Заседание круглого стола "Зимующим птицам - нашу заботу"
методическая разработка по природоведению (7 класс) по теме

Мероприятие проводилось с целью привлечения внимания учащихся к проблеме охраны птиц в зимнее время. Мероприятие проведено членами школьного лесничества "Зеленый друг". Заранее были продуманы вопросу по данной проблеме. Представители секций составили краткие выступления. Гости предварительно были нацелены на выступление по определенному вопросу. Мероприятие получило высокую оценку. ( 1 место в областной экологической акции "Птичья столовая" в номинации "Не забывай о птицах зимой")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zasedanie_kruglogo_stola.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Каплинская школа»

 (заседание круглого стола)

     

                                     

                                     

                                       Подготовили: актив школьного лесничества

                                                                 «Зеленый друг»

                                       Руководитель: Горбачева Ольга Васильевна    

                                                 

                                                               

Старый Оскол-2013г


Пояснительная записка

Место проведения   МБОУ «ОО Каплинская школа».    

Дата проведения – 12 ноября  2013 года.

Цель: привлечение внимания обучающихся  к проблеме охраны птиц в зимнее время.

Задачи:

- расширять   знания о зимующих птицах  нашего края, их  эстетической и практической значимости, проблемах охраны птиц в зимнее время;

- подготовить план мероприятий по проблеме охраны птиц в зимнее время;

-способствовать формированию  у воспитанников экологической культуры, путем вовлечения  их в природоохранную деятельность.

Форма проведения: заседание круглого стола.

Участники и гости круглого стола.

Гости:

1.Саплина Виктория –орнитолог, студентка биолого-химического факультета Белгородского государственного университета (выпускница школы).

2. Зинченко Лариса Дмитриевна, государственный инспектор леса  ОГУ «Старооскольское лесничество».

3. Молодых Марина Максимовна –бывший агроном, житель села Федосеевка

4. Литвинова Нина  Александровна, методист  МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов».

Члены школьного школьного лесничества «Зеленый друг: юные зоологи, юные орнитологи, юные натуралисты и дети неравнодушные к судьбе пернатых.

Возраст детей: 10 - 13 лет.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оформление зала: плакаты «Береги птиц!», «Природа – великий учитель!», «Покорми птиц – сделай зиму ярче»; «Птицам нашу заботу», выставка детских рисунков, выставка книг «Птицы – наши друзья»; фотографии зимующих птиц нашей местности, мультимедийная  установка, кормушки.

             

          Методический совет на подготовительный период:

Мероприятие проводится в рамках работы школьного лесничества «Зеленый друг». Руководитель  лесничества и актив школьного лесничества предварительно нацеливает участников  на проведение дискуссии в ходе круглого стола. С этой  целью рекомендует заранее продумать воспитанникам  интересующие их вопросы по данной проблеме. Организуется группа, которая занимается подготовкой оформления зала. Представители секций заранее готовят выступления, знакомятся с научно – познавательной литературой. Приглашённых гостей рекомендуется предварительно нацелить  на содержание их выступления.

Сценарный план:

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

3.Заключительная часть.

4.Рефлексия.

                                         Ход занятия:

1.Организационный момент. 

Ведущий 1: Мы чрезмерно богаты,

                     В наших чащах и рощах

                     Столько всяких пернатых –

                     Просто диву даешься!

Ведущий 2: Но спросите иного,

                      Что он знает о птицах,

                      Пусть ответит толково –

                      И, гляди, удивится:

Ведущий 1: Как же, фауна, дескать,

                      Как же, наше богатство –

                      На полях, перелесках,

                      Так сказать, птичье царство…

Ведущий 2: Птичье царство – и только?

                      Ну, дрозды, ну, синички…

                      Где запомнишь все клички,

                      Просто птички – и только?

Ведущий 1:  Стоит в лес углубиться –

                      И уже как не дома:

                      Словно мы за границей –

                      Незнакомые лица,

                      Языки незнакомы.

Ведущий 2: Как слепые плутаем,

                     Будто глухи отроду.

                     А еще утверждаем,

                     Что мы любим природу.

Ведущий 1:Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населенный динозаврами, огласило птичье пение. А через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орел парит, свободно, легко.

Ведущий 2: Птицы заселили  все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому множество поверий, поговорок, сказок, легенд, так или иначе, связано с пернатыми.

Ведущий 1: Хорошо ли мы знаем птиц, обитающих  с нами по соседству? Какие у них повадки? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затрудняется ответить не только большинство детей, но и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе птиц, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности.

Ведущий 2: Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись?

