Сокровищницы русской речи (сценарий)
план-конспект урока по русскому языку (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Сергеева Людмила Ивановна

Интегрированный библиотечный урок русского языка и литературы в двух частях.

 

Тема урока: «Сокровищницы русской речи» (о значении справочной литературы (словарей, энциклопедий, справочников) в учебном процессе и жизни человека).

Категория обучаемых: учащиеся 6-х-9-х классов.

Цель:формирование у учащихся представления о сути и назначении справочной литературы.

Задачи:

- обучающие: сформировать умение работать со словарями, научить извлекать максимум информации;

- развивающие: способствовать развитию у учащихся интеллектуальной деятельности;

- воспитательные: привить любовь к русской истории, русскому слову.

 

Ожидаемые результаты:

- умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой;

- владение техникой работы с различными словарями, энциклопедиями, справочниками.

 

Средства обучения:мультимедиа-проектор и интерактивная доска; компьютеры; книжная выставка «Эти книги знают всё»; раздаточные материалы (карточки-задания).

 

Место проведения урока: компьютерный класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«СОКРОВИЩНИЦЫ РУССКОЙ РЕЧИ»

Интегрированный библиотечный урок русского языка и литературы в двух частях.

Скорнякова Валентина Леонидовна,

библиотекарь ,

и Сергеева Людмила Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ Менделеевской СОШ

пгт. Менделеево, 2013

Интегрированный библиотечный урок русского языка и литературы в двух частях.

Тема урока: «Сокровищницы русской речи» (о значении справочной литературы (словарей, энциклопедий, справочников) в учебном процессе и жизни человека).

Категория обучаемых: учащиеся 6-х-9-х классов.

Цель:формирование у учащихся представления о сути и назначении справочной литературы.

Задачи:

- обучающие: сформировать умение работать со словарями, научить извлекать максимум информации;

- развивающие: способствовать развитию у учащихся интеллектуальной деятельности;

- воспитательные: привить любовь к русской истории, русскому слову.

Ожидаемые результаты:

- умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой;

- владение техникой работы с различными словарями, энциклопедиями, справочниками.

Средства обучения:мультимедиа-проектор и интерактивная доска; компьютеры; книжная выставка «Эти книги знают всё»; раздаточные материалы (карточки-задания).

Место проведения урока: компьютерный класс.

Описание хода урока

Часть первая

«СЛОВАРЬ – ЭТО ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ»

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз, –

 Над нами и под нами, –

И всё, что в памяти у нас

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –

В огромном мире – море слов –

Купаться ежечасно!

(А. Шибаев)

Библиотекарь:

        Действительно, ребята, все явления, все предметы, которые нас окружают, имеют свои названия. И всё это море слов собрано в словарях, которые появились очень давно. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем и печатные словари Средневековья. Самая древняя энциклопедия, дошедшая до нашего времени, датируется I-м веком н.э. Её создал знаменитый древнеримский учёный Плиний Старший. Энциклопедия состояла из 37 томов и называлась «Естественная История». В неё вошло 20000 статей по географии, биологии, медицине, астрономии и др. естественным наукам. В наше время большинство статей (статья – это рассказ, объясняющий значение предмета или слова) выглядят несколько наивно, так как они отражают научные взгляды своего времени. Однако вплоть до XVII века «Естественная история» считалась непререкаемым источником знаний о природе. В европейских странах она переиздавалась десятки раз.

Самая большая энциклопедия, когда-либо существовавшая на Земле – это 3-я Китайская энциклопедия. Она датируется XVIII-м веком и состоит из 5020 томов.

Любая энциклопедия – это огромный труд целого коллектива авторов. Ведь один человек, как бы образован он ни был, не может знать всё на свете. Люди, создающие энциклопедии, изучают сотни книг, тысячи статей, научных трактатов по самым разным вопросам. Они обобщают материал и представляют его в таком виде, чтобы он был понятен любому читателю. Так Большую Советскую Энциклопедию (БСЭ) второго издания (1950-1958 гг.)– 50 томов – готовили 15820 авторов из 35 стран. В ней отражены важнейшие аспекты современного состояния и прошлого мировой цивилизации.  БСЭ содержит огромное количество информации по всем отраслям знаний. Правда, со временем некоторые сведения устаревают, поэтому новейшие данные печатаются в «Ежегоднике БСЭ». БСЭ пережила 3 издания: 1926-1947гг., 1950-1958гг. и 1969-1978гг.

