Рабочая программа элективного курса «Право и мы»
методическая разработка по праву (9 класс)

Сафрыгин Борис Борисович

Рабочая программа элективного курса «Право и мы» в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы под редакцией  Л.Н. Боголюбова. «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы»  предназначена для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение»,2011 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_pravo_9_kl.docx94.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса «Право и мы» в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы под редакцией  Л.Н. Боголюбова. «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы»  предназначена для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение»,2011 г

УМК - Боголюбов Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание, 8-9 класс, М.: Просвещение, 2019.

Место предмета в учебном плане

    Согласно учебному плану МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия на изучение учебного предмета «Право и мы» отводится 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Раздел 1.

Планируемые результаты освоения элективного курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

элективного курса

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:  

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Раздел 2

                                    Содержание учебного предмета

Раздел I. Права человека. 18 ч.

Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека. Гражданские права. Политические права. Экономические, социальные и культурные права. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Борьба с нарушениями прав человека. Защита прав человека в мирное время. Защита прав человека в условиях войны.

Раздел II. Избирательное право и избирательный процесс. 5 ч.

Избирательное право. Избирательные системы и избирательный процесс. Выборы в РФ.

Раздел III. Основные отрасли российского права. 7 ч.

Гражданское право. Налоговое право. Семейное право. Трудовое право. Административное право. Уголовное право. Основы судопроизводства.

Раздел IV. Правовая культура. 3 ч.

Правовая культура и правосознание. Совершенствование правовой культуры.

Итоговое повторение. 1 ч.

Цель элективного курса: Формирование правовой культуры у младших школьников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.

Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный элективный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции у учащихся.

В основу курса положены материалы:

  • Всеобщая Декларация прав человека;
  • Декларация прав ребенка;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (№ 124-ФЗ от 24.07.1998);
  • Устав школы.

Особенностью данного курса является обращение педагога к жизненному опыту ребенка, изучение учебного материала в процессе беседы, диалога, игры, при использовании источников художественной литературы, через приобщение их к делам семьи, школы, общества. Это позволяет не только обеспечить базу развития нравственной, правовой культуры школьника и устойчивого интереса к правовым аспектам общественной жизни, но также вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.

               По итогам изучения курса учащиеся должны знать:

  • назначение и содержание Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка (знать свои права);
  • что все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;
  • что государство и родители ответственны за создание условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка;
  • что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей.

Иметь представление о понятиях:

  • Декларация и Конвенция;
  • ООН;
  • ребенок;
  • государство, гражданство;
  • закон;
  • социальная защита, инвалид, милосердие;
  • социально не защищенные слои общества;
  • медицинское обслуживание;
  • дискриминация;
  • раса, расизм;
  • право, свобода, обязанность, ответственность.

Уметь:

  • оперировать терминами и формулировками;
  • отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
  • оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.

Формой контроля знаний и умений учащихся является использование творческих заданий (составление кроссвордов, ребусов, книжек – малышек о правах ребенка, моделей, проектов, написание эссе).

Учет возрастных особенностей школьников отражается в содержании занятий: знакомство с основными понятиями строится на адаптированных текстах документов о правах ребенка.

Многие понятия, изложенные в официальных документах о правах ребенка, имеют сложный и многоаспектный характер. В связи с этим ребенок не в силах освоить такую информацию в полном объеме. Разработанный курс предлагает детям познакомиться с основными правовыми понятиями в близкой и доступной им форме.

В период изучения курса, учащиеся знакомятся с основными документами, в которых отражены их права, приобретают навыки общения друг с другом, заботы друг о друге и о родителях с точки зрения уважения прав окружающих людей.

Каждое занятие способствует формированию у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям.

Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.

Изложение материала для детей 13-15 лет осуществляется так, что позволяет идти от частных понятий к общим: сначала дети знакомятся с отдельными правами (на жизнь, на свое мнение и т.п.) и только потом формируется общее понятие “право человека”.

При изучении данного курса используются следующие формы организации занятий:

  • Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
  • Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.
  • Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.
  • Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме).
  • Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
  • Защита проектов – группа или один участник представляют разработанный проект. Защите проекта предшествует придумывание, разработка и оформление проекта.

Методы обучения:

  • Беседа – метод, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
  • Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала.
  • Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по проблеме для получения информационного продукта в виде решения.
  • Работа с книгой – самостоятельная работа учащегося с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного).
  • Разработка проекта – целенаправленное практическое действие, отражающее не только теоретическую подготовку участника проекта, но и его индивидуальность (личное мнение, способ выражения мыслей, качество оформления). В связи с тем, что работа над проектом организуется в несколько этапов, участникам предлагаются карты движения “Мой проект” для организации эффективной работы.

Формы контроля:

  • Тестирование;
  • Составление моделей;
  • Разработка проекта;
  • Эссе.

                                                  Раздел 3

Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование

                                                    Тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка обучающихся

Из них

Теоретическое обучение

Лабораторные и практические работы

Контрольная работа

Экскурсии

Самостоятельная

работа

1

Раздел I. Права человека.

18

2

Раздел II. Избирательное право и избирательный процесс.

5

3

Раздел III. Основные отрасли российского права.

7

4

Раздел IV. Правовая культура

3

5

Итоговое повторение

1

1

итого

34

33

1

Календарно-тематический план по курсу «Право и мы». 9 класс

п\п

Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Раздел I. Права человека.

1-2

Права и свободы человека и гражданина

2

3-4

Международные договоры о правах человека

2

5-6

Гражданские права

2

7-8

Политические права

2

9-10

Экономические, социальные и культурные права

2

11-12

Право на благоприятную окружающую среду

2

13-14

Права ребенка

2

15-16

Борьба с нарушениями прав человека.

2

17

Защита прав человека в мирное время

1

18

Защита прав человека в условиях войны

1

Раздел II. Избирательное право и избирательный процесс.

19-20

Избирательное право

2

21-22

Избирательные системы и избирательный процесс

2

23

Выборы в РФ

1

Раздел III. Основные отрасли российского права.

24

Гражданское право.

1

25

Налоговое право

1

26

Семейное право

1

27

Трудовое право

1

28

Административн. право

1

29

Уголовное право

1

30

Основы судопроизводства

1

Раздел IV. Правовая культура.

31

Правовая культура и правосознание

1

32-33

Совершенствование правовой культуры

2

34

Итоговое повторение

1

                         Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения, внесенные

в КТП

Причина

Согласование с зам. директора

по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...

Рабочая программа элективного курса "Право и правовая культура"

Элективный курс разработан для обучающихся 9 классов....

Рабочая программа элективного курса "Право и политика" 10 класс

Рабочая программа учебного предмета «Право и политика»  разработана для учащихся 10 А класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и...

Рабочая программа элективного курса «Права человека» 11 класс

  Программа элективного курса «Права человека» предназначена для изучения учащимися 11 класса, рассчитана на 34 часа. Данный курс содержит сведения о правах человека, о видах п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Права и обязанности школьника"

Задачи курса состоят в том, чтобы:- повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;- активизировать гражданскую позицию, способствовать развитию волонтерского движения среди детей и молодежи...

Рабочая программа элективного курса "Право"

Рабочая программа элективного курса "Право" направлена на изучение права на базовом уровне среднего общего образования...

Рабочая программа элективного курса «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нѐм будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихс...