Главные вкладки

    Урок по природоведению в 5 классе "Обитатели морей и океанов"
    план-конспект урока природоведения (5 класс) по теме

    Панов Егор Игоревич

    Тип урока - изучение нового материала.

     На уроке используется групповая работа, в ходе которой обучающиеся создают и презентуют творческие мини-проекты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Urok_-_obitateli_morey_i_okeanov.doc66 КБ
    Файл urok_-_okean.pptx1.19 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-путешествие по природоведению в 5 классе

    по теме: «Жизнь на планете ОКЕАН»

    Цели и задачи урока:

    1. Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
    2. Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширять кругозор и словарный запас.
    3. Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции через реализацию деятельностного подхода.
    4. Создать условия для самореализации учащихся через создание и защиту творческих мини-проектов.

    Тип урока:

    Урок изучения нового материала.

    Оборудование и материалы: таблицы с изображением обитателей морей и океанов, мультимедийное оборудование, презентация «Жители морей и океанов», цветные карточки с изображением обитателей морей и океанов, листы формата А3, фломастеры, бэйджи с именами для учащихся. Учебники, тетради, фломастеры или цветные карандаши. Аудиозаписи «Звуки дельфинов», «Звуки китов», «Звуки воды и крики чаек» (фоновое сопровождение урока).

    Методы обучения и формы работы:

    - частично-поисковый (эвристический)

    - проблемный

    - групповой

    - игровой

    Этапы урока:

    1. Организационный момент – 2
    2. Самоопределение к деятельности – 2 мин.
    3. Интеллектуальная разминка – 2 мин.
    4. Открытие новых знаний и применение – 15 мин.:
    1. актуализация знаний учащихся
    2. самостоятельная работа с учебниками и дополнительной литературой по изучению нового материала
    3. работа в группах по созданию выпуска газеты «Обитатели морей и океанов»
    1. Обобщение, итог урока – 5 мин.
    2. Домашнее задание – 2 мин.
    3. Рефлексия – 2 мин.


    Ход урока

    Деятельность участников урока на каждом этапе

    Учитель

    Учащиеся

    1 этап – организационный – 3 мин.

    распределение по группам

    До начала урока учитель предлагает учащимся выбрать карточки с изображением обитателей морей и океанов.

    Столы в кабинете расставлены так, чтобы можно было работать по группам.

    На столах стоят таблички с изображениями животных, соответствующие тем, которые выбрали учащиеся:

    - обитатели сообщества поверхности воды

    - обитатели сообщества толщи воды

    - обитатели сообщества кораллового рифа

    - обитатели глубоководного сообщества

    - обитатели донного сообщества

    Учащиеся выбирают карточки и рассаживаются за те столы, на которых стоят соответствующие таблички.

    Готовят к уроку – учебники, тетради, ручки, цветные карандаши или фломастеры.

    знакомство с классом

    Учитель представляется и просит учащихся хором назвать свои имена, благодарит ребят.

    У каждого ученика имеется бейдж с именем и фамилией.

    По команде учителя все ребята называют свои имена.

    обсуждение правил работы на уроке

    Учитель: Ребята, сегодня вы будете работать в группах.  Чтобы работа получилась плодотворной, нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы (слайд на экране):

    1. Закон 0:0 - точности
    2. Закон един, говорит один (уважай говорящего)
    3. Закон инициативы
    1. Не согласен – возражай
    2. Возражаешь – предлагай
    3. Предлагаешь - делай
    1. Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке)

    Учитель: Согласны ребята? Тогда начинаем урок

    2 этап – самоопределение к деятельности – 3 мин.

    Учитель: - Ребята, как называется наша планета?

    - А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему?

    - Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН.

    И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями. Тема нашего урока:

    Жизнь на планете ОКЕАН (запись на доске, на слайде)

    Учащиеся: планета Земля

    Варианты ответов учащихся: воды на земле больше, чем суши

    3 этап - интеллектуальная разминка – 4 мин.