Все словари подразделяют на 2 основных типа: языковые и энциклопедические.

Языковые и энциклопедические словари имеют разные цели и задачи. В языковых словарях приводятся сведения, необходимые для понимания слова, его употребления в языке художественной литературы, в разговорной речи и т.п. В энциклопедических – говорится о самом предмете, понятии, явлении; о назначении тех или иных аппаратов и приборов; об учёных, изобретателях и т.д. Энциклопедические словари делятся на общие (универсальные) и отраслевые. В общие помещены сведения из самых разных областей знаний. В отраслевые словари включены термины какой-либо отрасли: науки, техники, искусства, литературы.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №1:ПАПКА СО СЛАЙДАМИ (рисункиPNG (18шт.)))

Библиотекарь:

Сейчас мы проведём небольшую практическую работу, чтобы вспомнить уже знакомый материал о словарях.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

  1. БЛИЦ-ОПРОС (документ Word);
  2. КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ (документ Word)).

Часть вторая

«СОБИРАЛ ЧЕЛОВЕК СЛОВА»

(о В.И. Дале и его творчестве)

   Действующие лица – учащиеся 7-го «А» класса.

На сцене появляется Андрей со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. Навстречу ему выходят Ира и Наташа с тетрадками в руках.

Ира. Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?!

Андрей. Да Тамара Михайловна задание дала – написать творческую работу о словаре Даля.

Ира. Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости! Кладезь мудрости!..»

Андрей. А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

Наташа. Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.

Андрей.Странно… Что же вы в таком случае в своих работах написали?

Ира (открывает тетрадь). В толковом словаре В.И. Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, речник, лексикон, сборник слов.

Наташа. И у меня то же самое. Только я ещё написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: «В воде родится, а воды боится» (соль), «Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушёл» (печь, огонь, дым).

Ира. Вот и всё. Что тут сложного. Носитесь с этим словарём, как кошка с котятами.

Андрей. Говоришь, как кошка с котятами… а ведь это выражение из словаря Даля! Оео поясняет значение слова «кошка». Что, по-вашему, оно означает?

Ира (смеется).Ну ты даешь! Да кто ж этого не знает!

Наташа. Тебе трехлетний ребенок ответит.

Андрей. А все-таки?..

Ира(растягивая слова). Кошка – это домашнее животное.

Андрей. И только?

Наташа. А что же еще?

Андрей. А ведь Владимир Иванович Даль дает девять толкований слова «кошка» (открывает книгу). Это и домашнее животное. И якорь о четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который носят на поясе. А еще плетка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.

Ира (задумчиво). Да… а что та еще про эту кошку?

Андрей. Пословицы: «Рано пташка запела, как бы кошка не съела», «Знай кошка свое лукошко», «Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть», «Лакомка кошка до рыбки, да в волю лезть не хочется».

Наташа(тоже заглядывает в книгу). Тут и загадка про кошку есть: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка».

Ира(присоединяется к ним). А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко»? (Андрей и Наташа молчат). Свет! Вот еще одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех»?

Андрей и Наташа (вместе). Три!

Наташа. Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдем – давай лучше работу переписывать.

Ира. Андрюшка, а что ты еще о Дале знаешь?

Андрей. Пусть лучше он сам о себе расскажет.

Ребята отходят в сторону. Входит Даль.

Даль.Отец мой, Иоганн Даль, датчанин по национальности, великолепно знал русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнееврейский и древнегреческий языки. Получив в Йенской университете богословное и филологическое образование, он был приглашен в Россию. Спустя некоторое время он вновь отправился в Йенн, чтобы изучить медицину, после чего вернулся в Россию и стал лекарем горного ведомства на Луганском литейном заводе. Моя мать – Мария Фрайтах – немка по отцу и француженка по матери, была женщиной образованной. Несмотря на такое происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские!»

Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус, где я подружился с Павлом Нахимовым. Здесь у меня впервые появился интерес к языку – и я составил словарь кадетского жаргона из тридцати четырёх слов.

3 марта 1819 г. мы были выпущены в мичмана, и я был отправлен служить в Николаев.

Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках.

Ямщик. Ну что, барин, будем ехать или еще чуть погреемся?

