Вода в природе.
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

Черкашина Татьяна Федоровна

Методическая разработка урока природоведения в 5 классе для учащихся, осваивающих программу Природоведение авторов Плешаков А.А., Сонин Н.И. на базовом уровне. Урок-путешествие по карте, в ходе которого учащиеся обсуждают роль воды в природе и жизни человека, учатся работать с картой, работают над заданиями, способствующими развитию творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_v_prirode-1.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание биологии. Природоведение, 5 класс

Методическая разработка урока

«Вода в природе»

природоведение 5 класс

(урок-путешествие по карте)

урок разработала: Черкашина Т.Ф.,

учитель биологии и химии.


Урок предназначен для учащихся 5 класса, осваивающих программу Сонина Н.И., Плешакова А.А.по природоведению (базовый уровень)

Материал урока способствует развитию творческих способностей учащихся, умению работать с картой, логически связно составлять рассказ, высказывать и защищать свою точку зрения.

В подборке материала много внимания уделено использованию краеведческого материала.


  1. Тема  «Вода  в природе»

( урок – путешествие по карте)

Цель:

 Познакомить  с ролью воды в природе и жизни человека,  с различными состояниями воды.

Научить бережно относиться к воде.

Осуществлять творческий подход к ведению урока, развивать индивидуальные способности учащихся.

Закрепить знания о воде.

Учить работать с картой.

Оборудование: 

атласы, карты России и мира, вода в стакане.

Девиз урока:  «Без воды не было бы и жизни на Земле»

Введение. Сегодня на уроке мы с вами вспомним всё, что знаем о воде, попутешествуем по карте по морям и океанам, узнаем о том, как нужно охранять воду.

Итак, в путь по гидросфере.

Все путешественники прежде чем отправляться в путешествие в неизведанные страны, сначала  изучают карту. Мы с вами поступим так же.

Этап 1. Работа с картой.

Что такое гидросфера? (водная оболочка  Земли)

Что  она включает в себя? (океаны, моря, реки…)

Какие океаны входят в мировой океан? Назовите и покажите на карте (дети показывают на карте и глобусе океаны, говорят, какие материки они омывают)

А как называется часть океана, вдающаяся в сушу? (море)

Покажите  на карте и назовите моря, омывающие территорию России

В моря текут реки. Покажите на карте крупнейшие реки России – Лену, Енисей, Обь, Волгу.

Молодцы, умеете ориентироваться на карте. Теперь мы можем отправляться в путь.

Этап 2. Путешествие по карте.

Мы с вами живём в селе Красный Куток. Отсюда мы и отправимся в путешествие по морям и океанам. Мы идём сначала вдоль речек,  текущих по селу. Это реки Локня и Готня. Мы идём 2 группами, каждый вдоль той реки, около которой живёт и встретимся на их слиянии. Вместе пойдём до Ворсклы, куда они впадают. Сядем в лодку и поплывём. Давайте посмотрим, какая вода в этих реках? (грязная) Почему  она такая грязная, как вы думаете? Что можно сделать, чтобы вода в реках была чище? ( охранять воду)

Дальше мы плывём по Ворскле. Она впадает в Днепр, и по Днепру мы приплывём в Чёрное море. Какая вода в морях и океанах на вкус?  (солёная) А какая вода в реках?  (пресная) А ещё бывает дистиллированная вода – не содержащая солей. Где в природе бывает дистиллированная вода?  (дождь, снег)  Послушайте, как о воде написал поэт Е. Евтушенко:

        

        Вода благоволила литься.

        Она блистала, столь чиста,

        Что не умыться, не напиться

        И это было неспроста.

        Ей не хватало ивы, тала

        И горечи цветущих лоз,

        Ей водорослей не хватало,

        И рыбы, жирной от стрекоз.

        Ей не хватало быть волнистой,

        Ей не хватало течь везде…

        Ей жизни не хватало, чистой,

        Дистиллированной воде!

Закончим своё путешествие, вернёмся домой, и послушаем сказки о воде, которые вы сочиняли к этому уроку.

Вода на земле есть всегда. Почему? Потому что в природе проходит её круговорот

        Этап 3. Рассказы путешественников.

Сообщение учащегося о круговороте воды в природе (журнал «Свирель», 1998 год, № 3).

Стихи о круговороте воды.

(сочиняли дети, зачитывают 2-3).

Долгими вечерами в путешествии мы сочиняем сказки о путешествии капли воды. Послушаем их.

(рассказы 2-3 учеников о путешествии капли)

        Этап 4. Рассказы бывалого путешественника.

Пора послушать рассказы бывалого путешественника – барона Мюнхгаузена. Мы должны разобраться, что в его рассказах правда, а что – выдумка.

        1. Однажды барон Мюнхгаузен плыл по Индийскому океану на  корабле. Была прекрасная солнечная погода, жара. Барон зачерпнул за бортом воды, вскипятил чай и пил его с заварными пирожными. И вдруг толчок, раздался громкий треск -  оказалось, что корабль его столкнулся  с огромным айсбергом.

(Ошибки: чай из морской  воды пить нельзя, в Индийском океане нет айсбергов).

        2. Путешествуя по Африке, барон чуть не утонул в болотах Сахары. (В Сахаре – пески)

        3. В Антарктиде чуть не умер от жажды в песках (там лёд)

        4. А когда был в Евразии, проплыл по самой длинной реке – Амазонке.

(Амазонка в Южной Америке, самая полноводная, а самая длинная – Нил, в Африке.)

Этап 5. Охрана вод.

Гидросфера – водная оболочка Земли. Вода на Земле занимает три четверти планеты.

Но пресной воды на Земле очень мало – всего 4%. Питьевой воды не хватает. Её надо беречь, экономно расходовать, не загрязнять. Что вы можете сделать для охраны  воды?

(учащиеся рассказывают)

Не забывайте, что вода – это жизнь.

Задание на дом:

Посчитайте, сколько воды расходует ваша семья, подумайте, как можно сократить расход воды. Напишите небольшое сочинение о том, как вы охраняете воду.

Итог урока, оценки, выводы.

Черкашина Татьяна Федоровна

МБОУ «Краснокутская основная общеобразовательная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.

Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по  программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...

Урок географии в 6 классе "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части"

Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.1)      обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидр...

Урок по теме: "Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе".

Данный урок проводится в 5 классе по предмету природоведение, который знакомит учащихся со свойствами воды как растворителя, учит готовить растворы соли в воде и взвеси мела в воде; формирует знания о...

Розробка уроку "Значення води у природі. Використання води людиною" (природознавство 5 клас)

Про значення й використання води для задоволення потреб людини, для життя на Землі....

"Вода.Вода в природе, способы очистки воды"

Урок природоведения в 5 классе (можно использовать как внеклассное мероприятие", в котором раскрывается роль воды в природе и жизни человека, способах очитки воды....