Экологический КВН "Птицы - наши друзья"
классный час (природоведение) на тему

Внеклассное мероприятие для 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН «ПТИЦЫ  - НАШИ ДУЗЬЯ»

Цели:

  1. Расширить и углубить природоведческие знания учащихся.
  2. Обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней.
  3. Познакомить с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека, с природоохранной деятельностью людей.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.
  5. Расширить знание детей по русскому фольклору.
  6. Познакомить с разнообразием пернатых.

Оборудование: 1. Г/запись «Голоса птиц».

2. Кроссворды.

3.Фотографии птиц.

4.Красная книга.

5.Таблицы: «Знаете ли вы»?  «Что любят птицы». «Это интересно».

                             ХОД ПРАЗДНИКА

Учитель.   Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящён очень важным помощникам леса и поля. А кому вы должны догадаться сами.

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит  - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали! Это……    (птица)

Ученик.      Мы безмерно богаты.

                       В наших чащах и рощах

                       Столько всяких пернатых –

                       Просто диву даёшься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать птичье царство;

Птичье царство и только?

Ну, дрозды,

Ну, синички;

Где запомнишь все клички,

Просто птички – и только!

          (А. Яшин)

Ученик.   А как вы думаете, почему мы сегодня будем говорить о птицах?

     Уже почти век орнитологи всего мира  традиционно отмечают Международный день птиц. В 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

 

Учитель.   А кто такие орнитология? Орнитология - это наука, которая изучает птиц. Дети , запомните значение этого слова и его написание.

Ученик.   Птицы с древности привлекали внимание человека своей окраской, оперением, необыкновенным пением, а главное способностью летать. Люди долго наблюдали за птицами, и на основе этих наблюдений появились приметы. Например, когда весной прилетали птицы, смотрели, с какой стороны птица гнездо завивает. Если птица начинала вить гнездо на солнечной стороне дерева, то жди холодного лета.

Ученик.   Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны будете отгадать, какую птицу я задумал.

        Всех перелётных птиц черней,

        Чистит пашню от червей,

        Взад- вперёд по пашне вскачь,

        А зовётся птица …….(грач).

Считается, что грачи прилетают 17 марта, поэтому этот день называется Герасим – грачевник. Грач – известный труженик, поэтому считалось, что все, родившиеся в этот день, очень трудолюбивы.

Ученик.   Шитовило-бытовило,

                 Спереди шильце, сзади вильце,

                 Сверху синенькое суконце,

                 С исподу бело полотенце.           (ласточка).

    Если ласточки летают низко над землёй – жди дождя. Считается, что ласточки улетают «в три раза – в три спаса», 14 августа – Медовый спас, 19 августа – Яблочный, 29 августа – Третий спас.

УЧЕНИК.   Прилетел к нам наконец

                    Самый лучший наш певец.

                    Дни и ночи напролёт

                    Звонко песенки поёт.           (Соловей).

    Издавна 15 мая считается соловьиным днём. Старые люди примечали: запоёт соловушка в этот день – с хлебом будешь. По народной примете, соловей начнёт петь, когда с берёзового листа воды напьётся.

Ученик.      Кто на ёлке, на дубу

                   Целый день поёт: ку-ку?             (Кукушка).

Какая вам известна примета, связанная с кукованием кукушки?

       Кукушка – перелётная птица. Она возвращается, когда устанавливается тёплая погода. В народе говорят: «Кукушки стали куковать – морозу больше не бывать».

Ученик.  Ходит князь по двору,

                Придирается ко всему.

                Двойная бородка,

                Царская походка,

                Набок колпачок,

                Рябенький сюртучок.

                Раньше всех он встаёт,

                Громко песенки поёт.          (Петух).

С петухом связано много суеверий. В народе считалось, что крик петуха способен прогнать нечистую силу, которая выползает из тёмных мест под покровом ночи вершить вредные дела. Петух возвещает наступление утра.

