" Организационно-педагогические условия перевода предметных умений в универсальные на уроках природоведения"
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

        

Одно из познавательных универсальных умений – «умение вести наблюдение за природными объектами и явлениями, на их основе делать выводы об их сущностях, соотносить результаты наблюдения с прошлым опытом и личными представлениями, возможность менять свои представления в зависимости от новых результатов наблюдения и их анализа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ps_no_3.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

1

10 января 2011 года.  

Выступление на педагогическом совете № 3.

Тема педагогического совета: Общеучебные умения и навыки основа - успешности обучения.

Организационно-педагогические условия перевода предметных умений в общеучебные на уроках  природоведения.    

 Кузьмина М.И., учитель химии и биологии.

Для меня как учителя важной частью моей работы на уроках стало формирование  у  учащихся общеучебных  умений.  Ниже рассмотрим на конкретном  примере возможность создать на уроках природоведения условия для перевода предметных умений в универсальные.  Согласно проекту образовательного стандарта выпускник основной школы должен уметь «проводить наблюдения за ростом и развитием растений и животных, их поведением, сезонными изменениями в природе».

Одно из познавательных универсальных умений – «умение вести наблюдение за природными объектами и явлениями, на их основе делать выводы об их сущностях, соотносить результаты наблюдения с прошлым опытом и личными представлениями, возможность менять свои представления в зависимости от новых результатов наблюдения и их анализа».

Если в первой формулировке  перед нами предстаёт предметное умение  с непроявленным  целеполаганием, то во втором случае очевидно мировоззренческое значение универсального умения, так как оно ориентирует учащегося не вести наблюдение ради наблюдения, а стремиться выявить сущность (объекта или явления), соотнести это с личным опытом и своими ранее сформированными представлениями, которые и лежат в основе мировоззрения.

Обратившись к истории науки, можно заметить, что познание мира человеком начиналось всегда с непосредственного чувственного восприятия – наблюдения, затем наблюдения фиксировались (в той или иной форме) и использовались в дальнейшей деятельности человека. Интересно, что эта модель знакомства с реальным миром сохраняется у каждого человека.

По такому же принципу выстраивалось наблюдение в 5-х классах на уроках природоведения. Работа была длительной и включала несколько этапов.

2

1.Подготовка к наблюдению. В первом триместре 5-го класса  ребятам  предстояло провести достаточно длительное наблюдение за ростом корней и листьев лука. Прежде, чем ребята получили это задание, вместе с ними была проведена подготовительная работа, во время которой было необходимо совместно найти ответы на вопросы:

Что такое наблюдение?

Нужно ли кому-нибудь наблюдать в повседневной жизни?

А если нужно, то кому и зачем?

Каждый вопрос, который предлагался для обсуждения, сначала обсуждался в команде(2-3 минуты), а затем представитель команды озвучивал для всех мнение членов своей группы (если оно было единым) или несколько мнений (если людям в команде не удалось убедить друг друга в правильности своей точки зрения).

Все ответы детей сначала фиксировались на доске без всякого обсуждения (в режиме «мозгового штурма»). И только после выдвижения всех версий ответа на тот или иной вопрос, мы переходили к обсуждению состоятельности той или иной версии. В результате этих совместных обсуждений некоторые версии отметались, некоторые принимались (сразу или с некоторой корректировкой формулировки).

Вот некоторые варианты ответов учеников 5–х классов на вопрос «Что такое наблюдение?»:

- это изучение другого мира (после совместного обсуждения и уточнения была принята формулировка «изучение окружающего мира»);

Это уметь увидеть изменения в каких–либо объектах (после обсуждения было добавлено, что изменения могут происходить как во времени, то есть объект изменяется с течением времени, так и в пространстве, например, перемещение объекта);

Очевидно, что в этих высказываниях детей отражены все существенные признаки наблюдения как метода изучения биологических объектов. И выделить эти существенные признаки смогли ученики 5-х классов в первую неделю сентября практически без помощи учителя.

Роль учителя здесь состояла только в том, чтобы сначала спокойно принять все возможные  (и невозможные с его точки зрения) версии, а затем уточняющими вопросами помочь ученикам проанализировать их. Это и есть постановка ученика в активную позицию по отношению к своему образованию, к  его учебной деятельности; когда происходит совместное прояснение смыслов (что и зачем я делаю?)

3

Затем мы перешли к обсуждению следующего вопроса: «Кому и зачем нужно наблюдать?» Поиск ответа на этот вопрос занял гораздо больше времени, чем предыдущий. Большинство команд сразу выдало версию о том, что наблюдать нужно учёным-биологам для изучения природы.

А разве только биологи изучают природу? - поинтересовалась я.

Нет, ещё астрономы, геологи, экологи. Дальше количество версий росло, как снежный ком, потому что каждое слово рождало у ребят разные ассоциации.

Так, от астрономов мы перешли к космонавтам, лётчикам и путешественникам, водителям, милиционерам. Не забыли врачей наблюдающих за состоянием пациентов, учителей, наблюдающих за учениками…И тут Рита З. предложила свою версию  (которая направила ход мыслей остального класса в другое русло): «Наблюдать нужно артистам за повадками других людей, их движениями, что бы правильно играть это на сцене». И тут началось: писатели, художники, музыканты и т.д.

Место на доске закончилось. И тут я предложила ребятам найти какие-нибудь профессии, которым не нужна наблюдательность. Класс задумался. Минут 5 в командах шли споры, после которых на лицах многих ребят читалась растерянность. Было очевидно, что ответа у них нет.

Затем ход обсуждения  повернула на самих ребят.

-Хорошо, людям всех профессий необходимо наблюдать, хотя и каждому что-то своё. А вам, ученикам, 5-го класса, нужно наблюдать в вашей повседневной жизни? -  говорю я. – Ведь у вас сейчас никакой профессии нет и в ближайшие 5-7 лет – не будет.

Версии опять вернулись к урокам природоведения, вот на них-то, конечно нужно наблюдать.  

- Значит, вам наблюдать нужно только для того, чтобы хорошо учиться по природоведению? – уточняю я. – А за пределами школы это никому не нужно? Может быть, тогда не нужно тратить время на всякие там наблюдения?

И тут Настя Е.(очень тихая девочка) говорит:

- Нам тоже нужно наблюдать, для личной безопасности.

Таким образом, на этапе подготовки к проведению наблюдения с ребятами в ходе совместного обсуждения выясняется сущность и значимость наблюдения. Конечно,

4

все эти сведения можно сообщить ученикам в течение 3-5 минут, «сэкономив» при этом массу учебного времени и сил, но потеряв гораздо более важные вещи.

2.Выбор объекта наблюдения и способа фиксации своих наблюдений.

В связи с тем, что данное наблюдение было первым системным наблюдением, то выбор объекта был осуществлён мной. Объектом наблюдения для всех должен был стать обычный репчатый лук.

Как только  я сообщила, что для проверки их наблюдательности им предстоит провести самостоятельное наблюдение за луковицей, сразу посыпались вопросы от ребят:

- А что именно нужно наблюдать в луковице?

- А нужно записывать то, что увидишь?

- А как записывать? Или лучше рисовать?

- Сколько времени будем наблюдать?

Само по себе наличие такого рода вопросов говорит о наличии интереса ребят, их познавательной активности и осознанному отношению к предстоящей работе. Но учителю здесь важно не поддаться на эту «провокацию». Если учитель начнёт отвечать на все вопросы, то поисковая активность учащихся будет постепенно затухать.

Я ответила на один вопрос о времени наблюдения (3 недели). Все остальные вопросы были «возвращены» детям.

- А что именно нужно наблюдать в луковице?  ( Как растут корни и листья)

- А нужно записывать то, что увидишь?   (Здравый смысл подсказал, что записывать нужно, потому что за три недели можно всё забыть).

- А как записывать? Или лучше рисовать?

Учащиеся к этому времени уже освоили текстовую форму фиксации своих наблюдений, но посчитали, что в такой форме записывать будет не очень удобно. Кто – то из ребят предложил  использовать табличную форму. Название граф в таблице обсуждались опять-таки совместно. Я задала только 1 вопрос: « Что

5

конкретно можно наблюдать в росте корней и листьев лука?» Далее опять велась работа в режиме «мозгового штурма».

В результате родилась следующая таблица:

Дата

Кол-во

корней

Длина корня

(мах)

Кол-во листьев

Длина листа

(мах)

Условия

(свет, вода, t°С)

Рисунок

Примечания

Очевидно, что такую таблицу без труда составит любой учитель и предложит её своим ученикам. Но ценность этой таблицы не только в её конечном результате, но и в процессе её создания, где у учащегося есть реальные условия для приобретения опыта самостоятельной деятельности, начиная с этапа целеполагания и планирования своих шагов.

