урок по природоведению "Уникальная планета Знмля"
план-конспект урока природоведения (5 класс) по теме

Елена Викторовна Чернякова

Разработка урока по природоведению по теме "Уникальная планета Земля". Конспект урока. Маршрутные листы для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по природоведению в 5 классе

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания учащихся о Земле.

Задачи:

  1. Общеобразовательная: сформировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках;
  2. Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся;
  3. Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Оборудование: маршрутные листы, справочные материалы, электронная

                            презентация, проектор, компьютеры, сайт «Небесные

                            тела солнечной системы», БЭНП «Природоведение»

Методы обучения: проблемный, наглядно-образный, диалогический,

                                  информационный, интерактивных рассказов.

Ход урока:

  1. Вступительная часть.

Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок. Вы будете путешественниками и исследователями, будете учиться анализировать и делать выводы, используя знания темы «Вселенная» и новые, которые получите на уроке. А раз урок наш необычный, то и начнем мы его необычно – с песни.

Звучит фонограмма первого куплета и припева песни ВИА «Земляне» «Трава у дома». На экране – фото Земли из космоса.

-Как вы думаете, о чем поется в этой песне? Почему в ней говорится, что Земля одна? В чем ее уникальность?

-Объявление темы и цели урока.

  1. Актуализация ранее полученных знаний. Ролевая игра «Космическая экспедиция»

Учитель. А может быть наша планета не уникальна, на других планетах тоже возможна жизнь, и люди в будущем смогут поменять место обитания? Сейчас вы отправитесь в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность существования человека, животных и растений на них.

-Первая команда – «Земляне» - полетят на Меркурий; вторая – «Россияне» - на Венеру; третья команда – «Дубровчане» - отправятся на Марс. Мы изучали эти планеты в теме «Вселенная», поэтому вам необходимо вспомнить, что вы уже знаете об этих планетах солнечной системы, а также проанализировать дополнительную информацию, которая находится на ваших бортовых компьютерах, сделать выводы и записать их в маршрутном листе. Время ограничено – 10 минут.

-Итак, все команды готовы. На старт. Поехали!

На экране фото стартующего корабля сменяется фото космической станции на орбите. Музыкальный фон.

Каждая группа работает с сайтом «Небесные тела Солнечной системы», выбирает необходимую информацию о своей планете, затем в программе БЭНП «Природоведение» оформляет отчет (слайд презентации)

Отчеты групп.

«Земляне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной - -100 оС из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.

«Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

«Дубровчане»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна!

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Какие же особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни? Ответы запишите в маршрутном листе.

По ходу ответов детей на экране появляются выводы.

  1. Расположение и движение земли в космическом пространстве:

-расстояние от Солнца – 150 млн. км;

-период обращения вокруг своей оси – 24 часа.

  1. Наличие атмосферы.
  2. Обладание большими запасами воды.
  3. Наличие почвы.

Учитель. Обсудите в группах и ответьте на вопросы в этапе №3 вашего маршрутного листа.(2 минуты).

Ответы групп.

Значение атмосферы для жизни на Земле:

  1. Защищает от метеоритов и опасного космического излучения
  2. Сохраняет тепло в ночные часы
  3. Обеспечивает живые организмы необходимым для дыхания кислородом
  4. Поставляет углекислый газ для питания растений
  5. Через атмосферу совершается круговорот воды

-Введение понятия «озоновый экран». Опережающее сообщение учащегося.

В атмосфере Земли на высоте 20-25 км расположен озоновый слой. Эта воздушная оболочка состоит из химической разновидности кислорода — озона. Она надежно защищает все живое на нашей планете от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не озоновый экран Земли, человеку было бы опасно находиться под солнечными лучами, так как ультрафиолет вызывает у людей опасные заболевания.

Значение гидросферы для жизни на Земле:

  1. Входит в состав всех живых организмов
  2. Является средой обитания
  3. Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ

Значение почвы для жизни на Земле:

  1. Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений
  2. Является средой обитания

По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.

  1. Закрепление знаний.

Тестовое задание по теме урока. Самооценка степени усвоения материала.