Ответы участников круглого стола:

 1.Домашние птицы дают мясо и перо, дикие птицы являются объектом промысловой охоты. Но в этом еще не главная польза птиц, важнее их участие как составной части природы в уничтожении вредных насекомых, грызунов, в распространении семян ягодных растений.

 2.Птицы интересуют нас с научной точки зрения. Дело в том, что птицы      — очень удобный объект для изучения многих общебиологических вопросов.

Еще в древности, видя полет птицы, человек мечтал о своем полете в воздухе, и первые попытки постройки летательных аппаратов были подражанием полету птицы. На птицах ведутся поиски механизма ориентации животных, это один из важных и сложных вопросов бионики. Нет возможности перечислять все вопросы биологии, которые решаются на примере птицы.

3. Огромна роль наших пернатых друзей в эстетическом плане. "Птицы красивы, изящны, многие из них обладают чудесным певчим голосом. Можно ли представить, что кто-то никогда не слушал и даже не хочет услышать щебет соловья?"

При всем этом мы обычно забываем о том, что и сама-то польза птиц всегда определяется с точки зрения нашей, человеческой, и у многих птиц эта польза только в том и состоит, что они украшают собой природу или наше жилище, или радуют нас звучной своей песней.

Ведущий 2: В нашей современной жизни мы обычно не замечаем  наших маленьких соседей, просто не обращаем на них внимания. А ведь и они, и мы – часть одного большого мира. Как же нам научиться понимать, что этот мир зависит от нас? Что все они нуждаются в нашей помощи, в нашей заботе?

Ведущий 1: И здесь возникает множество вопросов. Как помочь птицам пережить трудное время? Как правильно их кормить? Какие корма использовать? Где повесить кормушку?

Для поисков ответов на эти вопросы мы и собрались за круглым столом.     Тема нашей дискуссии «Зимующим птицам - нашу заботу».

Ведущий 2: Разрешите представить наших гостей:

1.Саплина Виктория –орнитолог, студентка биолого-химического факультета Белгородского государственного университета.

2.Зинченко Лариса Дмитриевна, государственный инспектор леса  ОГУ «Старооскольское лесничество».

3.Молодых Марина Максимовна –бывший агроном, житель села Федосеевка

4.Литвинова Нина  Александровна, методист  МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов».

2. Основная часть.

Ведущий 1: В крестьянских общинах дети и молодежь вовлекались к почитанию творческих сил природы во время религиозных праздников, обрядов, магических действий в честь богов природы. Эти традиции и в наши дни сохранили свое значение.

Юный краевед Кондрашов Никита:  День 12 ноября русские крестьяне издавна обозначали как «Зиновий-синичник». Это Синичкин праздник: прилетают зимующие птицы – синицы, щеглы, снегири, чечётки, свиристели и другие, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. В православном календаре это день священномучеников Зиновия и Зиновии. Старинное народное название синицы – «синка», «синюшка», «зинька», «зинзивер» – созвучно этим именам. В народном сознании явление, когда «зиньки» прилетали к жилью, совпало с днем Зиновия и Зиновии и церковное наименование дня видоизменилось в «Зиновия-синичника». В этот день примечали, если синиц около домов много – жди наступления больших холодов.

Ведущий 2: Многие птицы с наступлением холодов оставляют родные места и отправляются на зимовку в теплые страны. Основные причины, по которым птицы улетают зимой – отсутствие еды и холод. Но многие птицы зимуют в нашей местности, а некоторые даже прилетают к нам в холодное время года. Каких мы можем встретить птиц? Об этом нам расскажут орнитологи нашей школы.

Юный орнитолог Данилов Владимир  представляет  исследовательскую работу «Изучение видового состава птиц школьного парка села Федосеевка в зимний период»

(Приложение №1 – презентация «Изучение видового состава птиц школьного парка села Федосеевка в зимний период»)

Птицы - неотъемлемая часть природы. Встречаясь каждый день в школьном парке  с разными птицами, мы захотели узнать, какие птицы здесь живут, чем и как они питаются. Изучение пищевого поведения птиц даст возможность выяснить, как правильно организовать их  подкормку. Основная цель нашей работы – изучить видовой состав птиц школьного парка в зимний период. Для достижения цели мы поставили следующие задачи: изучить методику учёта птиц; осуществить сравнительный количественный учёт видов птиц школьного парка; провести наблюдение за питанием птиц; исследовать виды пищи птиц в зимнее время. Исследования проводились в осеннее – зимний период 2010 – 2011, 2011-2012  годов в школьном парке села Федосеевка Старооскольского района.  При проведении исследований пользовались методикой учёта птиц на неограниченной полосе. Сравнительный количественный учёт птиц проводился маршрутным методом. Подсчитывались все птицы в полосе учёта по внешности и голосам, не зависимо от расстояния до них. Мы определили маршрут наблюдений: от школы до администрации села. Отмечали: виды встречаемых птиц, места наиболее частых встреч с птицами разных видов, поведение встреченных птиц, число встреченных птиц: одиночные или в стайке. Для определения плотности особей использовалась шкала обилия птиц по Уайту. Проводя наблюдения, мы выяснили, что в парке зимуют: воробьи, синицы, снегири. Залетают периодически сороки, дятлы, дрозды, свиристели, галки. Места наибольшего скопления птиц: на деревьях и возле мусорных баков. Птицы питаются: плодами рябины, семенами деревьев, лопуха, пищевыми отходами, личинками насекомых на деревьях и кормом в кормушкам. За период наблюдения за птицами школьного парка нами обнаружены 7 видов птиц. Сравнивая количественный учёт птиц, выявили, что наибольшая плотность птиц на 1га площади у воробьёв, синиц и снегирей. Эти виды определяются как многочисленные; обычное распространение у сорок, свиристелей и галок. Суточная активность птиц была разной в зависимости от погоды, но большей днём.

  Ведущий 1: Зима – трудный период в жизни птиц… На западе спорят о том, нужно или ненужно подкармливать птиц зимой? Как эта проблема решается у нас в России? Что по этому вопросу скажет наш гость – Каргина Алеся Владимировна.

 Саплина Виктория (орнитолог): Нам  и спорить не надо: когда ночная температура упадет до -10 градусов  и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у нее около 40 градусов) и выжить, им с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться – естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. И помочь им могут только люди. Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны для выживания птиц. В суровые зимы подкормки специальным жирным, высококалорийным кормом помогают птицам выжить. Птиц зимой обязательно нужно подкармливать. Об этом мы знаем с детства, но даже не представляем себе, как много пернатых погибает зимой от голода. В снежную и морозную зиму они обречены.

Ведущий 2: Орнитологи приводят такие данные: из каждых десяти синичек девять погибают. В день синичка должна съесть 75 зерен, и если птица два дня голодает, она погибает.  Это правда?

Саплина Виктория (орнитолог): Да. Птичья терморегуляция устроена таким образом, что если нет пищи, то она функционирует плохо. Поэтому много птиц погибает морозными ночами, когда крошечное тельце не в состоянии согреться и замерзает. Сытая птица сохраняет тепло до утра. Она ночует, нахохлившись, а на рассвете отправляется на поиски пропитания. На активную жизнь тратится много энергии, а восполнить ее может только еда, которую нужно успеть найти под снегом и льдом за короткий зимний день. Именно поэтому перелетные птицы отправляются на юг. Они очень рискуют, совершая дальние перелеты. Кочующие птицы нередко зимуют там, где проще выжить. Оседлые пернатые остаются на зиму в местах гнездования. Если они обнаруживают кормушку, в которой есть еда, то у птицы появляется реальный шанс дожить до весны.

Ведущий 1: Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая подкормочные площадки и кормушки. Но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить.

Зинченко Лариса Дмитриевна- государственный инспектор леса  ОГУ «Старооскольское лесничество»: В первую очередь нужно понимать, что птиц нельзя кормить, можно лишь подкармливать.

Ведущий 2: А чем отличается кормление от подкормки?

Зинченко Лариса Дмитриевна- государственный инспектор леса  ОГУ «Старооскольское лесничество»: При кормлении птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при подкормке – лишь его часть, и вынуждены остальное находить в природе. В природе рацион птиц очень разнообразен. Перемещаясь по лесу, стайки синиц проверяют трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало. И при постоянно полной кормушке птицы попросту перестают искать другую пищу. Однообразный рацион, да еще богатый жирами, приводит к заболеванию печени. Вместо пользы мы наносим птицам непоправимый вред.

Ведущий 1: Итак, давайте разберемся в тонкостях сервировки птичьего стола и его обслуживания. И здесь возникает следующий вопрос: как нужно подкармливать птиц?

Зинченко Лариса Дмитриевна- государственный инспектор леса  ОГУ «Старооскольское лесничество»: Ребята, а у кого из вас есть кормушки около дома? Если вы решили подкармливать птиц, то делать это нужно ПРАВИЛЬНО! Для этого нужно соблюдать несколько нехитрых правил. Какие правила подкормки можете назвать вы, ребята. Поделитесь своим опытом.

Ответы  участников круглого стола:

1.Начинать подкормку лучше с ранней осени – тогда в саду больше задержится кочующих птиц, и чем больше их появится до выпадения снега, тем больше они истребят вредителей, до которых будет трудно добраться зимой;

2.Лучше приучить себя и птиц к определенному режиму, наполняя кормушки один-два раза в сутки, в одно и тоже время. Насыпали стакан семечек, птицы растаскали их, и все. Как бы они ни упрашивали, стуча клювами в стекло, нельзя поддаваться чувствам.

3. Я считаю, что наполнять кормушку нужно с вечера, чтобы была пища у ранних пташек;

При подкормке учитывать пищевые пристрастия птиц.

4.В кормушки насыпать только качественный корм.

5.Во время подкормки не сорить, не разбрасывать пакеты, банки, коробки, они не только засоряют природу, но и могут травмировать птиц.

6.И самое главное правило - кормить нужно регулярно.

Корм должен быть каждый день, примерно в одинаковых количествах. Если морозы – побольше. Но обязательно каждый день,  без всяких скидок на болезнь, занятость, уроки. Прикормленные птицы не полетят в поисках пищи, будут  ждать и надеяться. А если ударит мороз? Начали доброе дело – доведите его до конца, до весны. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.

Ведущий 2: А чем можно подкармливать птиц зимой?

Приложение № 2 - презентация  «Накормите птиц зимой»

Юный орнитолог 1: В наших краях кормушки посещает более десятка видов птиц: большие синицы, домовой и полевой воробьи, сизый голубь, серая ворона, прилетают поползни, щеглы, снегири, свиристели, сойки, сороки. Для подкормки птиц можно использовать ряд кормов. Некоторые из них можно заготавливать самим, а можно и приобрести готовые корма в зоомагазинах.

Юный орнитолог 2: Подготовку  к подкормке птиц мы начинаем еще с лета, заготавливая корм. Бабушка нас приучила к бережливости: не нужно выбрасывать то, что может пригодиться. Когда мы кушаем арбузы и дыни, то собираем и высушиваем семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Заготавливаем также семена тыквы и кабачков. Даем их не жареными.

Юный орнитолог 3: Мы подсыпаем в свою кормушку крошки хлеба, их охотно съедают все птицы. Используем черствый хлеб, ведь свежий на холоде замерзает и птицы не могут с ним ничего сделать. Недоеденные булочки из школьной столовой я теперь не выбрасываю, а отдаю птицам.

Юный орнитолог 4:         Сало и нутряной жир особенно любимы синицами, дроздами. Я на ниточке подвешиваю кусочки несоленого сала. А мама иногда намазывает маргарин  на стволы яблонь.

Юный орнитолог 5:  Если знать, что любит та или иная птица, можно попытаться привлечь ее в свой сад, приманив любимым кормом. С этой целью специально для свиристелей, дроздов-рябинников и снегирей мы оставляем часть плодов на рябине, калине, боярышнике, черной и красной бузине. Они охотно ими лакомятся.

Ведущий 1: А чем же нельзя подкармливать птиц? Давайте спросим у специалистов. 

Саплина Виктория (орнитолог): Итак, что нельзя давать птицам ни в коем случае?  Некоторые продукты для птиц вредны, а зачастую и смертельно опасны. В первую очередь это все жареное и соленое. При поедании соленой пищи, соль быстро накапливается в переизбытке в организме птиц, а их выводящая система мене эффективна, чем у млекопитающих, и происходит отравление. Испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени содержат сильные токсины. Даже если отравление и не приведет к быстрой смерти птицы, оно ослабит организм, птица заболеет и в конце концов погибнет.

Лесничий школьного лесничества «Зеленый друг» Данилов Олег: В деле охраны птиц значительную роль могут сыграть школьники. Члены школьного лесничества для того,  чтобы помочь пернатым в зимний период, начинают свою работу еще ранней осенью. Нами были сделаны запасы кормов около 8 килограмм. Это семена подсолнечника, кабачков, арбузов, тыкв, проса, овса, дробленой кукурузы, отходов арахиса. Все собранные запасы были высушены и уложены в коробки до начала подкормочного периода. Кроме этого ребята в течение летне – осеннего периода собирали и высушивали отходы со стола (хлебные корки, сырные корочки), все это тоже  ждет своего часа. Сейчас уже идет прикормочный период, юннаты  подготовили кормушки и развесили их не только вблизи школы, но и около детского сада, администрации сельского поселения, торговых центров.  Всего было развешено 35 кормушек. Кормушки самые разнообразные. Часть из них изготовлена из вторичного сырья. Подкормку птиц по около административных знаний проводят не только школьники, среди местного населения много людей желающих помочь пернатым в зимний период. Каждый второй школьник имеет около дома стационарную кормушку, ведет подкормку птиц и наблюдение. Мы развесили листовки на территории сел Федосеевка и Каплино с призывом проявить заботу о птицах в зимний период. Идеями изготовления кормушек поделятся члены школьного лесничества.

Самолюк Дима, член школьного лесничества «Зеленый друг»: Устроить кормушку несложно. В самом простом варианте это дощечка с прибитыми по краям бортиками, чтобы еду не сдувало ветром. При устройстве кормушек не стоит гоняться за слишком сложными и причудливыми конструкциями. Лучше сделать несколько  более простых и накормить больше птиц. Важно только, чтобы у них, по возможности, корм был защищен от непогоды. Зимой птицам не до роскоши – лишь бы выжить. Усложнение конструкции кормушки идет прежде всего, в направлении защиты пищи от непогоды и конкурентов тех птиц, которых вы хотите подкормить. Многие делают кормушки из фанеры, пластика. Можно легко и быстро сделать кормушки из молочных и пластиковых бутылок. Они больше подходят для мелких птиц: воробьев и синиц. Для того, чтобы кормушка не оказалась западней, все отверстия должны быть сквозными и расположены ближе к дну. Очень удобны автоматические кормушки. Это могут быть бутылки, перевернутые вниз горлышком или иные конструкции.

При изготовлении кормушки важно проявить фантазию и соблюдать основные правила. Приложение №3 - презентация «Птичья столовая»

Ведущий 1: Изготовили кормушку, а как  и где ее правильно повесить.

Юный орнитолог 5: Вешать кормушку лучше всего с южной стороны на высоте 1,5 -2 метра. Тем самым вы защитите ее от ветра и снега, в солнечные дни корм будет согреваться и оттаивать (если в него вдруг попала влага), большая высота не позволит добраться к корму грызунам. В малолюдном месте можно устроить целый ресторан для пернатых. Под общим большим навесом размещают основную кормушку посередине, а по краям развешивают кусочки сала, пучки ягод и бурьянов. В этом случае одновременно сможет кормиться больше птиц. Здесь лучше сделать несколько маленьких кормушек, чем одну большую, ибо синицы агрессивно встречают сородичей. Одновременно на кормушке могут находиться 1-2 птицы.

Литвинова Нина  Александровна, методист  МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов»: Ребята Каплинской школы ежегодно мастерят, развешивают кормушки для птиц, активно участвуют в природоохранной акции «Птичья столовая», целью которой является повышение уровня экологического сознания подрастающего поколения, привлечение внимания  их   к проблеме подкормки зимующих птиц, распространения через средства массовой информации опыта детских коллективов по охране и изучению видового разнообразия местных зимующих птиц. Юннаты не только  проводят наблюдения за зимующими птицами, но и  оформляют исследовательские работы, с которыми выступают на районной научно – практической конференции. Своими  наблюдениями за птицами на кормушке я, думаю, они поделятся.

Член школьного научного общества «БИОТОП»  Чемоданова Алена:

Приложение №4 – презентация «Пищевое поведение воробьев зимой»

Я очень люблю свое село. Люблю наблюдать за насекомыми, птицами, которые прилетают к моему окну, садятся на ветки   яблони, растущей около дома. Очень часто мы не замечаем самого обыденного:  вездесущих воробьев. Но я стала всё чаще обращать внимание на уменьшение количества птиц в нашем  селе, даже таких, как  шустрые воробьи. Это особенно заметно в зимнее время. Тема моей исследовательской работы «Пищевое поведение воробьёв зимой».

Цель моей работы:  Изучение   поведения воробьёв зимой путём ежедневного наблюдения за птицами на кормушке.

 Задачи:

1.Узнать о пользе и вреде воробьёв.

2.Изготовить кормушку для птиц, повесить её в саду; подкармливать птиц и вести за ними наблюдения; результаты наблюдений  внести в дневник наблюдений за птицами;

3.Пронаблюдать, какой корм предпочитают воробьи и как ведут себя  при этом.

В городе воробей полезен: летом он в скверах и в парках собирает с деревьев гусениц – воробьят ими кормит.

     А вот в деревне этих птиц не очень-то жалуют. Только поспеют хлеба, закраснеются вишни, тут с воробьями просто беда: и зёрна в полях клюют, и вишни в садах обклёвывают…

     Уж их и гонят, и трещотки вешают, и пугала выставляют. Да только не очень-то воробьи боятся. Такие смелые птицы, им всё нипочём.    

      Я провела опыты по определению любимого корма воробьёв и время на приём пищи.

В ясный морозный день вышла со своими запасами: нежареными семечками, хлебными крошками и просом. Весь корм высыпала в кормушку. Из предложенной еды воробьи сначала съели семечки, потом хлебные крошки, а просо лежало ещё три дня. В процессе еды воробьи прыгали с кормушки на изгородь и обратно. Все ели «дружно», «не ссорясь» между собой.

    Из предложенных мной запасов воробьям понравились нежареные семечки, так как они вкуснее и полезнее.

В кормушку насыпала горсть нежареных семечек, хлебные  крошки и просо. Когда прилетели «гости», засекла время. Горсти семечек хватило всего на 15 минут моим трём «гостям». Остальной корм лежал нетронут.

Воробьи летают стайками, так легче им найти корм зимой и спастись от врагов.

Наибольшее количество птиц было в морозные дни.

  Чтобы воробьи радовали нас весной и приносили пользу, ребята нашего класса зимой организовали «столовую» для птиц, изготовили кормушки, которые развесили на территории школы, в школьном парке.  Надеемся, что забота о них, помогла птицам пережить эту холодную зиму.

    Моя работа помогла лучше узнать жизнь этих птиц

Приложение № 5- презентация «Наблюдение за зимующими птицами»

Член школьного научного общества «БИОТОП» Саплин Данил: А я наблюдал за свиристелями в школьном парке. Стайки ярких, шумных птиц настолько бросаются в глаза, что даже вечно спешащие люди обращают на них внимание. Излюбленное блюдо свиристелей в зимний период – рябина. Звенящая ватага чубатых скитальцев роем опускается на дерево, густо увешанное гроздьями огненно – красных ягод. Прямо с лету, словно прилипнув к ветвям, они тут же начинают рвать и глотать ягоды целиком. Я наблюдал, как они жадно клевали ягоды, вроде бы состязались, кто съест больше. В результате добрая половина сорванной рябины упала в снег.  2-3 минуты свиристели     клюют ягоды, отдыхают, а затем, как бы ради забавы, принимаются снова щипать и бросать рябину наземь. Свиристели питались в парке 5 дней. Затем, когда на ветвях не осталось ни единой ягодки, они исчезли, а сплошной настил ягод под рябинами бесследно замела метель. «Не столько съели, сколько рассыпали. Что это? Неосмысленное расточительство или чем – то обусловленная повадка?»- не раз думал я. И только на исходе марта сами свиристели помогли мне разгадать свою загадку. Стоял солнечный полдень. И вдруг среди рябин сверху вниз метнулась стайка каких – то пичужек. Присмотрелся. Свиристели! Они опустились на снег под рябиной, что-то склевывают. Подхожу ближе, присматриваюсь. Все понятно. Птицы торопливо, с удовольствием клюют ту самую ягодку, которую так небрежно в начале зимы разбрасывали их сородичи. Утолив голод, птицы улетели. Я с интересом стал рассматривать россыпь обнажившейся из-под снега рябины. Из собственных наблюдений я знаю, уже к середине зимы,   оставшись на ветвях, она вымерзает, чернеет, становится горькой и не прельщает ни одну птицу. А эта? Красная, сочная. Попробовал на вкус, будто моченое яблоко. Получается, ягоды сохранились под снегом не хуже, чем в консервной банке. А законсервировал их кто? Свиристели! То, что мне раньше казалось никчемной расточительностью птиц, теперь обретало глубокий смысл.  Свиристели, бросая рябину в снег, создают необходимый запас корма на весну.

Участник круглого стола Куц Оля: Я живу на окраине села. Возле дома, на месте спиленного дерева, остался массивный пень. На нем мы  и подкармливаем птиц. Птицы прилетают из леса, который вплотную подступает  к дому. Возле вросшего в снег пня и началось мое знакомство с поползнем. Едва я сошла с крыльца, и, наклонившись, стала высыпать семечки на пень, как с  краю на него приземлился  поползень.  Нос его был задиристо навострен, вороватая поза будто говорила: «А чем бы здесь полакомиться?!» Я даже дыхание затаила, лишь семечки продолжали стекать с ладони. Поползень ухватил самое крупное – и на штакетник. Нашел на дощечке трещину, воткнул в нее семечко. Я наблюдала, как птица раскалывает скорлупу: высоко замахивает  головкой и раскидывает для балансировки крылья.  Поползень, съев семечко, снова прилетел на пень и  ухватил не одно, а сразу два и полетел на старый телеграфный столб, который родители еще не убрали. Там выходит у поползня «кузня». Покончив с семечками, поползень пискнул и нырнул с верхотуры за новой порцией. На следующий день в семечки подсолнуха я подмешала тыквенных – наверняка поползню незнакомых. Интересно, какие выберет? В задачке, поставленной мною, если и была для поползня какая – то трудность, то лишь в том, как захватить два тыквенных семечка сразу. Попробуйте как – нибудь без помощи рук захватить зубами два пряника одновременно, и вы поймете, с какой непростой задачей бился поползень. В конце концов он с нею справился и довольнехонький  полетел с добычей на столб. Покормив поползня, я выкладывала на пенек еду для синиц и воробьев. Птицы меня узнавали и ждали корма в определенное время.

Участник круглого стола Топольский Арсений: Однажды в морозный день мы ушли из дома и оставили открытой форточку на кухне. А на подоконнике стояли банки с запасом семечек и крупы. Домой вернулись затемно, и мама заметила, что у нас кто – то побывал. На столе мы обнаружили три небольшие кляксы – птичий помет. На другой день утром в кормушку насыпали корма совсем немного, лишь для привлечения птиц, а форточку оставили открытой. Синицы, как обычно, хватали семечки и летели их раздалбливать на соседнее дерево. Самые смелые присаживались на форточку.     Попрыгают, посмотрят на банку с семечками за стеклом и улетают. Я спрятался и стал наблюдать. Вскоре синички осмелели. Одна из них, попрыгав на раме, впорхнула в форточку к полной банке.   Одна синичка, видно, самая молоденькая, влетела вслед за подружками в комнату, схватила семечко, но потеряла ориентацию, и не найдя форточки, кинулась  к окну, и стала биться в стекло. Я осторожно прикрыл ее шторой и взял в руки, чтобы выпустить на волю. Не поняв моих добрых намерений, крохотная птичка с силой схватила своим черненьким клювиком мой палец. Оказавшись на свободе, она улетела подальше от окна.

Участник круглого стола Кириченко Алина: Однажды я отправилась в сад насыпать семечек в кормушку и проверить заодно, кто прилетел в мою столовую. Вдруг я заметила, что все кусочки сала, которые были развешаны на ветках, сорваны. Я подошла поближе, но никаких следов не обнаружила. Решила проследить, кто же это хулиганит. Вновь повесила сало и спряталась за угол сарая. Долго ждать не пришлось. Это оказалась ворона. Она села на ветку, к которой было привязано сало, взяла в клюв веревочку и стала крутить и дергать. Наконец ей удалось оторвать лакомый кусочек. С ним она и улетела.

Ведущий 2. Мы услышали много интересного о подкормке птиц вблизи жилища, но важна зимняя подкормка и в плодовом саду, в лесу т. к. птицы уничтожают вредителей не только летом, но и зимой, собирая спрятанные в складках коры и других укрытиях зимующих насекомых и их личинок. Как проводится подкормка птиц не в частном секторе, а в промышленных садах. Своим опытом организации работы по подкормке  птиц в Федосеевских садах поделится агроном Плеханов Сергей Васильевич.

Молодых Марина Максимовна:

Зимняя подкормка птиц в плодовом саду позволяет резко повысить количество синиц. Каждая пара гнездится дважды, и к осени число синиц удесятеряется. К весне, однако, их опять становится мало, 90% их гибнет зимой от голода. Во-вторых, подкормка помогает задержать молодых синиц на период размножения вблизи кормушки, т. е. в плодовом саду.

Большая синица уничтожает насекомых не только летом, но и зимой. Синицы зимой не могут обойтись одним зерном, им обязательно нужны насекомые, и они способны практически полностью уничтожить массовых вредителей, зимующих на штамбе в ветвях деревьев. В ясные, не слишком морозные или в тихие пасмурные дни синицы по утрам ненадолго прилетают к кормушкам, а потом исчезают: они собирают поблизости насекомых. У этих птиц, как, впрочем, и у многих других, очень развито подражание друг другу в поисках корма: стоит одной синице обнаружить у основания штамба яблони несколько зимующих гусениц яблонной плодожорки, как тут же с деревьев спускается стайка и начинаются поиски корма. После такого осмотра стволов на них практически не останется зимующих гусениц.

