Безопасность в лесу
план-конспект занятия по природоведению (5 класс)

Петрова Татьяна Валентиновна

Занятие поможет в игровой форме повторить правила безопасности в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_v_lesu._petrova.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 имени К. К. Грота

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Образовательное учреждение: ГБСКОУ школа-интернат №1 им. К.К. Грота

Предмет: занятие воспитателя

Класс:5

Воспитатель:  Петрова Татьяна Валентиновна

Тема занятия: Безопасное поведение в лесу.

Технология (если используется конкретная): игровая (игра по станциям)

Оборудование: Картинки с изображением грибов и ягод, 2 компаса, 2 маршрутных листа, карточки с заданиями, рюкзаки с различными предметами, разрезные картинки правил поведения в лесу, фишки за правильно выполненные задания (6 шт.), грамоты каждой команде.

Мультимедийное обеспечение: презентация

Цель занятия: Уточнение и закрепление представлений о безопасном поведении в лесу.

Коррекционная составляющая занятия:  Развитие навыков пространственной ориентировки по компасу, уточнение предметных представлений.

Планируемые результаты (для воспитанников):

предметные:

  • освоить правила безопасного поведения в лесу
  • потренироваться работать с компасом

метапредметные:

  • овладеть умениями сотрудничать
  • сформировать навык выполнения задания по инструкции (маршрутному листу)

личностные:

  • сформировать навыки разумной конкуренции, доброжелательного общения со сверстниками.
  • Развивать самостоятельность.

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1.  Организационный момент.

- Здравствуйте! Давайте проверим, как вы подготовились к занятию. Кто назовет предметы, которые вы должны были принести с собой?

- Мяч, мягкая игрушка, расчёски, аптечка, 2   воды  в бутылке, кукла, книга, тетрадь, телефоны, 2 рюкзака, фонарик.

2. Определение темы и целей занятия.

- Ребята, мы сегодня собрались с вами на занятие по очень важной теме. Рассмотрите несколько картинок и попробуйте догадаться, какой она будет?

Видеоряд: «не ходите в лес без взрослых», «не мусорите в лесу», «одевайтесь правильно», «не разжигайте костёр в лесу», «не собирайте и не ешьте незнакомые грибы»,  «не вредите лесу и лесным жителям».

- Как вы думаете, зачем мы решили провести такое занятие? Какова его цель?

- Безопасное поведение в лесу.

- Вспомнить правила поведения в лесу.

4.  Актуализация знаний.

- Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какие опасности могут нас подстерегать в лесу?

- Знаете ли вы, как уберечь себя от каких-либо из названных опасностей?

- Как не заблудиться в лесу и сориентироваться?

- Можете ли вы сказать, что уверенно чувствуете себя в лесу?

- Каких знаний и умений вам не хватает?

- В лесу нас подстерегают клещи, лесные пожары, ядовитые ягоды грибы, дикие животные и опасность заблудиться.

- Одеваться на прогулку в лес правильно, не разводить костры, не есть незнакомые грибы и ягоды.

- Сориентироваться по муравейнику, по мху, по солнцу, по компасу.

- Нет, не можем.

- Практических умений.

3.  Планирование деятельности.

- Что мы можем сделать сегодня на занятии, чему научиться, чтобы избежать таких опасностей?

- Да, мы сегодня вспомним правила безопасного поведения в лесу и научимся ориентироваться с помощью компаса.

- Мы разделим вас на две команды, попробуем поработать с компасом и выполнить несложные задания. Придумайте названия своим командам.

- Самый верный способ ориентации в лесу – компас. Он поможет нам сегодня находить задания на игре по станциям.Я раздаю вам компасы и маршрутные листы, по ним вы ищете пункты (станции) на которых находятся карточки с заданиями.

Ваша задача –найти с помощью компаса место станции, задание и выполнить это задание.

- Попробовать проиграть разные опасные ситуации.

5. Выполнение групповых заданий в ходе игры по станциям.

1 станция: «Собери рюкзак». Задание – выбери из предложенных вещей, то, что пригодится в лесу.

- Какие вещи лежат на столе?

- Какие из них нужно взять с собой в лес? Почему?

- Вы хорошо справились и получаете фишку за правильно выполненное задание.

- Что мы узнали и чему мы научились на первой станции?

Ребята от первого пункта по направлению, указанному в маршрутном листе, находят 2 пункт и вслух читают задание.

2 станция: «Съедобное и несъедобное»

Задание – собери в корзину съедобные грибы и  ягоды.

- Какие грибы вы возьмете в корзину?

- Какие ягоды вы возьмете в корзину?

- Вы хорошо справились и получаете фишку за правильно выполненное задание.

- Что мы узнали и чему мы научились на второй станции?

Ребята от второго пункта находят 3пункт и вслух читают задание.

3 станция: «Сформулируй правило по картинке».

Задание – собрать разрезную картинку и по этой картинке сформулировать правило.  Три  картинки у одной команды и три  картинки у другой команды

- Какие картинки вы собрали? Они вам знакомы?

- Какие правила вы сформулировали?

- Вы хорошо справились и получаете фишку за правильно выполненное задание.

- Что мы узнали и чему мы научились на третьей станции?

- Мяч, кукла, расчёска, книга, бутылка с водой, мобильный телефон,  мягкая игрушка, аптечка, фонарик.

- Мобильный телефон – для связи с окружающими.

Бутылка с водой – попить.

Аптечка – для непредвиденных ситуаций.

Фонарик – освещать путь, если стемнеет.

- Мы научились брать в поход нужные вещи.

- Грибы: поганка, лисичка, боровик, сыроежка, подберёзовик, мухомор, белый гриб, волнушка.

- Ягоды: ежевика, вороний глаз, клюква, малина, волчье лыко, земляника, черника.

- Лисичку, боровик, сыроежку, подберёзовик, белый гриб, волнушку.

-  Ежевику, клюкву, малину, землянику, чернику.

- Мы вспомнили съедобные и ядовитые грибы и ягоды.

- Да, мы видели их в начале урока на доске.

- «Не ходите в лес без взрослых», «Не мусорите в лесу», «Одевайтесь правильно», «Не разжигайте костёр в лесу», «Не собирайте и не ешьте незнакомые грибы»,  «Не вредите лесу и лесным жителям»).

- Мы вспомнили правила безопасности в лесу, мы поняли, что их обязательно надо соблюдать.

7.  Закрепление (выполнение творческого задания, проверочная работа, тестовая работа и т.п.).

Воспитатель применяет приём «Лови ошибку»

- Ребята, мы с вами вспомнили основные правила поведения в лесу, и вы можете занимать места за партами. Сейчас, я вам раздам маленькие тесты. В них будут написаны правила безопасного поведения в лесу, в которых допущены ошибки. Издатель многое перепутал, где нужно не напечатал частичку «НЕ», а где не надо напечатал. Попробуйте исправить ошибки издателя: восстановите правильность употребления частицы «не».

Правила безопасного поведения в лесу.

  1. Ходите в лес без взрослых.

2.       Мусорите в лесу.  

3.     Одевайтесь  неправильно.                                                        4.     Разжигай костёр в лесу без взрослых.  

5.     Не собирайте и не ешьте незнакомые грибы и ягоды.

6.     Причиняйте вред лесу и лесным обитателям.

- Как команды выполнили задание?

- В формулировке каких правил издатель допустил ошибки?

- Какое правило было напечатано верно?

- Какая команда верно восстановила правила? Она получает фишку за работу.

Правила безопасного поведения в лесу.

  1. НЕХодите в лес без взрослых.
  2. НЕМусорите в лесу.  
  3. Одевайтесь  правильно.
  4. НЕРазжигай костёр в лесу без взрослых.  
  5. Не собирайте и не ешьте незнакомые грибы и ягоды.
  6. НЕПричиняйте вред лесу и лесным обитателям.

- Правила 1-3 и 5.

- Не собирайте и не ешьте незнакомые грибы и ягоды.

8.  Подведение итогов занятия: рефлексия, оценка деятельности обучающихся.

- Какая цель стояла перед нами в начале занятия?

- Как мы собирались её достичь?

- Удалось ли нам выполнить задуманное?

- Что мы узнали, в чем потренировались?

- Сколько фишек можно было всего набрать?

- Какая команда набрала столько?

- В чем допустила ошибку вторая команда?

- Давайте оценим свои впечатления от занятия по принципу «Плюс – минус - интересно».

Заполните таблицу из трёх граф:

П

М

И

В графу «П» («плюс») записывается всё, что понравилось на занятии, было интересным и полезным.

В графу «М» («минус») записывается всё, что не понравилось на занятии, было скучным и бесполезным.

В графу «И» («интересно») вписываются интересные факты, рассмотренные на занятии, вопросы и планы: что хотели бы узнать ещё по данной теме.

- Вспомнить правила поведения в лесу.

- С помощью игровых, опасных ситуаций.

- Да, удалось.

- Мы вспомнили правила безопасного поведения в лесу, потренировались в сборе рюкзака, и в сборе грибов и ягод.

3 задания – 3 фишки, четвертая – за Правила поведения в лесу.

- 1команда – 4 фишки, 2 команда – 3 фишки: положила в корзину волчье лыко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка о правилах пожарной безопасности в лесу.

Лес  - наиболее привлекательное место для отдыха. После большого и шумного города так приятна лесная тишина, тень и прохлада, чистый воздух, особый лесной аромат! Нога ступает по мягкой лес...

Инструкция по правилам безопасности при нахождении в лесу в пожароопасный сезон

Инструкция проводится для обучающихся.  Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушения и их последствий несут дисциплинарную, административную или у...

ПАМЯТКА меры пожарной безопасности в лесу

ПАМЯТКА меры пожарной безопасности в лесу...

Инструкция по безопасному поведению в лесу

Памятка для учащихся "Безопасное поведение в лесу"...

Меры безопасности в лесу

Лес – это легкие земного шара. Деревья очищают воздух, обогащают его кислородом. К тому же леса являются родным домом для его обитателей. Поэтому каждый обязан охранять природу, свести к минимум...