3.Наблюдение. Наблюдение проводилось детьми самостоятельно, в домашних условиях. Почему не в классе? Да потому, что это наблюдение было делом личной ответственности каждого ребёнка. Если бы все принесли свои луковицы в класс, то учитель так или иначе инициировал бы ежедневные измерения и фиксацию результатов. Конечно, в этом случае у  всех детей были бы максимально полные наблюдения, но осталось бы ощущение, что это нужно учителю, что это только его дело, его интерес. У учащегося не было бы возможности взять на себя ответственность за своё дело и его результаты.

Роль учителя по ходу наблюдения состояла в том, чтобы еженедельно интересоваться тем, как наблюдение проходит. Многие ребята, не дожидаясь моих вопросов о наблюдении, прибегали на переменах и говорили: «Представляете, а моя луковица дала уже 5 корней!»

4.Представление результатов.  По прошествии трёх недель на уроках природоведения  каждый принёс свою таблицу  наблюдений.  Наша работа началась с вопроса: «А что мы теперь с этим будем делать?». Обсудив это в командах, ребята выдвинули предположение, что:

- результаты работ можно сравнить между собой и найти, что у всех было одинаково, а что отличалось;

- собрав все результаты, можно найти средние значения роста корней и листьев;

6

- можно найти в классе самый «рослый»  лук (луковицу, которая дала больше всего корней, листьев).

Конечно, всё это можно и нужно сделать. Но как мы будем это делать? Текст отвергли сразу. Таблица? Может быть.

Решено было построить графики по таблице наблюдений. Графиков оказалось два: на одном из них была отражена зависимость длины корней  и листьев от продолжительности наблюдения, а на втором – зависимость количества корней и листьев от продолжительности наблюдения.

После того, как графики были сделаны, в каждой команде прошло их сравнение. Было отмечено, что у подавляющего большинства корни начали расти раньше листьев, а также, что длина и количество корней были большими, чем длина и количество листьев.

В процессе этой работы в самом не выигрышном положении оказались учащиеся, которые провели наблюдение неполностью,  так как их графики и таблицы были самыми маленькими и неинтересными. И здесь не требовалось никаких моральных наставлений с моей стороны, так как каждый из этих учеников испытал чувство некомфортности.  

Заканчивая анализ работы по наблюдению, кратко сформулирую инвариантные условия (то есть обязательные, которые нельзя изменить) для перевода предметного биологического умения вести наблюдение  в общеучебное познавательное умение.

1.Самому процессу наблюдения должна предшествовать подготовительная работа, во время которой учитель создаёт условия для выбора объекта наблюдения, осмысление учеником предстоящего процесса, его целей, задач и условий.

2.Наблюдение должно проводиться самим учеником.

3.Результаты и условия наблюдения должны систематически фиксироваться.

4.Учитель должен продумать условия (место и время), когда ученик сможет представить свой результат наблюдения, соотнести его  со своими представлениями, которые были у него до начала наблюдения и сравнить его с другими результатами.

5.Наблюдение должно проводиться до изучения темы, чтобы затем на уроках была возможность работать с вопросами детей в данной области биологии и опираться на их практический опыт.

7

6.Обязательна индивидуальная рефлексия ребёнка по поводу его деятельности, которая инициируется учителем: « Что ты наблюдал? Как ты наблюдал? Как ты думаешь, почему это происходит?» и т.д.

7.Принципиальная открытость (незаконченность) наблюдения, то есть при обсуждении результатов наблюдения и по мере порождения всё новых  и новых, вопросов, учащиеся должны видеть возможные пути продолжения работы.

 Своё выступление мне хотелось закончить словами Антуана де Сент-Экзюпери.

«Когда киркой работает каторжник, каждый её удар только унижает каторжника, но если кирка в руках изыскателя, каждый её удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это наёмный труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с другими людьми».

Для школьника пребывание в классе становится «каторгой», если оно лишено личного смысла, не является ступенькой на пути его развития, самопознания и познания окружающего мира. Задача учителя здесь – помочь ребёнку найти, увидеть свои смыслы в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-педагогические условия перевода предметных умений в общеучебные на уроках природоведения.

Организационно-педагогические условия перевода предметных умений в общеучебные на уроках  природоведения....

Перевод предметных умений в общеучебные умения школьника на уроках ИЗО

 «ПЕДАГОГИКА – не наука, а искусство: самое обширное, сложное,     самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опир...

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

Проект "Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе"

Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не д...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....

Организационно – педагогические условия подготовки учащихся к предметным олимпиадам.

Олимпиады  являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательск...