Сокровищница Деметры
презентация к уроку по природоведению (5 класс) по теме

Литвинова Галина Юрьевна

В работе показана история появления в России некоторых привычных нам культурных расстений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sokrovishchnica_demetry.pps2.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сокровищница Деметры Учитель кубановедения МБОУ СОШ №9 Литвинова Г.Ю.

Слайд 2

Деметра

Слайд 3

Сегодня богиня Деметра открывает нам свою сокровищницу.

Слайд 4

Картошка Волшебница рода полевых. Считают, что в Европу картофель завез пират, английский мореплаватель сэр Френсис Дрейк, промышлявший тогда на море и на суше. В немецком городе Оффенбурге признательные жители поставили ему памятник: рослый мужчина протягивает людям цветок картофеля. На постаменте надпись: «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе.1580 год. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память.

Слайд 5

Но не сразу картофель приобрел в Европе славу ценной пищевой культуры. Длительное время любовались лишь его цветками, украшали ими одежду, прически. Цветы эти разводили на специальных грядках, и стоили они очень дорого, так что приобрести их могли очень зажиточные люди. Почему же так долго пробивал себе картофель дорогу к нашему столу? Дело в том, что в большинстве стран его ели сырым, и конечно, никому он не пришелся по вкусу.

Слайд 6

Иногда вместо земляных клубней употребляли семена – зеленые клубни, которые росли на ботве, и нередко травились ими. Именно по этому во Франции картофель считали ядовитым растением, портящим почву. Постепенно к картофелю привыкли, даже издавали указы, которые вменяли в обязанность крестьянам высаживать его у себя на огородах и употреблять клубни вареными, печеными или жареными.

Слайд 7

В Россию картофель завез во второй половине XVIII в. Петр I . Крестьяне, подстрекаемые духовенством, очень враждебно встретили «нечестивый плод», «чертово яблоко», побаивались его. Вспыхнули даже настоящие «картофельные бунты». Сначала этот овощ находит сторонников среди петербургской знати, а со временем появляется и на крестьянских огородах. Однажды отведав вкусные вареные или печеные клубни, крестьяне больше не отказывались от них. Минуло время -и картофель стал в России любимым, незаменимым блюдом.

Слайд 9

Подсолнечник – солнечный цветок

Слайд 10

Летом 1510 года вместе с награбленными ценностями и экзотическими плодами семена солнечного цветка отправили в Мадрид. В Испании заморскую гостью встретили с почестями: семена высадили в королевском ботаническом саду , тщательно за ними ухаживали. Довольно быстро подсолнух как декоративное растение начали выращивать во многих странах Европы. В конце XVIII в. семена этого растения завезли в Россию. Золотистые головки стали украшением пышных клумб. Первое знакомство европейцев с подсолнухом произошло на его родине – в Южной Америке. Золотистый цветок, который индейцы считали даром небесного светила, его маленьким двойником на земле, очаровал их.

Слайд 11

Семена были мелкие, с острой основой, а ядрышки покрыты толстой шелухой. И все же ими охотно лакомились. Начав выращивать подсолнечник, люди даже не догадывались, что открыли настоящее сокровище. Прошло время и подсолнух оценили как замечательный медонос В конце XVIII в.стало известно, что из него можно получать масло.

Слайд 12

Сперва масло из семян пытались получить вручную. Попытки эти не увенчались успехом. Но вот крепостной Д.С.Бокарев из Воронежской губерни смастерил механическую масленицу и получил первое в Европе подсолнечное масло – ароматное, вкусное, почти прозрачное, золотистое, как сам подсолнух! Солнечный цветок теперь заинтересовал многих.

