Разработка урока по теме: "Горные породы. Минералы".
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

Разработка расчитана на проведение урока природоведения  в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gornye_porody._mineraly.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок    по   теме :    «Горные  породы.     Минералы.»

Цель   урока:     познакомить   учащихся    с   различными    горными    породами   и

                                их    особенностями.

Задачи   урока:    1.   сформировать   знания   о   горных   породах.

                             2.    разъяснить   учащимся    условия    образования    магматических,

                                    осадочных  и   метаморфических    горных   пород.

                              3.   научить   определять   виды   горных   пород.

                              4.   разъяснить    учащимся   чем   отличается    горная   порода   от          

                                      минерала.

Оборудование:      1.     коллекция   горных   пород.

                                        -   магматические     -     гранит

                                                                           -     бальзат

                                         -   осадочные            -    песчаники

                                                                            -    известняки

                                         -  метаморфические    -    мрамор

                                 2.    коллекция   минералов.

                                        -    полевой   шпат

                                        -    кварц

                                        -    малахит

                                                  Ход   урока.

 

1.     Организационный    момент.

2.      Изучение   нового    материала.

      Представьте   себе,  что  практически   все,   что  мы  делаем  или  пользуемся    в   нашей   повседневной   жизни,   связано   материалами,   которые  добываются  из  земли.

       Оглянитесь  вокруг  себя   и  вы  увидите   множество  вещей   которые  сделаны   из  камней  и   минералов.   А,   чтобы   как   можно   больше   узнать   о  камнях   и  минералах ,      давайте   совершим   увлекательное   путешествие.

        Путешествие   наше  будет   проходить   на   сверхзвуковом   лайнере,    который   через   несколько   минут    приземлится   на   станции   Историческая.    Где   мы  с   вами   познакомимся  с   историей   развития   Земли.

        Станция   «   Историческая »

         Остатки   древних   морских   ракушек   -   застывшие   в   камне;    кости,   зубы  -   исчезнувших    видов   животных ;    тончайшие   силуэты   насекомых    в  кусочках   янтаря;    массивные   разноцветные   обломки   окаменелого   дерева  -  все   это   ископаемые   остатки   или   окаменелости.

         Для   ученых   изучающих   доисторические   формы   жизни,    ископаемые   заключенные   в   последовательно   залегающих   пластах   горных   пород,   служат   как  бы   строками   толстой   книги   истории   Земли.    Подавляющее   большинство   ископаемых   остатков    находят   в   осадочных   породах  -   глинах,  известняках   и   песчаниках.    Некоторые   горные   породы   почти   полностью   состоят   из   ископаемых   остатков.      

 

                             Покидая   станцию  «  Историческую»,    мы   прикрепляем   к   доске   лепесток    ромашки   с   вопросами   на   которые   необходимо   будет   ответить    в   конце   путешествия,   ведь   только  так   мы   с  вами   сможем   вернуться   домой.

Следующая   остановка   станция  «  Исследовательская ».

             Станция    «  Исследовательская ».

              Вся   толщина   земной   коры   состоит    из    разнообразных   горных   пород.     Если   горных   пород   так   много,    можно   ли  их     разделить   на   группы?    Если   да,       то   по   каким   признакам.

Задание:    1.   Прочитайте    параграф    24.

                   2.   Ответьте   на   вопросы.

                   3.    Составьте   схему:  «   Классификация    горных   пород   по   происхождению  ».

Вопросы:   -   Горных   пород   очень  много,   можно  ли  их   разделить    на  группы   и            

                         и  по  каким  признакам?

                    -   Объясните  различия   в   образовании   магматических   и    осадочных

                           горных   пород.

                     -    В   каких   условиях    образовались    метаморфические   породы?

 

                                     Классификация    горных    пород   по   происхождению.      

Магматические                                                                            Метаморфические  

-  гранит                                                                                            -    мрамор

-   базальт                                                                                          -    гнейс

                                           Осадочные                                                                                  Обломочные

                                              -   известняки                                                                       -    глина

                                              -   каменная  соль                                                                 -     песок

                                              -   глинистые    сланцы                                                        -    галька

Станция   « Географическая ».

                   Все   окружающие   нас   горные   породы,   слагающие   земную   кору    состоят   из   отдельных   минералов.

                   У   каждого   из   них -  свои   особенности,   свое   имя,   свой   химический    состав   и   облик.    Минерал   в   горной   породе,    как   отдельный   человек   в   толпе,   у   него   свое   имя,   характер,   одежда.     Известно   более    3000   минералов.

Работа   с   физической   картой:      Найдите,   где   у   нас   в   России   имеются   богатые    залежи    

                                                              минералов.

Некоторые     из    минералов    нашли    широкое   применение    в   народном    хозяйстве.

Широко   используются   в   народном    хозяйстве    руды,     уголь   и   нефть.

