Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Авдошина Валентина Юрьевна

Конспект урока по теме ""Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_tverdykh_tel_zhidkostey_i_gazov.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по природоведению в 5 классе    

 

Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

          Главная дидактическая цель урока: Определение свойств твердых тел, жидкостей и газов.

Цели по содержанию:

Образовательные: Дать представление о свойствах твердых тел, жидкостей и газов; сформировать первоначальное понятие физических свойствах тел; дать определение терминам – деформация, упругость, пластичность.

Развивающие: Развитие познавательного интереса школьников, логического мышления, умения увязывать теоретический материал с практическим применением

Воспитательные: Формировать положительное отношение к учению, показать роль знаний для практического их применения в жизни.

 Проблема урока: Выявить отличия твердых, газообразных и жидких веществ.

Интеграционные связи: межпредметные ( природоведение - физика )

Средства обучения: учебник «Природоведение. 5 класс.» под ред. М. Пакулова, Н.В. Иванова §7.

Оборудование: стакан, коническая и плоскодонная колбы, мерный стаканчик, воздушный шар, разнообразные твердые предмет, вода, алюминиевая ложка, , резинка, пластилин.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока

Этап

урока

Цели

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

1.Организационный

Проверить д/з

Фронтальный опрос,  индивидуальная работа, взаимопроверка

-Здравствуйте ребята, садитесь.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должно быть: Карточки, лотки с предметами для опытов и буклеты в которых вы будете сегодня работать и линейки.  

 Давайте вспомним, что мы начали изучать на прошлом уроке.

- Что такое тело?

- Что такое вещество? Приведите примеры тела и вещества, из которого это тело состоит.

- В каких трех агрегатных состояниях могут быть вещества?

- Назовите вещество, которое на нашей планете встречается сразу в трех агрегатных состояниях?

- Могут ли вещества изменять свое агрегатное состояние? От чего это зависит?

- На партах есть карточка №1  выполните работу в ней самостоятельно.

-А теперь поменяйтесь работами  друг с другом и проверьте их.  -   На слайде ответы (слайд 1)

- Поставьте оценки.  (слайд 2)

– Поднимите руки, кто поставил оценку 5 , кто 4 , а кто 3, 2?

Поднимают руки и отвечают на вопросы

При нагревании или охлаждении вещества обладают свойством менять своё состояние.

 II

2. Актуали-зация знаний

Вспом-нить пройден-ный материал необхо-димый для изучения нового

Фронтальная беседа

- Молодцы, ну, а теперь ответьте на вопрос: Чем обладают все вещества?

  1. Что такое свойства?

Демонстрирую гвоздь и стакан.

Опишите свойства представленных предметов?

-Как используются предметы, изготовленные именно из этих веществ?

 Каждое вещество обладает  свойствами.

Свойство – это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга

Описывают предметы по свойствам и делают выводы о применении свойств для изготовления тех или иных предметов.

3. Постано-вка проблемы

Формули-ровка темы урока и цели урока

Фрон-тальная

Почему человеку необходимо изучать свойства веществ?

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей, газов.  (слайд 3)

Для того, чтобы знать как правильно использовать предметы, изготовленные из определенного вещества.

О свойствах веществ.

Записывают тему урока на лист.

4. Откры-тие нового

знания

Изучить новый материал

Фрон-тальная беседа, индиви-дуальная

Вопрос: как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы обладают одинаковыми свойствами или разными.

 Каждый день вы встречаетесь с различными веществами в разных агрегатных состояниях, давайте попробуем, используя ваш опыт и знания, вместе дать характеристику свойствам твердых тел, жидкостей и газов, используя понятия «объем» и «форма» для характеристики агрегатного состояния веществ. 

Работаем в парах.

У вас на парте есть карточка № 2. Где есть описание опытов.

Начнём с первого опыта.

Опыт 1. Свойства твёрдых тел.

1.Возьми кубик, попробуй  изменить её форму и объём.

2.Сделай  вывод: какими свойствами обладают твёрдые тела?

3.Запиши результаты своих исследований в таблицу.

Опыт  2. Свойства жидкостей.

1.Зафиксируй количество воды в мерном стакане, перелей воду в колбу, затем – обратно в стакан.

2.Изменился ли объём воды?

3.Изменялась ли форма жидкости?

4.Сделайте  вывод: какими свойствами обладают жидкости?

