Рабочая программа учебного курса природоведения в 5 классе
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Шачинова Татьяна Николаевна

 

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

   Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.

   В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

..Характеристика особенностей программы:

- регионального компонента нет;

- уровень программы стандарт

- классификация программы авторская 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx533.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена                                 Согласовано:                                       Утверждено:                                                          

 на заседании методического                         Зам. директора по УВР            Директор школы

 объединения учителей                           _________/Н.И.Прокина/             _________/И.А.Кулагин/

химии и биологии                                          

Председатель МО:                                  «____»____________2011г.            «____»_________2011г.

______________/В.Г. Забатурина/

«___»__________2011г.

Рабочая программа

учебного курса  природоведения в 5 классе

                                 Составитель: учитель биологии Т.Н.Шачинова.


 
 

с. Большие Березники

2011г.

Пояснительная записка

Цель изучения учебного предмета.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание природоведения для 5 класса сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими  изменениями в окружающей среде. Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование. Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.

Примерная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, и является нормативно-управленческим  документом  образовательного  учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций и практических работ.

В данной рабочей программе были внесены следующие изменения:

п/п

Тема

Количество часов по разделам программы

Количество часов с изменениями по разделам

1

Введение. Изучение природы

4

3

2

Вселенная.

17

15

3

Земля.

19

18

4

Жизнь на Земле.

17

18

5

Человек на Земле.

11

14

ИТОГО:

68

68

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Место предмета в базисном учебном плане.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Результаты обучения.

Отражены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены главным образом на усвоение и воспроизведение содержания предмета.

Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т. д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т. д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/ понимать

● о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, влиянии человека на окружающую природу;
об отдельных методах изучения природы;

● основные признаки царств живой природы; основные характеристики погоды; способы  изображения Земли; факторы здорового образа жизни; экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

● узнавать (определять) наиболее распространенные растения, грибы  и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных
с использованием атласа-определителя;

● приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых, физических явлений, явлений превращения веществ, процессов рельефообразования, почвообразования, приспособлений растений к различным способам размножения, приспособлений животных к условиям среды обитания, приспособлений растений и животных к жизни в природном сообществе, изменений в окружающей среде под воздействием человека;

● называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России (равнины, горные страны, моря, реки); указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

● объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года; возможные пути круговорота воды
в природе (по предложенной обобщенной схеме);

● описывать результаты собственных  наблюдений или опытов в словесной форме или
в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия
его проведения, полученные результаты и выводы;

● определять необходимое оборудование и условия проведения простейшего исследования, при которых с течением времени меняется только одна исследуемая величина, а все остальные остаются постоянными;

● сравнивать природные объекты не менее чем по 3–5 признакам;

● описывать внешний вид изученных тел и веществ, внешнее строение животных и растений по предложенному плану;

● использовать дополнительные источники информации (в том числе на электронных носителях, сети Интернет) для выполнения учебной задачи;

● находить информацию в справочных изданиях: атласах, картах, схемах строения организма человека, определителях растений и животных, горных пород и минералов, в словаре, справочнике;

● работать с учебным текстом естественнонаучного характера: кратко пересказывать, отвечать на вопросы по его содержанию, составлять  простой план, заполнять предложенные таблицы, простые диаграммы и схемы; выделять в тексте описание природных явлений, наблюдений
и опытов;

● использовать изученную естественнонаучную лексику и иллюстративный материал в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2–3 минуты) и письменных рассказах
(из 50–100 слов);

● пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

● следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

● для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков; использовать план или карту (своей местности), соотнося условные обозначения с реальными объектами окружающей среды;

● для измерения роста, массы, температуры тела и частоты пульса, оценки отдельных параметров физического развития (гибкости тела, правильности осанки), для сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

● для определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

● для составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными
и другими культурными растениями, домашними животными (по имеющейся информации об их особенностях и потребностях);

● для оказания первой медицинской помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах;

● для определения (на примере своей семьи) возможности более экономного использования воды и потребления электрической энергии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности.

Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

Способы работы с естественнонаучной информацией.

Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

Коммуникативные умения.

Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Способы самоорганизации  учебной деятельности.

Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Межпредметные связи.

Учёт межпредметных связей необходим, так как является пропедевтическим для таких предметов, как физика, химия, физической географии, экология, история, литература, краеведение.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

теория

практические работы

контрольные работы

1

Введение. Изучение природы

3

3

-

2

Вселенная.

15

13

1

-

3

Земля.

18

14

3

1

4

Жизнь на Земле.

18

15

2

1

5

Человек на Земле.

14

13

-

1

ИТОГО:

68

68

6

4

Содержание учебного предмета, курса

(68часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Изучение природы (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

■   Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Великие естествоиспытатели.

Тема 2. Вселенная (15 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею1.

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIVXVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

■        Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

■        Практические работы

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Тема 3. Земля (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

■        Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

■        Практические работы

Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (18 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

■   Практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей,    чучел,    гербариев    и    др.)

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Тема 5. Человек на Земле (14 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

■   Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Самостоятельная работа, ч.

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1.

Введение. Изучение природы.

3

1, 25

1.1

Введение. Науки о природе.

Изучение нового материала

1

1

1.2

Методы изучения природы.

Комбинированный

1

0,25

1.3

Великие естествоиспытатели.

Комбинированный

1

2.

Вселенная

15

7

2.1

Вселенная. Как древние люди представляли себе вселенную.

Изучение нового материала

1

0,5

2.2

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Комбинированный

1

0,5

2.3

Н. Коперник, его модель Вселенной.

Комбинированный

1

0,5

2.4

Дж. Бруно и Г. Галилей, их роль в развитии и пропаганде

 идей Н. Коперника.

Комбинированный

1

0,25

2.5

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.

Комбинированный

1

0,25

2.6

Планеты – гиганты.

Комбинированный

1

0,5

2.7

Спутники планет

Комбинированный

1

0,5

2.8

Астероиды. Кометы.

Комбинированный

1

0,25

2.9

Метеоры. Метеориты.

Комбинированный

1

0,25

2.10

Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда.

Комбинированный

1

0,25

2.11

Многообразие звёзд.

Комбинированный

1

0,25

2.12

Созвездия. Практическая работа №1. Определение по карте созвездий Северного полушария.

Практическая работа

1

1

2.13

Галактики. Световой год.

Изучение нового материала

1

2.14

Обобщающий урок.

Комбинированный

1

1

2.15

Контрольная работа «Вселенная»

Контрольная работа

1

3.

Земля

18

5,5

3.1

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

Изучение нового материала

1

0,25

3.2

Внутреннее строение Земли.

Комбинированный

1

0,25

3.3

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Практическая работа №2 . Описание минералов и горных пород, определение их свойств.

Практическая работа

1

1

3.4

Вещества в окружающем мире.

Изучение нового материала

1

3.5

Явления в окружающем мире.

Комбинированный

1

0,25

3.6

Землетрясения

Комбинированный

1

0,25

3.7

Вулканы

Комбинированный

1

3.8

В царстве беспокойной Земли.

Комбинированный

1

0,5

3.9

Суша планеты

Изучение нового материала

1

0,25

3.10

Суша планеты. Практическая работа №3. Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных вершин.

Практическая работа

1

1

3.11

Атмосфера Земли

Изучение нового материала

1

3.12

Погода. Климат.

Комбинированный

1

0,5

3.13

Ураганы. Смерчи.

Комбинированный

1

0,25

3.14

Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.

Комбинированный

1

0,5

3.15

Воды суши.

Комбинированный

1

0,25

3.16

Гидросфера Земли. Практическая работа № 4. Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию, крупных рек.

Практическая работа

1

1

3.17

Уникальность планеты Земля.

Комбинированный

1

0,25

3.18

Контрольная работа «Планета Земля».

Контрольная работа

1

4.

Жизнь на Земле

18

5

4.1

Развитие жизни на Земле.

Изучение нового материала

1

4.2

Животные прошлого. Динозавры.

Комбинированный

1

0,5

4.3

Живые клетки.

