования.

Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю в 10 и 11 классах. Используемый учебно-методический комплект: А.Ф. Никитин. Право. 10-11 кл. М., Дрофа. 

Уровень изучения: профильный.

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

содействие развитию профессиональных склонностей;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Задачи курса:

обучить приемам и методам коммуникативного общения в коллективной деятельности, самооценке собственной деятельности;

развивать интеллектуальные, познавательные способности обучающихся: умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, самостоятельно мыслить и самостоятельно организовывать свою деятельность;

способствовать самоопределению школьника и выбору им дальнейшей профессиональной деятельности.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная, парная, групповая.

Формы учебных занятий: игры (на конкурсной основе, ролевые, деловые), мини-лекции, работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов), диалоги и беседы, семинары, дискуссии, круглые столы, изучение материалов СМИ, Интернет-ресурсов, проектные работы, практические занятия по решению учебных задач, встречи-интервью, экскурсии.

Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, мини-сочинения, эссе, работа с источниками, доклады, защита презентаций, рефлексия.

Планируемые результаты освоения программы

Ожидаемые личностные результаты:

мотивированность и направленность школьника на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;

наличие у обучающихся ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

учебно-организационные умения и навыки (регулятивные): работать в соответствии с поставленной учебной задачей; определять способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

учебно-логические умения и навыки: сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным критериям, логически обосновывать суждения, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

коммуникативные: участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы, владеть монологической и диалогической речью; 

учебно-информационные: поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу или схему), отделение основной информации от второстепенной, передача информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по праву являются результаты в сфере:

познавательной:

относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знание ряда ключевых понятий, базовых для школьного курса юриспруденции; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

Обучающиеся, изучающие курс «Право», получат необходимые знания, умения и навыки для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора будущей профессии.

Содержание учебного предмета

Основы теории государства и права

Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим.

Признаки права. Функции права. Система права.

Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования.

Источники права. Нормативно-правовой акт. Социальные нормы. Понятие, структура и виды правовых норм. Система российского права. Субъекты и объекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Законность и правопорядок.

Понятие правосознания. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне.

Правонарушения и юридическая ответственность.

Конституционное право

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства РФ. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации.

Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Структура судебной системы Российской Федерации.

Демократические принципы судопроизводства. Понятие, система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Законодательный процесс. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды избирательных систем.

Референдум.

Система органов местного самоуправления.

Права человека

Права человека: сущность, структура, история. Правовой статус человека и гражданина. Классификация прав человека: гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, культурные права. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка.

Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Основные принципы международного гуманитарного права.

Основные отрасли российского права

Гражданское право. Источники гражданского права. Гражданско-правовые отношения: понятие и виды. Субъекты гражданских правоотношений.  Физические и юридические лица.

Гражданская право- и дееспособность.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Сделки. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Защита прав потребителей. Наследование. Понятие завещания. Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Условия привлечения к ответственности в гражданском праве. Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Условия вступления в брак. Порядок регистрации брака. Процедура расторжения брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи. Ответственность родителей по воспитанию детей. Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Порядок приема на работу.

Трудовой договор. Виды рабочего времени. Время отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Охрана труда. Виды трудовых споров. Дисциплинарная ответственность.

Административное право. Источники административного права. Административное правонарушение и административная ответственность. Административные наказания.

Уголовное право. источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки и виды преступлений. Состав преступления. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика. Виды налогов.

Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Основы российского судопроизводства

Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского процесса. Арбитражный процесс. Уголовное процессуальное право.

Принципы уголовного судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях. Основные виды юридических профессий.

Содержание учебного курса «Право»  

10 класс

№  п/п

Наименование раздела программы

Количество часов

1

Введение

1

2

Из истории государства и права

18

3

Вопросы теории государства и права

12

4

Конституционное право

 21

5

Права человека  

16

6

Итоговое повторение

2

ИТОГО:

 70

Тематическое планирование

10 класс

№ урока

Наименование раздела программы.

