Конспект урока по природоведению на тему "Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Карасёва Ирина Дмитриевна

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.

Разнообразие организмов

Цели:

обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых тел природы; ознакомить учащихся с основными свойствами живых организмов; дать представление о росте и развитии живых организмов; сформировать понятие «клетка», знания об основных частях клетки;

развивающие: развивать умения и навыки наблюдения за объектами природы, сравнивать их, обобщать материал, выбирать главное, делать выводы, развивать стремление к исследованию окружающего мира, формировать научное мировоззрение, творческое мышление учащихся, продолжить формировать умение работать с различными источниками знаний;

воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие природы, ответственность за сохранение жизни на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizm_i_ego_svoystva.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.

Разнообразие организмов

Цели:

обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых тел природы; ознакомить учащихся с основными свойствами живых организмов; дать представление о росте и развитии живых организмов; сформировать понятие «клетка», знания об основных частях клетки;

развивающие: развивать умения и навыки наблюдения за объектами природы, сравнивать их, обобщать материал, выбирать главное, делать выводы, развивать стремление к исследованию окружающего мира, формировать научное мировоззрение, творческое мышление учащихся, продолжить формировать умение работать с различными источниками знаний;

воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие природы, ответственность за сохранение жизни на Земле.

 

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент

 

  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности

 

Ребята, я хочу начать с двух явлений, происходящих в природе (слайд 1)

 

             Солнце поднимается над Землей ...

 

             В проталинах появляются первые цветы ...

 

Прием «Проблемный вопрос»

 

  • Что различает эти явления и что их связывает?

(Ученики дают ответы)

 

Итак, всем нам известно, что природа делится на две группы: живую и неживую природу. (слайд 1, второй щелчок)

  • Как отличить живой организм от неживого?

  1. Постановка темы урока

Именно о живых организмах мы и поговорим сегодня на уроке. (Слайд 2)

Запишите тему урока: «Организм и его свойства. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов».

  1. Изучение нового материала

 

Организмом можно назвать любой целостный живой объект. На первый взгляд кажется, будто очень легко определить, что перед вами. Оглянитесь вокруг, сколько разных тел и организмов нас окружает - перечислять можно очень долго, но значительно сложнее ответить на вопрос, можно ли считать живыми, например, вирусы, микробы.

Организмы отличаются размерами тела, формой, окраской, поведением и другими признаками.

 Ученые выделяют такие особенности живых организмов, которые позволяют провести границу между живой и неживой природой. Свойства живых организмов - это признаки, по которым организмы отличаются между собой и от неживых объектов.

(Слайд 3)

Организмы - тела живой природы, которые питаются, дышат, растут, размножаются и двигаются, отвечают на воздействие внешней среды.

Рассмотрим некоторые свойства живых организмов. (Слайд 4)

 Любой организм изменяется в течение своей жизни. Маленький зародыш постепенно увеличивает свои размеры, меняет строение. То есть растет и развивается.

Рост и развитие – процессы жизнедеятельности, в ходе которых увеличиваются размеры организма и меняется его строение

Всем живым организмам нужна пища. Она является источником питательных веществ, которые необходимы для их развития, роста и жизнедеятельности. Значительная часть питательных веществ, поступающих в организм, используется для получения энергии. Энергия из питательных веществ высвобождается во время дыхания. В процессе дыхания с участием кислорода питательные вещества разлагаются, при этом выделяются  энергия и углекислый газ. Энергия идет на нужды организма, а углекислый газ удаляется в окружающую среду. Так происходит обмен веществ, составляющими которого являются дыхание, питание и выделение. Обмен веществ происходит только у живых организмов. Это характерная особенность живого.

Питание - это обеспечение организмов питательными веществами.

Благодаря  питанию и дыханию происходит обмен веществ в организме и выведение из организма излишней влаги и отходов.

Живые организмы способны к размножению.

Размножение - воспроизведение себе подобных, при этом у потомков сохраняются признаки родителей.

Сколько бы не существовал организм, со временем он погибает. Само размножение обеспечивает непрерывность жизни.

В течение жизни организм потребляет питательные вещества не только для роста и развития. Энергия идет и для движения. Подвижность позволяет организмам добывать пищу, размножаться.

Большинство организмов существует в постоянно меняющихся условиях: то жарко, то холодно, то влажно, то сухо и др. Поэтому при различных условиях процессы в организме происходит по-разному ради его сохранения. Способность организма реагировать на изменения окружающей среды называют раздражительностью.

