Проект "Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе"
проект по теме

Воротникова Надежда Владимировна, директор ОУ, Киселёва Екатерина Николаевна, учитель технологии

    Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не допускать или максимально снижать негативные последствия конфликтов, использовать их для позитивного решения возникающих проблем.

    Тем более, на современном этапе в образовании рост самосознания администрации и педагогов ОУ становится одновременно первой целью, средством и результатом работы руководителей школ в  управлении персоналом.  Повышение уровня самосознания - это самостоятельное самоуправление и управляемое на осознанном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов анализа и деятельности, необходимых для решения разнообразных педагогических задач и конфликтных ситуаций.

    Это побудило нас в необходимости более глубокого исследования проблемы с учетом существующего противоречия: между возрастающей потребностью современных руководителей образовательных учреждений в эффективном управлении педагогическим коллективом и относительно мало разработанными моделями управления персоналом в социальной сфере, в том числе в области конфликтного взаимодействия. Кроме того, в образовательном учреждении, на базе которого осуществлялся проект, стратегия разрешения конфликтов носила деструктивный характер, и конфликты не несли функцию общественного развития.

     Межличностные отношения в процессе конфликтов требовали регулировки, гармонизации, ведения к согласию. Актуальность проблемы для образовательного учреждения, на примере которого она приводится, очевидна. Во-первых,  влияние и использование способов успешного конструктивного разрешения конфликтов будет способствовать эффективности деятельности всего учреждения. Во-вторых, исследование причин и условий возникновения конфликтов позволит выработать конструктивные пути их устранения, что в свою очередь обеспечит сплоченность и стабильность всего педколлектива, деятельность на повышение качества образования в целом. Результаты исследований могут быть использованы с целью дальнейшей профилактики конфликтов в данном образовательном учреждении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наименование

проекта

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»

«Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом  коллективе».

Разработчики

проекта

Воротникова Надежда Владимировна, директор школы,

Киселёва Екатерина Николаевна, педагог-психолог.

Актуальность и основание для принятия решения о разработке и внедрении  проекта

  Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не допускать или максимально снижать негативные последствия конфликтов, использовать их для позитивного решения возникающих проблем.

 Тем более, на современном этапе в образовании рост самосознания администрации и педагогов ОУ становится одновременно первой целью, средством и результатом работы руководителей школ в  управлении персоналом.  Повышение уровня самосознания - это самостоятельное самоуправление и управляемое на осознанном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов анализа и деятельности, необходимых для решения разнообразных педагогических задач и конфликтных ситуаций.

 Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что практический аспект управления конфликтами в современном педагогическом коллективе еще недостаточно изучен и научно обоснован. Руководителей ОУ этому не обучают. В программах повышения квалификации для данной категории специалистов этот аспект, как правило, не представлен, либо представлен слабо.

 Это побудило нас в необходимости более глубокого исследования проблемы с учетом существующего противоречия: между возрастающей потребностью современных руководителей образовательных учреждений в эффективном управлении педагогическим коллективом и относительно мало разработанными моделями управления персоналом в социальной сфере, в том числе в области конфликтного взаимодействия.

    Кроме того, в образовательном учреждении, на базе которого осуществлялся проект, стратегия разрешения конфликтов носила деструктивный характер, и конфликты не несли функцию общественного развития.

  Межличностные отношения в процессе конфликтов требовали регулировки, гармонизации, ведения к согласию.

  Актуальность проблемы для образовательного учреждения, на примере которого она приводится, очевидна. Во-первых,  влияние и использование способов успешного конструктивного разрешения конфликтов будет способствовать эффективности деятельности всего учреждения. Во-вторых, исследование причин и условий возникновения конфликтов позволит выработать конструктивные пути их устранения, что в свою очередь обеспечит сплоченность и стабильность всего педколлектива, деятельность на повышение качества образования в целом.

   Результаты исследований могут быть использованы с целью дальнейшей профилактики конфликтов в данном образовательном учреждении.  

Цель проекта:

Создание организационно-педагогических условий  управления конфликтами в педагогическом коллективе.

Задачи:

1. Изучить проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе во взаимосвязи с функциями управления персоналом.

2.Выявить организационно-педагогические условия, определяющие эффективное разрешение конфликтов.

3. Разработать управленческие предложения по повышению эффективности управления конфликтами и их профилактике в педагогическом коллективе школы.  

Сроки

Дата начала:  ноябрь, 2008-2009 учебный год

Дата окончания: июнь, 2009 – 2010 учебный год

Целевая группа

Администрация и педагогический коллектив школы, обучающиеся и родительская общественность.