    Учитель: А сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе. (На экране появляются изображения загаданных обитателей морей и океанов).

    1. По волнам гуляет зонтик,

    Если встретите – не троньте!

    Вот так чудо, вот так диво!

    Зонтик жжется как крапива. (Медуза)

    2. Без воздуха живет она

    И, как могила, холодна.

    Не пьет, хотя в воде сидит,

    В броне, хотя и не звенит. (Рыба)

    3. Он плавает на дне глубоком,

    А иногда — у берегов.

    Он своим могучим током

    Разгоняет тьму врагов. (Скат)

    4. В глубине, где тишь и мгла,

    Море штопает игла. (Рыба-игла)

    5. Люд морской встревожен -

    Меч плывет без ножен. (Рыба-меч)

    6. По сути зверь – а с виду рыба,

    Огромен, я его боюсь.

    А догадаться вы смогли бы,

    Кто пищу цедит через ус? (Кит)

    7. Зубы в пасти: в три ряда.
    Это не страсти, а беда.
    Этот хищник знаменит,
    Тем, что он - "морской бандит".
    Мускулисты его скулы,
    Остерегайтесь встреч с… (
    Акулой)

    8. Подставляя людям спины

    В море нас спасут… (Дельфины)

    9. Ты со мною не знаком?

    Я живу на дне морском.

    Голова и восемь ног,

    Вот и весь я - … (Осьминог)

    Ребята отвечают на загадки. И одновременно видят на экране изображения отгаданных ими животных.

    4 этап - открытие новых знаний и применение – 15 мин.

    актуализация знаний учащихся

    Учитель: Океан похож на многоэтажный дом. Попробуйте назвать этажи этого удивительного дома со множеством жителей.

    Я думаю, что вы, изучив изображенных животных на своих карточках, уже определили, кто из Вас жителей какого этажа будет изучать.

    Варианты ответов детей:

    - дно

    - толща воды (маленькая глубина)

    - коралловые рифы

    - поверхность воды

    - глубина

    Ребята: Да

    самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами

     по изучению нового материала – 15 мин.

    Учитель: А сейчас я предлагаю Вам следующее задание. У Вас на столах лежат листы с незаполненными схемами и конверты с изображениями подводных жителей. Есть также фломастеры и клей.

    Ваша цель – выпустить биологическую газету «Обитатели морей и океанов» и представить её другим группам.

    Для этого Вам нужно:

    - изучить материалы учебника и дополнительной литературы, заполнить схему на листах:

    1. особенности образа жизни представителей вашего сообщества в океане

    2. форма тела

    3. особые приспособления

    4. способы питания

    - оформить рубрику «Эти необычные животные», используя картинки с изображением животных вашего сообщества;

    - придумать оригинальное название газеты, отражающее суть изучаемого Вами сообщества.

     На эту работу Вам дается 10-15 минут и по 1 минуте на защиту ваших газет. Итак, откройте, пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению задания.

    Ребята, сегодня на уроке мы изучали жителей планеты Океан. Давайте подведем итоги!

    Учащиеся стараются определить, какие из предложенных им обитателей относятся к их сообществу на основании материалов учебника и дополнительной литературы.

    По окончании 10 минут работы представители групп выходят к доске и защищают свои газеты в течение 1 минуты.

    Во время  защиты работы групп  на экране появляются слайды с представителями соответствующих сообществ.

    Варианты ответов ребят:

    - дельфины

    - киты

    5 этап – обобщение – 7 мин.

    (звучит звук входящего сообщения системы ICQ)

    Учитель: Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.

    (на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля).

    Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?

    Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.

    На уроке мы изучили 5 сообществ океана, которые являются так называемыми «этажами». (на экране появляется дом «Океан»)

    Как вы считаете, обитатели какого сообщества живут на каждом этаже?