                  Поэтому,    следующая   остановка   нашего   лайнера     произойдет   на   станции  «  Промышленной ».    Здесь   мы   с  вами     познакомимся   с   добывающей    и   перерабатывающей    промышленностью.

                        Рудами   называют   скопление   минералов,    содержащих    железо,   олово,   медь,   свинец   и   другие   металлы.

                 Для   того   чтобы   изготовить   различные   предметы,   необходимо   из   недр   земли   добыть   руду.    Затем  ее   переработать,   и   только   тогда   получить   необходимую   вещь:

               Например:    Боксит   -     служит   сырьем   для   алюминия.    Который    применяется   как   в   авиационной     промышленности,  так   и   для   изготовления    посуды.

                  -   Скажите,   а  нефть   и   уголь    тоже   относятся      сюда  или  нет?

       Уголь   является   осадочной   породой.   Это   вид   ископаемого   минерального    топлива.    Угольная   промышленность   получила   широкое  развитие.     Уголь  -   великий   помощник    человека.

        -    Продукты   получаемые   из   угля   и   нефти.   (  Сообщения   учащихся.)

Многие   горные   породы   применяются   как   строительные   материалы   -    это   гранит,   мрамор,   известняк,   глина  и   песок.

         -     Применение    гранита,   мрамора    в   народном   хозяйстве.   (   Сообщение    учащихся.)

         Последняя   остановка   нашего  лайнера   будет   на   станции  «  Экологической  ».

    Станция   «  Экологическая ».

        Здесь   работая   в  роли   экологов   мы   должны    выработать   некоторые     правила   чтобы   избежать    « минерального   голода»   в   стране.

1.   Рациональное   использование    полезных    ископаемых.

2.   Установка   очистительных   фильтров   на   добывающих   и  перерабатывающих     заводах.

        (  Если   не   устанавливать,  то   производятся   вредные   выбросы   в   атмосферу.)

        Утечка   нефти,   образует    тонкую    пленочку   на     поверхности   водоема,   что   приводит   к   гибели   птицы.   Так   как   птицы   питающиеся   планктонными    животными   садясь   на   воду,   попадают    в   пленку   из   нефти,  и  их   перья      сразу   намокают   и   птицы   тонут.

                                               Закрепление:

       Итак,    чтобы   вернуться      домой   мы   должны   ответить   на   вопросы,    записанные   на   лепестках   ромашки.

Станция  «  Историческая ».

1.   Что   такое   окаменелости?

2.   В   каких   горных   породах   можно   найти   окаменелости?

Станция  «  Исследовательская ».

1.    Что   такое   горные   породы   и   минералы?

2.    Как   образуются   горные   породы?

   3.    Между   двумя   учениками   возник   спор:    один   говорил,    что   горные   породы    встречаются   только  в  горах,   второй   утверждал,   что   они   есть   не   только   в   горах,   но   и   на   равнинах    и   даже   на   морском   дне.   Кто  из   ребят   прав?

   4.   Чем   горная   порода    отличается    от   минерала?

    Станция  « Географическая ».

1.   Покажите   по   физической  карте    районы   где   имеются   залежи   руды,   угля   и   нефти.

2.   Где   на   земном   шаре   находятся    основные    месторождения    полезных   ископаемых?

   Станция    «   Промышленная ».

1.   Каким   образом   получают   алюминий,   медь,   железо?

2.    Где   эти   металлы   нашли   свое   применение?

3.    Что   получают   из   нефти?

4.   Что   получают   из   угля?

5.    Что  называется   полезными   ископаемыми?

6.    Какие   горные   породы   используют   в   строительстве?

    Станция   «  Экологическая ».

1.  Можно   ли   избежать   «минерального   голодания»,   что  для   этого   необходимо?

2.  Почему   на  заводах   необходимо   ставить   фильтры?  

Итоги   урока.

Выставление    оценок.

Домашнее    задание.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме " Горные породы"

Урок в 6 классе способствует творческому мышлению, развивает кругозор учащихся, формирует ценностне отношение к миру....

Урок по теме "Горные породы"

Урок по географии в 5 классе с использованием интерактивных тестов....

Урок по теме горные породы и минералы

Цель урока:  создать условия на уроке, способствующие определению особенностей различных типов горных пород учащимисяЗадачи:  Учить различать различные типы горных пород и минералов по внеш...

Проект урока по теме "Горные породы,минералы,полезные ископаемые"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Тип урока: практическая работа.Цель: сформировать представление о составе твёрдой оболочки Земли. P { margin-bottom: 0.21cm; } Методы обучения на уроке: репродукт...

Урок по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

География.  5 класс Тема.  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.  Планируемые результаты: предметные:- должны знать происхождение магматических, осадочных,   мет...

Урок по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

География.  5 класс Тема.  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.  Планируемые результаты: предметные:- должны знать происхождение магматических, осадочных,   мет...

Технологическая карта урока по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

Предмет: географияКласс: 5 классТема: Горные породы, минералы и полезные ископаемыеТип урока: открытие новых знанийЦель: Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов...