Урок по теме живые клетки 5 класс по ФГОС
план-конспект урока (природоведение, 5 класс) на тему

Ванина Ольга Константиновна

Предоставлен конспект урока с самоанализом и презентацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivye_kletki.doc62 КБ
Microsoft Office document icon instruktsiya_dlya_uchashchikhsya.doc23.5 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx29.98 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt977 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2014»

Урок по биологии 5 класс

Ванина Ольга Константиновна

Учитель биологии  ГОУ ТО «ТС (к) О школа-интернат VII вида »

                   

Тема урока: Живые клетки

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Образовательные:  Сформировать знания об истории открытия клеток, о роли увеличительных приборов в изучении клеточного строения, а так же главных частях клетки.

Развивающие:

способствовать развитию у учащихся умений прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.

Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками


Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

1.  Организационный момент (1-2 мин)

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Устная оценка учителя

2. Проверка домашнего задания (7 мин)

Развитие жизни на Земле началось около 3,5 млрд. лет назад в океане. Постепенно живые существа заселили и сушу. С течением времени одни виды и группы организмов давали начало другим. Многие существа полностью вымерли, другие сохранились и живут до сих пор. Сейчас нам предстоит проверить знания, полученные при изучении темы "Развитие жизни на Земле". Откройте учебник на с.106. Ответить на вопросы рубрик "Проверьте свои знания" и "Подумайте"

Жизнь на нашей планете необычайно разнообразна. Суша, океан, почва и даже воздух населены многочисленными организмами. Ученые считают, что в настоящее время на Земле их более 2,5 млн видов. Но как ни велико это многообразие жизни, в основе ее лежит клетка. Вне клетки жизнь на нашей планете не обнаружена. Единственное исключение - вирусы.

1. Устный опрос

Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник.

3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока (5 мин)

Давно пытливый ум мечтал
Внутрь всех вещей взглянуть.
Путь в мир незримый указал
Великий Левенгук (слайд 1)

В 17 веке нидерландец Антони Ван Левенгук изобрел микроскоп, с помощью которого сумел впервые рассмотреть под увеличительными стеклами (линзами) микромир.

А англичанин Роберт Гук, рассматривая в микроскоп маленькие кусочки различных растений, первым ответил на вопрос: “Из чего же они построены?” Он увидел, что любые части растений состоят из ячеек, отделенных друг от друга перегородками. (слайд 2).Роберт Гук назвал эти ячейки – клетками.

Клетка – обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма. Цель нашего урока изучить основные части клетки, познакомиться с приборами, которые позволяют увидеть клетку (слайд 3).

Тема урока: Живые клетки (слайд 4)

Выдвигает проблему, сообщает тему урока

Записывают тему себе в тетрадь

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя

4. Изучение нового материала (5мин)

Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением растительной клетки.

Любая растительная клетка покрыта снаружи оболочкой (слайд 5). Оболочка обособляет клетку от окружающей средой. В ней есть отверстия – поры (слайд 6). Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.

Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма (слайд 7). Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

В цитоплазме располагается ядро и другие компоненты клетки – органоиды (слайд 8). Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни (слайд 9).

 Учитель показывает строение клетки, используя презентацию,

Указывает на доску

Работа с учебниками стр 110, изучение рисунка . Строение клетки

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

5. физкультминутка (1 мин)

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении

Устная оценка учителя

6. Изучение нового материала

(13 мин)

Клетки нельзя изучить глазами, потому что они очень мелкие, ученые используют специальный прибор – микроскоп, (слайд 10,11)который позволяет заглянуть в удивительный мир клетки. Сегодня мы с вами познакомимся с этим прибором (слайд 12,13).

Демонстрация микроскопа.

Называет части микроскопа

Раздает инструкции, как работать с микроскопом

Учащиеся рассматривают прибор, изучают инструкции, зарисовывают микроскоп в лабораторные тетради и подписывают его части.

Находят изображение одноклеточных и многоклеточных организмов, зарисовывают увиденное в тетрадь

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Устная оценка учителя

7. Закрепление изученного материала (5 мин)

Когда и кем были открыты клетки?

Почему клетки называют кирпичиками организма?

Назовите главные части клетки.

Учитель задает вопросы

Устные ответы учащихся

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Устная оценка учителя

8. Рефлексия (1-2 мин)

Молодцы ребята! Вы хорошо работали на уроке. Все ли вам понятно из новой темы?

Отлично.

На уроке вы хорошо потрудились!

Теперь перейдем к оценкам за урок.

Учитель задает вопросы

Учащиеся отвечают.

Устная оценка

Выставление оценок в журнал.