Комбинированный

1

0,25

4.4

Строение клетки.

Комбинированный

1

0,25

4.5

Строение клетки. Практическая работа №5. Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на  готовых препаратах.

Практическая работа

1

1

4.6

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

Изучение нового материала

1

4.7

Многоклеточные организмы (грибы, растения).

Комбинированный

1

0,25

4.8

Практическая работа №6. Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.

Практическая работа

1

1

4.9

Беспозвоночные и позвоночные животные.

Комбинированный

1

0,25

4.10

Среды обитания организмов. Наземно – воздушная среда.

Изучение нового материала

1

4.11

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Комбинированный

1

0,25

4.12

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Комбинированный

1

0,25

4.13

Жизнь на разных материках.

Комбинированный

1

0,5

4.14

4.15

Природные зоны Земли.

Комбинированный

2

0,25

4.16

4.17

Жизнь в морях и океанах.

Комбинированный

2

0,25

4.18

Контрольная работа «Жизнь на Земле».

Контрольная работа

1

5.

Человек на Земле.

14

3

5.1

Происхождение человека.

Изучение нового материала

1

5.2

Первые люди.

Комбинированный

1

0,25

5.3

История географических открытий. Открытие Америки, Австралии и Антарктиды.

Комбинированный

1

0,25

5.4

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

Комбинированный

1

0,25

5.5

Как человек изменил Землю.

Изучение нового материала

1

5.6

Кислотные дожди.

Комбинированный

1

0,25

5.7

Озоновая дыра и парниковый эффект.

Комбинированный

1

0,25

5.8

Жизнь под угрозой.

Комбинированный

1

0,25

5.9

Опустынивание и его причины. Защита земель от опустынивания.

Комбинированный

1

0,25

5.10

Здоровья человека и безопасность жизни.

Изучение нового материала

1

5.11

Ядовитые животные и растения.

Комбинированный

1

0,5

5.12

Охрана животных и растений.

Комбинированный

1

0,5

5.13

Человек на Земле.

Комбинированный

1

0,25

5.14

Контрольная работа «Человек на Земле».

Контрольная работа

1

ИТОГО:

68

14,75

Содержание практической деятельности

Тематика практических работ:

  1. Определение по карте созвездий Северного полушария.
  2. Описание минералов и горных пород, определение их свойств.
  3. Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных вершин.
  4. Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию, крупных рек.
  5. Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.
  6. Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.

В процессе учебной деятельности учащиеся приобретают умения. Под умением понимаем такое сочетание знаний и навыков, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности. Умения классифицируем на две группы: обобщённые, проявляющиеся при выполнении любой деятельности (умение планировать свою работу, проводить анализ, сравнение, рассматривать явление с различных точек зрения и многие другие) и специфические, проявляющиеся на уроках по различным предметам.

Многие умения формируются в процессе выполнения практических работ.

Практическая работа №1

по теме «Определение по карте созвездий Северного полушария»

Задание: найдите на карте звёздного неба созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи.

Найдите Полярную звезду в созвездии Малой Медведицы.

Зарисуйте понравившиеся созвездия в тетрадь.

Практическая работа № 2

по теме  «Ознакомление со свойствами горных пород и минералов»

Цель: описать свойства горных пород и минералов по плану

Оборудование: набор горных пород

Свойства

Графит

Известняк

Торф

Вулканичес

кое стекло

1.Цвет

2. Блеск

(без блеска, металлический блеск, стеклянный, жирный)

3. Прозрачность (прозрачные – пропускают свет, не прозрачные – не пропускают солнечный свет, полупрозрачные – пропускают через тонкий срез)

4. Твёрдость (твёрдые, рыхлые, жидкие, газообразные, слоистые, пористые, др.)

5. Особые свойства (горючесть, происхождение, др.)

Практическая работа № 3

по теме «На контурной карте подписать крупнейшие  вершины и реки материков»

Цель: научиться работать с контурной карте; закрепить знания работы с картами и географическими объектами.

Оборудование: контурная карта и физическая карта России и мира

Инструктивная карточка

     1.  Используя  карты  атласа,  на  контурной  карте  полушарий  нанесите  простым  карандашом  крупнейшие  горы  и  вершины  и реки  Земли:

  1. Гималаи (Джомолунгма)
  2. Кавказ (Эверест)
  3. Алтай (Белуха)
  4. Анды (Аконкагуа)
  5. Кордильеры (Мак – Кинли)
  6. Водораздельный хребет (Косцюшко)
  7. Влк. Килиманджаро
  8. Атлас
  9. Амазонка
  10. Обь
  11. Волга
  12. Миссисипи
  13. Муррей
  14. Лена
  15. Енисей
  16. Янцзы
  17. Хуанхе
  18. Инд
  19. Ганг
  20. Нил
  21. Конго

Практическая работа № 4

по теме «На контурной карте  подписать океаны и моря, омывающие территории России, крупные реки страны»

Цель: закрепить знания при работе с картами.

Оборудование: контурная карта и физическая карта России

Инструктивная карточка

Нанесите на контурную карту России следующие объекты:

Океаны:

  1. Тихий
  2. Северный Ледовитый

Моря:

  1. Баренцево
  2. Балтийское
  3. Лаптевых
  4. Карское
  5. Белое
  6. Чукотское
  7. Восточно – Сибирское
  8. Берингово
  9. Охотское
  10. Японское
  11. Черное
  12. Азовское
  13. Каспийское

Реки:

  1. Волга
  2. Обь
  3. Енисей
  4. Лена
  5. Амур

Практическая работа №  5

по теме «Изучение устройства светового микроскопа  и рассматривание клеток готовых препаратов»

Цель: сформировать умения работать с микроскопом; научиться готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, пинцет, фильтровальная бумага, раствор йода, таблицы.

Инструктивная карточка

1. Какие увеличительные приборы вы знаете?

2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает?

3. Как устроен микроскоп?

4. Как узнать, какое увеличение дает микроскоп?

5. Опишите  правила работы с микроскопом?

6. Приготовить микропрепарат и рассмотреть его под микроскопом, зарисовать увиденное

 «Рассматривание  под микроскопом одноклеточных организмов»

Цель: рассмотреть под микроскопом одноклеточных животных, выявить сходства и различия.

Оборудование: микропрепараты одноклеточных организмов (инфузория – туфелька, амеба, эвглена зеленая)

Инструктивная карточка

  1. Рассмотреть внешний вид одноклеточных организмов
  2. Зарисовать  увиденное.

     3.Подвести итог работе, охарактеризовав  сходства и различия одноклеточных организмов

Практическая работа №  6

по теме «Исследование  разнообразия растений  с использованием  гербарных экземпляров»

Цель: ознакомится с разнообразием растений.

Оборудование: гербарные материалы

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите предложенные вам растения.

2. Выясните, какие жизненные формы представлены в данных растениях

3. Заполните таблицу

Название растений

Жизненная форма

Где встречается?

Контрольно – измерительный материал

Контрольная  работа по теме «Вселенная»

Вариант 1

  1. Что такое Вселенная: а) Небесные тела; б)  Космическое пространство и все, что его заполняет;      в)  Планета Земля; г)  Планеты, которые вращаются вокруг Солнца?
  2. Модель  Вселенной,   центром   которой  является   Солнце, а вокруг него вращаются планеты,   впервые создал: а)  Аристотель; б) Птолемей; в) Галилей;                  г) Коперник?
  3. К небесным телам относятся: а) Растение звездчатка и Земля; б) Астероид Церера и Солнце;                   в) Морская звезда и комета Галлея; г) Тунгусский метеорит и звезды Московского кремля?
  4. Звезды светят, потому что: а) Отражают свет Солнца; б) Отражают свет, идущий от Земли;                        в) Состоят из раскаленных веществ; г) Появляются на небе ночью?
  5. В Солнечной системе вокруг Солнца движутся:  а) 9 планет; б)  7 планет; в) 11 планет;                              г)  Множество планет?
  6. К планетам земной группы относятся: а) Юпитер и Меркурий; б) Уран и Плутон;                                         в) Сатурн и Земля; г) Марс и Венера?

