АОП по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 3 класса с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по природоведению на тему

Кузнецова Алла Валерьевна

Программа обучения  предмету "Мир  природы  и  человека" учащихся  3  класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Петрова».        

                                                                        Согласовано:               Утверждаю:

Рассмотрено на заседании                         Зам. директора по УВР        директор школы

ШМО начальных классов                    _____________Е.А.Иванова               ___________________Н.И. Христюк.

№________от_______________        

Руководитель ШМО                     «___» ________________2018 г.        «___» ________________2018 г

______________ О.И.Егорова

                                                     

Рабочая программа по предмету  «Мир  природы  и  человека» по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

обучающихся с лёгкой умственной отсталостью  для 3 класса

                                                                                                     Учитель: Кузнецова Алла Валерьевна

                                                       2018-2019 учебный год

I.Пояснительная записка

          

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека, создавая фундамент для значительной части предметов старшей школы: биологии, географии, истории.

Данная рабочая адаптированная образовательная  программа по предмету «Мир  природы   и  человека» (далее – программа) составлена  на основе адаптированной основной  образовательной программы начального общего образования   МБОУ «Партизанская  средняя  общеобразовательная  школа  им. П.П. Петрова»  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся   2-ых,3-их, 4- ых классов с легкой степенью умственной отсталости

 Обучающиеся с умеренной степенью умственной отсталости обучаются по индивидуальным программам. Программа  рассчитана на 2 года  обучения в соответствии с количеством учебных часов, отведённым учебным планом школы,  для детей с легкой  степенью умственной отсталости. Программа составлена  на 2018 -2019 учебный год.

Предмет «Мир  природы  и человека» изучается в соответствии с обязательной частью учебного плана МБОУ «Партизанская  средняя  общеобразовательная  школа  им. П.П. Петрова» в рамках предметной области  «Естествознание »  в объёме:   в 3 – 4 классах по 2 часа в  неделю, 68 часов в год.  Общий объём учебного времени составляет 136  часов.

Цель  данной программы -  формирование элементарных представлений и понятий об окружающей действительности.

Основными  задачами обучения  являются:

-  обогащать  словарный запас;

- активизировать словарный запас;

- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать предметы и явления;

- устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

- прививать познавательный интерес к окружающему миру.

С 3 по 4 класс  лексические темы повторяются и постепенно  расширяются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Характерной особенностью предмета является выполнение практических действий с предметами.  Широко используется такая форма урока, как экскурсия. Экскурсия по школе, школьному двору, к цветочной клумбе, в парк. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственные восприятия.

Формами организации деятельности при ознакомлении с окружающим миром являются дидактические игры, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения В процессе познания окружающей  действительности   на уроке  предлагаю  разыгрывание  диалога с животными, растениями.

Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, предметных и сюжетных картин.  В ходе развития устной речи обогащается и уточняется словарь. Учащийся учится называть предметы, характеризовать их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху; учится сравнивать предметы, находить сходные и отличительные признаки; делать простейшие обобщения предметов; классифицировать предметы вначале по образцу и показу, потом по словесной инструкции; учится участвовать в беседе. При формировании ответов на вопросы, у учащегося закрепляется умение правильно строить предложения.

Оптимальным  условием для работы  в полную силу является   реализация   дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Для этого на уроках формирую небольшие группы учащихся, равные по силам, которые  выполняют  разные задания. Сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, по вариантам и др.) с учётом уровня подготовки и развития учащихся, а также  сочетание коллективной и самостоятельной  работы в этих группах.

На уроках на данном предмете у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, некоторые представления о мире, который находится вне поля чувственного опыта.

Образовательные,  воспитательные и коррекционно-развивающие  задачи обучения окружающему миру решаются комплексно.                                                                                                                                                                                                  Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

На уроках по окружающему миру  преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Этот предмет вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в стандартах второго поколения представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Дети учатся рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать свои суждения. Предмет «Окружающий мир(человек, природа ,общество)»» тесно связан с их жизненным опытом и  другими учебными предметами, такими, как  литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство. Это даёт  возможность  добиваться осознанности учащимися с умственной отсталостью изучаемого программного материала, вести их к  обобщениям, формируя доступные понятия, осуществлять перенос знаний  в новые или нестандартные ситуации.   С этой целью  школьникам предлагаются  задания, требующие самостоятельного поиска, умозаключений, а также задания практического характера (несложное моделирование, наблюдения, дидактические игры, ИКТ, экскурсии и т. д.).

Эффективно решать поставленные задачи позволяет использование современных педагогических технологий  и методов обучения:  технология уровневой дифференциации, информационно-коммуникативные,  игровые, здоровьесберегающие технологии.

Использование технологии уровневой дифференциации позволяет  добиваться успешного освоения каждым из учащихся  программного материала. (задания по карточкам).     Реализация игровых технологий позволяет  обеспечивать мотивацию познавательной деятельности учащихся, сделать  процесс  познания более продуктивным. Игровые моменты используются на различных этапах урока.  Информационно-коммуникативные технологии позволяют  обеспечивать мотивацию познавательной деятельности, включать  ребят в продуктивный учебный процесс. Данная технология  используется на этапе объяснения нового материала.  Реализация технологий здоровьесбережения позволяет  обеспечивать наиболее комфортные условия каждому ребенку и свести к минимуму негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.                                                                                                                                        Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы, наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.                                                                                                                                                                                                               Контроль за знаниями и умениями учащихся осуществляется в соответствии с требованиями проведения самостоятельных работ. Небольшие самостоятельные работы в виде творческих заданий проводить один или два раза в четверть.

НРК ведется интегрировано на уроках «Окружающий мир (человек, природа, общество)». Целью введения НРК является знакомство учащихся с физическими свойствами предметов и явлений, особенностями растительного и животного мира,  условиями жизни на территории Красноярского края. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: формировать осознание обучающимся элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»; воспитание нравственного  отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Особенностью ведения НРК является использование доступных детям  источников информации для получения сведений о родном крае. В течение года будут  проведение экскурсии в парк и по достопримечательностям родного города.

НРК реализуется интегрировано в  3, 4 классе по 68 часов.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.

Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.

Текущий контроль проходит в форме устного опроса, с фиксацией отметки в журнале, самостоятельных работ по окончанию изученной темы (10 – 15 мин.), выполнение различных упражнений позволяющих проверить уровень  освоения учащимися программы по предмету, формирование УУД. Промежуточный контроль проводится в форме проверочных работ по итогам четверти с фиксацией оценок в классном журнале. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме итоговых проверочных работ.

II.  Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения предметного содержания предлагаемого материала у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных  и личностных результатов.

2.1. Универсальные учебные действия.

Личностные учебные  результаты изучения  предмета являются следующие УД:

- осознает себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением

- осознает себя членом  семьи

- осознает себя одноклассником, другом

- способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем

- положительно относится к окружающей  деятельности

- имеет целостный, социально ориентированный взгляд на мир в едистве его природной и социальной частей;

-самостоятельно выполняет учебные задания, поручения, договоренности

-понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений о зтических нормах и правилах поведения в современном обществе

- безопасно и бережно ведет себя в природе и обществе.

Коммуникативные  УД:

вступает в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик – класс,учитель-класс);

- использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителями;

- обращается за помощью и  принимать помощь

- слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах  деятельности и быту

- сотрудничает со  взрослыми и сверстниками в разных  социальных ситуациях

- доброжелательно  относиться, сопереживает, конструктивно  взаимодействовать с  людьми

-договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации

Регулятивные УД:

- входит и выходит из учебного помещения со звонком

-ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения)

-передвигается по школе, находить свой класс, другие необходимые  помещения

-умеет пользоваться учебной мебелью

- адекватно использует ритуалы школьного  поведения (поднимает  руку, встает и выходит из-за парты и т. д.)

-работает с учебными принадлежностями (инструментами) и умеет организовывать свое рабочее место

- передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые помещения

-принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану

- активно участвует в деятельности, контролирует свои действия и действия одноклассников

-соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом   предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

- выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов

- делает простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

- пользуется знаками, символами, предметами-заместителями

-умеет читать, писать

-умеет наблюдать

-работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,   таблицу, предъявленные на бумажных  и электронных носителя.

