Задания олимпиады по предмету окружающий мир
олимпиадные задания по природоведению по теме

Шамазова Наталья Сергеевна

Для учащихся начальных классов с целью организации преемственности олимпиадного движения в нашем районе много лет составлялись олимпиады школьного и муниципального этапов, в том числе по предмету окружающий мир. Все задания взяты из различных источников, использованная литература указана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Код учащегося ____________                                                                                           Управление образования

                                                                                         Администрации Клинского муниципального района

Программа «Одарённые дети»

2009-2010 год

Муниципальный этап олимпиады младших школьников

по предмету окружающий мир

2009-2010 учебный год

  1. класс

№1. Ответь на вопросы теста, выбрав один правильный ответ. Впиши правильные ответы в таблицу, расположенную после задания:  

  1. Самая большая планета солнечной системы:

А. Юпитер           Б. Сатурн         В. Венера         Г. Нептун

  1. Материк, который пересекает экватор:

А. Евразия   Б.   Австралия        В. Африка     Г. Северная Америка

  1. Многообразие растений и животных при движении от полюсов к экватору:

А. Не изменяется       Б. Увеличивается       В. Уменьшается

  1. Первое упоминание о Москве встречается в 1147 году. Пересчитай, в каком веке это произошло?

А. 11 век      Б. 13 век        В. 10 век       Г. 12 век

  1. Какая горная порода состоит из скелетов и раковинок морских организмов:

А. Гранит            Б. Базальт      В. Известняк      Г. Уголь

  1. Укажите главное свойство почвы:

А. Наличие минеральных солей    Б. Наличие воды     В. Наличие воздуха                      Г. Плодородие

  1. Что помогает человеку обдумывать сведения об окружающем мире?

А. Воображение       Б. Память      В. Мышление     Г. Рассуждение

  1. Как называется самая необходимая для человека звезда?

А. Полярная звезда    Б. Солнце    В. Кассиопея    Г. Сириус

  1. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

А. Птица     Б. Бабочка    В. Лягушка     Г. Рыба

  1. С какой стороны нужно обходить автобус на остановках?

А. Спереди  Б. Сзади   В. Справа    Г. Слева

  1. Почему растение росянка хищное?

А. Не хватает витаминов    Б. Не умеет усваивать солнечную энергию

В. Растёт на малоплодородных почвах   Г. Нравится вкус насекомых

12) Обильная роса на лугу летом  - это примета:

      А. Хорошей погоды   Б. Дождливой погоды    В. Похолодания    Г. Перемены   погоды

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


№2. Запиши названия планет по порядку:

Земля, Юпитер, Уран, Плутон, Меркурий, Венера, Нептун, Марс, Сатурн

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

№3. Соотнеси страны и памятники культурного наследия. Соедини их стрелками:

  1. Соединённые штаты Америки                   А. Венеция
  2. Италия                                                          Б. Тадж-Махал
  3. Индия                                                            В. Кижи
  4. Египет                                                           Г. Статуя Свободы
  5. Россия                                                           Д. Мемфис

     №4. Какие части данных растений употребляют в пищу:

Свекла - __________________________________________________________

Салат - ___________________________________________________________

Слива- ___________________________________________________________

Роза - ____________________________________________________________

Сахарный тростник - _______________________________________________

     №5. Распредели данные понятия по группам. Дай обобщающее название каждой группе.

      Нефть, кенгуру, верх, сутки, лево,  волк, назад, гранит, день, землеройка, час, мрамор,    год, жираф, известняк

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  №6. Напиши, какую пользу приносят лесу грибы?

  1. ________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________________
  4. ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  №7. Перечисли экологические проблемы нашей планеты:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

Муниципальный этап олимпиады младших школьников

по предмету окружающий мир

2009-2010 учебный год

  1. класс

№1. Ответь на вопросы теста, выбрав один правильный ответ. Впиши правильные ответы в таблицу, расположенную после задания (1 балл за каждый правильный ответ – 12 баллов):  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

В

Б

Г

В

Г

В

Б

Б

Б

В

А

№2. Запиши названия планет по порядку (5 баллов за правильную последовательность):

Земля, Юпитер, Уран, Плутон, Меркурий, Венера, Нептун, Марс, Сатурн

Ответ:

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

№3. Соотнеси страны и памятники культурного наследия. Соедини их стрелками (5 баллов):

  1. Соединённые штаты Америки                   А. Венеция
  2. Италия                                                          Б. Тадж-Махал
  3. Индия                                                            В. Кижи
  4. Египет                                                           Г. Статуя Свободы
  5. Россия                                                           Д. Мемфис

     №4. Какие части данных растений употребляют в пищу (5 баллов):

Свекла - корнеплоды

Салат - листья

Слива - плоды

Роза – лепестки (цветы)

Сахарный тростник - стебель

     №5. Распредели данные понятия по группам. Дай обобщающее название каждой группе (по 0,5 балла за каждый правильный ответ – 9,5 баллов)

Полезные ископаемые: нефть, гранит, мрамор, известняк – 2,5 балла

Понятие времени: сутки, день, час, год -2,5 балла

Пространство: верх, лево, назад – 2 балла

Животные: кенгуру, волк, землеройка, жираф – 2,5 балла

     №6. Напиши, какую пользу приносят лесу грибы?(4 балла)

Грибница срастается с деревом и помогает всасывать из почвы воду с минеральными солями.

Грибами питаются животные.

Грибами лечатся животные.

Грибы способствуют разложению растительных остатков

     №7. Перечисли экологические проблемы нашей планеты (за каждый правильный ответ 0,5 балла):

Парниковый эффект

Загрязнение атмосферы

Загрязнение воды токсическими отходами

Загрязнение океанов нефтью

Накопление мусора

Кислотные дожди

Вырубка леса

Исчезновение животных

и т.д.

Максимальное число баллов – 40, 5 баллов + …. задание №7

Использованная литература:

  1. Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с. – (Школьные олимпиады).
  2. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1/ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2007. 223с.: ил. – (Зелёный дом).
  3. Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: Вако, 2008.- 144с. – (Мастерская учителя).



Предварительный просмотр:

Школьный тур олимпиады школьников по предмету окружающий мир

4 класс  2006/2007 учебный год

1. Выберите один правильный ответ:

1. Зачем кузнечику сабля?

А. Для сражений.                      В. Для красоты.

Б. Для откладки яиц.

2. На кого похожа медведка?

А. На медведя.                           В. На крота.

Б. На червя.

3. Кто самый крупный из грызунов?

А. Бобр.                                       В. Заяц.

Б. Водосвинка.

4. Когда раки линяют?

А. Когда захочется.                   В. Когда в панцире тесно.

Б. Не могут линять.

5. Кто такой хвостокол?

А. Птица.                                    В. Зверь.

Б. Рыба.

6. Кто из птиц лучший танцор?

А. Павлины.                               В. Журавли.

Б. Гуси.

7. Какие из нижеперечисленных птиц не строят гнезд на земле?

А. Овсянка.                                В. Жаворонок.

Б. Малиновка.

8. Какие грибы называют «подснежниками»?

А. Опята.                                    В. Грузди.

Б. Сморчки.

9. Какое растение уничтожает микробов?

А. Черемуха.                              В. Аир.

Б. Одуванчик.

10. Какое растение называют деревом, растущим вверх корнями?

А. Баобаб.                                 В. Пальма.                

Б. Кипарис.

2. Прочитай текст. Определи сколько в нем допущено ошибок. Укажи их количество,  исправь ошибки и запиши правильный текст:

У хвойных растений особые листья - хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть цветение хвойных деревьев. У сосны и ели созревают плоды -  шишки. В шишках находятся семена.

3. Раздели организмы на три группы по природным зонам, запиши названия природных зон. Составь три цепи питания из трех звеньев каждая по природным зонам:

Брусника, орёл, суслик, песец, кедр, белая куропатка, ковыль, бурундук, лось, лемминг, дрофа,  куница.

4. Закончи предложение:

1. Отрезок времени между 1501 и 1600 годами – это … век.

2. Первые олимпиады прошли в …

3. Пирамиды в Древнем Египте – это…

4. Для письма в Древнем Египте использовали …

5. Столица Древней Руси - …

6. Санкт –Петербург основал русский царь …

7. По расположению этой звезды можно определить направление на север …

8. Какой океан не омывает нашу страну…

9. Назови полезное ископаемое по описанию. Твердый, хрупкий, черного цвета, состоит из остатков растений, тяжелее воды, ярко горит – это …

10. Какой материк омывается водами Тихого и Индийского океанов …

11. Наша страна расположена в частях света …

12. Это полезное ископаемое называют «черное золото»…

5. Ответь на вопрос. Имеется смесь из соли, песка и опилок. Как с помощью воды отделить друг от друга вещества, входящие в эту смесь?

Оценка результатов школьного тура олимпиады по предмету окружающий мир

 и ответы на задания.

1.

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответы

Б

В

Б

В

Б

В

Б

Б

А

А

Итого  - 10 баллов

2.

Количество ошибок – 4.

Верные предложения: У хвойных растений особые листья - хвоинки. У сосны они всю зиму зеленые, а у лиственницы на зиму хвоя опадает. Хвойные растения не цветут. У сосны и ели не образуются плоды. В шишках находятся семена.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Итого – 4, 5 балла.

3.

Зона тундры: Брусника, песец, лемминг, белая куропатка – 2 б.

Зона тайги: Кедр, бурундук, куница, лось – 2б.

Зона степей: Орел, суслик, ковыль, дрофа – 2б.

Цепи питания:

  1. Брусника →лемминг→песец – 0,5б.
  2. Кедр →бурундук→куница – 0,5б.
  3. Ковыль →суслик→орел – 0,5б.

(Возможны другие варианты цепей)

За каждый правильный ответ 0,5 балла. Итого – 7,5 баллов.

4.

1. 16 век.

2. Древняя Греция.

3. Гробницы фараонов.

4. Папирус.

5. Киев.

6. Петр I.

7. Полярная звезда.

8. Индийский океан.

9. Каменный уголь.

10. Австралия.

11. Европе и Азии.

12. Нефть.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Итого – 6 баллов.

5.

Смесь высыпают в посуду с водой. Опилки будут находиться на поверхности воды и их можно собрать. После этого смесь размешать до полного растворения соли в воде. Затем раствор отфильтровать. На фильтре останется песок. Воду выпарить на огне. На дне посуды останется соль.

Итого 5 баллов.

Максимальное количество баллов – 33 балла.

Использованная литература:

1. Олимпиады по предмету окружающий мир 1-4 класс (сборник заданий)

2. А.А. Плешаков Природоведение 4 класс М., Просвещение 2003

3. В. Алексеев 300 вопросов и ответов о животных Ярославль, «Академия развития», 1997



Предварительный просмотр:

Школьный этап олимпиады младших школьников

 по предмету окружающий мир

4 класс, 2009-2010 учебный год

  1. Отметьте знаком «+» правильные утверждения:

__Уголь, торф, боксит – это горючие полезные ископаемые.

__ За одни сутки синий кит может съесть до 4 т пищи.

__ Пантера и леопард – это разные звери.

__ Природное сообщество может обойтись без хищников и паразитов.

__ Земля вращается вокруг Солнца.

__ Устье реки – это её начало.

__ Информационно-указательные знаки прямоугольной формы голубого цвета.

__ Кукушка сама высиживает своих птенцов.

__ Начиная переход улицы по пешеходному переходу надо посмотреть налево.

  1. Выберите один правильный ответ:

  1) В какое суток летит больше перелётных птиц?

             А.  Днём.            Б. Ночью              В. Утром

               2) Какой орган чувств наиболее развит у совы?

              А. Слух.                Б. Зрение.            В. Обоняние.

               3) Почему у водоплавающих птиц не намокает оперение?

              А. Оно плотное и жёсткое. Б. Оно быстро сохнет. В. Перья покрыты слоем жира.

              4) Кому хвост служит опорой?

             А. Дятлу.        Б. Соколу.             В. Ворону.

               5)   Какие металлы тебе известны:

             А. Гранит.      Б. Железо.            В. Нефть.

              6) Чем похожи шуба и снег?

              А. Цветом. Б. Содержанием воздуха.  В. Способностью согревать.

              7) Какое свойство воды использует человек, когда стирает бельё?

              А. Прозрачность. Б. Способность растворять различные вещества. В.Бесцветность

             8) Вьют ли гнёзда перелётные птицы на юге?

             А. Да.        Б. Нет.    В. Только временные.

              9) Каково происхождение торфа и каменного угля?

             А. Горная порода. Б. Залежи остатков древних растений. В. Минеральное вещество

              10) Что нужно сделать, если во время пожара на тебе загорелась одежда?

             А. Вызвать пожарную службу. Б. Кататься по земле, сбивая пламя. В. Облить себя

                  водой.

  1. В приведённом списке слов названы объекты и явления природы. Выпишите из этих слов такие, которые составляют группу. Каждую группу назовите. (Обратите внимание, что некоторые слова лишние и их использовать не надо).   Вулкан, устье, остров, волк, краснозём, русло, снег, подзол, излучина, исток, чернозём.

1 группа____________________________________________________________

2 группа____________________________________________________________

  1. Распредели  растения в порядке смены ярусов в лесу с I по V (сверху вниз):

1.Копытень, 2.осина, 3.мох, 4.дуб, 5.черника, 6.ель,7. рябина,8. малина, 9. крапива, 10. орешник.

I -  ___________

II - ___________

III -___________

IV -___________

V -  ___________

  1. В природе все взаимосвязано. Как вы это понимаете? Приведите по одному примеру таких взаимодействий в природе, как

животные - растения ; животные - животные; животные - человек.

  1. В книге С. Ивченко «Загадка Цинхоны» приводится курьёзный случай: «Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле ревизор. Увидел голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

-Хвойный.

-А где хвоя?

-Опала.

-По чьей вине?

-Природы.

-Вы мне за природу не прячьтесь! За  гибель леса отвечать будете вы.

Придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? В чём ответ на загадку природы.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Где произрастают эти растения? Соедини стрелками сообщества с соответствующими растениями?

Просо                                                            Луг

Тимофеевка

Рогоз                                                            Поле

Вороний глаз                                            

Ячмень                                                        Водоём

Кукуруза                        

Мятлик                                                        Лес

Кислица

Ответы на школьный этап олимпиады школьников по предмету окружающий мир

4 класс, 2009-2010 учебный год

  1. Отметьте знаком «+» правильные утверждения:

-Уголь, торф, боксит – это горючие полезные ископаемые.

+За одни сутки синий кит может съесть до 4 т пищи.

- Пантера и леопард – это разные звери.

- Природное сообщество может обойтись без хищников и паразитов.

 +Земля вращается вокруг Солнца.

-Устье реки – это её начало.

+ Информационно-указательные знаки прямоугольной формы голубого цвета.

- Кукушка сама высиживает своих птенцов.

+ Начиная переход улицы по пешеходному переходу надо посмотреть налево.

9 баллов

  1. Выберите один правильный ответ:

  1) В какое суток летит больше перелётных птиц?

             А.  Днём.            Б. Ночью              В. Утром

               2) Какой орган чувств наиболее развит у совы?

              А. Слух.                Б. Зрение.            В. Обоняние.

               3) Почему у водоплавающих птиц не намокает оперение?

              А. Оно плотное и жёсткое. Б. Оно быстро сохнет.В. Перья покрыты слоем жира.

              4) Кому хвост служит опорой?

             А. Дятлу.        Б. Соколу.             В. Ворону.

               5)   Какие металлы тебе известны:

             А. Гранит.      Б. Железо.            В. Нефть.

              6) Чем похожи шуба и снег?

              А. Цветом. Б. Содержанием воздуха.  В. Способностью согревать.

              7) Какое свойство воды использует человек, когда стирает бельё?

            А. Прозрачность Б Способность растворять различные веществаВ.Бесцветность

             8) Вьют ли гнёзда перелётные птицы на юге?

             А. Да.        Б. Нет.    В. Только временные.

              9) Каково происхождение торфа и каменного угля?

            А. Горная порода.Б. Залежи остатков древних растений.В.Минеральноевещество

              10) Что нужно сделать, если во время пожара на тебе загорелась одежда?

         А. Вызвать пожарную службу. Б. Кататься по земле, сбивая пламя. В. Облить себя

                  водой.

              10 баллов

  1. В приведённом списке слов названы объекты и явления природы. Выпишите из этих слов такие, которые составляют группу. Каждую группу назовите. (Обратите внимание, что некоторые слова лишние и их использовать не надо).   Вулкан, устье, остров, волк, краснозём, русло, снег, подзол, излучина, исток, чернозём.

1 группа устье, русло, излучина, исток - река

2 группа краснозём, подзол, чернозём –почвы

По 0,5 балла – всего 4,5 балла

      4.  Распредели  растения в порядке смены ярусов в лесу с I по V (сверху вниз):

1.Копытень, 2.осина, 3.мох, 4.дуб, 5.черника, 6.ель,7. рябина,8. малина, 9. крапива, 10. орешник.

I -  2, 4, 6

II – 7, 10

III - 8

IV – 9, 5, 1

V -  3

По 0,5 балла – всего 5 баллов

  1. В природе все взаимосвязано. Как вы это понимаете? Приведите по одному примеру таких взаимодействий в природе, как

животные - растения ; животные - животные; животные - человек.

3 балла

  1. В книге С. Ивченко «Загадка Цинхоны» приводится курьёзный случай: «Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле ревизор. Увидел голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

-Хвойный.

-А где хвоя?

-Опала.

-По чьей вине?

-Природы.

-Вы мне за природу не прячьтесь! За  гибель леса отвечать будете вы.

Придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? В чём ответ на загадку природы.

Ответ: Не придётся, потому что преобладающая порода в тайге – это лиственница, это хвойное листопадное дерево, процесс ежегодный и естественный.

3балла

  1. Где произрастают эти растения? Соедини стрелками сообщества с соответствующими растениями?

Просо                                                            Луг

Тимофеевка

Рогоз                                                            Поле

Вороний глаз                                            

Ячмень                                                        Водоём

Кукуруза                        

Мятлик                                                        Лес

Кислица

По 0,5 балла –  всего 4 балла

Максимальное количество баллов – 38,5 , проходной балл -  20.

Использованная литература:

  1. Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с. – (Школьные олимпиады).
  2. Т.Н. Максимова Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. – М.: Вако, 2009.- 208 с. - (Мастерская учителя).
  3. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1/ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2007. 223с.: ил. – (Зелёный дом).
  4. Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: Вако, 2008.- 144с. – (Мастерская учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочих тетрадей по предмету "Окружающий мир" (1-4 классы) для коррекционных школ VIII вида на основе учебников Е. Д. Худенко

В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей  c  ограниченными возможностями здоровья, обучающимися  по программе школ VIII вида(1 варианта), уделяется значительное вним...

РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" (1 - 4 КЛАССЫ) ДЛЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ VIII ВИДА НА ОСНОВЕ УЧЕБНИКОВ Е. Д. ХУДЕНКО

В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей  c  ограниченными возможностями здоровья, обучающимися  по программе школ VIII вида(1 варианта), уделяется значительное вним...

Викторина по предмету окружающий мир

Материал может быть использован во внеклассной работе для учащихся начальной школы...

Урок с элементами театрализованных игр по предмету окружающий мир на тему «Деревья. Лиственные, хвойные породы деревьев»

Урок закреплание изученного материала по теме "Деревья". Материал урока содержит элементы театрализованных игр, доступных  учащимся. Подобные игры интересны детям и положительно влияют на развити...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...

Конспект открытого урока предметная область "Окружающий мир" предмет" Окружающий природный мир" тема: "Зимующие птицы. Снегирь, синица"

Конспект урока разработан для обучающихся 10 класса с тяжёлыми множественными нарушениями развития....

презентация по учебному предмету "Окружающий социальный мир" по теме: "Предметы из стекла".

Представлена презентация по учебному предмету "Окружающий социальный мир"  для обучающихся с выраженной умственной отстальстью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2). 2Д класс...