Управление

проектом

Контроль за реализацией проекта возложен на администрацию,  научно-методический совет и Управляющий Совет школы.

Практическая значимость проекта

 разработаны и внедрены методические рекомендации по созданию организационно-педагогических условий управления конфликтами в педагогическом коллективе МОУ «СОШ № 34», которые могут быть использованы в управлении персоналом других образовательных учреждений.     

Принципы реализации проекта:

  • Гуманистический.
  • Соединение теории с практикой.
  • Системность и последовательность.
  • Комплексно–целевой подход, который предполагает единую систему планирования, своевременной корректировки планов с учетом промежуточного анализа выполнения проекта;
  • Информационная компетентность участников воспитательно-образовательного процесса;
  • Вариативность, которая предполагает осуществление различных вариантов действия по реализации задач проекта;

Основные критерии и показатели эффективности реализации

1. Повышение эффективности управления конфликтами

1.1.Рост профессионализма, управленческой компетенции по формированию толерантного сознания участников образовательного процесса и управлению конфликтами в педагогическом коллективе.

1.2.Позитивная динамика сотрудничества в ОУ, как способа поведения в конфликтных ситуациях.

1.3.Снижение авторитарного и соответственно увеличение демократического стиля руководства педколлективом.

1.4.Положительная динамика смены деструктивных конфликтов на конструктивные.

1.5.Наращивание результатов организационного, инновационного и коммуникативного потенциала администрации.

1.6.Повышение авторитета административной команды в педколлективе.

1.7.Повышение профессиональной, ситуативной и общей коммуникативной толерантности учителей ОУ, их готовности к инновационной деятельности, к самообразованию и саморазвитию.

1.8.Рост общего уровня психологического комфорта, связанного с взаимоотношениями: учитель-администрация, учитель-учитель, учитель-ученик.

2. Позитивная социализация обучающихся ОУ.

1.1. Рост удовлетворённости общением со сверстниками и педагогами, общего психологического комфорта учащихся на уроках.

1.2. Снижение тревожности, конфликтности и дезадаптации учащихся в новом коллективе.

1.3. Рост их мотивации к объективной оценке своих поступков и способов реагирования на конфликтные ситуации, развитию навыков самоанализа и саморазвития.

1.4. Повышение результативности творческого участия школьников в олимпиадах, конференциях и конкурсах разного уровня.

1.5. Рост толерантности, адаптивности и жизнеутверждающих стремлений выпускников школы к сохранению здоровья, саморазвитию и самореализации, сотворчеству с другими людьми.

1.6. Формирование способностей и компетенций, необходимых для продолжения успешной жизнедеятельности после окончания средней школы.

3.Появление и деятельность органов государственно-общественного управления школой.

  1. Создание различных механизмов социального партнёрства.
  2. Расширение полномочий Совета учреждения с целью привлечения родителей для участия в мониторинге состояния и развития школы.
  3. Повышение уровня воспитательного потенциала и компетентности родителей в вопросах культуры жизненного самоопределения и успешной социализации школьников.
  4. Позитивная динамика удовлетворённости родителей жизнедеятельностью ОУ.
  5. Привлечение внимания общественности к опыту работы школы.

Вклад  в развитие проекта  (что сделано)

   На первом этапе реализации проекта (ноябрь, 2008-2009 учебный год) проведена  (констатирующая) диагностика:

1.Оценка отношения учителей к конфликтам, возникающим в школе.

2.Изучение стиля поведения учителей в конфликтных ситуациях (тест К. Томаса).

3.Выявление потенциала руководителя, заместителей руководителя школы (организационного, коммуникативного, инновационного и пр.).

4.Оценка коммуникативной толерантности педагогов.

5.Диагностика тревожности, психологического комфорта, удовлетворённости взаимоотношениями в коллективе обучающихся и педагогов ОУ.

6.Изучение удовлетворённости родителей жизнедеятельностью школы.

   

  Вот некоторые результаты анкеты, которые характеризует отношения учителей к конфликтам в школе:

 участниками конфликта являются следующие стороны:  администрация – учитель (60%), учитель-учитель (20%), администрация – администрация (20%).

Необходимо отметить, что у администрации взгляд на конфликты более позитивный, чем у педагогов.

Основная причина  конфликтов -  не умение заместителями директора оказывать помощь коллегам, отсутствие корректности в отношениях с педагогами (47%).

