Главные вкладки

    Урок "Атмосфера - воздушная оболочка Земли"
    план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

    Жалсобон туяна Баторовна

    Разработка урока "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" с применением технологии формирующего оценивания

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_otkrytogo_uroka_na_temu_atmosfera.docx31.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока по географии 5 класс.

    Тема: "Воздушная оболочка Земли – атмосфера"

    Цели урока:

     Образовательные:  организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в  жизни планеты и человечества.

     Развивающие: 

    • создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
    • способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
    • способствовать развитию навыков самостоятельной работы с                      географическими текстами, учебником, схемами, делать  обобщения и выводы;
    • формировать навыки самооценки.

     Воспитательные:

    • воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию  коммуникативных умений;
    • развивать интерес к изучаемому предмету.

    Планируемые результаты:

    Личностные: осознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

    Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

    Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

    Универсальные учебные действия (УУД):

    Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

    Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

    Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из  источников ЭОР, перерабатывать  информацию для получения необходимого результата.

    Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).

    Тип урока – урок усвоения новых знаний.

    Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 3 рабочих групп), индивидуальная.

    Оборудование для учителя: презентация к уроку, компьютер, проектор.

                                                   

    Ход урока

    1. Организационный этап

    Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы  успеха, доверия.

    Вводное слово учителя

    Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны? (Ученики называют океаны).  Про них есть стихотворение у Андрея Усачева.  

                                « На нашей планете океанов – 4»

                                   Индийский – самый соленый в мире

                                   Океан Атлантический славен сельдями

                                   Ледовитый все время спит подо льдами

                                   А Тихий, конечно вовсе не Тихий

                                   А буйный, глубокий и самый великий.» Слайд 1.

    Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая «купаетесь в нем».  Не догадались?

    Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой.

    Ребята, я уверена, что многие из вас слышали это понятие, и способны дать ему определение.

    Ответы детей

     Совершенно верно, атмосфера - это воздушная оболочка земли.

                                                   

    2. Актуализация знаний. Целеполагание.

    Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.

    А я сейчас, я попрошу, написать синквейн на тему: "Атмосфера".

    Итак,  судя по вашим творческим работам - синквейнам, свойства и функции атмосферы, очень разнообразны. А в чем ее разнообразие?  Мы должны узнать на сегодняшнем уроке.

    Цели сегодняшнего урока:

    • выяснить из каких газов состоит атмосферный воздух, каково их значение?
    • какие слои атмосферы выделяют, чем они характеризуются, выяснить важную закономерность, касающуюся температуры воздуха в разных слоях атмосферы?
    • также выяснить какова значение атмосферы.  

    3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний

    Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле.

    Итак, наш класс разделен на три группы, группы ученых, занимающихся изучением атмосферой. У каждой группы есть своя определенная исследовательская  задача, изучить состав, строение и значение атмосферы. У каждой группы  будет работать по своему маршрутному листу изучения разных разделов темы. Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда наша планета откроет вам свои тайны.

    1 группа - группа ученых, изучающих состав атмосферного воздуха.

    Содержание маршрутного листа:

    1. Выясните, из каких газов он состоит, какого газа больше и постройте круговую диаграмму и запишите  название газов и их процентное содержание.
    2. В каком слое наблюдается наибольшее содержание озона? Какое значение для живых организмов играет этот газ? Смоделируйте, механизм  защиты от вредных ультрафиолетовых лучей?

     2 группа - группа ученых изучающих строение атмосферы земли. Вы должны будете облететь всю атмосферу разным способом. И объяснить почему?

    Содержание маршрутного листа:

    1. Выясните, какие слои атмосферы существуют и правильно соотнесите слои, их толщину, названия и дайте характеристику.
    2. Определите основные различия тропосферы и верхних слоев атмосферы
    3. Ответьте на проблемный вопрос:           Почему большинство горных вершин всегда покрыты снегом, ведь они так близко к солнцу? Сделайте вывод.

    Путешествовать люблю,

    Смело в горы я пойду!

    Все моря и океаны без оглядки проплыву.

    Путешествовать смогу!

    Все части света я найду,

    где восток, а где здесь запад без ошибки я пойму.

    Покрутив немного шеей,

    Стали мы еще умнее.

    Ноги мы смогли размять,

    Все усвоим мы на "5"!

    От разминки помощь есть? Есть

    Что ж, пора на место сесть!

    3 группа - группа, объем работы которой очень большой. Они должны будут изучив весь учебный материал текста или на основании собственных знаний, выяснить каково значение атмосферы.