2.2 Предметные результаты.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса:

Учащиеся должны уметь:

- называть и характеризировать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

-участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

-связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

-ухаживать за одеждой и обувью;

-поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

-соблюдать правила личной гигиены;

-соблюдать правила уличного движения.

Учащиеся должны знать:

-названия и свойства изученных предметов;

-выученные правила дорожного движения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса:

Учащиеся должны уметь:

-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

-активно участвовать в беседе;

-связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;

-выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

-соблюдать правила личной гигиены;

-соблюдать правила дорожного движения.

Учащиеся должны знать:

-названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

-правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улиц.

III. Содержание   учебного предмета.

3 класс.

Обогащение и уточнение словаря. Название предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.  Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей. Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.  Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе. Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Примерная тематика

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви). Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.

Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.

Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной, перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.

Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов.

  1. класс

1.Сезонные        изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в тёплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцез. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, самый короткий день, самая длинная ночь, замёрзли пруды, лёд на роке твёрдый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, и тут корм, люди заботятся о птицах. Трул людей. Название зимних месяцез. Признаки весны: солнце поднимается выше, гр-ет всё сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы, и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые дерев:,я, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы Название весенних месяцев.

2.Город,        село, деревня. Главная улица города, сел о Учреждения города, села, деревни (почта, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и другие).

3.Дорожное движение. Лравиля дорожтого движения: правильны* переход улицы (все случлч).

4.Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.

5.0рехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

6.Грибы        Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

7.Семена        цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и другие).

8.Полевые        растения. Рожь, кукуруза, овёс, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метёлка, початок), зёрна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

9.Квартира,        комната. Столовая, спальня, кухня и другие. Назначение.

10.Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.

11.Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

12.Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

1З.Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

14.Комнатные рас гении. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.

15.Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна - хвойные деревья.

16.Домашние        животные. Лошадь, корова, свинья и другие. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

17.Дикие        животные. Лось, олень. Внешний вид, пшца, посадки.

18.Домашние птицы. Гусь, индюк и другие. Внешний вид. пища, повадки. Польза, приносимая людям.

19.Дикие птицы. Гусь, лебедь и другие. Внешний вид. мес та обитания, пища.

21Птицы        перелетные и зимующие. Время отлёта и при л t га разных птиц.

22.Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

23.Рыбы, Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаю тся, чем и как питайся рыбы. Уход за рыбами в аквариуме

24.Охрана здоровья. Отдых труд дома. Р-жим спа. Режим питания

25. Повторение пройденного

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам .

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсии по главной улице города, магазины, парк или лес, к цветочной клумбе).

Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.

Материально-техническое обеспечение

1.Для  реализации цели и задач обучения основы религиозных культур и светской этики по данной программе используется следующий УМК:

1.Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования  КГБОУ «Уярская  школа-интернат» для обучающихся с нарушениями интеллекта.  

       2.  "Знакомство с окружающим миром. 3 кл. Уч. пособие для спец. (коррекц.) образоват. учрежд. VIII вида" Худенко, Терехова. ( М., 2004 год)

       3.  «Знакомство с окружающим миром» 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ образовательных учреждений VIII вида. Худенко Е.Д. ( М., 2004 год)

         4. Худенко Е.Д., Барышникова Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе специальных (коррекционных) школ 8 вида: пособие для учителя.- М.АРКТИ, 2004, 143 стр

        5.Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
       6.Клепинина З.А., Титова М.Ф. «Природоведение». Учебник для 3-4 классов. – Москва «Просвещение» 2006.
      7.Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.
      8.Сухаревская Е.Ю. “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.
9. Знакомство с окружающим миром. Е.Д. Худенко. И.А.Терехова. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: «АРКТИ», 2006 г
10. Е.Д. Худенко. Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе коррекционных образовательных учреждений VIII вида. РФ М: «АРКТИ». 2004г.
Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно» / Комплексная методика. СПб: Издательский дом «Литера», 2011г. - 208с.
11. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006. - 64 с.+вкл.8с.
12 Л. Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных 
классов. Москва «Просвещение», 2002г.
13. Загадки, пословицы о природе и погоде, О.Д.Ушакова , Санкт-Петербург « Литера», 2007
1000 загадок , Ярославль « Академия развития» , 2004 г
14.  ШевченкоС.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1990 год.
15.  Растения России: Начальная школа Сост. Н.Ю. Васильева М., ВАКО 2009 год (школьный словарик).
16. Животные России Начальная школа Сост. Т.Н. Ситникова М., ВАКО 2009 год (школьный словарик).
17.  Птицы России: Начальная школа Составитель Т.Н.Ситникова , М., ВАКО 2009 год (школьный словарик)
2. Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www.festival.1september.ru

3. Технические средства обучения:

1. Магнитофон

2. Видеопроектор.