Жива до сих пор в деревнях примета: в новый дом сперва нужно пустить ночевать петуха и кошку, лишь после этого можно считать, что жизнь в доме будет спокойна и легка.

  Учитель. Где живёт петух?

                    Каких ещё домашних птиц вы знаете?

                    Чем отличается жизнь домашних птиц от жизни диких?

        (Ответы детей.)        

 

     

    Ученик.   А для чего человеку нужны птицы? Почему мы должны заботиться о них?

     Птицы уничтожают насекомых-вредителей, губящих посевы, леса и сады.

    За лето  ласточка успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров и тлей.

    Скворец за день делает около 200 вылетов за день  в сад за насекомыми.

    Корольки не боятся морозов. За день они съедают вредных насекомых и личинок столько, сколько весят сами.

    Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. За год она уничтожает 1000 мышей.

    Взрослая кукушка за час  может съесть до 100 гусениц. А главное -  она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят.

 

   Ученик. Народ сложил немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду начинать, а вы должны её закончить.

    Красна птица перьем…..(а человек уменьем)

    Всяк кулик……..(своё болото хвалит).

     На чужой сторонушке…….(рад своей воронушке).

     Лучше синица в руках…….(чем журавль в небе).

    Цыплят по осени……..(считают).

    Слово не воробей…….(вылетит – не поймаешь).

    Рано пташечка запела,……(как бы кошечка не съела).

    Глупа та птица,……….(которой своё гнездо немило).

   Ведущий.  Сегодня мы узнаем, кто из вас знает больше о птицах. Нельзя представить нашу планету без птиц. Они приносят много пользы. Поэтому о них надо заботиться, а порой и охранять.

                             

               Покормите птиц зимой!

               Пусть со всех концов

               К вам слетятся, как домой,

               Стайки на крыльцо.

               Сколько гибнет их -  не счесть!

               Видеть тяжело.

              А ведь в нашем сердце есть

              И для птиц тепло.

              Приучайте птиц в мороз к своему окну.

              Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

  1. Ученик. Хочу, чтоб в мире было много света.

                Хочу, чтоб в мире было больше лета,

                В котором – солнце. Птичьи голоса,

                И на траве  - зелёная роса.

Ведущий. Некоторые птицы украшают гербы различных стран. Например, со времён античной Греции символом мудрости является сова. Двуглавый орёл в гербе России, ведь орёл – это символ храбрости, силы. Белоголовый орлан – символ США.

   Некоторые птицы всё время проводят на одном месте, другие с наступлением холодов улетают в тёплые края.

   Как называются эти птицы? И почему одни из них улетают с наступлением холодов, а другие остаются зимовать?

(Ответы детей).

   О птицах написано много книг. Насколько хорошо вы знаете жизнь и повадки птиц, мы узнаем из результатов К В На.

Вед. Каждая команда должна представить себя в соответствии с выбранным названием.

(Наивысшая оценка-6 баллов)

   А теперь разминка..

(Каждой команде предлагается карточка)

 1– я команда  

  1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Калибри)
  2. Какая птица выше всех летает? (Орёл)
  3. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)

2- я команда

  1. Какая птица в мире самая большая? (Страус)
  2. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая)
  3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

(Жюри объявляет результаты конкурсов)

   Ведущий. Для домашнего чтения заранее было предложено прочитать книги   А. Поповкиной «Чёрные лебеди», В. Флинта «Где живёт  белый журавль», В. Суровой «Путешествие к пеликанам». Следующее задание легко вы полнит тот, кто внимательно прочитал эти книги.

   ( Как и в предыдущем задании, вопросы напечатаны на карточках).

