Конспект урока на тему "Перелётные птицы"
план-конспект урока по природоведению (5 класс)

Макарова Юлиана Аркадьевна

Конспект открытого урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Г. Скребицкий. «Весна-красна. Перелётные птицы.»

Цель: Продолжить знакомить с творчеством Скребицкого, повторить признаки прихода весны, вспомнить перелётных и зимующих птиц.

Задачи: 
обучающие:
 
- формировать навык выразительного чтения;

-актуализация знаний о временах года; 
- учить анализировать данное произведение; 
-развивающие: 
- совершенствовать память, развивать внимание, мышление, воображение; 
- развивать связную устную речь учащихся; 
- активизировать и пополнять словарный запас учащихся; 
- формировать монологическую и диалогическую речь учащихся. 
воспитывающие: 
- воспитывать любовь к родной природе; 
- пробуждать интерес к предмету; 
- воспитывать чувство удовлетворенности результатами своей работы.

Оборудование: листы со словом ВЕСНА, краски, кисточки, музыка Вивальди «Времена года. Март.», карточка на доску«Для меня весна-это…», карточки для работы с интерактивной доской: Зимнее небо: серое; хмурое; зеленоватое, будто неживое; будто его ледком затянуло.Весеннее небо: голубое, словно вода в весеннем разливе; радостное, как будто согрето солнцем; ясное, лазурное; по небу плывут пушистые кучевые облака; в небе мы видим птиц, которых нет зимой.), скворечники, кормушки, звуки птичьих голосов, колонка, чернила, перья.

I.Организационный момент. Постановка учебной задачи.

  1. - Ребята, скажите, а как мы понимаем, что у человека хорошее настроение?

- Как ещё люди  могут передать своё настроение?

- Может передаваться в музыке, в стихах, рассказах, в картинах.

- Сейчас мы попробуем передать своё настроение при прослушивании музыки с помощью красок.

- Послушайте произведение А.Вивальди «Времена года» и подумайте, о каком времени года рассказывает композитор? (О весне.)

-Сейчас мы узнаем, правы ли вы или нет.

  1. - Попробуйте передать своё настроение, подобрав нужный цвет.

- Нанесите его на лист бумаги.

- Прочитайте, какое у вас появилось слово на листе бумаги.

(Весна)

- А как вы думаете. Почему именно это слово появилось на листе?

(Потому что такой увидел весну Антонио Вивальди и выразил свои чувства в музыке.)

- Значит, о каком времени года мы будем говорить? ( О весне) СЛАЙД

- Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

  1. - Что связано для вас со словом «весна»?

Кладите мне на ладошку свои слова. Начинаем со слов: «Для меня весна-это…» (Фраза появляется на доске. Учитель проходит с вытянутой рукой, уч-ся прикасаются к ней и называют слова, которые ассоциируются с темой весеннее настроение).

Посмотрите, как  много нашлось слов. Оказывается, об одном явлении можно рассказать по-разному.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. - Вспомните, как называется произведение, которое мы с вами читали на прошлом уроке? («Весна-красна.»)

-Вспомните автора этого рассказа. (Г.Скребицкий.)

-Что необычного мы знаем об этом авторе? (Он писатель-натуралист. Все его произведения рассказывают нам о природе.)

-Что появляется на небе в рассказе «Весна-красна» с приходом весны? (На небе появляются кучевые облака.) СЛАЙД.

-Верно, кучевые облака один из признаков прихода весны. И сейчас мы попробуем сравнить, каким мы видим небо зимой и как оно изменяется с приходом весны.

  1. -На дом вам было задано найти в тексте описание зимнего и весеннего неба и сравнить.

Работа с интерактивной доской. СЛАЙД.

Изображение зимнего и весеннего неба. Карточки с описанием, которые учащиеся должны прочитать и правильно расположить.

(Зимнее небо: серое; хмурое; зеленоватое, будто неживое; будто его ледком затянуло.

Весеннее небо: голубое, словно вода в весеннем разливе; радостное, как будто согрето солнцем; ясное, лазурное; по небу плывут пушистые кучевые облака; в небе мы видим птиц, которых нет зимой.)