Слайд 13

Кукуруза Королевство Зеа Маис – такое название дал этому злаку шведский природовед Карл Линней. Свое второе название – «кукуруза» - это растение получило гораздо позже на Европейском континенте. Моряки, которые приплыли с Христофором Колумбом в Новый Свет, с нескрываемым удивлением смотрели на экзотическое растение с высокими стеблями и кочанами, в их зарослях можно было заблудиться! Сколько сказок и легенд услышали испанцы о замечательном растении маис! У местных племен существовали ритуалы перед посевом этой культуры, разжигали костры, в которых сжигали все старое: Остатки прошлогоднего урожая, изношенную одежду, истоптанную обувь, поломанную утварь. На это время прекращались даже войны между племенами, забывались ссоры. Индейцы высоко ценили и уважали кукурузу, она стала для них хлебом .

Слайд 14

Индейцы готовили из кукурузы много блюд. Причем использовали не только зерно, но и пыльцу. Из нее варили суп, использовали как начинку в хлеб, из молодых стеблей получали сладковатый сироп. Зерна ели вареными, а толченые шли на кашу. Индейцы щедро угощали Х.Колумба и его моряков блюдами из кукурузы. Те ели их с удовольствием и решили отвезти на родину зерна заморской красавицы. Произошло это 500 лет назад. Маис хорошо прижился, дал густые всходы на испанской земле, и вскоре крестьяне не могли нарадоваться кукурузе, которая стала их кормилицей. В южных районах нашей страны посевы кукурузы появились в конце XVIII века Из кукурузы получают масло, крахмал, который перерабатывают на спирт. Из стержней кочанов научились изготавливать даже пластмассу и искусственные нити – нейлон.

Слайд 16

Рис знакомый и незнакомый Так ли уж много мы знаем о рисе? Рисовую кашу пробовал каждый. С маслом или молоком. У каждого народа свои вкусы и традиции.

Слайд 17

Сегодня рис выращивают во многих странах мира. Но и ныне встречаются разновидности дикого риса на его родине – Африканском континенте. Первое знакомство человека с рисом произошло в верховьях Нила, когда древние земледельцы начали собирать зерно этого дикого растения и употреблять его в пищу. Сейчас у некоторых племен дикий рис – один из основных продуктов питания. А жители племени бонго рис не едят, а меняют его на охотничье оружие у арабов из городов Джафра и Кордофан, которые считают, что дикий рис намного питательнее и вкуснее культурного.

Слайд 18

Старинная легенда рассказывает о том, что когда-то в Индии жил жестокий и очень своенравный магараджа. Один из мудрецов решил подсказать правителю, что тот должен прислушиваться к советам умных людей, и придумал игру в шахматы. Игра понравилась властителю, и тот решил отблагодарить мудреца: пообещал ему дать все, что тот захочет. Но мудрец отказался от золота и бриллиантов. Он попросил рисовых зерен. И не мешок, не два, а столько, сколько выйдет, когда на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую – два, на третью – три и так далее: на каждую последующую вдвое больше, чем на предыдущую. Удивленный махараджа согласился. И как же он был поражен, когда подсчет показал, что мудрецу следует отдать столько зерна, что для его хранения надо выстроить помещение шириной 10 м, высотой 4 м, а длина его будет равняться расстоянию от Земли до Солнца!

Слайд 19

Индийские ботаники отмечают, что рис – одно из самых «музыкальных» растений. Проведя серию опытов они пришли к выводу, что он реагирует на музыку определенного ритма. Не остаются равнодушными к музыке и другие растения. Но рис среди них самый чуткий: в зависимости от мелодии он может замедлять или ускорять свой рост

Слайд 20

Гречка Впервые человек встретился с дикой гречкой в далекой Индии. Ее кустики росли высоко в горах Гималаях. Заниматься здесь земледелием очень сложно, поэтому с течением времени гречку стали высеивать в плодородных долинах. Слава про замечательное крупяное растение быстро распространилось по всему миру. Купцы, побывав в Индии, привозили с собою на родину ее зерна. Точно не известно, когда именно гречку начали выращивать на территории нашей страны, тем не менее, прижилась она здесь где-то с XV столетия. Заморская гостья нашла у нас вторую родину. В народе о ней сложилось немало песен и сказаний. Называли это растение «черным рисом», «черной пшеницей», хотя ни с рисом, ни с пшеницей она не имеет ничего общего. Потом нарекли ее «греческой травой», гречкой, так как было известно, что пришла она с юга, а все южное тогда называли «греческим».