 

Растительные организмы

 

Как вам уже известно из начальной школы, растения сами для себя создают органические вещества. Происходит этот процесс в зеленом листе с участием солнечного света. Только зеленые растения из воды, которую впитывает корень, и углекислого газа, поступающего из воздуха, образуют органическое вещество глюкозу и выделяют кислород, необходимый для дыхания живых существ. В дальнейшем из органического вещества глюкозы и неорганических веществ, поступающих из почвы, образуются другие органические вещества. Из них растение строит свое тело. (Слайд 5)

Фотосинтез – процесс превращения углекислого газа и воды в зелёных листьях в углеводы и кислород под действием солнечного света. Образующиеся углеводы используются растением в качестве пищи, а кислород – для дыхания.

 Растения растут из ростка или семени и развиваются в течение жизни, увеличиваются в размерах. Растения для дыхания используют кислород воздуха, который поступает через специальные отверстия в листьях - устьица. Растения приспосабливаются к условиям окружающей среды. Например, кактусы накапливают воду, эвкалипты разворачивают  листья ребром к солнцу.

Животные организмы

 (Слайд 6) 

Очень многие животные питаются растительной пищей. их называют травоядными. Это известные вам домашние животные - коровы, овцы, лошади, козы, кролики. Из диких животных - лоси, олени, косули, зайцы. Зубы у растительноядных животных приспособлены к обрыванию и перетирания плотных стеблей растений.

Растительная пища малопитательна, поэтому животным приходится потреблять ее ежедневно в большом количестве. Переваривать растительную пищу им помогают одноклеточные организмы - бактерии, обитающие в желудке или кишечнике. Растительноядные животные часто становятся добычей хищников, которых еще называют плотоядными. Это известные вам волк, лиса, лев и другие.

Некоторые животные являются всеядными, то есть могут питаться и растительной, и животной пищей: это свиньи, медведи, ежи, синицы, белки. Всеядное и человек. Как и организм человека, животный организм нуждается в витаминах. Недаром название этих веществ происходит от слова «вита», что означает жизнь.

Основным источником многих витаминов является растительная пища. Как видите, питание растений, травоядных животных и хищников отличается между собой. Но в любом случае важную роль играют органические вещества, созданные растением с участием солнечного света. Можно с уверенностью сказать, что и растительноядные, и плотоядные животные потребляют продукты фотосинтеза. (Слайд 7)

Растения питаются органическими веществами, которые сами для себя производят, потому их называют автотрофами.

Все остальные живые организмы питаются готовыми органическими веществами, употребляя растительную или животную пищу, потому называются гетеротрофами.

(Слайд 8)

Миксотрофы – организмы, которые и сами для себя производят питание, и являются хищниками.

  • Перемещаются ли растения?
  • Каких животных называют санитарами леса? 
  • Чем питаются насекомые?

(Слайд 9) 

Насекомые - существа всеядные, питаются абсолютно всем, что попадается на их пути, основной рацион большинства насекомых - это растения, но они едят и перья, и шерсть.

Насекомые - это санитары природы, они откладывают яйца на трупах животных, и личинки быстро их уничтожают, также насекомые уничтожают умершие травы и деревья.

 

Клеточное строение организма

(Слайд 10)

В течение многих веков ученые пытались выяснить, из чего состоят человек, животные, растения. В чем суть той загадочной материи, которая живет?
Мир клеток невидим невооруженным глазом. Он оставался полностью неизвестным до середины XVII в., пока люди не научились шлифовать линзы и использовать их для расширения возможностей зрения.

Одним из первых создателей микроскопа был англичанин Роберт Гук - физик, биолог, инженер, архитектор, один из виднейших представителей своего времени. Микроскоп даёт человеку возможность заглянуть в святая святых жизни. Тех, кто выбрал в науке путь изобретателей микроскопа, ждали неожиданности и открытия.
Первым человеком, который увидел клетки, был именно Роберт Гук. Его первым примитивным микроскопом была трубка с линзами.


Микроскоп - «микрос» малый, «скопео» рассматриваю.


В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Роберт Гук начал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью устройства. Гук обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, которые он назвал клетками.  

В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды «животных» - живые организмы, двигались (амебы, бактерии).
В 1675 году итальянский врач Марчелло Мальпиґи, а в 1682 году - английский ботаник Неемия Грю подтвердили клеточное строение растений.