   1 – я команда

  1. В какой стране строят гнёзда и выводят птенцов белые журавли? (В России)
  2. Каким образом пеликаны – матери выкармливают своих птенцов? (Отрыгивают из зоба в клюв птенца)
  3. Как чомга спасается от врагов? (Погружается в воду, как подводная лодка)

2 – я команда

  1. Сколько яиц откладывают журавли? (Два)
  2. Как охотится серая цапля? (Стоит неподвижно, поджав одну ногу.)
  3. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

   Ведущий. (Вопросы залу) На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят)

   Кто написал сказку  «Гадкий утёнок»? (Ганс Христиан Андерсен)

Какие ещё сказки Андерсена вы помните, в заголовках которых есть название птиц? («Соловей» и «Дикие лебеди»)

(Жюри объявляют результаты конкурсов)

Ведущий. Мы продолжаем игру. Вам, члены команд, сейчас предстоит разгадать кроссворды.

    (1.Гусь, лунь, вяхирь, дупель, свиязь, голубь, журавль, снегирь, коростель.)

    (2. Сыч, сова, сойка, сокол, стриж, сорока, синица, снегирь, соловей)

Ведущий. Пока члены команд будут разгадывать кроссворды, я хочу предложить зрителям викторину.

  1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)
  2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)
  3. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)
  4. Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков и личинок)
  5. Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)
  6. Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под своими крыльями)

Ведущий. Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс на лучшее знание пословиц о птицах.

Вспомните пословицы , в которых упоминаются эти птицы.

1 – я команда.   (карточка)

Воробей. Кулик.

 

 2 – я команда    (карточка)

Гусь. Синица.

Ведущий. (Ответы: 1 Слово не воробей , вылетит - не поймаешь.

                                      Старого воробья на мякине не проведёшь.

                       Всяк кулик своё болото хвалит.

Ответы: 2 Гусь свинье не товарищ.

     

        Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

        Синичка невеличка, а птичка.)

Ведущий. (Вопросы болельщикам)

    Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки)

    Что такое Красная книга? (Книга о животных и растениях, которым грозит       исчезновение.)

Ведущий. Я расскажу вам, ребята, о Красной книге. Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники. А растения либо срывали, не дав возможности созреть семенам, выкорчёвывали, распахивали, сжигали. Немало исчезло растений с лица Земли. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животных и птиц будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили официальную книгу – Красную книгу.

Ученик. Вот у меня в руках Красная книга. Писатель Николай Сладков, написавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! В Красную книгу мира уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц, которых уже нет на планете Земля или осталось очень мало – единицы. Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить, это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, предупреждает.

   Красная книга состоит из цветных иллюстрированных страниц. На чёрных страницах списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим. На красных страницах записаны особо редкие животные. На жёлтых страницах  те животные, количество, которых быстро уменьшается. На белых страницах записаны те животные, численность которых всегда была невелика. На серых страницах перечислены те животные, которые до сих пор мало изучены. На зелёных страницах те животные, численность которых удалось сохранить.

Ученик.  Существует целое экологическое движение. Дети тоже могут помочь, участвуя в обществах охраны природы. По всему миру создаются ботанические сады, заповедники, заказники и национальные парки.

В Липецкой области создано 6 охотничьих заказников и 1 ландшафтный.

Это 1.Липецкий (он находится в пределах Ленинского, Балашовского,     Фащёвского и Плехановского лесничества.

2.Первомайский в Усманском районе.

3.Колодецкий в Грязенском районе.

4.Яманский  в Яманском лесничестве.

5.Юшинский в Юшинском лесничестве.

6.Данковский в Данковском районе.

(Ученик показывает на карте Липецкой области).

   Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало в чёрные списки чёрных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир Земли.

   Ведущий. Насколько хорошо вы знаете птиц, их повадки, мы узнаем после того, как болельщики отгадают загадки о птицах.

  1. Длинный нос –

Короткий хвост,

Стоит, притихший,

На высокой крыше, На чьей крыше гнездо вьёт –

В тот дом счастье принесёт. (Аист.)

