УРОК по ОМ Чудеса вокруг нас 2 класс
методическая разработка по природоведению по теме

Ефименко Маргарита Викторовна

 

Урок по окружающему миру

с использованием ИКТ для учащихся 2 класса

«Бывают ли на свете чудеса?».

 

Цели:

Расширить и уточнить знания детей об окружающем мире.

 

Познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, показать роль  света в природе и жизни  человека.

 

Развивать у учащихся внимание, наблюдательность, любознательность,  познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира.

 

В практической работе развивать творческие способности детей.

 

Оборудование: презентация «Бывают ли на свете чудеса?», смайлики, лупа, цифровой микроскоп, фонарики, вата, фонограммы  песен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_om_chudesa_vokrug_nas_2_.zip24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

с использованием ИКТ для учащихся 2 класса

«Бывают ли на свете чудеса?».

Цели:

Расширить и уточнить знания детей об окружающем мире.

Познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, показать роль  света в природе и жизни  человека.

Развивать у учащихся внимание, наблюдательность, любознательность,  познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира.

В практической работе развивать творческие способности детей.

Оборудование: презентация «Бывают ли на свете чудеса?», смайлики, лупа, цифровой микроскоп, фонарики, вата, фонограмма  песни  «Облака – белогривые лошадки», фильм «Тайное рядом».  

Ход мероприятия.

  1.    Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели мероприятия.

Учитель: Ребята, вы  смотрели «Сказка о Царе Салтане», которую написал кто? И слышали такие слова:

                          Ой, вы гости-господа,

                                    Долго ль ездили? Куда?

                         Ладно, ль за морем иль худо?

                          И какое в свете чудо? 

О каких же  чудесах говорилось в сказке? (ответы детей)                                                                  Вопрос учителя:   Как вы считаете, чудеса встречаются только в сказках? (дети высказывают свои предположения, что чудеса встречаются только в сказках.)

Учитель: У каждого из вас есть смайлик. Прикрепите свой смайлик под ответом, который вы считаете правильным. (Обычно сразу все дети прикрепляют смайлики под ответом ДА).

Учитель:  А кто из вас сомневается, тот может не торопиться с ответом, а дать его в конце нашего урока. (Слайд №1)

  1. Основная часть мероприятия.

Вступительное слово.

Учитель:  В одной замечательной песне есть слова: «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (Слайды №2 №3 №4) Мир вокруг нас удивителен.  Сколько интересного, необычного, таинственного приготовил нам этот удивительный мир! Он полон чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда проходим мимо, не замечая их. Иногда пытаемся отгадать какую-нибудь тайну, загадку и удивляемся сделанному открытию. Давайте сегодня  попробуем взглянуть на мир по иному, посмотреть как много всего яркого и интересного в нашей жизни.  Чудеса - вокруг нас, просто мы их не замечаем. Нам только нужно внимательнее  посмотреть вокруг. Мы умеем смотреть, но не видеть. А удивительное - оно всегда рядом.

             ЧУДО

     А вы хотите увидеть чудо?  (ответы детей)

 1. Беседа про микроскоп.   Учитель: (Слайд №5) Может в этом нам поможет волшебная лупа - удивительное увеличительное стекло и  с ее помощью  увидеть то, чего  мы не замечали каждый день.  Или  возьмем  микроскоп!

Ребята,  для рассмотрения  микрочастиц ученные изобрели микроскоп, который

появился в начале XVII века. (Слайд №6)  Историки выдвигают на роль изобретателя Захария Янсена из Миддельбурга в Голландии. Он родился в семье "очковых" дел мастера и с детства знал о выпуклых и вогнутых линзах от отца. Как-то раз Янсен взял трубу и установил на ее концах выпуклые линзы. В поле зрения попал какой-то близлежащий предмет и предстал в сильно увеличенном виде. Это навело Янсена на мысль создать новый прибор. Он стал работать в этом направлении, и, наконец, около 1590 года появился микроскоп. (Слайд №7)  Галилео Галилей, итальянский ученый, один из великих философов ,уже на следующий день понял общую идею конструкции и сделал микроскоп в своей лаборатории, а в 1612 году он уже наладил изготовление микроскопов.

(Слайд №8) Практическая работа: через микроскоп дети рассматривают листик.

Учитель: Ребята, если повнимательнее посмотреть на предметы вокруг нас, можно увидеть что-то интересное и без лупы и микроскопа. Я предлагаю вам сегодня присмотреться и увидеть необычное в привычном для нас окружении.

Прочитайте девиз нашего урока: (хором) (Слайд №9)

Чудеса найду повсюду,

Лишь внимательным я буду.

Чудеса найду везде,

 И на суше, и в воде.

2. Беседа «Про РАДУГУ»    (Слайд №10)

Учитель: Что за чудо-красота!

                 Расписные ворота

                 Показались на пути,

                 В них ни въехать, ни войти.

                Это чудо-коромысло

                После дождика повисло?

                Очень яркое, цветное,

                А красивое какое!

        Небесная радуга – настоящее природное чудо. (Слайд №11)

Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство. А вы знаете, что существуют разные виды радуг. Радуга может быть зимой, но это очень редкое явление. Также бывает лунная радуга. Чаще всего радуга бывает летом, после дождя.

Дома вы выполняли задание- раскрашивали радугу. Покажите свои работы. Как вы распределяли цвета радуги?

(Слайд №12)  Цвета радуги располагаются в строго определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.  

Порядок цветов определяется по первым буквам стихов. Как Отважный Жан Звонарь Головою Сбил Фонарь!

Или ( ХОРОМ)  Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан!

Учитель: Такое замечательное природное явление как радуга не могло остаться незамеченным: в народном творчестве радуге посвящены сотни загадок, пословиц, поговорок и примет, немало стихов написано под впечатлением от этого явления. Какие приметы вы знаете? (ответы детей)

                      Приметы

Радуга на небе - к перемене погоды.

В радуге больше красного цвета - к ветру.

Радуга утром - к дождю.

Вечерняя радуга предвещает хорошую погоду, а утренняя - дождливую.
Вот такая она радуга - предсказательница.

                Солнце вешнее с дождем

                Строят радугу вдвоем –

                Семицветный полукруг

                Из семи широких дуг.

                Нет у солнца и дождя

                Ни единого гвоздя,

               А построили в два счета

               Поднебесные ворота.  (С. Маршак)

3.Беседа «Про ОБЛАКА»   (Слайд №13)

Посмотри на небеса

Ах, какие чудеса!

Белогривые лошадки

Мчатся, мчатся без оглядки.

 Учитель:   Давайте  вспомним замечательную песенку про «Облака – белогривые лошадки». Кто ее не подпевал с удовольствием ежику и его другу медвежонку из детского мультика! А облака-лошадки и в самом деле иногда встречаются. Можно увидеть и других представителей животного мира: рыбок, птичек, собачек, кого угодно, главное, чтоб хватило воображения .

              Они бывают очень красивыми! (Слайд №14)

Во время заката облака  могут растянуться по небу разноцветными полосками – фиолетовыми, красными, оранжевыми. Бывают темные и низкие, белые и пушистые… но всегда удивительные.            «На что похожи облака»

              На что похожи облака?

              На все они похожи:

             На зайца, на лису, быка

             Да и на стадо тоже.

             Бегут по небу облака,

             Как белоснежная река.    (Оля Соколова)

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. 

Работа с ватой. Изображение облаков.

А теперь я предлагаю вам коллективную работу-  с помощью ваты изобразить облако, которое могло бы плыть по небу в виде… , а это мы узнаем, когда выполним работу. У каждого на столе вата, поочередно у доски на лист бумаги прикрепите кусочек ваты.

(Слайд №15) ПЕСНЯ «Облака – белогривые лошадки»

ИТАК, у нас получилось облако- (хором) ЛОШАДКА!

4.Беседа про паутинку.  (Слайд №16) 

Учитель:  Муха охнула сперва:

                - Ах, какие кружева!...

                А попала в кружева -

                И пропала голова!

                Бедняжка, словно в тине,

               Увязла в …….(паутине).

            Пауки - не самые привлекательные создания, но их творение - паутина - не может не вызывать восхищения.

 Посмотрите, как завораживает взгляд геометрическая правильность переливающихся на солнце тончайших нитей, растянутых между ветвями кустарника или среди высокой травы. Красота, да и только!

Пауки используют свою паутину для самых разных целей. Они делают из нее ----   коконы для яиц,

 строят убежища для зимовки,

используют в качестве "страховочного каната" при прыжках,

 плетут замысловатые ловчие сети и заворачивают пойманную добычу.

 На то, чтобы сплести качественную паутину, может потребоваться несколько часов. Они  могут ткать очень простые изделия, а могут сплетать настоящие произведения искусства. Разве это не чудо?

  1. Беседа «Про СНЕЖИНКУ»   (Слайд №17)

       Что за чудо – снежинка?

       На ладошке пушинка,

       Вмиг она исчезает,

       Слезинку мне оставляет.

Учитель:   Мы не задумываемся, что обычная снежинка может представлять собой прекрасное зрелище и поражать нас своей красотой. Снег - это много, очень много красивых снежинок. (Слайд №18)  

Даже невооруженным взглядом рассматривая снежинки, можно заметить, что ни одна из них не повторяет другую. То, что одна снежинка практически невесома, любой из нас прекрасно знает: достаточно подставить ладошку под падающий снежок. Обычная снежинка весит около миллиграмма.

 (Слайд №19) Не бывает пятиугольных или семиугольных снежинок, все они имеют строго шестиугольную форму.

И  это чудо мы будем вырезать из бумаги на уроках труда.

  1. Беседа о свете (Слайд №20)

Хоть весь свет, а хоть полсвета

     Обойди, но лучше нету,

     Потому что чудо это

     Тоже носит имя – свет

(Слайд №21,22) Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, может работать и отдыхать. От того,  как освещаются предметы, зависит продуктивность его труда. Поэтому мы не представляем нашу жизнь без света.

А сколько чудесных картин, музыкальных произведений, стихов появилось благодаря мерцающему огоньку.

(Слайд №23)    Зимняя ночь

Мело, мело по всей земле

Во все пределы,

Свеча горела на столе,

 Свеча горела.

 Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

 Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

 Метель лепила на стекле

 Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

 Свеча горела.

Б.Л. Пастернак

 

-Какие источники света вы знаете?

 (горящая свеча, спичка, светящаяся лампа, солнце, звезды, молнии, полярное  сияние, радуга, светящиеся живые организмы).

(Слайд № 24)  Источники света бывают естественные и искусственные.

(Слайд № 25)  Назовите  естественные и искусственные источники света.

(Слайд № 26)  ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

У каждого на столе задание. Внимательно рассматрите рисунки и вычеркните предметы, которые не являются источником света. Поменяйтесь листиками и проверьте выполненное задание соседа.

(Слайд № 27)  Хором называем предметы, которые являются источником света.

-Кто задание выполнил без ошибок? Нарисуйте солнышко.

-У кого были ошибки?  Исправьте.

(Слайд № 28)

 Если свет погаснет вдруг,

У меня есть верный друг.

Мне с фонариком не страшно,

Я иду вперёд отважно.

(Слайд № 29)  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

-У каждого на столе фонарик

-Предлагаю  поиграть!

1. Надевали на фонарик Вовины носки разного цвета и смотрели, как меняется цвет света.

 2. Светили сквозь Вовину ладошку и видели, что она на просвет красная.

 3. Подносили к фонарику треугольник, квадрат и круг из бумаги и смотрели на тень. Если приближать фигурку к фонарику — тень становится больше, если отодвигать — меньше.

 4. Смотрели на световое пятно от фонарика на стене. Если фонарик подвинуть близко к стене — пятно маленькое, если далеко — большое. А если фонарик держат под углом к стене, то получается не круг, а овал.

 5. Если поставить фонарик на пол той стороной, откуда идет свет, то становится темно. Вову это тоже очень радовало.

- Интересно! Разве это не чудо?

 7.ЕЩЁ В МИРЕ: (Слайд № 30)

  Существует красивое растение  в виде спичек. Его еще называют  

      Спичечным растением.

  Есть такой паук-смайлик. Если к нему присмотреться, то можно увидеть

      на его теле  улыбающийся  смайлик.

  А если присмотреться к обыкновенному солдатику, то можно увидеть, что

     на его панцире изображена  маска индейца.

  А если внимательнее присмотреться к цветам анютины глазки(виола),

то можно увидеть, что они похожи на кошачью мордочку.

  Листья некоторых растений похожи на сердечки.

               Раздаются порой голоса,

               Что чудес  никаких не имеется,

               Есть на нашей Земле чудеса,

               Но их надо найти, разумеется.

(Слайд № 31)  ФИЛЬМ.

(Слайд №32)

…Чудо

Можно увидеть повсюду –

В дереве,

Цветке,

Звезде,

В отраженьях на воде,

И в закате…

Чудо –

Рядом и вдали,

Дома, на краю земли.

Чудо к тем, кто очень ждёт,

Обязательно придёт!

                                 Н. Юркова

  1. Итог мероприятия.

Учитель:  Изменилось ли ваше мнение о том, что чудеса бывают только в сказках? (ответы детей)

Учитель:  Выходит, что чудеса встречаются  не только в сказках. Они рядом с нами.  Главное – нам надо научить замечать созданную самой природой красоту и восхищаться ею, её неповторимостью.

Учитель:  Давайте просто будем наблюдать,

                 За тем, что рядом с нами происходит.

                 И небо не устанет удивлять

                 Нас чудесами при любой погоде.

(Слайд №33)    Лесенка знаний.  

-Подведем итог полученным знаниям  на уроке:

ребята, поднимите букву, которая  соответствует вашим знаниям, а можно поднять и 2 буквы.

МОЛОДЦЫ! Кто получил солнышко – наши аплодисменты!

Чудесно, расчудесно,

Что зреет колосок,

Что слон такой огромный,

А зайчик невысок.

Что петухи клюются,

И что краснеет рак,

Что бабочки летают, летают, летают,

А я скачу вот так.

Чудесно, что так плавно

Вращается Земля,

И что не расплескались

Ни реки, ни моря.

Чудесно то, что где-то

Журчит-шумит родник,

Что чистые озера, озера, озера

И звезды блещут в них.

Чудесно, расчудесно.

Вот чудеса!

Чудесно, расчудесно.

Вот чудеса!

Чудесно, что летают

По воздуху шмели,

А звезды слышат песню

Кузнечика с Земли.

Плетет весенний дождик

Серебрянную нить,

Чтоб небо голубое, голубое, голубое

С Землей соединить.

Чудесно, что на свете

У всех свои слова:

"Ку-ку" поет кукушка,

А я пою "ква-ква".

И на воздушном змее

Хочу лететь к Луне.

Чудесно что на свете, на свете, на свете

Есть сказка обо мне!

Чудесно, расчудесно.

Вот чудеса!

Чудесно, расчудесно.

Вот чудеса!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудеса вокруг нас

Это творческая работа, выполненная учащимися. Ребята посчитали, что не только Всемирно известные чудеса должны быть, но и на нашей территории тоже можно найти объекты, достойные знания "Чудеса". Дав о...

Урок математики "Семь чудес Кузбасса", 5 класс

1.В ходе занимательного урока математики учащиеся  не только закрепляют навыки арифметических действий с натуральными числами при вычислениях, но и  знакомятся с самыми значимыми достопримеч...

РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЧУДЕСА ВОКРУГ НАС»

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе со...

План-конспект урока истории "Семь чудес света", 5 класс

План-конспект урока истории в 5 классе по теме "Семь чудес света"...

Урок немецкого в 3 классе по теме «Люди вокруг меня» Первый урок третьей главы " Люди вокруг меня ". Тема урока " Осень. Что делает семья Вундеркиндов осенью".

План урока немецкого языка в 3 классе по учебнику О.Л.Захаровой, К.Р.Цойнер "Вундеркинды плюс". Глава 3 "Люди вокруг меня", урок 1 :"Осень Что делают Вундеркинды осенью"....

Чудеса вокруг слова

Игра - грамматический бой для учащихся 6 класса Цель: формирование речеведческих навыков, языкового чутья у учащихся.Задачи:- развивать творческие способности учащихся, память, речь, смекалку, вн...

Отчет о проведении урока по Астрономии "Чудеса галактики" (10 класс)

Данные уроки проводятся в рамках Дней единых действий....