Даль. А доберемся в такую-то пургу?

Ямщик. Не сомневайся. Замолаживает…

Даль. Как это «замолаживает»?..

Ямщик. Пасмурнеет. К теплу.

Даль. Это что ж у вас в Новгородской губернии так говорят?

Ямщик. Так. Небо тучами заволачивается; к ненастью клонит.

Даль вытаскивает из кармана записную книжку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать. Ямщик уходит.

Даль. Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово.

В 1825 г. вышел в отставку и поступил в императорский Дерптский университет на медицинский факультет. Во время русско-турецкой войны служил военным врачом.

 Открывается занавес. Посреди сцены отдыхают солдаты: кто письмо пишет, кто беседует, кто просто отдыхает. К ним подходит Даль.

1-й солдат: А что, Владимир Иваныч, тяжело лекарем-то быть?

Даль. Да уж нелегко. К тому же во время войны. Но и солдатом ведь быть не сладко, а, братцы?

2-й солдат. Да чего там. Солдатская доля – веселое горе.

Даль достает блокнот и карандаш, начинает записывать.

3-й солдат. Солдатская голова как под дождичком трава.

4-й солдат. Солдат шилом бреется, дымом греется.

1-й солдат. Солдату солдат родной брат.

2-й солдат. Солдатам что малым ребятам – и барабан в потеху.

3-й солдат. Где коза прошла, там и солдат пройдет.

4-й солдат. Солдату три день в день, куда хочешь туда и день.

Даль.Ну спасибо, братцы. Недаром говорят: солдат близко – кланяйся ему низко.

1-й солдат. А что Вы, Владимир Иваныч, все записываете? Если не операции да перевязки делаете, то все с карандашом ходите?

Даль. Есть у меня увлечение – слова собирать. Еще поговорки разные, загадки.

2-й солдат. Зачем это Вам?

Даль. Понимаете, слово – это великая способность человека гласно мысли и чувства свои выражать…

3-й солдат. А много ли слов уже собрали?

Даль. Да уж прилично! Пришлось запаковать в тюки и навьючить ими верблюда.

4-й солдат. Это не того ли, что однажды потерялся?

1-й солдат. Не потерялся, а в плен попал.

Даль. Да, тот самый. Однажды во время стычки с неприятелем моего верблюда захватили турки. Я уже думал, что с ним и труд мой пропал. К счастью, казаки отбили пленника и вернули мне. На тетрадки басурманин не позарился – что ему в них. А для меня они – дороже золота.

Солдаты уходят. Даль направляется к столу и садится в кресло.

        Даль. Многое мне пришлось услышать за время войны. Каждый день тетрадки пополнялись новыми записями.

        Выходят два ученика.

        1-й ученик. Собирая слова, народные выражения, В.И.Даль стремился показать богатство живого языка, а через него раскрыть различные стороны народной жизни. «Живое слово дороже мёртвой буквы», - Даль любил повторять эту пословицу.

        Но полностью отдаться главному делу своей жизни – собирать слова, он смог только после выхода в отставку.

        2-й ученик.В.И.Даль не только собирал слова, пословицы, поговорки, загадки, но также собирал и сам сочинял сказки. Им было записано около тысячи сказок. Почти все записи он отдал составителю сборника русских народных сказок Афанасьеву, но некоторые сказки он напечатал сам под псевдонимом «Казак Луганский». Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток».

        1-й ученик. Большое влияние на жизнь и творчество Даля оказало знакомство с А.С.Пушкиным, состоявшееся осенью 1832-го года, когда Даль принёс на суд Пушкина свою книгу «Русские сказки».

        Перелистывая книгу, Пушкин сказал: «Что за прелесть, какой толк… И язык-то всё народный! Так и нянюшка моя, Арина Родионовна, разговаривала».

        Даль подарил Пушкину свою книгу сказок, а Александр Сергеевич подарил ему свою «Сказку о царе Салтане…».

        Прощаясь, Пушкин сказал: «Сказки – это хорошо. Но идите дальше. Займитесь составлением словаря».

        2-й ученик. «А осилю?» - спросил Даль. «Осилите. Это же замечательно: как Крез, годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки сними перед изумлёнными соотечественниками!» - ответил Пушкин.

        Этими словами Пушкин благословил Даля на составление словаря.

        Цель была поставлена, и более пятидесяти лет Даль трудился над составлением своего толкового словаря.

        1-й ученик. Практически перед самой своей смертью, зимой 1837-го года, Пушкин заехал к Далю и попросил показать, что нового появилось в его коллекции.

        Читая записи Даля, Пушкин поинтересовался значением слова «выползина». Даль объяснил, что выползиной называют шкурку, которую сбрасывает с себя змея. На что Пушкин сказал: «Ишь ты!..А у меня сегодня сюртук новый. Посмотрите, какова выползина! Ну из этой выползины я ещё не скоро выползу! В этой выползине я ещё такое напишу!».

        2-й ученик. Но эти слова Пушкина не сбылись. Через несколько дней Даль узнал о дуэли поэта с Дантесом и немедленно поехал к нему. Он хотел быть полезным Пушкину как врач.

        Оказавшись у постели смертельно раненного поэта, Даль хотел дать ему лекарство, чтобы облегчить страдания, на что Пушкин ему ответил: «К чему теперь лекарства? Велите лучше принести морошки. Да, вот ещё…Пока не поздно… Хочу подарок сделать. Там, в кресле, лежит моя выползина… Простреленный сюртук. Возьмите на память…».

        И ещё он снял с пальца перстень с зелёным камнем и отдал Далю.

        Всю жизнь хранил Даль подарок поэта.

        Ученики уходят.

        Даль. Да, именно с лёгкой руки Александра Сергеевича, я занялся составлением словаря русского языка, хотя по образованию не был филологом. Работа эта продолжалась в течение 53-х лет.

        Кажется, труд всей моей жизни оценён по достоинству.

        Утром посыльный принёс почту (перебирает бумаги, читает). «Ваш словарь удостоен золотой медали. Русское географическое общество». «Присуждаем Вам Ломоносовскую премию и избираем почётным членом. Академия наук». «Награждаем автора словаря премией Геймбюргера. Профессора Дерптского университета». А вот заключение академика М.П.Погодина. «Словарь Даля кончен. Теперь русская академия без Даля немыслима. Но вакантных мест ординарного академика нет. Предлагаю: всем нам, академикам, бросить жребий, кому выйти из академии вон, и упразднившееся место предоставить Далю. Выбывший займёт первую, какая откроется, вакансию».

        Мне так и не придётся стать академиком. Но до последних дней я буду записывать новые слова и их значения. И перед самой смертью, уж не в силах встать с постели, позову дочь и попрошу: «Запиши словечко».

        Даль уходит. На сцене появляются Андрей, Ира и Наташа.

        Ира. Во время набора словаря в типографии Владимир Иванович четырнадцать раз с величайшей тщательностью вычитывал две с половиной тысячи страниц текста. Даль вздыхал: «Для одной пары старых глаз работа тяжела и мешкотна». Вздыхал и работал.

        Наташа. Толковый словарь состоит из четырёх томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. 80 тысяч слов было собрано самим Далем, они не входили раньше ни в один словарь. Словарь был начат, когда дети В.И.Даля были ещё совсем маленькими, а закончен, когда у его ног играли внуки. Полное же собрание сочинений Даля составляет десять томов.

Андрей. Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники «Ботаника» и «Зоология».

Ира. С детства Даль любил, по его собственному признанию, «копаться над какой-нибудь ручной работой»: он умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей – крестьян, ремесленников, солдат.

Наташа. Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу – «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора – Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.

«Вчера полдня упивалась словарём Даля. Читала букву «Ш»», - написала в своей книге поэтесса Вера Ибнер. Она считала, что словарь Даля надо читать ежедневно.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №3:ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА» к части второй библиотечного урока «Сокровищницы русской речи» (Презентация PowerPoint))

Список использованных источников:

  1. Ресурсы сети INTERNET.

  1. Библиотечные уроки: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний 1-11 классы/ Волгоград: «Панорама», 2006 – 160с.

  1. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Материалы в помощь проведению занятий с младшими школьниками. Вып.1/Рос. Акад. Образования ГНПБ им. Ушинского – М., 1997 – 60с.

Приложения:

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ №1: ПАПКА СО СЛАЙДАМИ (рисунки PNG (18шт.))

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
  1. БЛИЦ-ОПРОС (документ Word);
  2. КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ (документ Word)).

