Вселенная
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Манченко  Оксана Анатольевна

Данный урок является повторно-обобщающим по теме "Вселенная". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vselennaya.docx567.24 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс природоведение.

Повторно-обобщающий урок по теме «Вселенная»

Цели и задачи:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся о строении Вселенной, о различных взглядах на модель Вселенной, о вкладе Аристотеля, Птолемея, Коперника, Дж.Бруно и Г.Галилея в развитие науки о Вселенной;
  • закрепить знания о современной модели Вселенной, о составе Солнечной системы: планетах и их спутниках, астероидах, кометах, звездах, метеорах и метеоритах;
  • развивать умение сравнивать и делать выводы, внимание, память логическое мышление.

  Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, таблица «Строение Солнечной системы», мультимедийное учебное издание. Биология 5-9 классы.

1 часть. Природоведение. ООО «Дрофа», 2008.

Ход урока:

Сообщение темы и целей урока

  1. Проверка усвоения учащимися основного содержания темы:

А. Фронтальный опрос:

-что такое Вселенная?

-современные представления о Вселенной складывались постепенно, как древние люди представляли себе Землю. (Работа с учебником стр 24-25)

-то есть долгое время считалось, что Земля – плоская, кто из ученых древности впервые высказал точку зрения, что Земля- шар? (диск. изображение Пифагора)?

- кто и когда из ученых древности доказал, что Земля-шар? (диск. изображение Аристотеля)

-еще до нашей эры ученые стали предлагать свои модели мира. Как устроена модель мира по Аристотелю (диск)

-как устроена Вселенная по Птолемею? (диск)

-чем интересны взгляды Аристарха Самосского?

-кто из ученых математически доказал, что центр системы –Солнце, расскажите о его системе мира.

-кто из ученых средневековья развил в своих трудах учение Н.Коперника?

-что мы знаем о Солнечной системе сегодня?

Б. Работа в группе:

1. Цепочка: 

дети по цепочке называют планеты, входящие в состав Солнечной системы и получают таблички с названиями планет

2.Элемент здоровьесбережения:

дети с табличками выходят к доске и выстраиваются в той последовательности, в которой планеты находятся в  Солнечной системе.

-на какие две группы можно поделить планеты Солнечной системы, что их отделяет? Задание учащимся у доски: разделитесь на 2 группы- планеты земной группы и планеты гиганты.

    В.Составление Кластера:

Учитель на доске, с помощью учащихся,  строит опорную схему «Планеты Солнечной системы», учащиеся в тетради выполняют аналогичную работу.

                                                                                                                                           

Г. Игровой момент: диалог между планетами земной группы

Учащимся даны таблички, на которых изображены планеты земной группы, дети должны узнать по рисунку планету и вступить друг с другом в диалог. Текст, с пропущенными словами дан на обратной стороне таблички, ребята должны вставить подходящие слова

           

             

         

           

Д.Установи соответствие:

-Во Вселенной кроме планет есть еще и небесные тела. Какие вы знаете небесные тела, назовите их.

-узнайте небесное тело по описанию:

Обнаружено больше 5 тысяч этих небесных тел. Они небольшие, неправильной формы, обращаются вокруг Солнца (астероид)

-какую форму имеют астероиды, где они располагаются в Солнечной системе? (диск. астероиды)

-узнайте небесное тело по описанию:

Появление этой «космической гостьи» издавна внушало людям страх, считалась предвестником эпидемий, голода и войн (комета)

-из каких частей состоит комета? (диск. движение кометы в космическом пространстве)

-узнайте небесное тело по описанию:

В темную ночь можно до 6 раз наблюдать на небе это явление. Многие люди думают, что это падают звезды (метеор)

-почему метеоры светятся?

-узнайте небесное тело по описанию:

Крупнейшие из этих небесных тел, падая на Землю, вызывают сильный взрыв, после которого остается большой кратер (метеорит).

-о падении каких крупных метеоритов вы знаете (диск. метеориты)

-во Вселенной кроме планет, небесных тел, есть еще и звезды. Что такое звезда?

-на какие группы делятся звезды в зависимости от размеров

-по какому принципу делятся еще звезды?

-какими бывают звезды по цвету?

- что вы знаете о Солнце.

2. Тестовая работа

Учащиеся выполняют тестовую работу по теме в рабочих тетрадях к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина  на странице 32.

3.Подведение итогов работы. Оценки

       А.Рефлексия

Обсуждение процесса и итогов работы, личностных

        достижений:

-с каким настроением работали, довольны ли собой?

-насколько комфортно работалось в группе?

-в чём были затруднения? как смогли их преодолеть?

- как оцениваете свою работу?

-произнесите друг другу  комплимент.

   Б.Оценки

4. Домашнее задание

Написать послание жителям других планет, в котором рассказывается  о Земле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по физике Тема: «Исследования Вселенной – NASA»

Пояснительная записка  к разработке внеклассного мероприятия по физикена тему  «Исследования Вселенной – NASA» Авторы работы№ФИО учителяМесто работыдолжность1.Шершнева Елена Геннадьевна...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"

Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"сопровождается презентацией о космосе. Предназначена для учащихся среднего звена...

Презентация к уроку "Как древние люди представляли себе Вселенную".

Презентация к уроку природоведения в 5 классе по учебнику А.А. Плешакова....

Биологические карты по теме "Вселенная"

Предложите детям поиграть на уроке в карты. Да, да, в карты, только биологические, которые позволят не только проверить знания, но и повторить материал. Карты раздаются всем поровну. Если ученик дает ...

Проверочная работа по теме «Вселенная»

Дидактический материал по природоведению для 5 классов разработан для итоговой проверки знаний по теме «Вселенная». Представлен карточками в двух вариантах. Разработан к учебнику для общеобразов...

ПЕРВОПРОХОДЕЦ ВСЕЛЕННОЙ

Презентация к классному часу о Ю. А. Гагарине...

Предмет:литература, 5 класс. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»

Конспект урока по литературе. Тема "Почему такие разные две Вселенные: Вселенная взрослых и Вселенная детей?"...