В 1802-1808 pp. французский ученый Шарль Франсуа Мирбель установил, что все растения состоят из тканей, образованных клетками.

В середине XIX в. клеточная теория стала общепризнанной и послужила основой для науки о клетке - цитологии.

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

                     Нам хорошие отметки!   (Слайд 11)

Клетки – наименьшие частички живых организмов, из которых построены их тела.

 

Клетка - элементарная живая система, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития организма.

Строение клетки

 Клетка живого организма состоит из  ядра, клеточной стенки, мембраны и цитоплазмы.

Ядро - главная часть клетки, содержащая наследственный материал.

Клеточная стенка - жесткая наружная часть оболочки клетки, выполняющая защитные функции.

Мембрана - тонкая внутренняя часть оболочки клетки.

Цитоплазма - внутренняя полужидкая среда клетки.

Более подробно о строении клетки вы узнаете на уроках биологии.

(Слайд 12)

Некоторые организмы, например бактерии или амебы, состоят всего только из одной клетки, другие - из миллиардов клеток. Однако, хотя различные организмы очень сильно отличаются друг от друга и по размерам, и по образу жизни, между их клетками много общего: все клетки состоят из химических веществ одного и того же типа и эти вещества в клетках одинаково превращаются. В многоклеточных организмов клетки отличаются по особенностям строения и выполняемым функциям.

Итак, многоклеточный организм функционирует как целостная система, а клетки являются его элементарными структурными составляющими.

Клетка выполняет все функции, присущие организму: обмен веществ, раздражимость, движение, развитие, образование новых клеток.  (Слайд 13)

 

Орган - это часть организма, которая имеет определенное строение и назначение, и формируется из тканей, а ткани состоят из клеток.

 

Цитология (от греч. ЦИТО - клетка) - наука о клетке

 

Современная цитология изучает строение клеток, исследует функции отдельных клеточных компонентов, процессы воспроизведения клеток, приспособление к условиям среды и другие процессы. Цитология тесно связана с научными достижениями современных наук: биохимии, биофизики, молекулярной биологии и генетики.

 

  1. Первичное закрепление знаний  (Слайд 14)

 

Прием «Дополни предложение»

 

  • Тело одноклеточного организма создано ... ( одной клеткой). 
  • Существуют организмы, тело которых образовано лишь из одной клетки, поэтому их еще называют ... (микроорганизмами).
  • Из тканей формируются ... (органы).
  • Живые существа состоят из значительного количества ... (клеток).
  • Познание клеточного строения организмов произошло благодаря созданию ... (микроскопа).

Назвать представителей различных групп организмов

  • Растения ( берёза, ромашка, вишня…)
  • Грибы (подберёзовик, маслята…)
  • Насекомые ( жуки, пауки, пчёлы…)
  • Рыбы ( дети называют рыб обитающих в местных водоёмах.)
  • Земноводные (лягушки, жабы…)
  • Пресмыкающиеся (змея, черепаха…)
  • Млекопитающие (собака, медведь, лиса,

  1. Подведение итогов урока   (Слайд 15)

 

Итак, существует несколько уровней организации живой материи и основой основ их всех (за исключением вирусов) является клетка - как единица живого, наименьшая структура, выполняющая функции, которые и определяют состояние под названием жизнь.

Все организмы состоят из клеток; клетки образуются и растут по одинаковым законам.

Новые клетки образуются только путем деления других клеток. Каждая клетка в определенных границах есть индивид, самостоятельное целое.

Все ткани состоят из клеток.

Клетки могут быть самостоятельными организмами.

Рост и развитие многоклеточного организма - следствие роста и размножения одной или нескольких клеток.  (Слайд 16)

 

  1. Домашнее задание:  Ярошенко §§ 38, 39 (читать),  стр. 162, 167 (ответить на

                                           вопросы 1-4 устно), конспект (учить)

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

урок по биологии в 6 классе на тему Клеточное строение листа

конспект уроко по клеточному строению листа, и план самообразования...

Конспект урока-экскурсии биологии в 11 классе по теме «Влияние загрязнений на живые организмы»

Конспект урока-экскурсии биологиив 11 классепо теме  «Влияние загрязнений на живые организмы»...

Конспект урока-экскурсии биологии в 11 классе по теме «Влияние загрязнений на живые организмы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСАМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ РАЙОН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛА...

Презентация по природоведению к уроку по теме "Организм и его свойства. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов" (приложение к конспекту урока)

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...