    Содержание маршрутного листа:

    1. Почему его называют "одеялом земли". Объясните, почему поверхность Меркурия днем нагревается до 320 градусов , а ночью остывает до 170 градусов,  а на нашей планете нет?
    2. Почему называют "броней планеты"? Поверхность луны вся покрыта кратерами, углублениями от различных небесных тел - метеоров, которые упали на Луну, почему на Земле их нет или совсем мало?

    1. Общий вывод. Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух называют  "оболочкой жизни"? Приведите не менее 3 доказательств.

    Каждой группе дается 7 минут для  прохождения своего маршрутного листа. А затем вы должны будете презентовать результаты своей работы для других групп.

    Итак, время прошло. Но, прежде, чем мы перейдем к обсуждению результатов вашей исследовательской работы, я предлагаю оценить себя и свою работу в группе по следующим критериям. Листы оценки лежат на ваших столах. Даю 1  минуту.

     Первая группа вам слово, а ребята из других групп можете задавать соответствующие вопросы.  

    Лист самооценки работы в группе

    Да

    Нет

    Не очень

    1. Я был активен в группе

    2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание

    3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

    4. Я не отвлекался от основной работы

    5. Я очень хотел успешно выполнить задание

    6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы

    7.Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

    4. Первичное закрепление знаний.

    Цель: выяснить уровень первичного осознания нового учебного материала, осмысление причинно-следственных связей.

    Ребята, сейчас мы с вами сделаем один небольшой тест, который нам поможет выяснить усвоили ли вы сегодняшнюю тему. выполнив задание, вы посчитаете количество баллов и поставите себе соответствующую отметку. В тесте 5 вопросов за каждый правильный ответ 1 балл. Соответственно, 5 баллов - "5", 4 балла - "4", 3 балла - "3".

    1. Атмосфера – это оболочка
    1.  Газовая

    б.  Водная

    в. Соленая

    1. Самый нижний слой атмосферы:
    1. Стратосфера
    2. Тропосфера
    3. Верхние слои атмосферы
    1. Кислорода в воздухе содержится:
    1. 30%
    2. 21%
    3. 78%
    1. В тропосфере образуются:
    1. Облака
    2. Ультрафиолетовые лучи
    3. Грунтовые воды

    5. Озоновый слой защищает от:

    а. перегревания земной поверхности;

    б. ультрафиолетовых лучей

    в. падения метеоритов на землю.

    5. Рефлексия

    Вспомните, какие задачи были поставлены.  Все пункты плана выполнены. Скажите, пожалуйста, знания, которые вы получили на уроке пригодятся вам в жизни, если да, то где?

    Ответы детей.

    Ребята, вам  дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие твою работу на уроке по трем направлениям.

    Урок

    Я на уроке

    Итог

    1. интересно

    1. работал

    1. понял материал

    2. скучно

    2. отдыхал

    2. узнал больше, чем знал

    3.безразлично

    3.помогал другим

    3.не понял

    6. Домашнее задание

    1 уровень. Написать небольшое сообщение о способах изучения атмосферы

    2 уровень. Написать стихотворение на тему "Атмосфера"

    3 уровень. Стр. 67, опыт со стаканом воды и листом бумаги, сделать выводы. Стр 69, задание 6 составить кроссворд на тему "Атмосфера".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Атмосфера - воздушная оболочка Земли". Тест по географии.

    Итоговый контроль по теме "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" 6 класс  2 варианта.Составлен с использованием  методических пособий: А.А.Лобжанидзе  География  6 класс ...

    Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

    Урок изучения нового материала по природоведению в 5 классе....

    Презентация" Воздушная оболочка Земли." Урок природоведения 5 класс

    В презентации полная характеристика атмосферы, описание облаков , грозы, тесты для проверки знаний...

    Воздушная оболочка Земли

    Цель урока: получение новых знаний об атмосфере, ее составе, значении, явлениях, происходящих в атмосфере....

    План-конспект урока в 6 классе "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

    Сегодня Международный проект Глобальная школьная лаборатория" - это обучающая среда поддержки преподавания географии. Методической основой проекта является так называемые МИМы. МИМы - это мультимедийн...

    Тема урока: «Воздушная оболочка Земли – атмосфера».

    Методическая разработка урока  по географии...

    Учитель географии МОУ СОШ п. Учебный, Ершовского района Саратовской области, Молочко Наталья Ивановна, урока географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" (ФГОС)

    Урок географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" (ФГОС)Начальный курс: 5 класс / А. А. Летягин. - М.: Вентана - Граф, 2012.Цели урока:Дидактические:   Формирова...