Особенности конфликта в педагогическом коллективе
статья по психологии на тему
Как известно, демографической особенностью педагогического коллектива является то, что 83 % школьных педагогов – женщины. Как считают специалисты, в однородных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_konflikta_v_pedagogicheskom_kollektive.pptx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликт (от лат. conflictus столкновение) — это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. И в данном, и во многих других определениях, принадлежащих авторам, представляющим различные направления в науке, конфликт прежде всего связывается с противоречием или одним из его моментов — борьбой противоположностей.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».
Особенности конфликтов в педагогическом коллективе Как известно, демографической особенностью педагогического коллектива является то, что 83 % школьных педагогов – женщины. Как считают специалисты, в однородных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательного процесса. Существенным является и такое противоречие: разные притязания-ожидания, разные ценностные ориентации, различные психофизические возможности учителей, объединенных одной профессиональной деятельностью в общем социальном пространстве и времени.
Специфические причины педагогических конфликтов: Конфликты, связанные с организацией труда учителей; Конфликты, возникающие из-за стиля руководства; Конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения.
Конфликт «Учитель-Администратор» является очень распространенным и наиболее трудно преодолимым. Выделим специфические причины конфликтов «Учитель-Администратор». ─ недостаточно четкое разграничение между самими администраторами школы сферы управленческого влияния, часто приводящее к «двойному» подчинению педагога; ─ жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер применения требований; ─ перекладывание на учителя «чужих» обязанностей; ─ незапланированные (неожиданные) формы контроля за деятельностью учителя; ─ неадекватность стиля руководства коллективом уровню его социального развития;
─ частая смена руководства; ─ недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога; ─ нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя; ─ неравномерная загруженность учителей общественными поручениями; ─ нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога; ─ предвзятое отношение учителя к ученикам; ─ систематическое занижение оценок; ─ самовольное установление учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей.
Анализ взаимоотношений, сложившихся в педагогических коллективах, показал, что большинство учителей (37,9 %) отметило, что у них сложились дружественные отношения с администрацией школы и (73,4 %) опрошенных учителей отметило, что у них дружественные отношения с коллегами по работе.
Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель». Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов: ─ между молодыми учителями и учителями со стажем работы; ─ между учителями, преподающими разные предметы (например, между физиками и словесниками); ─ между учителями, преподающими один и тот же предмет; ─ между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их; ─ между учителями начальных классов и среднего звена; ─ между учителями, чьи дети учатся в одной школе и др. 2. Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения: ─ необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения); ─ неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психологической совместимости; ─ косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет унижения другого или сравнение с кем-либо).
Причины конфликтов -Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества. -Большинство конфликтов связано с нарушением норм делового взаимодействия, т.е. обусловлены функциональными причинами: недобросовестность, недисциплинированность. -Если нормы сотрудничества четко зафиксированы, то меньше условий для его возникновения
Для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди учителей необходимо: Умение учитывать интересы друг друга. Воспринимать критику своих коллег. Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу. Дисциплинированность в работе
Для снижения конфликтности с подчиненными руководителю необходимо: Объективно оценивать труд своих подчиненных. Проявлять заботу, по отношению к ним. Не злоупотреблять официальной властью. Эффективно использовать метод убеждения. Совершенствовать стиль своей организации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление конфликтами в педагогическом коллективе
Проблема конфликтов, теоретическое осмысление ее сущности, рекомендации практической работы с конфликтами являются важными для администрации любого образовательного учреждения. Характер и содержание п...
Вертикальные конфликты в педагогическом коллективе
Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать миру и гармонии, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно у...
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Статья раскрывает проблемы и причины возникновения конфликтов в педагогическом коллективе и пути их профилактики....
Проект "Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе"
Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не д...
Конфликт в педагогическом коллективе
Каким может быть конфликт в педагогическом коллективе? Как себя вести в этом случае? Продолжение темы: "Методы урегулирования конфликтов"....
Оптимизация управления конфликтами в педагогическом коллективе
Необходимое условие предупреждения конфликтов — личный пример самого руководителя в труде и в общении, его настойчивость и последовательность в совершенствовании учебно-воспитательного процесса....
Профилактическое занятие по предупреждению конфликтов и улучшению психологического климата в педагогическом коллективе «Во саду ли, в огороде ли» (опыт представлен на Региональном фестивале "Зорко одно лишь сердце" 2020г. и издано ИРООО 2020г.)
Конкурс https://www.1urok.ru/categories/13/articles/36958«Педагогические секреты»Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность: педагог-психол...