             Проверочная работа по теме «Вселенная»

Вариант 2

  1. Какой древние индийцы представляли Землю: а) Круглая, в виде диска;                                                                б) Плоская, опирается на спины слонов; в) Гора, со всех сторон, окруженная морем; г) В форме шара?
  2. Аристотель считал, что в центре Вселенной находится: а) Солнце; б) Луна; в) Земля;                г) Звезды?
  3. Звезды — это небесные тела, которые: а) Светят отраженным светом;                                     б) Светят собственным светом; в) Вращаются вокруг Солнца; г) Вращаются вокруг Земли?
  4. К планетам-гигантам относятся: а) Юпитер и Марс; б) Уран и Нептун;                                                 в) Сатурн и Меркурий; г)  Плутон и Венера?
  5. Самая близкая к Солнцу планета: а) Меркурий; б) Марс; в)  Земля;                                              г) Венера?
  6. Самая близкая к Земле звезда: а)  Полярная; б) Сириус; в) Бетельгейзе;                                     г) Солнце?

Контрольная  работа по теме «Планета Земля»

Вариант 1

  1. Планеты образовались в результате катастрофы, столкновение кометы с Солнцем. Это точка зрения: а) Лапласа; б) Бюффона; в) Канта;                            г) Шмидта?
  2. Атмосфера это... а) Водная оболочка Земли; б) Каменная оболочка Земли;                                  в) Воздушная оболочка Земли; г) Все живые организмы, населяющие Землю?
  3. Почва образовалась в процессе выветривания: а) Горных пород ; б) Глины; в) Песка;                      г)    Гранита?
  4. Какое свойство магнитного железняка заставляет отклоняться
    стрелку компаса:
    а) Ковкость; б) Тягучесть; в) Металлический блеск; г) Свойство магнита?
  5. Какие материки полностью расположены в Южном полушарии:  а) Евразия и Австралия;                    б)  Антарктида и Австралия; в) Евразия и Южная Америка;  г) Северная Америка и Африка?
  6. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, где географические объекты даны с помощью условных знаков, называется: а) Глобус ; б) Планшет;                                                                  в)  Географическая карта; г) Рисунок?

Контрольная  работа по теме «Планета Земля»

Вариант 2

  1. Солнечная система образовалась из холодного пылевого облака. Это гипотеза:                         а) Лапласа; б) Бюффона; в) Канта; г) Шмидта?
  2. Гидросфера это... а) Водная оболочка Земли; б) Каменная оболочка Земли;                            в) Воздушная оболочка Земли; г) Все живые организмы, населяющие Землю?
  3. Состав почвы: а) Горные породы и перегной; б) Камни и вода; в) Глина, песок, перегной, воздух, вода; г) Перегной?
  4. Руда – это полезное ископаемое из которого получают: а) Цемент; б) Удобрения;                                   в)  Металлы; г) Нефть?
  5. На каком материке протекает самая длинная река в мире и как она называется:                                                                   а) Африка, Нил; б) Южная Америка, Амазонка; в) Евразия, Янцзы; г) Северная Америка, Миссисипи?
  6. На каком материке находится самое глубокое озеро в мире и
    как оно называется:
     а) Африка, Виктория; б)  Австралия, Эйр; в) Евразия. Байкал;                     г) Северная Америка, Мичиган?

Контрольная  работа по теме «Планета Земля»

Вариант 3

  1. Солнце и планеты возникли из раскаленного вращающегося газового облака. Это гипотеза: а)  Лапласа; б)  Бюффона; в) Канта; г) Шмидта?
  2. К какой горной породе относится данное описание? «Плотный камень белого или светло-серого цвета, вскипает под действием кислоты»:   а) Гранит; б)   Известняк;  в)  Кварцит ;                     г) Базальт?
  3. К нерудным полезным ископаемым относится: а) Поваренная соль; б) Медный колчедан;                    в) Бурый железняк; г) Цинковая обманка?
  4. Группа островов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, называется:          а) Материк; б) Остров; в) Архипелаг; г) Часть света?
  5. Как называется высочайшая вершина мира и на каком материке она расположена:                   а) Килиманджаро, Африка; б) Мак-Кинли, Северная Америка;      в) Аконкагуа, Южная Америка; г) Джомолунгма, Евразия?
  6. Земля состоит из: а) Ядра и мантии; б) Ядра, мантии и земной коры; в) Мантии и земной коры; г) Ядра и земной коры?