3. Компьютер, ноутбук.

4. Коллекция презентаций по данным темам.

4 Раздаточный материал по темам.

1.Набор карточек:

-овощи

-фрукты

-дикие животные

-домашние животные

6.3.   Календарно – тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека». 3 класс

                               6.3.1. Учебно - тематическое  планирование по предмету «Мир природы и человека» 3  класс,  1 ч – в неделю, 34 ч. в год

№ п/п

Наименование разделов

Всего

Проверочные работы.

Виды деятельности

1

Растения.

5

Слушать учителя. Вступать в диалог. Составлять предложения заданному плану. Отвечать на вопросы. Отгадывать загадки. Наблюдать за изменениями в природе, описывать признаки, называть изменения, происходящие с растениями, животными. Анализировать изменения в природе по картинке. Описывать предмет по схеме.

Классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать.  

2

Времена года. Осень.

4

1

3

Неживая природа.

3

4

Времена года. Зима.

4

1

5

Животные.

5

6

Времена года. Весна.

4

1

7

Человек.

4

8

Времена года. Лето.

5

1

Итого:

34

4

                                                                     6.3.2. Календарно – тематическое планирование уроков

мир природы и человека              3 класс                 34 часа в год, 1 час в неделю

(предмет)                                       (класс)                    (кол-во часов в неделю, год)

Календарные сроки

№ п/п

п /п

в теме

Темы уроков

Виды деятельности  учащихся

                         Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

                УУД

5.

  1. Растения

1

1

Сравнение растений. Части растений.

Слушать учителя. Вступать в диалог. Составлять предложения заданному плану.  Отвечать на вопросы. Отгадывать загадки. Называть отличительные особенности овощей, фруктов. Различать ядовитые и съедобные грибы. Классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать.  Составлять предложения заданному плану.  

Деревья (лиственные, хвойные). Кустарники. Травы. Цветок. Стебель. Лист. Корень. Сад. Сорт. Вкус. Ягода. Грибы.    Съедобные. Несъедобные. Ядовитые.

Л.Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

К. Вступать в контакт и

работать в коллективе

(учитель –ученик,

ученик –ученик,

ученик –класс, учитель- класс).

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Входить и выходить из учебного помещения со звонком.

Р.Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения). Пользоваться учебной мебелью. Адекватно использовать

ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).

Работать с учебными принадлежностями.

принимать цели и произвольно включаться в

2

2

Растения сада.

3

3

Лес. Плоды и семена.

4

4

Грибы.

5

5

Травы.

4.

  1. Время года. Осень.

6

1

Осень. Экскурсия.

Слушать учителя. Вступать в диалог. Составлять предложения заданному плану.  Отвечать на вопросы. Отгадывать загадки. Наблюдать за изменениями в природе, описывать признаки осени, называть изменения, происходящие с растениями, животными. Анализировать изменения в природе по картинке. Классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать.  Описывать предмет по схеме. Составлять предложения заданному плану.  

Огород. Грядки. Овощи. Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь) Листопад. Дождь. Осенняя одежда. Пасмурно. Заморозки. Похолодание. Растения. Животные (шерсть, линяют, спячка, перелётные).

7

2

Растения и животные осенью.

8

3

Проверочная работа за 1 четверть.

9

4

Занятия людей осенью.

3.

  1. Неживая природа.

10

1

Солнце в разные времена года. Календарь.

Слушать учителя. Вступать в диалог. Составлять 

предложения заданному плану.  Отвечать на вопросы. Отгадывать загадки. Выполнять практические действия с термометром.. Классифицировать, анализировать, обобщать.  

Восход. Закат. Воздух. Календарь. Дни недели. Термометр. Ветер. Ураган. Сквозняк.