  1. Один клин торчит в пыли,

Второй – по небу поплыл,

Издали гляди –

Клин один,

Да вблизи видно –

Да вблизи видно –

Клин сборный, не единый,

Кто в клине летит –

Курлычет да грустит. (Журавли.)  

  1. Унылая старушка

Живёт в лесной избушке,

Одно и то же говорит,

Один слог всю жизнь твердит. (Кукушка.)

  1. Всем птицам – царь,

Гордо смотрит вдаль,

Чёткий профиль,

Римский нос –

Высоко себя вознёс,

Строго оперенье –

Острое зренье. (Орёл.)

  1. Крылья есть да не летает,

Усталости не знает,

Километры пробегает. (Страус.)

  1. «Ты нас, слышишь, слегка попугай-ка,

Спой нам песню, посмейся, залай-ка!» -

Говорили ему все подряд.

И он выполнить просьбу был рад,

И теперь, если даже не хочет

Он пугает, рыдает, хохочет. (Попугай.)

Ведущий.  Вы, наверное, уже догадались, что наступило время для конкурса капитанов. Капитаны выбирают карточки с заданиями. Вам предстоит отгадать загадки!

1команда.        Летом за пахарем ходит,

                         А под зиму с криком уходит.

                         Он серенький на вид,

                         Но пением своим знаменит.

                         Днём слепа, ночью зряча,

                         Мышей ловит, а не кот.

2 команда.       Встали братья на ходули,

                         Ищут корма по пути.

                         На бегу ли, на ходу ли

                         Им с ходулей не сойти.

                         Маленький мальчишка

                         В сером армячишке

                         По дворам шныряет,

                        В полях ночует,

                         Коноплю ворует.

                         Каждый год я к вам лечу –

                        Зимовать у вас хочу.

                        И ещё красней зимой

                        Ярко красный галстук мой.

Ответы:  (Грач, соловей, сова)

                (Журавль, воробей, снегирь)

(Жюри объявляет результаты конкурса.)

Ведущий. И взрослые и дети любят сказки. Следующий конкурс так и называется: «Конкурс на лучшее знание сказок» Вспомним название сказок, в которых

Одним из действующих лиц являются птицы.

1.Галчонок, Э. Успенский? («Дядя Фёдор, пёс и кот»)

2.Попугай. Г. Остер? («Зарядка для хвоста»)

3.Петушок. А. Пушкин («Сказка о золотом петушке»)

4.Сова. А. Милн. («Винни Пух и все, все, все»)

5.Ласточка. Г. Х. Андерсен. («Дюймовочка»)

6.Лебедь. Г. Х. Андерсен. («Дикие лебеди»

7.Жар – птица. П. Ершов. («Конёк – горбунок»)

8.Лебедёнок Г. Х. Андерсен («Гадкий утёнок»)

Ведущий. Вопросы зрителям. Постарайтесь отгадать загадки.

 1.  Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)

 2.  Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы.)

  3. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин.)

  4. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

   

Ведущий. В качестве домашнего задание вы должны были сделать кормушки.

        И инсценировать одну из басен И. Крылова, среди, которых есть птицы.

Ведущий.   Вы сделали кормушки для птиц. А теперь мы проверим знаете ли вы чем можно кормить птиц.

   Кто любит арбузные семечки?            (Синицы, поползни, дятлы).

   Кто любит семена подсолнечника?       (Синицы, снегири, воробьи, поползни).

    Какие птицы любят просо и пшено?     (Чижи, овсянки, щеглы, свиристели, воробьи).

    Кто любит ягоды  черёмухи, рябины?   (Снегири и свиристели).

Ученик.

                        О чём поют воробушки

                         В последний день зимы?

                          - Мы выжили!

           -Мы выжили!

          -Мы живы, живы мы!

Ученик.  Послушайте рассказ Клауса Рузе.

                 Перелётные птицы.

   Птицы – непоседы. Посмотри, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет. А вот улетать за тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы.

   И даже не все птицы. Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки – могут. Потому они и называются перелётными.

Летом они живут у нас , вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

   А воробьи и галки, вороны и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются оседлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. И если ты в это время поможешь птицам – сделаешь кормушку, насыплешь немного зёрен, крупы или хлебных крошек, - то этим спасёшь не одну птичью жизнь.

Ведущий. Пока жюри подводит итоги, я предложу вам послушать стихотворение Романа Сефа. Какую пословицу вам оно напомнит?

  Летела ворона,

Присела на куст,

Безопасен и пуст.

Но в этом кусте

Притаился украдкой

Отважный охотник

Со страшной рогаткой.

Он тихо прицелился –

Бах! – и с куста

Взлетела ворона уже без хвоста.

Что стало с вороной?

Другой разговор,

Но очень пуглива

Ворона  с тех пор.

(Пуганая ворона и куста боится.)

Ведущий.  Давайте, ребята,  так относиться к птицам, чтобы они нас не пугались, чтобы звонкие песни их радовали наш слух .

(г/ запись «Пение птиц»).

( Жюри подводит общий итог К.В.На).

Учитель.   Что нового вы узнали о птицах? О чём задумались?

Закончить наш урок мне бы хотелось словами поэта Н. Заболоцкого:

Ученик.        Раненая птица в руки не давалась,

                       Раненая птица птицей оставалась.

                       Этот сон давнишний до сих пор мне снится –

                       На траве кровавой вздрагивала птица.

                       Птицы, люди, звери в души людям смотрят.

                       Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

                       Ведь небо без птиц – не небо,

 

                       А земля без зверей – не земля.

                       Люди-исполины, люди-великаны,

                       Есть у вас винтовки, есть и капканы.

                       Есть у вас бесстрашье, сила есть наверно,

                       И должно быть сердце. Сердце человечье!

                       Люди - человеки, страны и народы.

                       Мы теперь навеки должники природы!

                       Надо с этим долгом как-то расплатиться,

                       Пусть расправит крылья раненая птица!

 

Ученик.   Берегите землю. Берегите

                  Жаворонка в голубом зените,

                Бабочку на листьях повилики,

                На тропинках солнечные блики.

                На камнях играющего краба,

                Над пустыней тень от баобаба,

                Ястреба, парящего над полем,

                Ясный месяц над речным покоем,

                Ласточку, мелькающую в жите.

                Берегите землю! Берегите!

                                           ( М. Дубин).

Используемая литература.

    Стихи: М. Дубина, Н. Заболоцкого, Р. Сефа, А Яшина.

    Георгиевский В. А., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

   Классные часы в начальной школе/ В. А. Сапегина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 316 с.

   Яровая Л.Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Цыбина Т. И. Внеклассные мероприятия. 4 класс. – 2-е изд., доп. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.

   Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа  в начальной школе - Воронеж ТЦ «Учитель», 1999. – 135 с.

   Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба и игра: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.

   Медведев В. А. Знаете ли вы свой край? Краеведческая викторина по Липецкой области. – Воронеж, Центрально-Чернозёмное кн. Издательство, 1982. – 101с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического праздника "Мы друзья твои, природа!"

Развлекательное мероприятие для обучающихся 1-6 классов....

Экологический праздник "Мы друзья твои, природа !"

Развлекательное мероприятие для 1-6 классов....

Игра по станциям "Экологическая кругосветка для друзей"

Воспитательное мероприятие "Экологическая кругосветка для друзей" представляет собой игру по станциям для команд. На каждой станции ребята должны выполнить задания на природоохранную тему и показать с...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Экологический праздник «Мы – друзья природы!».

Обучающие задачи:- Расширять представления о классификации животного и растительного мира;- углублять представления детей о сезонных изменениях в природе;- учить правильному поведению в природной сред...

Конспект экологического занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Птицы наши друзья»

Цель: познакомить обучающихся с многообразием пернатых.Задачи:1.     Закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку;2.     Прививать любовь и бе...