Контрольная  работа по теме «Планета Земля»

Вариант 4

  1. Частицы  холодной пыли и замерзшего газа, вращаясь вокруг Солнца, образовали планеты Солнечной системы. Это точка зрения: а) Лапласа; б) Бюффона; в) Канта; г)   Шмидта?
  2. Известняк — это горная порода: а) Магматическая; б) Осадочная;                                                         в) Метаморфическая; г) Химогенная?
  3. Темный цвет почвы зависит от: а) Глины; б) Воды; в) Песка;   г) Перегноя?
  4. Место наибольшего проявления землетрясения на поверхности Земли называется:               а) Сейсмографом; б) Очагом; в) Эпицентром; г) Жерлом?
  5. Какой остров на нашей планете самый крупный: а) Мадагаскар; б) Гренландия;                   в)    Сахалин; г) Куба?
  6. Сколько материков на Земле: а) 4; б) 5; в) 6; г) 7?

Контрольная  работа по теме «Планета Земля»

Вариант 5

  1. Литосфера это...а) Водная оболочка Земли; б) Каменная оболочка Земли;                                    в) Воздушная оболочка Земли; г) Все живые организмы, населяющие Землю?
  2. Процесс разрушения горных пород под действием внешних факторов называется:                         а) Землетрясением; б)  Выветриванием; в) Оползнем; г) Рекультивацией?
  3. К рудным полезным ископаемым относится: а)  Нефть; б) Бурый железняк;                                      в)   Каменный уголь; г) Торф?
  4. Действующий вулкан Ключевская Сопка находится: а) На Камчатке; б) В Индонезии; в) На Курильских островах ; г)  В Японии?
  5. На каком материке протекает самая полноводная река в мире
    и как она называется:
     а) Африка, Нил; б) Южная Америка, Амазонка; в) Евразия, Янцзы;               г) Северная Америка, Миссисипи?
  6. На каком материке находится наша страна: а) Евразия; б) Антарктида;                                            в) Северная Америка; г) Австралия?

Контрольная  работа по теме «Человек на Земле»

Вариант1

1. Сколько лет назад вымерли динозавры: а) 2 млн лет; б)  65 млн лет; в)   500 млн лет; г) 225 млн лет?

2. Первые домашние животные появились у: а) Человека умелого; б) Неандертальца;  в) Человека      прямоходящего; г) Кроманьонца?

3. Первое кругосветное путешествие совершил: а)  М. Лазарев; б) Р. Амундсен; в) X. Колумб;                       г) Ф. Магеллан?

        4. Пластиковая посуда и полиэтиленовые пакеты не разлагаются
в природе, так как: а) Их очень много производят; б) Они сделаны из очень прочного материала; в) Не впитывают воду; г) Нет бактерий, разлагающих их в природе?

    5. Какое растение занесено в список редких и исчезающих: а) Эвкалипт; б) Секвойя;                                                                             в)     Береза; г)  Кедр?

Вариант 2

1. Сколько лет назад появились первые люди: а) 2 млн лет; б)  65 млн лет; в) 500 млн лет;                          г)     225 млн лет?

2. Орудия труда из рогов и костей стали изготавливать: а) Человек умелый;                                      б) Неандерталец; в) Человек прямоходящий; г) Кроманьонец?

3. Пролив между Азией и Америкой открыл:  а) В. Беринг; б)  Н. Пржевальский; в) А. Никитин?

4. Значение озонового слоя: а) Защищает Землю от переохлаждения; б) Необходим для дыхания животных; в) Защищает от космического излучения; г) Имеет эстетическое значение?