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ №3: ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА» к части второй библиотечного урока «Сокровищницы русской речи» (Презентация PowerPoint)


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Блиц-опрос

к первой части интегрированного библиотечного урока русского языка и литературы

«Сокровищницы русской речи»

  1. Какие были первые словари? (Рукописные, печатные)

Как они назывались? (Глоссарии, словники, азбуковники)

  1. На какие типы делятся словари? (Языковые/лингвистические и энциклопедические)
  2. Цели и задачи языковых словарей? (Помогают узнать значение слова, его происхождение, написание)
  3. Какие вы знаете языковые словари? (Орфографический, толковый, иностранных слов и др.)
  4. Цели и задачи энциклопедических словарей? (Дают сведения  о самом предмете, понятии, явлении)
  5. Какие энциклопедии и энциклопедические справочники вы знаете?(Универсальные: БСЭ, Большой и Малый энциклопедические словари и др.; отраслевые: Большая медицинская энциклопедия, отдельные тома серии энциклопедий «Аванта+» и др.)
  6. Как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке)
  7. Назовите словари, к которым вы чаще всего обращаетесь на уроках русского языка? (Орфографический и др.)
  8. Что такое толковый словарь, и какие самые известные толковые словари вы знаете? (Даёт толкование значения слов. Словарь В.И.Даля, Словарь Д.Н.Ушакова и Словарь С.И.Ожегова)
  9. Какие бывают словари по способу подачи? (Печатные, аудиословари, электронные)
  10. Назовите правила пользования справочной литературой. (1) Знать ключевое слово. 2) Определение темы запроса. 3) Не забывать, что информация располагается по алфавиту.)
  11. Какой новый вид словарей и энциклопедий появился в последние годы?(Электронные словари:Википедия, Яндекс-словари, Рубрикон и др.)

Для проведения второй части практической работы класс делится на две команды. Каждая команда получает конверт с карточками-заданиями и используя различные словари дают ответы.

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНДЫ №1

  1. Объясните значение фразы «Бумага не краснеет».
  2. Подберите синонимы к слову «доброта».
  3. Подберите антонимы к слову «свежий» в разных ситуациях:

«свежий хлеб» -… ,

«свежая газета» - …,

«свежая рубашка» - …,

«свежее молоко» - …,

«свежая новость» - ….

  1. Скажите правильно: «алфавит», «баловать», «досуг».
  2. Расставьте слова в алфавитном порядке: «август», «автор», «авиа».
  3. Определите значение слова «доверие».
  4. Используем энциклопедии:

«Азбуковники» – это…

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНДЫ №2

  1. Объясните значение фразы «Спустя рукава».
  2. Отгадайте слова, если известны только его антонимы:

«пассивный», «инертный», «бездеятельный» - …,

«проводы», «расставание» - …,

«неряшливый», «нечистоплотный» - …,

«ясно», «понятно», «нетрудно» - ….

  1. Подберите синонимы к слову «красота».
  2. Скажите правильно: «творог», «щавель», «простыня».
  3. Расставьте слова в алфавитном порядке: «мастер», «март», «марево».
  4. Определите значение слова «дружба».
  5. Используем энциклопедии:

«берестяные грамоты» – это…

Подведение итогов практической работы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"

Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...

Урок русского языка на тему «Пёстрый ковёр русской речи в сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"

Урок русского языка на тему «Пёстрый ковёр русской речи в сказкеП. Ершова «Конёк – горбунок» является одним из системы уроков по развитию речи, которые проводятся с целью развития исследовательс...

Урок русского языка на тему «Пёстрый ковёр русской речи в сказке

Урок русского языка на тему «Пёстрый ковёр русской речи в сказкеП. Ершова «Конёк – горбунок» является одним из системы уроков по развитию речи, которые проводятся с целью развития исследовательс...

Урок русского языка на тему «Пёстрый ковёр русской речи в сказке

Урок русского языка на тему «Пёстрый ковёр русской речи в сказкеП. Ершова «Конёк – горбунок» является одним из системы уроков по развитию речи, которые проводятся с целью развития исследовательс...

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово

Презентация для интегрированного урока русского языка и основ православной культуры...

«Государственная Третьяковская галерея – сокровищница русской национальной культуры»

Презентация к уроку по изобразительному искусству для 6 класса «Музеи мира. Государственная Третьяковская галерея» по программе Б.М. Неменского...