5.Запишите результаты своих исследований в таблицу.

ФИЗМИНУТКА

Опыт 3. Свойства газов.

1.Надуй  воздушный шарик. Какую форму принимает шарик?

2.Выпусти воздух из шарика. Куда делся воздух?

3.Изменился ли объём воздуха?

4.Изменялась ли форма воздуха?

5.Сделайте  вывод: какими свойствами обладают газы?

6.Запишите результаты своих исследований в таблицу.  

Опыт 4. Деформация.

1.На  резиновую ленту нанесены  полоски через 1 см.

2.Растяните ленту и измерьте промежутки между полосками.  Что произошло?

3.Возьмите металлическую полоску и поверните её концы в разные стороны. Что произошло? Изменилась ли форма полоски?

  Изменение формы, размеров и объёма тела называется - деформация

Опыт 5. Упругость.

Растяните резиновую ленту, а потом отпустите. Что произошло?  

 свойство тела изменять форму и объём под действием других тел и восстанавливать их после прекращения действия –упругость.  

Где применяется свойство упругости?  

Опыт 6. Пластичность.

1.Из кусочков пластилина слепите шарик, затем из шарика – кубик. Изменилась ли форма пластилина?

2. Положите фигурку на стол. Возвратилась ли первоначальная форма пластилина?

Свойство тел менять форму под действием других тел и сохранять её после прекращения действия – пластичность.

Где применяется свойство пластичности материалов?  

Отвечают на вопросы.

Разными свойствами.

Твёрдые тела способны сохранять неизменными форму и объём.

Жидкости способны сохранять объём, но не способны сохранять форму.

Газы не сохраняют форму и занимают весь объём, который им предоставлен.

Расстояние между полосками увеличилось, так как под действием силы изменилась длина и объём ленты.

Деформация – изменение формы, размеров и объёма тела.

Под действием силы изменилась форма и объём ленты, а после прекращения действия силы лента приняла первоначальный вид.

Пружина в технике.

Керамика – изделия из глины, лепка из пластилина, изготовление свечек их воска или парафина.

III.

Закрепле-ние

Закрепить полученные знания

Индиви-дуальная

Оцените свою работу на уроке по критериям указанным в буклете.

-Поднимите руки у кого все плюсы. Замечательно!

Кроссворд «Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов».

4

5

 

п

ж

л

и

6

г

а

з

1

т

в

ё

р

д

ы

е

с

к

2

д

е

ф

о

р

м

а

ц

и

я

с

ч

3

у

п

р

у

г

о

с

т

ь

н

ь

о

с

т

ь

1. Тела, способные сохранять неизменную форму и объём.

2. Любое изменение формы, размеров и объёма тела.

3. Свойство тела изменять форму и объём под действием других тел и восстанавливаться после прекращения их действий.

4. Свойство тел менять форму под действием других тел и сохранять её (в изменённом виде) после окончания действия.

5. Вещество, способное сохранять объём, но не способное сохранять форму.

6. Вещество, не способное сохранять объём  и  форму.

Работают самостоятельно.

1.Твёрдые

2.Деформация

3.Упругость

4.Пластичность

5.Жидкость

6.Газ

IV.

Домашнее задание

Запишите домашнее задание.  У кого все + выполняет д.з. под №1 Для тех ребят у кого остались вопросы, выполите задание 2

I.     1.Читать конспект, учить термины.

        2.Решить кроссворд.

II.  Читать п. 7, ответить на вопросы в конце

параграфа, учить термины.

Запись в дневниках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

 Электронное учебно – методическое пособие по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов » для учителей физики и учащихся 7 класса;

Электронное учебно-методическое пособие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов".  Большое количество иллюстраций помогут учителю активизировать внимание учащихся, сделать урок более наг...

Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"

Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"...

7 класс урок решения задач по теме « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Цель урока: повторить правила нахождения давления твёрдых тел, жидкостей , подготовить учеников к рассмотрению давления газов; продолжить формирование ощеучебных навыков отбора материала по заданным п...

Урок по физике в 7 классе "Итоговое занятие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"

Урок повторения и обобщения по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"...

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста  по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов

Цель: Закрепить знания учащихся о телах и веществах. Познакомить учащихся со свойствами твёрдых веществ, жидкостей и газов....

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

Конспект урока по теме ""Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"...