Учитель. Я предлагаю отправиться еще в одно виртуальное путешествие, на этот раз сказочное.

Интерактивная сказка «Приключения Росинки»

Однажды ранним утром на листочке одуванчика появилась капелька воды – Росинка. Она так обрадовалась своему рождению, ее окружал огромный мир, и Росинке захотелось немедленно с ним познакомиться.

Взошло солнышко. От теплых золотых лучей солнца Росинка почувствовала себя легкой-легкой, оторвалась от листочка и поднялась в воздух. Легкий ветерок перенес ее с луга к большому городу. И тут Росинка заметила, что Солнце светит не так ярко, а из многочисленных промышленных труб вырываются клубы густого едкого дыма. Росинка даже стала чихать. Чтобы спастись от дыма, она поднялась повыше, но оказалось, что там, на большой высоте, от Солнца приходит не только свет и тепло. От вредных выбросов озоновый слой так истончился, что образовалась озоновая дыра и через нее проникает губительное для всего живого ультрафиолетовое излучение. Оно так сильно обожгло Росинку, что той пришлось искать спасения в ближайшей реке.

Река Росинку тоже неприятно удивила. В ней не оказалось рыб, зато плавали бутылки, переливались мазутные пятна, и было еще много всякой гадости. От ужаса Росинка выпрыгнула снова в воздух атмосферы. Еле успела отдышаться, как пошел ливень, и вместе с дождевыми каплями Росинка оказалась на поверхности почвы. Ливневые потоки легко размыли вытоптанную стадами коров почву, и грязный поток понес Росинку вниз по склону оврага. Изо всех сил она старалась выбраться, но ей никак не удавалось, пока на пути не попался корешок кустарника. Как насос всосал корешок Росинку внутрь, потом она стала подниматься вверх по стеблю, пока не попала в клетку листа. Здесь, наконец, она почувствовала себя спокойно и уютно и немедленно принялась за работу по созданию органических веществ. (сказка сопровождается слайдами)

Учитель. В чем мораль этой сказки?

-Чтобы Земля не потеряла способности поддерживать жизнь, необходимо сохранить все свойства земных оболочек, бережно относиться к природе. Мне хочется привести слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот почему, вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом» [1, с.16]

-Как вы можете поучаствовать в охране Мирового океана от загрязнения, ведь до ближайшего моря более 1000 километров? (охраняя реки, так как они впадают в океан)

-Можете ли вы участвовать в охране атмосферы от загрязнения? (экономить электроэнергию, беречь и восстанавливать леса, сдавать макулатуру)

-Как защитить почву от овражной эрозии? (сохранять леса, высаживать кустарники по склонам оврагов)

Вывод: чтобы сохранить природу Земли, необходимо бережно относиться к своей стране, к малой родине. Я не просто так назвала ваши команды Земляне, Россияне и Дубровчане. Охрана природы должна происходить на всех уровнях – глобальном общемировом, государственном – в каждой стране и местном – в каждом городе, поселке, деревне. Мне хочется верить, что вы теперь по-другому будете относиться к родной природе, к своей малой родине.

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Повторить материал темы «Земля». Творческое задание: сочинить песню, сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля»

А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Пример синквейна с урока:

Урок природоведения

Интересный, познавательный

Путешествовали, искали, узнавали

Быстро прошел урок.

Здорово!


Список использованных источников:

  1. Живое чудо сказки: сборник. – М.: Издательство «Книжный сад», при участии Фирмы «Витаком», 1992. – 432 с.: ISBN 5-85717-022-2

Источники фотографий, используемых в презентации к уроку:

  1. слайд №1, №3-№11 - CD-ROM  БЭНП «Природоведение»: ООО «Дрофа», 2004
  2. слайд № 14-№18 - CD-ROM «Экология: общий курс»: Центр ТСТО УПУ (УПИ), 1998. Издательство мультимедиа «Образ», 1998
  3. слайд №13 – Яндекс фото/ http://images.yandex.ru/yandsearch?p=73&text=%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&img_url=img1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F1%2F60%2F957%2F60957659_1277846030_morning_dew.jpg&rpt=simage
  4. слайд №19 - Яндекс фото/ http://images.yandex.ru/yandsearch?p=5&text=%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D1%8F%20%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&img_url=club.foto.ru%2Fgallery%2Fimages%2Fphoto%2F2009%2F07%2F09%2F1381958.jpg&rpt=simage
  5. слайд №1, №22-№28 – собственные автор: Чернякова Е.В.


