план - конспект урока природоведения по теме "Строение Вселенной по Аристотелю и Птолемею"
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

Бавыкина Нина Алексеевна

Данный урок проходит в игровой форме встречи с учеными древности, которые излагают свою точку зрения об устройстве Вселенной. Такая форма изучения нового материала расширяет кругозор обучающихся, дает возможность работы с дополнительной литературой, развивает навыки общения, умение слушать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aristotel_ptolemey.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Цель: создать условия для изучения устройства Вселенной через игровые технологии.

Задачи: 1. Сформировать знания у обучающихся о системах мира по Аристотелю и Птолемею

               2. развивать представление о Вселенной

               3. развивать умения работать с дополнительной литературой, монологическую речь обучающихся.

Оборудование: презентация, учебник А.А.Плешаков, Н.И. Сонин Природеведение, 5 класс, рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина Природоведение, 5 класс. Естествознание

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний. Определение темы урока.

Все, - сказал я твердо дома..-

Буду только астрономом.

Так как необыкновенная вокруг Земли

Вселенная. Слайд 2

И так, мы изучаем модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Определение цели урока и задач.

  1. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос: Почему взгляды Аристотеля и Птолемея господствовали в науке более 13 веков?

Мини – спектакль. Действующие лица: ведущий, журналист, Пифагор, Аристотель, Аристарх Самосский, Птолемей.

Давайте представим себе, что машина времени перенесла нас в Древнюю Грецию. Мы можем взять интервью у великих ученых и сравнить их представления о Вселенной и ее устройстве с нашими.

Ведущий. Греки стали первыми говорить о космосе как о понятии, которое одновременно означало и красоту, и порядок. Вначале они понимали под космосом исключительно небо с его мерцающими звездами, однако вскоре это слово стало означать мир в целом – упорядоченный, гармоничный и доступный пониманию человека. Сегодня мы, используя машину времени, сможем побеседовать с греческими учеными.

Журналист . Трудно поверить, но входит великий математик Пифагор, который жил в 6 веке до нашей эры. Здравствуйте, мы в школе изучаем вашу теорему, а что вы думаете об устройстве Вселенной? Слайд 3

Пифагор. Я рад, что вы знаете мою теорему. Думаю, что вселенная имеет более сложное устройство, чем представляли жители Вавилона или Египта. Наша Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара

Ведущий. Спасибо, но наша машина переносит нас в более поздние времена, и вы сможете взять интервью у человека «самого универсального ума» - Аристотеля. Мы в Афинах. Аристотель Стагирит жил в 4 веке до нашей эры. Он был учеником знаменитого Платона, школа которого располагалась на окраине Афин, в роще, посаженной в честь мифического героя Академа, поэтому школа Платона называлась Академией. Слайд 4.

Журналист. Ответьте нам, пожалуйста, в чем особенность вашей модели вселенной.

Аристотель рассказывает по тексту учебника, стр. 25

Ведущий. Устройство мира по Аристотелю хорошо отвечало наблюдаемым на небе движениям светил. Его взяла под свою защиту христианская церковь и в итоге «убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое».

Журналист. Аристотель был учителем Александра Македонского, который заложил в дельте Нила город Александрию. Александрийская библиотека не знала себе равных: в ней насчитывалось более полумиллиона рукописей. Здесь работал Аристарх Самосский. Слайд 5.

Аристарх рассказ по тексту учебника, стр.25

Ведущий. Во 2 веке в Александрии жил и работал величайший из астрономов древности Клавдий Птолемей. Дадим ему слово. Слайд 6.

Птолемей. Рассказ по учебнику, стр.26

Журналист. Книга Птолемея была настольной для многих поколений астрономов. Его система господствовала в науке на протяжении 13 веков. К сожалению, время интервью истекло – нам пора возвращаться.

Надеюсь, вы поняли, как развивалось представление о Вселенной в Древней Греции. Спасибо всем участникам. Давайте ответим на проблемный вопрос урока?

Ответы на проблемный вопрос.

Физкультминутка. Выполнение упражнения «дерево».

  1. Закрепление знаний.

А) Тестирование «Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею» - 5 учащихся. Презентация Тест Аристотель, Птолемей.

Б) Тест «Выбрать правильное суждение».

1. Аристотель первым предположил, что Земля имеет форму шара

2. А. Самосский считал, что центр Вселенной – Солнце.

3. Взглядов Самосского придерживался Птолемей.

4. Древние индейцы полагали, что Земля плоская.

5. Птолемей создал модель Вселенной, в центр которой поместил Землю.

Ответы 2, 4, 5

В) Тест «Закончи предложение»

1. Древнегреческий ученый Пифагор первым предположил, что Земля имеет форму ____.

2. Древнегреческий ученый А.Самосский считал, что центром Вселенной является _____.

3. Птолемей разработал модель мира, в центр которой он поместил _____.

4. Вселенная – это ___.

5. Древние индейцы считали, что Земля _____.

Ответы: 1 – шара                                          3 – Землю

                2 – Солнце                                     4 – космическое пространство и все, что его заполняет                                       5 – плоская

  1. Рефлексия. Закончи предложение.

Сегодня на уроке я узнал –

Мне понравилось на уроке –

Мне было сложно –

  1. Домашнее задание.

Стр. 24 – 27 учебника

Сообщение о великих географических открытиях в 14 и 16 веках

Сообщение о Николае Копернике.

Литература

  1. Семенцова В.Н. Природоведение. Технологические карты уроков, 5 класс. Санкт – Петербург: Паритет, 2002
  2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение, 5 класс. М: Дрофа, 2010
  3. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся, 5 класс. М: Классик Стиль, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"

Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....

План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"

Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....

План - конспект урока природоведения обобщение знаний по теме "Вселенная"

Урок природоведения в 5 классе позволяет закрепить знания обучающихся через использование технологии проектной деятельности, развивает мышление учащихся, монологическую речь, умение работать в группе,...

План - конспект урока природоведения обобщение знаний по теме "Вселенная"

На данном уроке обобщение знаний обучающихся проходит с использованием групповой формы работы при выполнении проекта по предложенной теме для группы. такая форма урока развивает у обучающихся чувство ...

План-конспект урока по природоведению в 5 классе "Что мы узнали о Вселенной".

Урок проведён в 5 классе при обобщении и закреплении знаний по теме "Вселенная " с использованием дифференцированного подхода....

План-конспект урока. Природоведение 5 класс. Тема: Движение воздуха. Ветер

Продолжение знакомства со свойствами воздуха. С помощью опытов , которые проделывают учащиеся под руководством учителя делаем вывод , что воздух постоянно находися в движении. Теплый воздух легче холо...

План-конспект урока. Природоведение 5 класс. Тема: Движение воздуха. Ветер

Продолжение темы свойства воздуха.  Воздух находится в постоянном движении. Благодаря  опытам ,которые учащиеся выполняют под руководством учителя,  можно сделать вывод, что теплый возд...