9. Домашнее задание (1 мин)

Стр 110-112 читать

стр. 112 Задания № 1-6 (слайд 14).

Спасибо за урок. Урок окончен.

Записывают задание себе в дневник

 
Ванина Ольга Константиновна                                                                                                                                                                                



Предварительный просмотр:

Инструкция для учащихся 

  1. Поставьте микроскоп (штативом к себе) посередине парты ( 5-10 см от края стола).
  2. Зрительную трубу опустите вниз на расстоянии 1-2 мм от предметного столика.
  3. Направьте свет на предметный столик при помощи зеркальца, глядя в окуляр. Добейтесь яркого света.
  4. Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.
  5. В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой.
  6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.
  7. Рассмотрение под микроскопом микропрепаратов.



Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2014»

Самоанализ урока Биологии

  1. Урок  биологии  был проведён в 5а классе 21.01.2014г.

Краткая характеристика класса: Класс по уровню обученности и обучаемости среднедифференцирован. На уроках дети  «выключаются» и не выполняют задания. Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы. Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти, внимания не остаются незамеченными, и я пыталась оказать каждому из таких детей индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами – объясняют заново учебный материал и дают дополнительные упражнения; чаще, чем в работе с нормально развивающимися детьми, используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме; разными путями организуют внимание таких детей и привлекают их к коллективной работе класса.

Все эти меры на отдельных этапах обучения, безусловно, приводят к положительным результатам, позволяют достигнуть временных успехов, что дает возможность учителю считать ученика не умственно отсталым, а лишь отстающим в развитии, медленно усваивающим учебный материал.

  1. Характеристика учебного материала: урок соответствует программе по биологии. Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Живые клетки. Разнообразие клеток», часть 4  «Жизнь на земле», урок второй по плану в этой части.

Научность  материала  соответствует  возрасту  учащихся,  материал  средней  сложности, является новым для учащихся, но переплетается и опирается на ранее изученный материал, содержит новые понятия и факты. Новый материал представлен большим количеством иллюстраций.

  1. Целью данного урока является: Сформировать знания об истории открытия клеток, о роли увеличительных приборов в изучении клеточного строения, а так же главных частях клетки.

Были определены задачи педагога: способствовать развитию у учащихся умений прогнозировать, выражать мысли в словесной форме; вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

  1. По типу урока - это комбинированный урок.

Использованные методы: словесные (рассказ сопровождался демонстрацией презентации, фронтальный опрос учеников), наглядные (демонстрация слайдов). Выбранные методы соответствуют теме, целям урока, возможностям класса, материальной базе школы.

  1. Урок составлен с учетом индивидуальных особенностей учащихся  и особенностей класса (гуманитарная направленность – много красочных иллюстраций, картинок, схем).

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование: микроскоп, проектор для демонстрации презентации.

Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения двигательные  физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

  1. Структура урока

Соответствие урока требованиям :

1.     Ориентация на новые образовательные результаты

2.    Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

  • работать с микроскопом

ученик получит возможность научиться:

  • применять знания на практике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные: ученик

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
  • понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные     ученик

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • умение организовывать выполнение заданий учителя       ;
  • Развивает  навыки самооценки и самоанализа.

познавательные    ученик

  • овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное  ;
  • Приобретает  элементарные навыки работы с приборами;

коммуникативные   ученик

  • закрепляет умение работать в группах;
  • обменивается информацией с одноклассниками.

Содержание урока:

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Этап

Результат

Форма достижения

1. Организационный этап

ЦельСоздание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

самостоятельная работа

2.Актуализация знаний

ЦельПовторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Разноуровневые  задания

3. Постановка учебной задачи

ЦельМотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Формулировка учебной задачи как темы   урока

работа в тетрадях

4. Открытие «нового» знания

Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

Сформулировано понятие о клетке и её открытии .

чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание

Инструктаж

5.Первичное закрепление нового способа действия

Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.

Выполненное задание.

Взаимопроверка и проверка учителя

7.Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.

Индивидуальная работа

7. Формирование познавательной деятельности учащихся.

1) Формирование познавательных умений: активизация познавательных интересов учащихся, присутствовало стимулирование произвольного внимания - создание проблемной ситуации. Кроме того здесь была и работа над развитием мышления. Учитель при помощи наводящих вопросов с использованием ранее полученных знаний у учащихся находил выход из проблемной ситуации.

2) Деятельность учащихся на уроке: Отношение большинства учащихся к уроку нейтральное, на это оказывает влияние не только недостаточная заинтересованность материалом, но и возраст учащихся. Поэтому активен не весь класс, в основном выделяются 5-6 учеников, особенно активно работающие при объяснении нового материала.

Речь некоторых учащихся при ответах достаточно сформулирована, у большинства же учеников речь, путанная и сбивчивая, не достаточно четко сформулирована.

На уроке была хорошая дисциплина. Общее отношение учащихся к уроку положительное.

8. Анализ контрольно – оценочной деятельности на уроке.

  1. Был осуществлен контроль знаний ранее изученного материала, по итогам которого были выставлены оценки.
  2. Во время урока ребятам задавались вопросы по ходу изучения нового материала.
  3. Оценки выставлялись в соответствии с поставленными перед учениками задачами. Выставление оценки сопутствовал комментарий учителя.

9. Коммуникативный анализ урока.

  1. Учитель обращается к ученикам по имени
  2. Доброжелательное отношение учителя выражается в его улыбки, одобряющих словах (молодец).
  3. Недовольство поведением учащихся выражается в  репликах преподавателя и повышении голоса (шумно в классе)
  4. Активность учащихся учитель поощряет с помощью комплемента (какой ты сообразительный)
  5. Учитель ведет диалог с классом стоя и жестикулируя.
  6. Характер визуального общения (учитель смотрит только в класс и старается установить визуальный контакт с классом и отдельными учениками)
  7. Стиль общения: демократический.

Тон  общения: одобряющий и частично ироничный.

  1. Учитель владеет коммуникативной техникой.

10. Общие выводы по уроку.

  1. Анализ деятельности: знание фактического материала учителем, речь учителя отличается грамотностью, эмоциональностью и лексическим богатством. В деятельности учителя прослеживалась уверенность и организованность.
  2. Целостность и сложность урока: этапы урока следовали один за другим согласно его структуре. Урок средней сложности.
  3. Развивающий и воспитывающий эффект урока высокий.
  4. Цели урока были реализованы полностью.
  5. При проведении данного урока я продолжила овладением методами и приемами обучения биологии, передала имеющиеся мои знания ученикам.
  6. Оценка урока: я считаю, что за проведенный урок могу поставить себе оценку – 5
  7. Рекомендации к проведению последующих уроков: проявлять побольше строгости и уверенности  в себе, а также необходимо привлечение к работе всего класса.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на практике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами (лупа, пинцет, препаровальная игла и т.д.), что в последующем облегчает работу в последующих классах.

В целом, урок проведен по задуманному мною плану. Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.

Ванина Ольга Константиновна                                                                                                                                    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давно пытливый ум мечтал Внутрь всех вещей взглянуть. Путь в мир незримый указал Великий Левенгук

Слайд 2

РОБЕРТ ГУК

Слайд 3

Клетка – обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма.

Слайд 4

Тема урока: Живые клетки

Слайд 5

ОБОЛОЧКА

Слайд 6

поры

Слайд 7

ЦИТОПЛАЗМА

Слайд 8

ЯДРО

Слайд 9

ОБОЛОЧКА ЯДРО ЦИТОПЛАЗМА

Слайд 10

Увеличительные приборы ЛУПА

Слайд 11

УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ СВЕТОВОЙ МИКРОСКОП

Слайд 12

ЦЕЛЬ: Изучить строение микроскопа и правила работы с ним.

Слайд 13

УСТРОЙСТВО СВЕТОВОГО МИКРОСКОПА

Слайд 14

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Стр 110-112 читать Стр 112 ЗАДАНИЯ № 1-6.

Слайд 15

http://lasertex.ru/index.php?chapter=products_view&pID=561 http://www.laboratorium.dp.ua/__img/top-logo.jpg http://museion.ru/material/index_vved.html http://www.kalitva.ru/2008/12/04/ http://www.labbox.ru/webasyst_setup/index.php?categoryID=613 Учебник Природоведение. 5 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011. — 174,[2]с. : ил. Ванина Ольга Константиновна Учитель биологии ГОУ ТО «ТС (к) О школа-интернат VII вида »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Вычитание". 6 класс. (по ФГОС).

Урок по математике в 6 классе (по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова). Составлен в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....

Обобщающий урок по теме "Строение клетки" 10 класс

Урок - соревнование. Этапы урока....

Презентация к уроку на тему "Деление клетки.Митоз и мейоз" 9 класс

Почему у нас растут ногти и волосы,а у ящерицы отрастает новый хвост?...

Конспект открытого урока на тему: "Деление клетки", 6 класс

Конспект открытого урока на тему "Деление клетки" в 6 классе по умк Сонин Н.И. "Биология. Живой организм"...

Урок-исследование по теме "Живые клетки"

Сценарий урока-исследования по теме "Живые клетки", биология 5 класс по учебнику Н. И. Сонин, А. А. Плешаков....