Педколлектив считает, что к основным последствиям конфликта можно отнести: снижение мотивации к педагогической деятельности (35% учителей) и  желание уволиться из школы (30%),

- большинство  конфликтов, возникающих в этой школе — деструктивные. Руководство школы для предотвращения конфликтов чаще всего пользуется авторитарным стилем управления, который надо менять (60%).

Далее было проведено тестирование стиля поведения в конфликтных ситуациях по методике  Томаса. Результаты исследования показывают, то соперничество среди испытуемых учителей - 40%, сотрудничество - 25%, компромисс и избегание по 10%, а приспособление 15%. Проведённое тестирование выявило, что 25% конфликтов всё-таки приводят к сотрудничеству, следовательно, необходимо проанализировать способы, в результате которых имеется такой позитивный выход из конфликтов.

   Проведена работа с администрацией школы по выявлению стиля поведения и взаимоотношений с коллегами по анкете «Потенциал руководителя». В результате анализа данных диагностики, выявлено у всех заместителей директора (кроме заместителя директора по АХЧ) яркое несовпадение мнения о своём потенциале как руководителя (самооценка) с мнением педколлектива. У заместителя директора по АХЧ наблюдали заниженную самооценку, а у остальных членов администрации явно завышенную самооценку по всем признакам анкеты, особенно:

- умение поддерживать стремление к развитию своих коллег по работе,

- способность к контролю и объективной оценке деятельности своих коллег,

- авторитет, личностные особенности и коммуникативный потенциал.

   На втором этапе реализации проекта (организационно-практический) для устранения причин, порождающих конфликты, в школе были проведены следующие мероприятия:

1. До администрации доведены результаты и содержательный анализ исследований.

2. Для руководителей методических объединений сделаны рекомендации по результатам исследований педагогического коллектива по методике Томаса.

3. Каждое методическое объединение получило информацию об особенностях реагирования в конфликтной ситуации своих коллег, что позволило им использовать её при саморазвитии и в общении друг с другом.

4. Администрацией школы составлен план обучения на курсах по повышению квалификации школьных менеджеров.

5. Технически оснащен кабинет психологической разгрузки.

6. Создан учебно-методический комплекс по проведению исследований, в который включены вновь разработанные анкеты с целью мониторинга видов и особенностей конфликтов.

   Таким образом, в школе были приняты управленческие решения с целью повышения эффективности управления конфликтами и их профи лактики в педагогическом коллективе.

   На третьем этапе реализации проекта (ноябрь, 2009-2010 учебный год) проведён обобщающий мониторинг:

-способов реагирования педагогов на конфликтные ситуации в школе,

-стиля управления администрации,

-особенностей конфликтов в школе,

-авторитета и коммуникативного потенциала администрации,

- коммуникативной толерантности педагогов,

-тревожности, психологического комфорта, удовлетворённости взаимоотношением в коллективе обучающихся и педагогов ОУ,

-удовлетворённости родителей жизнедеятельностью школы.

Аналитическая справка по результатам реализации проекта

   Система сложившейся работы по управлению персоналом в аспекте организационно-педагогических условий управления конфликтами достаточно результативна, так как, наблюдаем позитивную динамику по следующим показателям:

  • рост таких способов поведения в конфликтных ситуациях, как сотрудничество и снижение соперничества:

  • снижение авторитарного и соответственно увеличение демократического стиля руководства в ОУ

  • положительная динамика смены деструктивных конфликтов на конструктивные, в осознанном отношении к человеку как базовой жизненной ценности

  • наращивание результатов организационного, инновационного и коммуникативного потенциала администрации, повышение авторитета административной команды в педколлективе:

  • повышение общей коммуникативной толерантности учителей ОУ (39%),
  • рост общего уровня психологического комфорта (%), связанного с взаимоотношениями учащихся и с учителями-предметниками,

  • рост общего уровня удовлетворённости взаимоотношениями в классе и школе (до 73% и 67% соответственно),
  • позитивная динамика по результатам изучения эмпатии и заинтересованности ребят в успешном развитии своих сверстников,
  • снижение уровня конфликтности детей начальной школы (с 46% до 27%) и подростков  (с 69% до 42%),
  • снижение уровня дезадаптации учащихся в новом коллективе на 32%,
  • снижается уровень тревожности среди вновь прибывших в школу детей, улучшение показателей их самооценки,
  • 73% выпускников одиннадцатых классов считают, что в школе  созданы условия для их творческого самовыражения, сотворчества с другими людьми,
  • ежегодно повышается инициатива и самостоятельность учащихся в создании собственных программ самовоспитания и саморазвития толерантности,
  • рост всех жизнеутверждающих тенденций старшеклассников:

1.К сохранению здоровья и продолжению жизни.

2.К силе личности, т.е. к высокой самооценке и уверенности в себе.

3.К саморазвитию и самореализации своих стремлений с учётом личностных ценностей другого человека (с 56% до 76%).

4.К пониманию и сотрудничеству с людьми (с 58% до 85%).

Удовлетворённость родителей  общением и жизнедеятельностью ОУ  – выше среднего.

   В процессе проведённых исследований по проблеме управления конфликтами в педагогическом коллективе, мы убедились, что конфликты могут обладать не только разрушительной, но и созидательной силой, когда их разрешение ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений и отношений между субъектами образовательного процесса.

    В ходе выполнения теоретического и практического исследования  достигнуты цели работы и поставленные задачи: изучены проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе во взаимосвязи  с функциями управления персоналом; выявлены организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе; разработаны управленческие предложения по повышению эффективности управления конфликтами в педагогическом коллективе.    

     Результатом экспериментальной работы  стало создание методических рекомендаций «Понимание и регулирование конфликтов» для заместителей директора и руководителей МО, которые проходят апробацию.

   Полученные промежуточные результаты позволяют сделать вывод о том, что выбран один из наиболее объективных подходов в решении проблемы эффективного управления  педагогическим коллективом на основе предупреждения и позитивного разрешения конфликтов. Цель работы по выявлению и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий управления конфликтами в педагогическом коллективе достигнута.

     Такими организационно-педагогическими условиями являются:

 индивидуальный стиль школьного менеджера в выстраивании  отношений с персоналом; культура его  коммуникативного поведения,

проведение «Школы руководителя»,

мониторинг  эффективности управленческой деятельности.

     Подводя итоги, хочется отметить, что при общении с людьми не может быть готовых рецептов поведения на все случаи жизни. Реальный практический опыт, развитие у себя навыков анализа ситуации, мотивов поведения людей, навыков воздействия на человека – все это является необходимой основой, на которой возникает управленческая компетенция разбираться в самой сложной ситуации и принимать правильные решения.

   Опыт работы по формированию толерантного сознания участников образовательного процесса и управлению конфликтами в педагогическом коллективе был представлен на защите дипломной работы в декабре 2009 г. «Менеджмент в социальной сфере», оценён Золотой медалью на Всероссийском конкурсе «Мир молодости» в январе 2010 г.

 



Предварительный просмотр:

Личностно-развивающее взаимодействие ребенка и воспитателя как условие жизненного успеха личности

Воротникова Н.В.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34»,

г. Кемерово, Россия School34kem@mail.ru

 «Истинное воспитание Ребёнка –

в воспитании самих себя»

Ш.А. Амонашвили

     Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение качества образования.  Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия.  Приоритетным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования. Большое внимание обращено на необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.

    Дошкольное детство - период, когда формируются базовые ценности ребенка (Ч.Кули), закладывается фундамент стиля жизни (А.Адлер), пишется сценарий его жизни (Э.Берн), формируются многие, важные для последующих этапов развития человека, новообразования (Э. Эриксон, JI.C. Выготский и др.), поэтому общество, ориентируясь на будущее, должно особое внимание обращать на гармоничность детского развития, условия развития ребенка в дошкольном возрасте,

     Детство – прекрасный возрастной и в то же время, наиболее сложный и уязвимый период. Проблемы дошкольного детства зачастую обращают на себя внимание лишь тогда, когда они перерастают в школьные трудности и отклонения в психическом здоровье ребёнка. Воспитатель закладывает в сознание ребёнка причины, а следствием будет вся его жизнь.

     Поэтому в центре всей воспитательной работы учреждений должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок - высшая ценность, цель и смысл педагогической заботы, личностного подхода к ребёнку. При этом важно обеспечить сохранение самоценности детей младшего возраста, когда происходит становление самосознания и закладываются важнейшие черты будущей личности.

    Личностно-развивающее взаимодействие с детьми может осуществить лишь воспитатель, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями, развивая его богатейшие потенциальные возможности, заложенные в каждом ребёнке изначально.

      Проблема человека, познание его сущности, реальных возможностей и перспектив, должны стать стержневым компонентом воспитания, а дошкольное учреждение  - стартовой площадкой для развития, формирования жизненного успеха, карьеры личности. Карьера – успешное продвижение человека в любой деятельности.