Маршрутный лист

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5-   класса Дубровской №2 СОШ, команды «Земляне»

Ф.И._______________________________

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию сайта ««Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и обоснуйте  возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Меркурий

Вывод оформите в программе БЭНП «Природоведения» (слайд презентации)

Этап №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

Этап №3.Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какую роль для живого играет вода на планете?

1.Входит в состав________________________________________________________

2. Является______________________________________________________________

3. Обеспечивает процесс создания растениями _______________________________



Прослушайте и запишите ответы других групп.

Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных

                  ответов.

1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:

          а) наличию атмосферы;

          б) наличию воды;

          в) наличию почвы;

          г) положению Земли в космическом пространстве.

2. Озоновый слой предохраняет:

         а) планету от падения метеоритов;

         б) живые организмы от губительного излучения;

         в) планету от потери тепла.

3. Огромными запасами воды обладают:

         а) все планеты Солнечной системы;

         б) Земля и Меркурий;

         в) только Земля.

4. Средами обитания являются:

          а) почва;

          б) вода;

          в) воздух.

5. Почва обеспечивает растения:

          а) углекислым газом, необходимым для питания;

          б) светом;

          в) необходимыми для развития минеральными веществами.

Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.

Пять правильных ответов – оценка «5»

Четыре правильных ответов – оценка «4»

Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.

Итоговая оценка:

Этап №5. Домашнее задание.

Повторить материал темы «Земля»

Творческое задание: сочинить песню, сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля»


Маршрутный лист

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5-   класса Дубровской №2 СОШ, команды «Россияне»

Ф.И._______________________________

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию сайта ««Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Венере.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Венера

Вывод оформите в программе БЭНП «Природоведения» (слайд презентации)

Этап №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

Этап №3.Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какое значение для живого имеет атмосфера нашей планеты?

1.Защищает от____________________________________________________________

2.Сохраняет________________в ночные часы.

3.Обеспечивает живые организмы ______________, необходимым для_____________

4.Поставляет ________________________________для питания растений.

4. Через атмосферу совершается_____________________________________________

Прослушайте и запишите ответы других групп.

Маршрутный лист

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5-   класса Дубровской №2 СОШ, команды «Дубровчане»

Ф.И._______________________________

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию сайта ««Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и обоснуйте  возможность существования человека, животных и растений на Марсе.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Марс

Вывод оформите в программе БЭНП «Природоведения» (слайд презентации)

Этап №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

Этап №3.Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: каково значение почвы для жизни на Земле?

1.Содержит вещества, необходимые для_____________________________________

2. Является______________________________________________________________

Прослушайте и запишите выводы других групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по планете

Разработка урока, презентация и пояснительная записка- Вашему вниманию! Презентацию (38 слайдов) можно использовать для фронтальной работы со всем классом (несколькими классами) на ур...

Презентация к уроку "Предложение. Уникальность планеты Земля"

Презентация к уроку  "Предложение. уникальность планеты Земля"....

презентация к уроку природоведения "Уникальная планета Земля"

презентация к уроку природоведения "Уникальная планета Земля"...

Урок внеклассного чтения "Планета любви Мэри Софианиди"

Наша школа является школой горно-промышленного направления. С 10 класса вводятся такие предметы,  как «Основы геологии» и «Основы горного дела». Мы, учителя гуманитарных предметов, стараемс...

Презентация к уроку "Полет на планету МИФ" по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости».

Презентация к уроку "Полет на планету МИФ" по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости»....

Урок 2. Рисуем планеты в графическом редакторе GIMP

В этом уроке я расскажу как создать и добавить к основе звёздного неба изображения планет. [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"4513701","attributes":{"alt":"","class":"media-image","...

Презентация к уроку на тему "Планеты"

Данную презентацию можно использовать в качестве дополнительного материала в 8 классе при изучении темы "Планеты"....