    Учитель: Ну, вот мы с Вами и закончили наше первое путешествие по планете ОКЕАН. И настало время оценить Вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки.

    Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе группы, поставьте себе оценку «5».

    Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4».

    Ребята читают письмо, стараются найти ошибки.

    Варианты ответов учащихся:

    1 этаж – донное сообщество

    2 этаж – сообщество кораллового рифа

    3 этаж – глубоководное сообщество

    4 этаж – сообщество толщи воды

    5 этаж – сообщество поверхности воды

    6 этап – домашнее задание – 3 мин.

    Ваше домашнее задание – подготовить сообщение об одном из обитателей подводного мира.

    7 этап – рефлексия – 5 мин.

    Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда приклейте на доску листочек желтого цвета.

    Если вам что-то не понравилось, приклейте на доску листочек зеленого цвета.

    Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания!

    Ребята выбирают соответствующие листочки и прикрепляют их на доску.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Правила и законы поведения Закон 0:0 - точности Закон един, говорит один (уважай говорящего) Закон инициативы Не согласен – возражай Возражаешь – предлагай Предлагаешь - делай Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке)

    Слайд 2

    Что такое океан? большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН.

    Слайд 3

    Цели: Рассмотреть разнообразие живых организмов в морях и океанах. Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях Тема урока: «Жизнь на планете «ОКЕАН»

    Слайд 4

    Ответы на загадки медуза

    Слайд 5

    Ответы на загадки рыба

    Слайд 6

    Ответы на загадки скат

    Слайд 7

    Ответы на загадки рыба-игла

    Слайд 8

    Ответы на загадки рыба-меч

    Слайд 9

    Ответы на загадки кит

    Слайд 10

    Ответы на загадки акула

    Слайд 11

    Ответы на загадки дельфины

    Слайд 12

    Ответы на загадки осьминог

    Слайд 13

    Алгоритм работы: Прочитать материалы учебника и дополнительной литературы Заполнить схему: особенности образа жизни форма тела приспособления способы питания Дополнить список обитателей, относящихся к сообществу Вашей группы Оформить газету «Обитатели морей и океанов»

    Слайд 14

    Сообщество поверхности воды Морская уточка Португальский военный кораблик Летучая рыба Медуза

    Слайд 15

    Сообщество толщи воды Тунец Акула-молот Кит Дельфины Планктон

    Слайд 16

    Сообщество кораллового рифа Морской еж Коралловая креветка Рыбы-клоуны Рыба-бабочка Спинорог

    Слайд 17

    Глубоководное сообщество Рыба-удильщик Большерот Мурена Осьминог Кальмар

    Слайд 18

    Донное сообщество Скорпена Камбала Морской черт Скат Морская звезда Креветка

    Слайд 19

    Входящее сообщение

    Слайд 21

    «Океан» Сообщество поверхности воды 1 этаж Сообщество кораллового рифа 2 этаж Сообщество толщи воды 3 этаж Глубоководное сообщество 4 этаж Донное сообщество 5 этаж


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    По морям и океанам (урок-игра)

    Урок обобщающего повторения по теме "Введение" в форме игры (КВН)....

    Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах

    Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...

    Урок : "Жизнь в морях и океанах"

    Урок изучения нового материала, частично-поисковый, проблемный, игровой.Цели и задачи урока:—  Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.—  ...

    Конспект урока и презентация по теме"Жизнь организмов в морях и океанах"

    Материал содержит технологическую карту урока, построенную в рамках требований ФГОС....

    урок по биологии "Жизнь в морях и океанах "

    Разработка данного урока в 5 классе отвечает требованиям ФГОС...

    Конспект урока природоведения «Животные морей и океанов»

    Цель:  Способствовать закреплению знаний о растениях и животных пресных водоёмов; сформировать общее представление о морских животных, населяющих мировой океан, их особенностях, разнообразии....

    Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.

    Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....