Атмосфера - воздушная оболочка Земли.
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Девяткина Ольга Александровна

Урок изучения нового материала по природоведению в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfera_-_vozdushnaya_obolochka_zemli.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Состав воздуха.

Цель урока: рассмотреть строение и состав воздушной оболочки Земли.

Задачи урока:

- образовательная – сформировать представления об атмосфере, ее строении, вещественном составе и значении;

- развивающая - развивать память, мышление, умение самостоятельно добывать знания, способность анализировать полученные знания;

- воспитательная – экологическое воспитание, формирование эмоционально- ценностного отношения к миру, повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный.

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, презентация, сигнальные карточки, оборудование для опытов (воздушный шар, стакан с водой, блюдо с водой, пластиковая трубочка, полиэтиленовый пакет, флакон духов).

                                          Ход урока

          Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствует учеников, проверяет готовность их к уроку, настраивает на хорошую работу во время урока.

Прозвенел для нас звонок-

Приглашаю на урок.

Ручка есть? Тетрадь  на месте?

И учебник и дневник?

Ты прилежный ученик?

  1. Проверка домашнего задания по теме « Суша».

Перед выполнением ДЗ проводит разминку:

« Самый самый!»

  1. Самый большой материк.
  2. Самая длинная река Евразии.
  3. Самая полноводная река планеты.
  4. Самое глубокое озеро мира.
  5. Самый жаркий континент.

Вопросы для проверки ДЗ:

-Где расположены горы Гималаи?

- На каком материке самый холодный климат?

- На западе этого материка протянулись горы Анды.

- На каком материке самый сухой климат?

- На каком континенте расположена величайшая пустыня Сахара?

- Самая крупная река этого материка – Миссисипи.

Контролирует выполнение задания.

  1. Актуализация Знаний.

Загадывает загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый и все же

Без него мы жить не сможем!

  Сообщает тему урока « Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

  1. Изучение нового материала.

Что вы знаете об атмосфере Земли? Как вы думаете, что мы будем рассматривать сегодня на уроке?

Итак, мы начинаем изучать воздушную оболочку Земли -Атмосферу. Ее называют воздушным океаном, на дне которого мы живем. Она окружает нашу планету и вращается вместе с ней. Атмосфера очень знакома вам с детства. Погода, дождь и снег, ветер, облака, туман и другие явления окружают нас в жизни.

Показывает на слайде план изучения темы:

  1. Состав атмосферы Земли.
  2. Свойства воздуха.
  3. Облака: образование и виды.
  4. Что такое ветер?

  1. Состав атмосферы Земли. 

Атмосфе́ра (греч. Атмос – пар,   сфера – шар.)  -  газовая  оболочка, окружающая планету Земля.

Слайд №5

  1. Свойства воздуха.

Карточки задания см. в приложении 1.

Слайд №6

Следующее свойство воздуха мы с вами обнаружим вместе.

1)Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?

  1. В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.

2)Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?

  1. Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.
  2. Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.
  3. Поэтому в домах делают двойные рамы.

Физкультминутка

Воздушный шарик.

Шарик, шарик мой воздушный!

Непоседа непослушный!

(Подбрасывать воображаемый воздушный шарик то левой, то правой рукой)

Шарик круглый, шарик гладкий,

Шарик тонкий, шарик мягкий,

Я на шарик нажимаю, из- под рук он вылетает.

(Описать руками круг, потрогать шарик, погладить, нажать на него).

Вверх! Но я его поймал,

(Поднять руки вверх, «поймать» шарик)

Нитку к пальцу привязал,

( «Намотать нитку» на палец)

Вправо – шарик, влево – шарик,

Мой светящийся фонарик!

(Руки - параллельно – вправо и влево)

Дай тебя я обниму

( «Обнять» шарик)

И к щеке своей прижму.

( «Прижать» к щеке)

Ты меня не покидай,

Будь со мной, не улетай.

  1. Облака: образование и виды.

Все вы видели на небе причудливые фигуры облаков. А знаете ли вы откуда они там берутся?