     

     Исходя из убеждения, что у воспитателя и психолога есть общая цель –     ребёнок,   его благополучие и развитие, что качество воспитания ребёнка напрямую зависит от личности воспитателя, необходимо, прежде всего, формировать его профессионально-педагогическую направленность в соответствии с ценностными ориентациями, нравственными   убеждениями  и  мотивами деятельности. Мы понимаем, что без осуществления воздействия на собственное сознание, воспитатель очень часто оказывается неспособным даже к осмыслению того, что его влияние на детей (как и других людей) обусловлено его собственными качествами, жизненной концепцией, миропониманием. Если ценностями воспитателя становится то, что вступает в противоречие с содержанием и направленностью воспитания и обучения, возникает эффект неадекватности его профессиональной деятельности.

     Педагог – активный субъект и значимый ресурс развития образования, он  воспитывает культуру здоровья обучающегося, формирует у него осознанное и бережное отношение к своему здоровью как базовой жизненной ценности, условию успешной самореализации, что является в свою очередь результатом сформированности его психологической компетентности.  

              Как известно, на профессиональные слагаемые здоровья воспитателя оказывают влияние его  физическое состояние, психоэмоциональное благополучие, профессиональная среда, а также образ жизни (любовь к профессии или случайный выбор, вредные привычки или здоровый образ жизни, активность или пассивность, оптимизм или пессимизм). Поэтому ему необходимо стремиться стать носителем здорового образа жизни, управленцем развивающей деятельности ребёнка и самого себя, проектировщиком и конструктором условий и средств нормального развития ребёнка. А для этого он должен развивать свой профессионализм.  

          Совершенствование человека как самоорганизующейся и самопрограммирующейся личности возможно только при одном условии – развитии её самосознания (знания человека о самом себе и своих возможностях). Исходя из этого, повышение уровня психологической компетентности воспитателя — это самостоятельное (самообразование и самоуправление) и в то же время, управляемое на рациональном (осознанном) уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, способов анализа и деятельности, необходимых для решения разнообразных воспитательных задач и ситуаций.

    Изменяя направленность воспитательного процесса в сторону личностно-развивающего, повышая уровень психологической компетентности, включающей и самосознание воспитателя, можно наметить перспективные возможности сохранения  и укрепления психического здоровья детей, психологического комфорта, роста их учебно-познавательной активности естественным путём. 

           Анализ психологической практики показывает, что активные формы взаимодействия и система работы психолога с воспитателями в группах социально-психологического тренинга, в лучшей степени способствуют: развитию их психологической компетентности, профессионализма, познанию своих возможностей, пониманию и решению проблем. Проведение психологических тренингов личностного и профессионального роста позволяет большинству воспитателей: овладеть методами психогигиены, которые способствуют восстановлению работоспособности, созданию и сохранению благоприятного психоэмоционального фона; повысить уровень коммуникативной компетентности, саморегуляции в конфликтных ситуациях; выявить резервы профессионального самосовершенствования. Результаты диагностических исследований в коллективе детей младшего возраста – не самоцель, а обеспечение и сопровождение воспитательной деятельности, повод взглянуть на себя извне, анализируя затруднения, осознавая причины неудач. Рефлексия, самоанализ своей деятельности по воспитанию и развитию ребёнка – источник и фундаментальный механизм развития самосознания воспитателя. У воспитателя, имеющего положительное самовосприятие и конструктивное взаимодействие с людьми, дети всегда имеют позитивную самооценку, учебно-познавательную активность, успехи в любой деятельности. Успешный жизненный путь детей – индикатор наших (взрослых) ценностей, достоинств и успехов!

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление конфликтами в педагогическом коллективе

Проблема конфликтов, теоретическое осмысление ее сущности, рекомендации практической работы с конфликтами являются важными для администрации любого образовательного учреждения. Характер и содержание п...

Вертикальные конфликты в педагогическом коллективе

    Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать миру и гармонии, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно у...

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Статья раскрывает проблемы и причины возникновения конфликтов в педагогическом коллективе и пути их профилактики....

Конфликт в педагогическом коллективе

Каким может быть конфликт в педагогическом коллективе? Как себя вести в этом случае? Продолжение темы: "Методы урегулирования конфликтов"....

Особенности конфликта в педагогическом коллективе

Как известно, демографической особенностью педагогического коллектива является то, что 83 % школьных педагогов – женщины. Как считают специалисты, в однородных по полу коллективах учащаются межличност...

Управление инновационной деятельностью педагогического коллектива как условие развития школы

В статье рассмотрены теоретические и практические основы инновационных процессов в образовании....

Оптимизация управления конфликтами в педагогическом коллективе

Необходимое условие предупреждения конфликтов — личный пример самого руководителя в труде и в общении, его настойчивость и последовательность в совершенствовании учебно-воспитательного процесса....