   5. Причины исчезновения живых организмов: а) Прямое истребление; б) Уничтожение мест обитания; в) Загрязнение окружающей среды; г) Все перечисленное?

Вариант 3

1. Общими предками человека и человекообразных обезьян были: а) Шимпанзе;                                                б) Австралопитеки; в) Гориллы; г) Дриопитеки?

2. Америку открыл: а) В. Янсзон; б) Д. Кук ; в)  X. Колумб; г) Ф. Магеллан

3. Что такое биосфера: а) Воздушная оболочка Земли; б) Водная оболочка Земли;                                   в) Оболочка, населенная живыми организмами; г) Сфера, созданная человеком?

4. Повышение содержания какого газа в атмосфере приводит
к парниковому эффекту:
а) Кислорода; б) Азота; в) Инертных газов; г) Углекислого газа?

5. Как называется книга, в которую занесены названия редких
и исчезающих видов живых организмов
: а) Зеленая; б) Черная; в) Красная;                                             г)   Природоохранная?

Вариант 4

  1. Первые люди относились к виду:  а) Человек умелый; б)  Неандерталец; в) Человек прямоходящий; г)   Кроманьонец?
  2. Австралию открыл:  а) В. Янсзон; б) Д. Кук; в) X. Колумб; г) Ф. Магеллан?
  3. Что такое атмосфера: а) Воздушная оболочка Земли; б)  Водная оболочка Земли;                        в) Оболочка, населенная живыми организмами; г)  Сфера, созданная человеком
  4. К каким последствиям приведет разрушение озонового слоя:  а) Повысится температура на Земле; б)  Погибнет все живое ;   в)  Разрушатся памятники и здания;                                                   г) Поднимется уровень моря?
  5. Почему происходит опустынивание:  а) Распашка степей; б)  Чрезмерный выпас овец;                   в)  Тонкий плодородный слой почвы; г)  Все перечисленное?

Вариант 5

  1. Все живущие сейчас на Земле люди относятся к одному виду:  а) Человек умелый;                                б) Человек разумный; в)  Человек прямоходящий; г)   Австралопитек?

2. Антарктиду открыли:  а) В. Янсзон и Д. Кук; б)  X. Колумб и Ф. Магеллан; в)  Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев; г)  Васко да Гама?

3. Что такое ядохимикаты: а) Радиоактивные вещества; б) Вещества, созданные для борьбы с вредителями; в) Удобрения; г) Лекарственные препараты?

4. Какое животное было уничтожено человеком: а) Утконос; б) Белый медведь;                                        в)        Тарпан; г) Зубр?

5. Как называется книга, в которую занесены названия редких
и исчезающих видов живых организмов:
 а) Зеленая; б) Черная; в) Красная ;                                      г) Природоохранная?

Материально – техническое обеспечение:

  1. Таблицы и плакаты (Схема солнечной системы; круговорот воды в природе; строение растительной клетки; строение животной клетки; строение микроскопа; природные зоны).
  2. Карты (физическая карта полушарий Земли; физическая карта России; природные зоны Земли; ).
  3. Технические средства обучения (компьютер, проектор, принтер).
  4. Натуральные объекты (коллекция минералов; гербарий растений; муляжи грибов; глобус Земли; коллекция насекомых; ).

Список литературы:


Основная литература :

1. Плешаков А.А., Сонин Н.И.,«Природоведение» (Учебник). - М.: Дрофа, 2005.

2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природовеление (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2005.

3. Плешаков А.А., Сонин Н.И.,Природовеление (Альбом-задачник). - М.: Дрофа, 2005.

4. Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2002.

5. Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2002.

Дополнительная литература:

1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

4. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

5. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

Методическая литература:

1. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.

2. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

3. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические карты. - М.: Дрофа, 2005.

4. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.

5. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

6. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

7. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.

8. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.

9. Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005.

10. Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...

Рабочая программа учебного курса 6 класс

quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...

Рабочая программа учебного курса 8 класс

quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...

Рабочая программу учебного курса 9 класс

Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....

Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"

Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...