Вопрос: Как образуются облака?

  1. Облака – это совокупность взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов, находящихся на некоторой высоте над земной поверхностью.

Вопрос: какие бывают облака?

Слайд № 9.

  1. Что такое ветер?

Неизвестно, где живет,
Налетит, деревья гнет,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.

Вопрос:Как вы думаете, что такое ветер?

Посмотрите в окно и скажите можем ли мы увидеть движение воздуха?

    Ветер - это горизонтальное движение воздуха относительно поверхности Земли (суши и моря).

Подробнее тему ветер мы с вами рассмотрим на последующих уроках.

  1. Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос по вопросам:

  1. Какой газ составляет основу воздуха?
  2. Как называется воздушная оболочка Земли?
  3. Какова роль атмосферы в жизни растений, животных и человека?

Итог урока. Рефлексия.

Что вы узнали нового о воздухе сегодня на уроке?

Какое настроение вас сопровождало сегодня на уроке? Хорошо ли вы поработали во время урока?

Прикрепите на стенде облако того цвета, которому соответствует ваше настроение и уровень работы на уроке.

Оценивание учеников.

Сообщение оценок за домашнее задание.

 Домашняя задача

Выучить записи в тетради.

Домашний эксперимент: Возьмите пластиковую бутылку, плотно закрутите крышку и вынесите ее на холод. Через некоторое время внесите бутылку в дом и опишите, что с ней произошло. Подержите ее некоторое время в тепле. Запишите свои наблюдения в тетрадь и сделайте вывод.

Проверяют наличие принадлежностей необходимых на уроке.

 

Отвечают.        

-Евразия

- Янцзы.

- Амазонка.

-Байкал.

- Африка.

Работают с сигнальными карточками и листами контроля домашнего задания, отвечают на вопросы учителя.

- Евразия.

-Антарктида.

- Южная Америка.

-Австралия.

- Африка.

- Северная Америка.

Проверяют правильность ответов и ставят себе оценки.( допускается одна ошибка на «5»)

Отгадывают загадку – ВОЗДУХ.

Записывают тему в тетради.

Знакомятся с планом работы на уроке.

Читают текст на стр. 85 в учебнике первый абзац и обсуждают состав воздуха. Записывают определение в тетрадь. Выполняют рисунок  в тетради и подписывают состав воздуха.

Выполняют опыты в группах и объясняют их.

1 группа - цвет.

2 группа – вкус и запах.

3 группа – упругость и сжимаемость.

4 группа – легкость.

Записывают свойства воздуха со слайда в тетрадь.

Выполняют упражнения с воздушными шарами.

Работают с текстом учебника на стр. 85, третий абзац и отвечают на вопрос учителя:

     -С высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 6 *С на каждый километр. Поэтому пары воды, поднимающиеся с поверхности Земли, охлаждаются и превращаются в мельчайшие водяные капельки. Из них образуются облака.

Записывают определение в тетрадь.

Отвечают и записывают схему в тетради.

- Ветер

-  Да, движение воздуха мы можем увидеть по колышущимся ветвям деревьев.

Записывают определение в тетрадь.

-Азот

- Атмосфера

- Воздух необходим растениям, животным и человеку для дыхания.

Прикрепляют облака.

Выставляют оценки в дневник.

 Приложение №1.

 Можно ли увидеть воздух? С помощью предметов у вас на столе покажите как мы можем увидеть воздух. Оборудование: пластиковая трубочка, стакан с водой, полиэтиленовый пакет.

№2. Имеет ли воздух вкус и запах? Распылите духи в воздухе. Имеет ли теперь воздух запах? Чем пахнет чистый воздух?

№3. Надуйте воздушный шарик, Попробуйте сжать его руками, какой он на ощупь? Сделайте вывод о свойствах воздуха, которые вы обнаружили.

№4. Надуйте воздушный шарик и поместите его в посуду с водой. Почему он не тонет? Каким свойством обладает воздух.