Привлечь синиц к местам зимовки плодожорок очень просто: мы на отдельных деревьях наносим на кору капли несоленого растопленного сала. Птицы быстро обнаруживают на коре свой любимый корм и, отыскивая его на стволах, находят плодожорок. В первую очередь, естественно, птицы видят и уничтожают гусениц, открыто зимующих в гнездах (златогузка, боярышница), но затем все же предпочитают разыскивать одиночно и укрыто зимующих насекомых.

Не беда, если хорошо прикормленные синицы в погожий день не найдут в кормушке корма или там будет только часть обычной дневной нормы; тогда птицам волей-неволей придется отправляться на поиски насекомых. Впрочем, если в кормушке однообразный зерновой корм, или подсолнухи, синицы все равно уйдут искать дополнительно «животную пищу».

Начинаем подкормку с ранней осени.

Поползни бывают у кормушки очень часто, но редко больше пары, а то и одна птица. Причина этого — в нетерпимости птицы к себе подобным.

Наш опыт показывает, что птицы, в данном случае синицы и поползни, не только летом, но и зимой во время стайной жизни строго придерживаются своих территорий. Поэтому если нам удастся привлечь к кормушке птиц, то это будут уже «наши» птицы, которые постоянно станут трудиться на тех территориях, где вывешены кормушки.

Ведущий 1: В ходе  заседания круглого стола  мы определили ряд задач, которые необходимо решать. Разрешите зачитать проект  решения заседания и предложить его на голосование.

Зачитывается проект решения:

Членам НОУ «БИОТОП»:

-организовать пропагандистскую деятельность среди учащихся школы  и жителей села Федосеевка, по организации подкормки зимующих птиц;

-выступить на классных родительских и ученических собраниях с докладами на тему значение зимних подкормок птиц, методика их проведения;

-утвердить и развесить на территориях села Федосеевка не менее 30 листовок «Покорми птиц – сделай зиму ярче».

-разработать, выпустить и распространить среди жителей села информационный бюллетень о пользе зимующих птиц, необходимости подкормки зимующих птиц;

      -продолжить сотрудничество со специалистами ОГУ «Старооскольское лесничество».

     Юным орнитологам:

- подготовить и разместить в СМИ рекомендации о том, как правильно изготовить кормушку, какие виды кормушек приемлемы для птиц, зимующих в нашей местности, какие корма использовать для подкормки.

Голосование по проекту.

Ведущий 2: Наш круглый стол завершает свою работу. Хотелось бы поблагодарить всех  за активное участие. Давайте определим, какие чувства вызвала у каждого из вас наша дискуссия.

Рефлексия: Помощник ведущего раздает всем присутствующим птичек из цветной бумаги для проведения рефлексии. Ведущий просит участников рассадить птичек на кормушки: понравилось; остались равнодушны; не понравилось, было скучно. Через 3 минуты помощник проводит анализ путем подсчета большинства ответов. Объявляются результаты.

     Ведущий 1:  Я думаю, что многие из вас  после заседания круглого  стола поняли, что охрана природы – это наша общая забота, забота молодого поколения. И от нас многое зависит: будут ли через 10, 20,100 птицы петь в поднебесье. Или своим детям и внукам вы будете рассказывать об исчезнувших птицах, показывая им чучела и картинки из книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...

заседание круглого стола "У нас у всех одна Земля"

19 апреля 2013 года состоялось заседание  районного круглого стола "У нас у всех одна Земля". Меролприятие посвящено году охраны окружающей среды....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Заседание круглого стола по итогам журналистского расследования «Скажи мне, что написано на твоей одежде, а я скажу – кто ты»

Место в учебно-воспитательном процессеЗанятие с воспитанниками школьного объединения «Редакция газеты «Конфетти»Технологии, методы, приемы Технология проектной деятельности, проблемный мет...

Заседание круглого стола "Охраняйте первоцветы"

Мероприятие проводилось с целью привлечения внимания учащихся к проблеме охраны раннецветущих растений. Мероприятие проведено членами школьного лесничества "Зеленый друг" совместно с представителями О...

Заседание круглого стола "Охраняйте первоцветы"

Мероприятие проводилось с целью привлечения внимания учащихся к проблеме охраны раннецветущих растений. Мероприятие проведено членами школьного лесничества "Зеленый друг" совместно с представителями О...

Конспект занятия по экологии «Заседание «Юных знатоков природы Птицы нашего края»

Конспект занятия по экологии"Заседание юных знатоков  природы. Птицы нашего  края" для учащихся с нанрушением умственного  развития  5-7 классов....