Слайд 21

Гречиха

Слайд 22

Сегодня гречку выращивают во многих странах Европы, Азии, в США, Канаде. Почему она «завоевала» такие значительные территории? Почему о ней уважительно говорит и ученый, и агроном, и врач, и пасечник? Природа щедро наградила это растение многими полезными веществами, необходимыми человеческому организму. В ее зернах 10% белка, 70% крахмала, 2-3% жира, а также фосфор, железо, медь. Вот почему гречневая каша диетическая. Врачи советую кормить гречневой кашей детей, включать в меню взрослых, больных расстройством сердечно-сосудистой системы, малокровием и прочими недугами.

Слайд 23

овощи Какими вкусными и обычными кажутся нам наши овощи и фрукты! Но оказывается, что родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны. История их переселения связана с интересными историческими фактами.

Слайд 24

огурец Огурец – это травянистое растение, родина которого – Индия. Огурец был известен за несколько тысячелетий до нашей эры. Вьющийся стебель огурца украшал стены египетских храмов. В Древнем Египте богатые люди для здоровья пили огуречный сок с розовой водой. Лечились также этим соком от лихорадки и собачьих укусов. Из Средиземноморья это растение распространилось в другие страны Европы. А вот в Россию оно было завезено не из Европы, а из Восточной Азии.

Слайд 25

томат Один из самых популярных овощей. Его родина – Южная Америка. Невысокие кустики с мелкими красными плодами до сих пор встречаются в Перу, Эквадоре, Мексике. Индейцы племени ацтеков называли это растение «тумантла», что означает «большая ягода». Испанцы стали называть его «томат». Через океан это растение завезли в Италию, где его называли «помидоро», что означало «золотое яблоко». Сначала помидоры есть боялись, считая их ядовитыми. В России помидоры появились во времена царствования Екатерины II . Ходили слухи, что они не съедобны. Только в 1850 году наши соотечественники узнали, что томаты вкусны и полезны.

Слайд 26

капуста Капуста - один из самых древних овощей. За шесть тысячелетий до нашей эры ее выращивали египтяне. Нашим предкам капуста также пришлась по душе. И сей час она занимает одно из почетных мест среди отечественного овощеводства.

Слайд 27

свекла Свекла родом из Средиземноморья. В XIV-XV столетиях свеклу завезли в Россию. От свеклы-родоначальника пошли другие виды свекл – свекла столовая, из которой варят борщ и делают винегрет, свекла сахарная и свекла кормовая. Раньше использовали только заморский тростниковый сахар, который стоил очень дорого. И вот, в 1747 году немецкий химик Маркграф нашел в белой свекле сахар, который оказался не хуже, чем тростниковый. Теперь наша страна занимает одно из первых мест по производству сахара.

Слайд 28

Клубника – далекая родственница нашей лесной земляники. Археологические раскопки свидетельствуют, что клубника была в европейских лесах ещё во времена неолита. Скорее всего, она была известна как лакомство уже в эпоху античности. Этот факт можно подкрепить упоминаниями в египетских и греческих письменных источниках. Вергилий говорит о клубнике, как о спасительнице невнимательных молодых людей, которые только благодаря этой ягоде могли заметить в траве змею. В XV веке первые окультуренные ягоды клубники перекочевали из Пиренеев в Прованс, а позже и в Лангедок. Дальше клубника быстрыми темпами завоевала всю Европу клубника

Слайд 29

Клубника в диком виде произрастает в Европе, в культуре возделывается также преимущественно в Европе (во Франции, Великобритании, Германии и др.), а также в Южной и Северной Америке. Плоды содержат сахара, лимонную, яблочную, хинную, салициловую, фосфорную кислоты, при созревании появляется янтарная; витамин C, пектиновые вещества, антоцианы, каротин, эфирное масло. Калорийность клубники составляет всего 36,9 ккал на 100 г, что делает её по-настоящему диетическим продуктом. В свежем виде плоды применяются в пищу, в кондитерском производстве — для вин и ликёров. Клубника — богатый источник витамина С. Аромат клубники активно применяется в косметической отрасли. В народной медицине настои плодов и листьев используют как диуретическое и потогонное средство, при простудных заболеваниях и анемии.

Слайд 30

дыня Дыня «приручена» давно. Ее история уходит корнями в глубину веков. Арабы утверждают, что дыня – плод райских садов, дар небес. Родиной дыни считают Малую и Среднюю Азию, откуда она распространилась в другие государства. В Россию дыня попала в XII-XIII столетиях. Ее стали выращивать на побережье Черного моря. В начале XVI века царские стрелки были посланы в южные края специально для сбора семян редких растений. Семена дыни привезли в Москву, но там из-за сурового климата она стала тепличным растением. В Туркменистане каждое второе воскресенье августа официально отмечается «День туркменской дыни». По всей стране проходят конференции ученых-бахчеводов, художественные выставки, ярмарки, концерты и театрализованные представления.

Слайд 31

арбуз Родина арбуза – Южная Африка, где и сейчас, в Калахари, это растение встречается в диком виде. Дикий арбуз вошел в историю тем, что в пустыне поил своим соком всех жаждущих. К нам, вплоть до конца XVII столетия завозили арбузы из-за границы. Первые арбузы были посеяны на юге Украины, их стали подавать в царских палатах, но вымоченными в сахарном сиропе. Только в XIX веке арбуз навсегда прижился у нас, и его стали есть в свежем виде.

Слайд 32

Фестиваль арбузов на Кубани

Слайд 33

Конкурс А ну-ка, отгадай!

Слайд 34

И пекут меня и варят, И едят меня, и жарят, Потому что вкусен я. (картофель)

Слайд 35

картофель

Слайд 36

Круглолиц и красен я, тонок хвост, белы края. В огороде меня рвут и к столу подают (редис)

Слайд 37

Была ребенок – не знала пеленок, А старою стала – сто пеленок мало. ( капуста)

Слайд 39

Что это за голова, у которого лишь зубы и борода? (чеснок)

Слайд 40

Что в нашем огороде вырастает ежесуточно, как в лесу грибы? (огурец)

Слайд 41

Мои зубы белы и сладки, пока малы, Мои косы длинны, хоть и не заплетены (кукуруза)

Слайд 42

На одной ноге стоит в красном колпаке (мак)

Слайд 43

Сладка, красна, ароматна и сочна, растет низко – к земле близко. (клубника)

Слайд 44

Из мешка – на забаву, а из бутылки – на приправу. (подсолнух)

Слайд 46

Сидит Мишутка в семи полушубках. Кто его нянчит, тот и плачет. (лук)

Слайд 47

Не кобыла, не овца, а привязана (тыква)

Слайд 48

Желт и тонок стебелек, золотой колосок, Будет из меня мука и лепешка мягка (пшеница)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".

Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...

«Государственная Третьяковская галерея – сокровищница русской национальной культуры»

Презентация к уроку по изобразительному искусству для 6 класса «Музеи мира. Государственная Третьяковская галерея» по программе Б.М. Неменского...

Экскурсия в сокровищницу оружейной палаты

Урок   является уроком повторения и закрепления знаний по теме "Действия с обыкновенными дробями".  Урок проводится в игровой форме. Целями урока является  пр...

"Сокровища Деметры"

Презентация к внеклассному мероприятию в рамках недели естественных наук...

Сокровищницы русской речи (сценарий)

Интегрированный библиотечный урок русского языка и литературы в двух частях. Тема урока: «Сокровищницы русской речи» (о значении справочной литературы (словарей, энциклопедий, справочников) в уче...

Миф о Деметре и её дочери Персефоне

Театрализованное представление.Миф о Деметре и её дочери Персефонеистория древнего мира, 5 класс Автор: Чесебиева М.Б.МБОУ СОШ № 10 п.Тлюстенхабль...

Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова»

Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова» Цель: 1. Познакомить учащихся 4-11 классов с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля. 2. Сф...