- Давайте вспомним, после того как мы увидим на небе первые кучевые какие гости прилетят к нам вслед за пушистым облаком, на котором прилетела весна-красна?(Птицы)

-Давайте найдём в тексте, какие же птицы потянулись в родные края следом за весной.(работа с текстом)

ФИЗМИНУТКА

Физминутка Лебеди

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

Физминутка Гимнастика для глаз

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)

Птичка улетела вправо (смотрят вправо)

Птичка улетела влево (смотрят влево)

И спряталась на полу (смотрят на пол)

  1. ЮЛИАНА. Перелётные и зимующие птицы. СЛАЙД.

Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь) Люди обращали внимание на перелеты птиц с глубокой древности, удивляясь их способности осенью улетать в теплые края, а весной возвращаться. С приходом холодов многие пернатые, обитавшие в городах, в лесах и на полях, отправляются в путь. Причем некоторые из них перебираются на новое место жительства в конце августа-начале сентября, когда еще тепло.

Дело в том, что зимой птицам очень сложно отыскать себе еду, ведь насекомых, ягод и зерен становится мало, а когда выпадает снег, то их вообще почти невозможно найти. И разные виды пернатых решают эту проблему по-разному: перелетные птицы пролетают сотни и даже тысячи километров до более теплых стран, а оседлые — приспосабливаются к нашим суровым зимам.

Перелётных птах зимой вы не увидите, они улетают и возвращаются к нам при наступлении тепла. А вот осёдлые и кочующие – зимующие, они на протяжении всего холодного времени года будут неподалёку с нами.

Зачем птицы покидают родные края?

Среди основных причин – это холод и отсутствие еды. Зимнее время не так страшно для них, как недостаток пищи. Пернатые – существа теплокровные, их средняя температура тела составляет около 41 градуса. Кроме того, предотвратить переохлаждение помогает пух под оперением. Поэтому сохранять свою жизнедеятельность суровой зимой они способны, чего не скажешь про их активность без достаточного количества корма.

Самыми последними улетают грачи, но возвращаются они с зимовки в родные края в числе первых.

Многие птицы никуда не летят и остаются с нами зимовать. К ним относятся те, которые кроме насекомых, могут клевать семена, зерно, ягоды и хлебные крошки. Среди таких зимующих птах — всем известные воробьи и сороки, голуби и вороны, снегири и синицы.

Как бы зимующие птицы не были приспособлены к зиме, наша с вами задача – им помочь выжить в холодное время. Устроить столовые для пернатых можно при помощи кормушек. Если туда каждый день насыпать зерно и хлебные крошки, птицы привыкнут к месту кормления и будут радовать вас своим появлением, прилетая на обед.

  1. Скворечники, кормушки. СЛАЙД.
  2. - С наступление весны мы можем слышать вокруг себя много новых звуков:  капель, звонкое журчанье ручейков, повсюду разносится щебетанье птиц, которые приветствуют своими песнями весну-красну. (Может учащиеся сами назовут этот признак?)

-И сейчас, мы с вами окажемся в весеннем лесу и попробуем угадать птиц по их голосам. С некоторыми вы уже знакомы и должны их узнать. (Включаем голоса птиц, учащиеся угадывают и появляется СЛАЙД с изображением птицы.) Грач, сойка, дрозд, жаворонок, скворец, воробей, ворона.

- Каких из этих птиц мы можем встретить зимой? (воробей, ворона)

-Как мы называем птиц, которые остаются зимовать? (зимующие).

-А птиц, которые улетают на юг? (перелётные)

9.  –Давайте вспомним, чем покрыто тело птиц? (перьями)

- А вы знаете, люди тоже используют перья? Для чего нам могут быть полезны перья птиц? (подушки, одеяла, украшения, куртки(пуховики))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Экологические группы птиц.

Цель  урока: систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц и  их приспособленности к различным средам обитания.Задачи:-обучающие:  сформировать у учащихся знани...

План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"

Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....

План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"

Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....

Конспект урока ИЗО "Рисование птицы"

Открытый урок в 4 классе...

Конспект урока: Экологические типы птиц, их роль в природе, жизни человека

Разработка содержит конспект урока с презентацией. В презентации много дополнительного материала по теме, который можно использовать и во внеурочной деятельности обучающихся....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...