Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Единство живой и неживой природы.

Задачи урока: Сформировать знания о целостной картине материального мира, ввести понятия «вещество», «молекула», «атом». Развивать умения и навыки анализа,   синтеза, обобщения. Формировать научно-материалистическое мировозрение, воспитывать культуру труда на уроке.

Ход урока:

1.Стадия вызова:

1.1 Парная работа. Рассмотри репродукции картин Н. С. Крылова «Русская зима» и Н. К. Саврасова «Пейзаж с радугой». Выделите и назовите тела живой и неживой природы. Представьте и  аргументируйте свой выбор.

По ходу обсуждаются вопросы: Какие среды обитания изображены на картинах? Какие живые организмы вы бы дорисовали на этих картинах, если бы могли? О каких средах обитания не вспомнили во время обсуждения? Известны ли вам картины где изображены водная и почвенная среды обитания?

1.2 Физминутка.

1.3 сообщение темы и задач урока.

2.Стадия осмысления:

Объяснение нового материала в виде проблемного диалога:

2.1 ? Рассмотрим рис №13 стр12 учебника и ответим на вопрос:  Что общего между телами живой и неживой природы?  Формулируем ответ: тела живой и неживой природы можно характеризовать по общим признакам: высоте, длине, ширине(размер),  форме, цвету, объему, массе.

? Почему тела можно характеризовать по общим признакам?

Ответ: Тела состоят из веществ, которые встречаются как в живой природе, так и в неживой.

Демонстрация опыта: Нагревание поваренной соли и сахара.

? В чем разница  между поведением этих веществ?

Ответ: при нагревании соли – изменений не наблюдаем. При нагревании сахара происходит обугливание и горение вещества.

? Как получают знакомые вам соль и сахар?

Ответ: Соль добывают из месторождений или воды соленых озер. Сахар получают из сахарной свеклы или сахарного тростника.

Учитель дает определение под запись в тетрадь определение «органического» и «неорганического»  веществ.

2.2. Физминутка.

2.3  Организация УМШ.  Работа в 6 группах. Задание группам: Рассортируйте предложенные предметы на две группы – органические вещества и неорганические вещества. У каждой группы на столе в лотках  выложены: гвоздь, стекло, кусочек хлеба, древесина, зерна фасоли, кнопка, полоска бумаги, простой карандаш.

Группы представляют свои варианты сортировки, объясняя свой выбор.

Проблемная ситуация состоит в том, что карандаш состоит из древесины ( органическое вещество) и графитового стержня (неорганическое вещество).

Вывод: Живая и неживая природа находятся в тесном взаимодействии друг с другом, зачастую они неотделимы. Живые организмы не могут существовать без неживой природы, при этом постоянно влияют на нее.

2.4 Физминутка.

2.5 ? А из чего состоят вещества?

Демонстрация опыта: Растворение и разбавление раствора перманганата марганца (марганцовки).

Ответ: Крупинки марганцовки состоят из очень большого числа частиц, размеры которых чрезвычайно малы.  Это молекулы. Молекулы состоят из атомов.

Рассмотрите рис №18, 19 ,стр 17 учебника. Что изображено? Какие процессы происходят на рисунках?

Ответ: Молекулы могут распадаться на атомы, которые группируясь по – новому, образуют молекулы новых веществ.

Учитель  предлагаете прочесть стихи.

Из атомов мир создавала Природа.

Два атома легких взяла водорода.

Прибавила атом один кислорода

И получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды…

Стал кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения,

Жизнь появилась: дыханье, горение…

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере.

? О каких процессах, изученных на уроке,  идет речь в этих стихах?

Ответы: Об образовании молекул разных веществ из атомов, о взаимодействии живой и неживой природы, о значении атомов кислорода, о появлении первоначально неживой природы, а потом живой.

2.6 Физминутка.

3. Стадия рефлексии:

3.1  Выполните задание №2 в печатной тетради §3, стр 7.

3.2  Подведение итогов урока. Домашнее задание  §3, п/т §3, задание №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"

Урок  природоведения по теме  "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....

Развёрнутый план открытого урока "Массы тел в живой и неживой природе"

Взаимодействие разных тележек (опыт). Различные скорости таких тележек после взаимодействия. Большая скорость после взаимодействия у тележки с меньшей массой и наоборот....

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе"

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе" к учебнику Н.Д. Угриновича...

Световые явления в живой и неживой природе

презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...

УРОК1_Живая и неживая природа

В ходе этого урока учащиеся:выявят признаки живых организмовнаучатся сравнивать живые организмы от неживых телузнают, что живые организмы образованы другими веществами, не такими как неживые телапозна...

Экскурсия: «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»

Экскурсия: "Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами"Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях...