Урок русского языка на тему «Пёстрый ковёр русской речи в сказке
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Цибуцинина Светлана Анатольевна

 

Урок русского языка на тему «Пёстрый ковёр русской речи в сказке

П. Ершова «Конёк – горбунок» является одним из системы уроков по развитию речи, которые проводятся с целью развития исследовательских умений школьников, их речевой культуры, воспитания лингвистического «чутья» слова. Урок строится на использовании различных пластов лексики в сказке сибирского поэта П. П. Ершова.

 Текст сказки писателя – земляка знаком детям,  и они с удовольствием ведут исследование языка произведения по заданиям учителя. Урок проходит в форме исследовательской работы и завершается конкурсом юных исследователей. В этом конкурсе дети показали умения строить высказывания в форме эссе с собственными выводами и маленькими открытиями.

 Результат урока – это яркие эмоциональные защиты  своих мини – исследований. Цель урока достигнута. Школьники выполнили лабораторную работу на «4» и «5».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Голышмановская СОШ №1»

Тюменская область р.п. Голышманово

Урок русского языка на тему

«ПЁСТРЫЙ КОВЁР» РУССКОЙ   РЕЧИ В СКАЗКЕ П.ЕРШОВА

« КОНЁК – ГОРБУНОК».

Лабораторная работа

9 – 10 классы

                                         Автор: Цибуцинина Светлана Анатольевна,

                                                  учитель русского языка и литературы

-1-

ТЕМА: «ПЁСТРЫЙ КОВЁР» РУССКОЙ   РЕЧИ В СКАЗКЕ П.ЕРШОВА

             « КОНЁК – ГОРБУНОК».

ЦЕЛЬ: 1.Исследовать лексический пласт русской народной  речи на примере               сказки тюменского писателя П.Ершова.

             2. Формировать умение исследовать художественный  текст, закономерность употребления в нём определённых языковых явлений.

             Развивать коммуникативные (речевые) навыки, решая  выдвинутую гипотезу через алгоритм исследования и умения приходить к выводам.

              3. Воспитание лингвистического «чутья» к художественному слову, чувства красоты и совершенства русской народной речи.

             

ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Мультимидийный проектор

                                     2.Видеофильм « Конёк – Горбунок» ( автор сценария

                                        И. Иванов – Вано,  А.Волков, режиссёр И.Иванов – Вано)

                                     3. Тексты сказки П. Ершова  « Конёк – Горбунок»

                                     4.Словари: а) Толковый словарь Ожегова.

                                                        б) Словарь фразеологизмов.

                                                         в) Словарь устаревших слов.

                                      5. Справочный материал (таблицы, схемы, алгоритмы)

                                      6. Критерий устного ответа:

                                           - Точность и полнота ответа.

                                           - Аргументированность.

                                           - Культура речи.

ЭПИГРАФ:  

Сказка П. Ершова «Конёк – Горбунок»

 - явление уникальное.

При кажущейся простоте текста,

лёгкости его восприятия –

В ней россыпи языковых жемчужин,

оценить достоинство можно лишь

при внимательном чтении.

В. Кодухов                            

                                                   Этапы урока:

  1. Постановка проблемы.
  2. Исследовательская работа в группах (лабораторная работа).
  3. Конкурс юных исследователей лексики П. Ершова.
  4. Итог урока. Домашнее задание.

-2-

                                        ХОД УРОКА.

I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. МОТИВИРОВКА НА РАБОТУ.

На фоне фрагмента видеофильма « Конёк – горбунок».

-Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град – столицу:

Знать столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И набитою сумой

Возвращалися домой.

Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки – студент и сидит здесь в аудитории.  Это Пётр Ершов.

Произошло это в начале 1834 года. Ершову  было тогда 19 лет.

«Теперь этот род занятий мне можно и оставить», - такую высокую оценку произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин.

Язык сказки Ершова « Конёк – горбунок» - это язык пушкинской эпохи. Пётр Ершов продолжил пушкинские традиции простоты стиха и близости её к русскому фольклору.

И вот уже более 170 лет скачет по свету « Конёк – Горбунок» не зная границ и языковых барьеров.

Сказка « Конёк – Горбунок» пришла сегодня и к нам на урок русского языка. Конечно, со сказкой П.П.Ершова вы уже встречались на уроках литературы в 5-6 классах. И в первую очередь вас интересовали сказочные герои, сюжет сказки, образ Ивана.

Сегодня на уроке я предлагаю вам иную роль, роль юных исследователей языка сказки Ершова.  Именно исследовательский подход, внимание к тому, как живут, как употребляются языковые средства в речи, внимательное вдумчивое отношение к слову при работе с текстом может стать прочной основой для совершенствования ваших знаний, умений и навыков в области родного языка. И, конечно же,  поможет успешно справиться с заданием  «С»ГИА,  ЕГЭ, так как это задание

-3-

требует не только  видения языковых средств, но и умения использовать их в изложении мыслей в своём сочинении.

Запишем тему урока: « « Пёстрый ковёр» русской речи в сказке П.Ершова

« Конёк – горбунок».

Сегодня на уроке  мы повторим важный раздел русского языка -  « Лексику».  Исследуем  закономерности использования «пёстрого ковра» русской лексики на примере сказки тюменского писателя П. Ершова.

Эпиграфом к уроку я взяла слова своего преподавателя, исследователя языка  Ершова, профессора Ишимского педагогического института Виталия Ивановича  Кодухова.

Сегодня на уроке в ходе нашего исследования мы постараемся увидеть эти россыпи языковых жемчужин, исследуем обычные , на первый взгляд, слова, выясним их значения, окунёмся в прекрасный мир лексики П. Ершова.

         Художественное богатство, своеобразие языка сказки  «Конька  – Горбунка» всегда привлекали  и привлекают внимание исследователей творчества П. Ершова. Интересны работы Виктора Григорьевича Уткова, преподавателей Ишимского педагогического института имени П. П. Ершова Савченковой Т. П., Калининой М. Ф., Евсеева В. Н..  Мы с вами пока не литературоведы, но сегодня на уроке будем исследователями стиля сказки Ершова. Конечно, сделать это невозможно за один урок. Поэтому мы возьмём небольшой пласт лексического строя языка: устаревшую лексику, фразеологию, лексику УНТ

                                       ЛЕКСИКА

УСТАРЕВШАЯ           ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ                    ЛЕКСИКА УНТ

историзмы    архаизмы

                                                                                   пословицы                  поговорки

Исследуем этот пласт лексики на тексте нашего земляка, писателя П. Ершова «Конёк – Горбунок».

Ребята, вы уже знакомы с лабораторными работами по физике, химии. А сегодня я предлагаю вам попробовать свои силы в выполнении лабораторной работы по русскому языку.

Ребята 1 группы будут исследователями устаревшей лексики.

2 группы – исследователями фразеологии.

3 группы – исследователями лексики УНТ (на примере пословиц и поговорок)

-4-

Основные этапы лабораторной работы:

1 этап - теоретический

2 этап – исследование.

                                                   3 этап  – конкурс юных исследователей.

           Я надеюсь, в ходе выполнения работы, мы сделаем какие – то находки, открытия. Ведь работы над произведением Ершова продолжаются. Каждое поколение открывает в писателе своё. Особо обращаю внимание на 3 этап. (Критерии устного ответа представлены на слайде).

            Внимательно ознакомьтесь с индивидуальной картой, выполните предложенные задания.   И ещё маленькое дополнение. Желательно, чтобы то языковое явление, которое вы будете исследовать, засверкало - выразительно цитировать текст. Особенно бережно отнеситесь к слову П. Ершова. Оно должно звучать красиво, выразительно. Желаю удачи!

Итак, ребята, я  вижу, что вы уже готовы к конкурсу юных исследователей.

1) Итак, приступим. Слово предоставляется юным исследователям устаревшей лексики  сказки П. Ершова.

Задача остальных учащихся внимательно слушать выступление своих товарищей, делать пометки в тетрадях.  И,  если  в ходе сообщения, у вас возникнут вопросы к выступающему, вы их можете потом задать.

Итак,  от первой группы у нас выступает   _______________

Пожалуйста, вопросы  _______________________________          

Итак,  разрешите подвести итог нашим наблюдениям. Я согласна с ребятами. Действительно,  устаревшая лексика помогает прочувствовать старину, прочувствовать лексический пласт того времени, окунуться в великолепный мир сказки талантливейшего поэта – сказочника П.Ершова.

И ребятам удалось это увидеть  и донести до нас, слушателей. Спасибо вам за проделанную работу. Спасибо (Имя выступающего)

2) Самобытность и оригинальность языка тюменского писателя  проявляется и в употреблении фразеологизмов, которыми буквально усыпана сказка «Конёк – Горбунок». Слово ребятам 2 группы.

Вывод:  Использование фразеологизмов – важное выразительное средство языка, придающее сообщению характер живого разговора. Петр Ершов – мастер яркого, искрометного, захватывающего произведения, и фразеологизмы он использует с большим мастерством. И это нам доказали юные исследователи второй группы. Спасибо, ребята.

-5-

3) Слово ребятам 3 группы.

Учитель: Для сказки Ершова характерно использование пословиц, поговорок и выражений поговорочного характера. Такое обилие пословиц и поговорок

объясняется тем, что язык сказки – народный, разговорный, а разговорная речь основной источник УНТ.

Мы прослушали выступление 3 конкурсантов и должны,  если у нас конкурс,  определить победителя.

Как вы считаете:  Кто победил в этом конкурсе

Победила__________________ (грамота)

Вывод: Сегодня на уроке, в ходе нашего совместного исследования, мы смогли увидеть, почувствовать всю многокрасочную палитру лексики,  использованной Ершовым в произведении «Конёк – Горбунок».

Сегодня  мы с вами ещё раз убедились, что успех сказки кроется в её народности, в её красочности, в простоте языка и в то же время в особой экспрессии языка, в образности. 

Домашнее задание: Предлагаю вам  дома выполнить  небольшую творческую работу как продолжение  нашего  урока. Я вам предлагаю взять  присказки и сравнить их с народными сказками. Выявить сходство и различие. Это и  будет у вас небольшая домашняя исследовательская работа

  Учитель:    Скачет и скачет Горбунок в сказке Ершова от одного поколения людей к другому, весёлый стук его копыт прозвучит ещё для многих поколений читателей.  Хочется надеяться, что на этом знакомство с языком сказки не закончится, вы продолжите работу. И если кого – то из вас заинтересовала исследовательская работа по творчеству Ершова, приглашаю к сотрудничеству.

                               Приложения:

Карта лабораторной работы

             Устаревшие слова в сказке П. Ершова «Конёк – Горбунок».

Ход выполнения лабораторной работы

Индивидуальная карта №1

    Задание.

  Виды деятельности

  1. Теория:
  1. Изучите теоретический материал:

А) Русский язык. Теория. В. В. Бабайцева – стр. 73, п. 63.

Б) Учебное пособие А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.

10 – 11 кл. – стр.40

  1. Исследование текста

Задание: прочтите, найдите, выпишите устаревшие слова, распределяя их в две группы. Проверяя своё лингвистическое «чутьё» дайте толкование выписанным словам, в случае затруднения обратитесь к словарям.

III.Конкурс юных исследователей

          План выступления:

  1. Вступление (проблема, гипотеза).
  2. Основная часть

(исследование)

3. Заключение.

С какой целью использует Ершов устаревшую лексику?

Используйте справочные материалы при ответе на поставленные вопросы.

1.Исследуйте данный текст.

2.Свои выводы зафиксируйте в таблице:

архаизмы

историзмы

Ответы на вопросы обсуждаются в группе. От группы выступает один учащийся с развёрнутым монологом, остальные учащиеся слушают и вносят дополнения.

Фразеологизмы  в сказке П. Ершова «Конёк – Горбунок»

Ход выполнения лабораторной работы

Индивидуальная карта №2

    Задание.

  Виды деятельности

I.  Теория:

  1. Изучите теоретический материал:

А) Русский язык. Теория. В. В. Бабайцева – стр. 76, п. 66.

Б) Учебное пособие А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.

10 – 11 кл. – стр.47

  1. Исследование текста

Задание: прочтите, найдите, выпишите фразеологизмы. Проверяя своё лингвистическое «чутьё» дайте толкование выписанным словам, в случае затруднения обратитесь к словарям

III.Конкурс юных исследователей

          План выступления:

  1. Вступление (проблема, гипотеза).
  2. Основная часть

(исследование)

.

3. Заключение.

С какой целью использует Ершов фразеологизмы?

Используйте справочные материалы при ответе на поставленные вопросы.

  1. Исследуйте данный текст.
  2. Свои выводы зафиксируйте в таблице:

фразеологизмы

значения

Ответы на вопросы обсуждаются в группе. От группы выступает один учащийся с развёрнутым монологом, остальные учащиеся слушают и вносят дополнения.

                       Лексика УНТ (пословицы, поговорки)  в сказке

 П. Ершова «Конёк – Горбунок».

Ход выполнения лабораторной работы

Индивидуальная карта №3

    Задание.

  Виды деятельности

  1. Теория:
  1. Изучите справочный материал.

  1. Исследование текста

Задание: прочтите, найдите, выпишите пословицы и поговорки.  Проверяя своё лингвистическое «чутьё» дайте толкование выписанным словам, в случае затруднения обратитесь к словарям

   

 III.   Конкурс юных исследователей

   План выступления:

1.Вступление (проблема, гипотеза).

2. Основная часть

(исследование)

3. Заключение.

С какой целью использует Ершов лексику УНТ?

Используйте справочные материалы при ответе на поставленные вопросы.

  1. Исследуйте данный текст.
  2. Свои выводы зафиксируйте в таблице:

Пословицы, поговорки

значения

Ответы на вопросы обсуждаются в группе. От группы выступает один учащийся с развёрнутым монологом, остальные учащиеся слушают и вносят дополнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Урок русского языка на тему «Пёстрый ковёр русской речи в сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"

Урок русского языка на тему «Пёстрый ковёр русской речи в сказкеП. Ершова «Конёк – горбунок» является одним из системы уроков по развитию речи, которые проводятся с целью развития исследовательс...

Урок русского языка на тему «Пёстрый ковёр русской речи в сказке

Урок русского языка на тему «Пёстрый ковёр русской речи в сказкеП. Ершова «Конёк – горбунок» является одним из системы уроков по развитию речи, которые проводятся с целью развития исследовательс...

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...