11

2

Воздух. Значение воздуха. Практическая работа с термометром.

12

3

Ветер.

4.

  1. Время года. Зима.

13

1

Зима. Экскурсия.

Слушать учителя. Наблюдать за изменениями в природе, описывать признаки зимы, называть изменения, происходящие с растениями, животными. Вступать в диалог. Составлять предложения заданному плану.  Отвечать на вопросы. Отгадывать загадки. Сравнивать, классифицировать и обобщать.  Анализировать изменения в природе по картинке.

Зима (декабрь, январь, февраль). Снег. Снегопад. Мороз. Снежинки. Метель. Вьюга. Зимняя одежда.

14

2

Растения и животные зимой.

15

3

Занятия людей зимой.

16

4

Проверочная работа за 2 четверть.

5.

  1. Животные.

17

1

Дикие животные.

Слушать учителя. Вступать в диалог. Составлять предложения заданному плану.  Отвечать на вопросы. Отгадывать загадки. Называть отличительные особенности животных. Классифицировать, сравнивать, анализировать, обобщать. Описывать предмет по схеме. Составлять предложения заданному плану.  

Дикие и домашние животные. Звери. Лось. Кабан. Заяц. Корова. Свинья. Кролик.  Детёныши. Повадки. Всеядные. Стадо.   Порода. Птицы. Хищные птицы.

18

2

Домашние животные.

19

3

Птицы.

20

4

Перелётные и зимующие птицы.

21

5

Хищные птицы.

4.

  1. Время года. Весна.

22

1

Весна. Экскурсия.

Слушать учителя. Наблюдать за изменениями в природе, описывать признаки весны, называть изменения,  происходящие с растениями, животными. Вступать в диалог. Составлять предложения заданному плану. Отвечать на вопросы. Отгадывать загадки. Сравнивать, классифицировать и обобщать.  Анализировать изменения в природе по картинке.

Весна (март, апрель, май). Сосульки, оттепель, ручьи, капель. Растения. Рассада. Животные (линяют, мех, грачи, скворцы). Скворечник. Трактор. Весенняя одежда.

деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем

темпе.

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов.

П. Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

Устанавливать видо-родовые отношения предметов.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

23

2

Растения и животные весной.

24

3

Занятия людей весной.

25

4

Проверочная работа за 3 четверть.

4.

  1. Человек.

26

1

Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний.

Слушать учителя. Вступать в диалог. Составлять предложения заданному плану.  Отвечать на вопросы. Классифицировать и обобщать. Описывать предмет по схеме. Составлять предложения заданному плану.  Выполнять 

практические действия по обработке раны.

Дыхание (трахея, бронхи, лёгкие). Кровь. Кровеносные сосуды. Сердце. Пульс. Окружающая среда. Молочные и мясные продукты. Сухие продукты.

27

2

Кровеносные сосуды. Кровь. Практическая работа по обработке раны.

28

3

Окружающая среда и здоровье человека.

29

4

Питание человека.

5.

  1. Время года. Лето.

30

1

Лето. Экскурсия.

Слушать учителя. Наблюдать за изменениями в природе, описывать признаки лета, называть изменения,  происходящие с растениями, животными. Вступать в диалог. Составлять предложения заданному плану. Отвечать на вопросы. Отгадывать загадки. Сравнивать, классифицировать и обобщать.  Анализировать изменения в природе по картинке.

Лето (июнь, июль, август). Гроза. Ливень. Жарко.

Растения. Животные. Летняя одежда.

31

2

Растения летом.

32

3

Животные летом.

33

4

Проверочная работа за год.

34

5

Занятия людей летом.

6.2.3. Приложение по предмету: «Мир природы и человека»  3 класс

№ п\п

№ урока

                                      Наименование  тем

Проверочные работы

Практические работы

Экскурсии

Дата

1

6

Осень.

       

1

2

8

Проверочная работа за 1 четверть.

1

3

11

Практическая работа с термометром.

1

4

13

Зима.

1

5

16

Проверочная работа за 2 четверть.

1

6

22

Весна.

1

7

25

Проверочная работа за 3 четверть.

1

8

27

Практическая работа по обработке раны.

1

     

9

30

Лето.

1

10

33

Проверочная работа за год.

1

4

2

4