Тема урока

Кол-во часов по теме

Дата

1

Курс «Право», его структура и особенности

1

РАЗДЕЛ 1.                  ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА             18 ЧАСОВ

2

Происхождение государства и права

1

3

Теории происхождения государства

1

4

Право древнего мира

1

5

Римское право

1

6

Право Средневековой Европы

1

7

Право и церковь

1

8

Становление права Нового времени

1

9

Формирование буржуазного права

1

10

Развитие права в России в IX в. – начале XIX в.

1

11

Первые своды законов Русского государства

1

12

Российское право в XIX в. - начале XX в.

1

13

Правовые реформы XIX в.

1

14

Советское право в 1917-1953 гг.

1

15

Законность в СССР в 20-50-е гг.

1

16

Советское право в 1954-1991 гг.

1

17

Конституция 1977 г.

1

18

Современное российское право

1

19

Конституция 1993 года

1

РАЗДЕЛ 2.         ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА          12 ЧАСОВ

20

Государство, его признаки и формы

1

21

Формы государственного устройства, правления и политические режимы

1

22

Понятие права. Правовая норма

1

23

Источники права

1

24

Понятие правового государства

1

25

Признаки правового государства

1

26

Верховенство закона

1

27

Законность и правопорядок. Разделение властей

1

28

Право и другие сферы общества

1

29

Влияние права на другие сферы жизни общества

1

30

О российской философии права

1

31

Соотношение права и нравственности

1

РАЗДЕЛ 3               КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО                                   21ЧАС

32

Понятие конституции, её виды

1

33

Конституционное право

1

34

Конституции в России

1

35

Советские Конституции

1

36

Конституционная реформа в Российской Федерации 1993 года

1

37

Общая характеристика Конституции Российской Федерации

1

38

Основы конституционного строя

1

39

Государственная власть в Российской Федерации

1

40

Гражданство в Российской Федерации

1

41

Права и обязанности гражданина Российской Федерации

1

42

Федеративное устройство

1

43

Государственное устройство Российской Федерации

1

44

Президент Российской Федерации

1

45

Полномочия Президента Российской Федерации

1

46

Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

1

47

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы

1

48

Законотворческий процесс в Российской Федерации

1

49

Роль Государственной Думы в принятии законов.

1

50

Правительство Российской Федерации

1

51

Судебная власть в Российской Федерации

1

52

Местное самоуправление

1

РАЗДЕЛ 4.                          ПРАВА ЧЕЛОВЕКА                                             16 ЧАСОВ

53

Права и свободы человека и гражданина

1

54

Всеобщая декларация прав человека

1

55

Международные договоры о правах человека

1

56

Международная защита прав человека в условиях военного времени.

1

57

Гражданские права

1

58

Классификация гражданских прав.

1

59

Политические права

1

60

Конституция Российской Федерации о политических правах

1

61

Экономические права

1

62

Социальные и культурные права

1

63

Право на благоприятную окружающую среду

1

64

Конституция Российской Федерации об экологических правах

11

65

Права ребенка

66

Права ребенка в Российской Федерации

1

67

Нарушения прав человека

1

68

Защита прав человека

1

69-70

Итоговое повторение

2

Программа учебного курса «Право» реализуется с помощью УМК:

для учащихся:

        Право. Базовый и углублённый уровни. 10 – 11 класс: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2018.

        Право. Базовый и углублённый уровни. 10 класс: рабочая тетрадь / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2018.

        Право. Базовый и углублённый уровни. 11 класс: рабочая тетрадь / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2018.

        Котова О.А. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2016.

        Котова О.А. ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Национальное образование, 2017.

        Дополнительные пособия для учителя:

        Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др. под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.

        Калуцкая Е.К. Право. Базовый и углублённый уровни. 10 – 11 класс: методическое пособие к учебнику А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной / Е.К. Калуцкая. – М.: Дрофа, 2016.

        Кашанина Т.В. Право: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень образования / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – В 2 кн. Кн. 2. Право и экономика. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Трудовое право. Рабочее время и время отдыха

Рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные пе...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...